Распад СССР и некоторые вопросы конституционного права стран СНГ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 18:48, творческая работа

Описание работы

Опыт государственно-политических и социально-экономических преобразований в России и других странах СНГ представляет социальную ценность. Он доказывает, что все бывшие республики СССР, а ныне страны СНГ, выбрали либерально-демократическую модель государственной организации и модернизируют конституционный строй и правовую систему.

Содержание работы

1.Введение. ……………………………………………………………стр.2
2.СНГ как межгосударственное объединение. ………………….стр.3-4
3. Конституции и конституционные реформы в странах СНГ..стр.5-6
4. Некоторые вопросы конституционного права стран СНГ.
А)Порядок принятия, изменения и дополнения конституций зарубежных стран СНГ …………………………………………….стр.7-9
Б)институт гражданства в зарубежных странах СНГ………...стр.9-11
В)президент и его полномочия……………………………….стр.11-14
Г) конституционные основы организации и деятельности органов государственной власти в зарубежных странах СНГ……….стр.14-15
5.Заключение…………………………………………………………стр.16
6.Приложения……………………………………………………..стр.17-18
7. Список литературы………………………………………………стр.19

Файлы: 1 файл

работа.doc

— 1.53 Мб (Скачать файл)

Государственное  образовательное  учреждение  лицей  №64

Приморского  административного  района

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исследовательская  работа  по  обществознанию  на  тему:

«Распад  СССР  и некоторые  вопросы  конституционного  права  стран  СНГ».

 

 

 

 

 

Ученицы  10 «А» класса  Кириллиной  Вероники

                                                  Учитель: Никитина  Ольга Дмитриевна

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург  2011 год.

СОДЕРЖАНИЕ.

 

1.Введение.  ……………………………………………………………стр.2

2.СНГ  как межгосударственное объединение. ………………….стр.3-4

3. Конституции  и конституционные реформы в  странах СНГ..стр.5-6

4. Некоторые  вопросы  конституционного права стран  СНГ.

А)Порядок принятия, изменения и дополнения конституций зарубежных стран СНГ …………………………………………….стр.7-9

Б)институт гражданства в зарубежных странах СНГ………...стр.9-11

В)президент  и  его  полномочия……………………………….стр.11-14

Г) конституционные основы организации и деятельности органов государственной власти в зарубежных странах СНГ……….стр.14-15

5.Заключение…………………………………………………………стр.16

6.Приложения……………………………………………………..стр.17-18

7. Список  литературы………………………………………………стр.19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- 1 -

1.Введение.

       Опыт государственно-политических и социально-экономических преобразований в России и других странах СНГ представляет социальную ценность. Он доказывает, что все бывшие республики СССР, а ныне страны СНГ, выбрали либерально-демократическую модель государственной организации и модернизируют конституционный строй и правовую систему. Все страны Содружества создают национальную государственность с учетом достижений мировой цивилизации, используя опыт государственно-политических преобразований в России, а также опираясь на собственный исторический опыт и национальные традиции.

      В силу исторической и национальной обусловленности социальных процессов многие страны СНГ нашли весьма оригинальное решение отдельных конституционно-правовых проблем, в частности, организации политической власти, государственного устройства, системы и структуры органов государства, местного самоуправления. Изучение этого опыта имеет колоссальное научно-практическое значение.

       Развитие  конституционного права зарубежных стран СНГ позволяет осмыслить итоги государственного строительства в этих государствах, сравнить их с практикой государственного строительства в России, увязать анализ действующего конституционного законодательства с реальными событиями, творчески использовать позитивные результаты, извлечь уроки негативного опыта.

       Для более углубленного изучения конституционно-правовых институтов стран СНГ следует знакомиться с научными публикациями по проблемам становления и развития национальной государственности этих стран, монографической литературой. Необходимую информацию можно почерпнуть из таких изданий, как журналы: "Государство и право"; "Правоведение"; "Право и жизнь"; "Дипломатический вестник"; "Бюллетень международных договоров"; "Вестник Межпарламентской Ассамблеи СНГ"; "Информационный бюллетень Межпарламентской Ассамблеи СНГ" и др. А также познакомившись  с работами  «Новые конституции стран СНГ и Балтии / Под ред. и со вступительной статьей проф. Н.А. Михалевой»  и «Сравнительный анализ конституций государств-участников СНГ» (под ред. Вишнякова В.Г.) Егиазаров В.А. Вишняков В.Г. Манов Б.Г. Городец 2006

.

