Происхождение славян: современные гипотезы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 22:09, реферат

Описание работы

Величие России не только в ее колоссальном экономическом потенциале, огромном территориальном пространстве, богатстве природных ресурсов, оно в ее многовековой истории, в уникальной древнерусской восточно-христианской цивилизации сложившейся на бескрайних просторах Евразии, феномен которой во многом оставался и остается загадкой для поколений исследователей.

Содержание работы

Введение 3
1. Источники и историография 4
2. Происхождение славян 8
3. Расселение славян 22
4. Занятия восточных славян и их социальная организация 25
5. Культура и верования восточных славян 27
Заключение 30
Список литературы 31

Файлы: 1 файл

Происхождение славян.doc

— 150.00 Кб (Скачать файл)

  Постепенно ремесленное  производство отделилось то сельского хозяйства, выделились ремесленники (первоначально – кузнецы и гончары) в качестве особой социальной группы. Возникли города как центры ремесел, торговли и административного управления. В укрепленной части города выросли дворы князей и знати, у городской стены зашумел посад, населенный ремесленниками и торговцами. Уже в IX в. было более 20 значительных городов.

  Как правило, города  строились на торговых путях  (Ладога, Новгород, Киев и др.), важнейшими  из которых в  IX – X вв. были путь «из варяг в греки» и волжский. Вывозили в основном мед, воск, меха, рабов; ввозили предметы роскоши (шелковые ткани, дорогое оружие, вина; с Востока также шел массовый приток серебряной монеты). Внешняя торговля обслуживала потребности знати, не затрагивая основной массы населения, жившего в условиях натурального хозяйства. Поэтому внутренняя торговля была незначительна.

  У восточных славян  низшим звеном социальной организации  была соседская (территориальная)  община – вервь (ее члены  объединялись не по родству, как принято в первобытной общине, а на основе совместного проживания на одной территории; дом, скот, орудия и результаты труда принадлежали составлявшим общину индивидуальным семьям; леса, луга, водные угодья находились в совместном пользовании членов общины; пахотная земля периодически перераспределялась между входившими в общину семьями). Соседские общины объединялись в племена, племена – в союзы племен.

  Союзы племен восточных  славян представляли собой достаточно  сложный социальный организм. Центрами их социально-политической жизни были укрепленные грады, которые со временем превратились в полноценные города, например, Киев – у полян, Искоростень – у древлян, Туров – у дреговичей, Новгород – у словен. В градах происходили собрания свободных мужчин – общинников союза, на которых решались важнейшие вопросы. Усложнение общественной жизни в рамках союзов восточнославянских племен привело к выделению особого социального слоя – старейшин и образованию органов управления – советов старейшин. Значение вечевых народных собраний постепенно утратило свое значение.

  В VI – IX вв., в эпоху массовых миграций и военных походов славян, в том числе восточных, яростных столкновений между племенными союзами выдвинулся слой профессиональных воинов – дружинников во главе с военным руководителем – князем, в руках которого сконцентрировалась власть в союзах племен. Поэтому-то последние в науке определяются как племенные княжения или союзы племенных княжеств. Обладая реальной властью и военной силой, опираясь на свой авторитет и накопленные богатства, князья, дружинники, старейшины изымали у рядовых общинников часть произведенной ими продукции. Таким образом, к середине IX в. в результате развития восточно-славянского этноса, появления первых городских центров, способствующих расширению торговли и ремесла, усложнению социальной структуры общества, образования устойчивых межплеменных союзов и первых протогосударственных политических центров, стремящихся к их консолидации, вызрели предпосылки для формирования государственности.

 

5. Культура и верования восточных славян

 

 О культуре восточнославянских союзов племенных княжений известно очень мало. Общее представление дает анализ архаических черт фольклора, сохранившихся в языке в виде обрядовых песен, загадок и сказок. Ряд реликтовых культурологических явлений этого далекого времени отражается в детских играх. О своеобразии и самостоятельности прикладного искусства восточных славян свидетельствуют археологические находки, относящиеся к VI – VII вв., среди которых серебряные фигурки коней с золотыми гривами и копытами (находки в районе реки Рось).

  Изобразительное искусство и фольклор древних славян неразрывно связаны с язычеством. Главными языческими божествами были: Сварог (бог неба) и его сын Сварожич (бог огня), Род (бог плодородия), Стрибог (бог ветра), Даждьбог (божество солнца), Велес (бог скота), Перун (бог грозы). В честь этих богов устанавливались специальные статуи-идолы, приносились жертвы.

  По мере усложнения  социальной организации восточнославянского  общества происходили изменения и в языческом пантеоне: главным божеством военно-служилой знати стал Перун, превратившийся в бога войны. Вместо деревянных идолов появились каменные изваяния божеств, сооружались языческие святилища. Разложение родовых отношений сопровождалось и усложнением культовых обрядов.

  С переходом к  оседлому пашенному земледелию  у восточных славян появляются  разработанный и дошедший до  нас аграрный календарь и культ  земледельческих божеств Рода. Для  восточнославянских союзов периода VI– IX вв. характерна весьма развитая система космологических представлений. Земля виделась славянам неподвижной, вокруг нее вращались планеты и звезды, а Солнце ночью проплывало по предполагаемому подземному океану. Земным миром ведала богиня плодородия Макошь, над ним существовали два неба – небесная твердь и верхнее небо с запасами дождевой воды; миром подземным управлял Ящер и связанный с культом поклонения предков бог Волос. Кроме верховных божеств, восточные славяне верили и в мир более близких им фантастических существ – леших, домовых, водяных, русалок, населявших лесные чащи и водные глади.

