Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 18:48, творческая работа
Опыт государственно-политических и социально-экономических преобразований в России и других странах СНГ представляет социальную ценность. Он доказывает, что все бывшие республики СССР, а ныне страны СНГ, выбрали либерально-демократическую модель государственной организации и модернизируют конституционный строй и правовую систему.
1.Введение. ……………………………………………………………стр.2
2.СНГ как межгосударственное объединение. ………………….стр.3-4
3. Конституции и конституционные реформы в странах СНГ..стр.5-6
4. Некоторые вопросы конституционного права стран СНГ.
А)Порядок принятия, изменения и дополнения конституций зарубежных стран СНГ …………………………………………….стр.7-9
Б)институт гражданства в зарубежных странах СНГ………...стр.9-11
В)президент и его полномочия……………………………….стр.11-14
Г) конституционные основы организации и деятельности органов государственной власти в зарубежных странах СНГ……….стр.14-15
5.Заключение…………………………………………………………стр.16
6.Приложения……………………………………………………..стр.17-18
7. Список литературы………………………………………………стр.19
Государственное образовательное учреждение лицей №64
Приморского административного района
Исследовательская работа по обществознанию на тему:
«Распад СССР и некоторые вопросы конституционного права стран СНГ».
Ученицы 10 «А» класса Кириллиной Вероники
Санкт-Петербург 2011 год.
СОДЕРЖАНИЕ.
1.Введение. ……………………………………………………………стр.2
2.СНГ
как межгосударственное
3. Конституции и конституционные реформы в странах СНГ..стр.5-6
4. Некоторые вопросы конституционного права стран СНГ.
А)Порядок принятия, изменения и дополнения конституций зарубежных стран СНГ …………………………………………….стр.7-9
Б)институт гражданства в зарубежных странах СНГ………...стр.9-11
В)президент и
его полномочия……………………………….стр.11-
Г) конституционные основы организации и деятельности органов государственной власти в зарубежных странах СНГ……….стр.14-15
5.Заключение………………………………………………
6.Приложения………………………………………………
7. Список
литературы………………………………………………
- 1 -
1.Введение.
Опыт государственно-политических и социально-экономических преобразований в России и других странах СНГ представляет социальную ценность. Он доказывает, что все бывшие республики СССР, а ныне страны СНГ, выбрали либерально-демократическую модель государственной организации и модернизируют конституционный строй и правовую систему. Все страны Содружества создают национальную государственность с учетом достижений мировой цивилизации, используя опыт государственно-политических преобразований в России, а также опираясь на собственный исторический опыт и национальные традиции.
В силу исторической и национальной обусловленности социальных процессов многие страны СНГ нашли весьма оригинальное решение отдельных конституционно-правовых проблем, в частности, организации политической власти, государственного устройства, системы и структуры органов государства, местного самоуправления. Изучение этого опыта имеет колоссальное научно-практическое значение.
Развитие конституционного права зарубежных стран СНГ позволяет осмыслить итоги государственного строительства в этих государствах, сравнить их с практикой государственного строительства в России, увязать анализ действующего конституционного законодательства с реальными событиями, творчески использовать позитивные результаты, извлечь уроки негативного опыта.
Для более углубленного изучения конституционно-правовых институтов стран СНГ следует знакомиться с научными публикациями по проблемам становления и развития национальной государственности этих стран, монографической литературой. Необходимую информацию можно почерпнуть из таких изданий, как журналы: "Государство и право"; "Правоведение"; "Право и жизнь"; "Дипломатический вестник"; "Бюллетень международных договоров"; "Вестник Межпарламентской Ассамблеи СНГ"; "Информационный бюллетень Межпарламентской Ассамблеи СНГ" и др. А также познакомившись с работами «Новые конституции стран СНГ и Балтии / Под ред. и со вступительной статьей проф. Н.А. Михалевой» и «Сравнительный анализ конституций государств-участников СНГ» (под ред. Вишнякова В.Г.) Егиазаров В.А. Вишняков В.Г. Манов Б.Г. Городец 2006
.
- 2 –
2. СНГ как межгосударственное объединение.
На огромной территории бывшего Советского Союза произошли изменения, имеющие исключительно важные политические и социальные последствия. Союз ССР как субъект международного права и геополитическая реальность прекратил свое существование. На основе исторической общности народов бывшего СССР, сложившихся между ними экономических, государственно-политических и демографических связей в конце 1991 г. образовано Содружество Независимых Государств (СНГ). В СНГ входят 12 бывших советских республик. Это Азербайджан, Армения, Беларусь, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан и Украина. За пределами Содружества три прибалтийские республики — Латвия, Литва и Эстония.