 

 

 

 

 

 

-  2 –

 2. СНГ как межгосударственное объединение. 

                 На огромной территории бывшего Советского Союза произошли изменения, имеющие исключительно важные политические и социальные последствия. Союз ССР как субъект международного права и геополитическая реальность прекратил свое существование. На основе исторической общности народов бывшего СССР, сложившихся между ними экономических, государственно-политических и демографических связей в конце 1991 г. образовано Содружество Независимых Государств (СНГ). В СНГ входят 12 бывших советских республик. Это Азербайджан, Армения, Беларусь, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан и Украина. За пределами Содружества три прибалтийские республики — Латвия, Литва и Эстония.

                Создание СНГ было призвано обеспечить безболезненный переход от единого союзного государства к системе суверенных национальных государств на месте бывшего СССР. В отличие от Союза ССР Содружество не является государством и не обладает наднациональными полномочиями. СНГ не является ни федерацией, ни конфедерацией. Поэтому сравнивая между собой СССР  как федерацию и СНГ можно выделить  несколько сравнительных линий, а именно:

1. Федерация  — это единое сложное по  своей внутренней структуре государство, а СНГ — это международно-правовое объединение суверенных независимых государств.

2. Правовая характеристика  федеративной формы государственного  устройства закреплена в конституции  федеративного государства, а  правовая форма СНГ определена  ее уставными документами.

3. Федерация  характеризуется территориальным единством, государственным суверенитетом в пределах своей территории, а в СНГ каждое государство обладает суверенитетом и самостоятельно распоряжается своей территорией.

4. Для федерации  характерно единое гражданство, а в СНГ отсутствует единое гражданство.

5. В федерации  действует единый основной закон  — федеральная конституция и  федеральная конституционно-правовая  система. Признается безусловное  верховенство федерального закона. В СНГ нет единой конституции, единой правовой системы. Каждое государство СНГ имеет свою конституцию и свою национальную правовую систему. Нормы общего права СНГ, принимаемые органами СНГ, имеют рекомендательный характер и подлежат ратификации государствами — участниками СНГ.

6. В федерации  существует единая система высших  органов государственной власти: президент, парламент, правительство,  федеральные министерства, ведомства,  верховный суд, высший арбитражный  суд, конституционный суд, прокуратура  и др. В СНГ нет единоличного главы, а есть Совет глав государств; нет единого парламента, а есть Межпарламентская Ассамблея государств-участников, которая формируется из национальных парламентских делегаций стран Содружества; нет единого правительства, а есть Совет глав правительств и т.п.

7. Субъекты федерации  не пользуются правом сецессии,т.е. выхода   из состава государства (как правило, федеративного); государства — участники СНГ обладают правом одностороннего выхода из состава Содружества.

8. В федерации  — единая кредитно-денежная система; в СНГ нет единой валюты. Каждое государство Содружества имеет свою национальную валюту.

9. Для федерации  характерны единые вооруженные  силы, которые возглавляет президент  страны — верховный главнокомандующий.  В СНГ нет единых вооруженных  сил, однако создан миротворческий контингент для поддержания мира в горячих точках СНГ по решению Совета глав государств и Совета глав правительств.

10. Федерация  имеет официальную государственную  символику — государственный  флаг, государственный герб и  государственный гимн, а также столицу. В СНГ с 1996 г. вводится символика, например, флаг СНГ, однако пока еще нет герба, гимна, столицы.

 

- 3 –

 

 

       По способу создания и механизму взаимоотношений субъектов СНГ  — это межгосударственное объединение, основанное на договоре. В основе СНГ учредительные документы — Соглашение между государствами-участниками о создании СНГ от 8 декабря 1991 г.1 ; Протокол к этому Соглашению от 21 декабря 1991 г.2 ; Алма-Атинская Декларация от 21 декабря 1991 г.3 ; Устав СНГ от 22 января 1993 г.4 Эти акты имеют между народно-правовой характер. Они предусматривают обязательную процедуру их ратификации участниками Содружества.

        Отношения в рамках СНГ строятся на основе максимального учета позиций каждого государства. Такое партнерство — это долговременная стратегия, вытекающая из исторических, культурных взаимосвязей, экономической необходимости и национальных интересов. Содружество служит развитию отношений добрососедства, международного согласия, доверия, взаимопонимания и взаимовыгодного сотрудничества между государствами-членами.