  К богам обращались  при помощи магических заклинаний, а просьбы сопровождались обрядами  и жертвоприношениями. Укрепился  календарь языческих молений  и празднеств, который дожил до наших дней. В новогодние святки проводились «хождения ряженых» и гадания о предстоящем годе; ко дню весеннего солнцестояния была приурочена масленица с проводами зимы – сжиганием чучела и приготовлением обрядовых блинов – символа Солнца. Главным летним событием был день Купалы – древний общеславянский праздник Русалий (день летнего солнцеворота), когда молили языческих богов о плодородии и жгли костры по берегам рек, сопровождая пением и плясками.

  В VI – IX вв. на территориях создаются и крупные культовые святилища – капища. На таких капищах, обнаруженных археологами (например, Звенигород на реке Збруч на Украине), находились специальные, вымощенные камнем площадки, где устанавливались языческие идолы, совершались моления и приносились жертвы. В жертвенных ямах обнаружены такие находки, как кости животных, зерно, предметы обихода: стеклянные браслеты, металлические замки и ключи, и даже золотые и серебряные украшения (височные кольца, гривны). Руководили святилищами языческие жрецы-волхвы, сохранявшие систему обрядов, тексты молений и их календарные сроки, знавшие знахарские заговоры и травяные лекарственные отвары.

  В наше время  восточные славяне (русские, украинцы, белорусы) составляют около 85% населения  России, 96% Украины и 98% Белоруссии. Даже в Казахстане к ним относится около половины населения республики. Однако такое положение сложилось относительно недавно. Сам процесс расширения территории сначала древних русов (восточных славян), а затем трех народов, их потомков, занял многие столетия сложного и изменчивого исторического развития.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                       Заключение

 Таким образом,  нашими далекими предками были славяне. Славяне, выделившись из индоевропейской семьи, составили некий массив родственных племен, выделяющихся, прежде всего, в языковом отношении. Но нельзя считать, что этот массив был изолирован от других этносов, развивался сам по себе, пока не сложились славяне. На самом деле процесс этногенеза гораздо труднее и противоречивее.

Древнейшие праславяне занимали довольно значительную площадь и контактировали с населениями разных культур, смешивались с разными племенами. Образовывались племенные группы или союзы племен. В VI-VII вв. у славян было несколько больших группировок и множество малых племен, но главное, что у них было единое самосознание. К тому же в это время шло активное перемещение славян по обширной территории.

С одной стороны –  это вело к смешиванию славян различных  регионов и усиления сознания единства во всем славянском мире. Но с другой, именно в это время славяне начинают продвигаться на новые территории и смешиваться с разными иноязычными группами.

Это привело к дальнейшему  разделению славянской общности на три  ветви: западную, восточную и южную.

Но несмотря на противоречивость изложенных точек зрения на начало формирования славянской общности почти все исследователи единодушно сходятся в том, что в первой половине I тыс. н.э. территория между средним Днепром и Бугом были заняты славянскими племенами.  Все археологические культуры, оставленные славянским или неславянским населением, имели больше или меньше отношения к сложению славянских раннесредневековых общностей, внеся при этом свой определенных вклад в создание физического типа славян, в развитие их материальной, духовной и производственной деятельности.

  В вопросе о  происхождении славян и об  их раннем развитии  еще много  неясного и спорного, она остается  еще не до конца раскрытой  в мире науки.

Список литературы

 

  1. Деревянко А.П., Шабельникова Н.А. История России: учеб. пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд.-во Проспект, 2006.

 

  1. Зуев М.Н. Отечественная история: учебное пособие для старшеклассников и поступающих в вузы в 2 кн.: Кн.1: История Росси с древности до конца XIX века/ М.Н. Зуев. – М.: «Издательский дом «Оникс 21 век», 2003.

 

  1. Жукова Л.В. История России с древнейших времен до настоящего времени: Учебное пособие для поступающих в вузы/ Л.В. Жукова. – М.: Изд.-во «Экзамен», 2003.

 

  1. История России с древнейших времен до конца XVII века/ А.П. Новосельцев, А.Н. Сахаров, В.И. Буганов, В.Д. Назаров; отв.ред. А.Н. Сахаров, А.П. Новосельцев. – ООО «Изд.-во АСТ-ЛТД», 1998.

 

  1. Кацва Л.А., Юрганов А.Л. «История России VIII – XV вв.», М.: МИРОС-Аргус, 1995.

 

  1. Кобычев В.П. В поисках прародины славян, М., «Наука», 1973.

 

  1. Лаптев В.В. Происхождение и древняя история восточ. славян (Лекция) – Л., 1970.

 

  1. Отечественная история: Элементарный курс: Учеб. пособие/ Под ред. проф. И.М. Узнародова, проф. Я.А. Перехова. – М.: Гардарики, 2002.

 

  1. Седов В.В. «Восточные славяне в VI – XIII вв.», М., 1982.

 

  1. Седов В.В. «Происхождение и ранняя история славян », М., 1979.

 

  1.  Третьяков П.Н. «У истоков древнерусской народности», Л., 1970.

 

        

 

    

 

 

 

 

 




Информация о работе Происхождение славян: современные гипотезы