Создание СНГ было призвано обеспечить безболезненный переход от единого союзного государства к системе суверенных национальных государств на месте бывшего СССР. В отличие от Союза ССР Содружество не является государством и не обладает наднациональными полномочиями. СНГ не является ни федерацией, ни конфедерацией. Поэтому сравнивая между собой СССР как федерацию и СНГ можно выделить несколько сравнительных линий, а именно:
1. Федерация
— это единое сложное по
своей внутренней структуре
2. Правовая характеристика
федеративной формы
3. Федерация
характеризуется
4. Для федерации характерно единое гражданство, а в СНГ отсутствует единое гражданство.
5. В федерации
действует единый основной
6. В федерации
существует единая система
7. Субъекты федерации
не пользуются правом сецессии,
8. В федерации — единая кредитно-денежная система; в СНГ нет единой валюты. Каждое государство Содружества имеет свою национальную валюту.
9. Для федерации
характерны единые вооруженные
силы, которые возглавляет президент
страны — верховный
10. Федерация
имеет официальную
- 3 –
По способу создания и механизму взаимоотношений субъектов СНГ — это межгосударственное объединение, основанное на договоре. В основе СНГ учредительные документы — Соглашение между государствами-участниками о создании СНГ от 8 декабря 1991 г.1 ; Протокол к этому Соглашению от 21 декабря 1991 г.2 ; Алма-Атинская Декларация от 21 декабря 1991 г.3 ; Устав СНГ от 22 января 1993 г.4 Эти акты имеют между народно-правовой характер. Они предусматривают обязательную процедуру их ратификации участниками Содружества.
Отношения в рамках СНГ строятся на основе максимального учета позиций каждого государства. Такое партнерство — это долговременная стратегия, вытекающая из исторических, культурных взаимосвязей, экономической необходимости и национальных интересов. Содружество служит развитию отношений добрососедства, международного согласия, доверия, взаимопонимания и взаимовыгодного сотрудничества между государствами-членами.
Все государства — участники СНГ, согласно решению Совета глав государств — участников СНГ от 20 марта 1992 г., являются правопреемниками бывшего Союза ССР.
В начальный период существования Содружества Независимых Государств оно рассматривалось главным образом как механизм цивилизованного развода бывших союзных республик и раздела имущества СССР, как способ плавного перехода от советской империи к независимому существованию суверенных национальных государств. Сейчас, когда спадает эйфория национально-государственной обособленности, появляется стремление к развитию экономического и политического взаимодействия. В то же время предложение о трансформации СНГ в более тесное образование — Евразийский союз, с общим парламентом, единым гражданством, современными вооруженными силами, тесной экономической координацией — не находит поддержки в государствах — участниках СНГ. Содружество еще не реализовало свой собственный потенциал.
- 4 -
3. Конституции и конституционные реформы в странах СНГ.
В динамике
общественных перемен важное
значение имеет создание
Разработка и совершенствование новых конституций стран СНГ представляет собой одну из актуальных проблем развития демократии, права и укрепления законности. В конституции фокусируются научные аспекты государствоведения. Она оказывает влияние на все стороны социальной жизни.
Посредством
конституции оформляется
В конституционных реформах получают отражение масштабные общественные преобразования, происходящие в странах СНГ; социальные процессы, связанные с совершенствованием государственно-политической организации общества в период утверждения государственного суверенитета и перехода экономики на рыночную модель; повышения эффективности правового регулирования общественных отношений; признания человека высшей социальной ценностью.
Темпы и масштабы социально-
До распада Союза ССР
Глубокие перемены общественного строя с началом перестройки в СССР, а затем после распада СССР и утверждения государственного суверенитета в бывших советских республиках не могли не сказаться на содержании их конституционного законодательства.
Правовой основой новых конституций стран Содружества стали Декларации о государственном суверенитете (например, Декларация о государственном суверенитете Украины от 16 июня 1990 г.; Декларация о государственном суверенитете Узбекской ССР от 20 июня 1990 г.; Декларация о государственном суверенитете Таджикской ССР от 24 августа 1990 г. и др.).
Эти документы не утратили своего значения и в настоящее время. Они легли в основу разработки новых конституций. Так, в Преамбуле Конституции Армении от 5 июля 1995 г. подчеркивается, что армянский народ принимает за основу новой Конституции фундаментальные принципы армянской государственности и общенациональные цели, закрепленные в Декларации о независимости Армении.
Необходимость конституционных реформ в государствах СНГ назревала объективно. На первом их этапе страны Содружества, так же как и Россия, ограничивались поправками в тексты основных законов, которые не сводились к косметическому ремонту, а серьезно обновляли их содержание и структуру. Подводя черту под тоталитарным прошлым, они означали принципиально новый этап конституционной истории государств — участников СНГ.
Информация о работе Распад СССР и некоторые вопросы конституционного права стран СНГ