         Все государства — участники СНГ, согласно решению Совета глав государств — участников СНГ от 20 марта 1992 г., являются правопреемниками бывшего Союза ССР.

         В начальный период существования Содружества Независимых Государств оно рассматривалось главным образом как механизм цивилизованного развода бывших союзных республик и раздела имущества СССР, как способ плавного перехода от советской империи к независимому существованию суверенных национальных государств. Сейчас, когда спадает эйфория национально-государственной обособленности, появляется стремление к развитию экономического и политического взаимодействия. В то же время предложение о трансформации СНГ в более тесное образование — Евразийский союз, с общим парламентом, единым гражданством, современными вооруженными силами, тесной экономической координацией — не находит поддержки в государствах — участниках СНГ. Содружество еще не реализовало свой собственный потенциал.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- 4 -

3. Конституции и конституционные реформы в странах СНГ.

    В динамике  общественных перемен важное  значение имеет создание эффективной  национальной правовой системы  каждого государства Содружества.  Центром этой системы становится  конституция.

     Разработка и совершенствование новых конституций стран СНГ представляет собой одну из актуальных проблем развития демократии, права и укрепления законности. В конституции фокусируются научные аспекты государствоведения. Она оказывает влияние на все стороны социальной жизни.

       Посредством  конституции оформляется правовая  природа государства, форма правления,  государственного устройства, достигается  организационное единство государства  как целого, регионов и территориальных  самоуправляющихся общностей; регулируются взаимоотношения личности, общества и государства. С помощью конституций в странах СНГ происходит формирование нового общественного строя (Казахстан, Молдова, Украина) или модернизация существующего (Туркменистан).

       В  конституционных реформах получают отражение масштабные общественные преобразования, происходящие в странах СНГ; социальные процессы, связанные с совершенствованием государственно-политической организации общества в период утверждения государственного суверенитета и перехода экономики на рыночную модель; повышения эффективности правового регулирования общественных отношений; признания человека высшей социальной ценностью.

         Темпы и масштабы социально-экономических  преобразований в странах Содружества  обусловливают возрастание роли конституционного регулирования. Об этом свидетельствует динамичный процесс обновления конституционного законодательства.

         До распада Союза ССР конституции  союзных республик находились  в середине правовой иерархической  лестницы. Над ними возвышались Конституция СССР и федеральное законодательство. Конституции союзных республик доперестроечного периода копировали союзную Конституцию и были как две капли воды похожи одна на другую. Это были идеологизированные документы. Марксистско-ленинские идеи признавались в них государственной идеологией. Это особенно рельефно проявлялось в содержании преамбул и первых разделов республиканских конституций 1978 г. В них говорилось о коммунистическом идеале, целях коммунистического строительства. Государство провозглашалось основным орудием строительства социализма и коммунизма. Закреплялась руководящая роль КПСС, которая согласно республиканским конституциям придавала научно обоснованный характер борьбе народа за победу коммунизма (ст. 6 всех республиканских конституций 1978 года).

           Глубокие перемены общественного строя с началом перестройки в СССР, а затем после распада СССР и утверждения государственного суверенитета в бывших советских республиках не могли не сказаться на содержании их конституционного законодательства.

         Правовой основой новых конституций стран Содружества стали Декларации о государственном суверенитете (например, Декларация о государственном суверенитете Украины от 16 июня 1990 г.; Декларация о государственном суверенитете Узбекской ССР от 20 июня 1990 г.; Декларация о государственном суверенитете Таджикской ССР от 24 августа 1990 г. и др.).

         Эти документы не утратили своего значения и в настоящее время. Они легли в основу разработки новых конституций. Так, в Преамбуле Конституции Армении от 5 июля 1995 г. подчеркивается, что армянский народ принимает за основу новой Конституции фундаментальные принципы армянской государственности и общенациональные цели, закрепленные в Декларации о независимости Армении.

        Необходимость конституционных реформ в государствах СНГ назревала объективно. На первом их этапе страны Содружества, так же как и Россия, ограничивались поправками в тексты основных законов, которые не сводились к косметическому ремонту, а серьезно обновляли их содержание и структуру. Подводя черту под тоталитарным прошлым, они означали принципиально новый этап конституционной истории государств — участников СНГ.

Информация о работе Распад СССР и некоторые вопросы конституционного права стран СНГ