Распад СССР и некоторые вопросы конституционного права стран СНГ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 18:48, творческая работа

Описание работы

Опыт государственно-политических и социально-экономических преобразований в России и других странах СНГ представляет социальную ценность. Он доказывает, что все бывшие республики СССР, а ныне страны СНГ, выбрали либерально-демократическую модель государственной организации и модернизируют конституционный строй и правовую систему.

Содержание работы

1.Введение. ……………………………………………………………стр.2
2.СНГ как межгосударственное объединение. ………………….стр.3-4
3. Конституции и конституционные реформы в странах СНГ..стр.5-6
4. Некоторые вопросы конституционного права стран СНГ.
А)Порядок принятия, изменения и дополнения конституций зарубежных стран СНГ …………………………………………….стр.7-9
Б)институт гражданства в зарубежных странах СНГ………...стр.9-11
В)президент и его полномочия……………………………….стр.11-14
Г) конституционные основы организации и деятельности органов государственной власти в зарубежных странах СНГ……….стр.14-15
5.Заключение…………………………………………………………стр.16
6.Приложения……………………………………………………..стр.17-18
7. Список литературы………………………………………………стр.19

Файлы: 1 файл

работа.doc

— 1.53 Мб (Скачать файл)

         Конституционное развитие стран Содружества имеет определенную специфику. Общим содержанием конституционных реформ в государствах СНГ стали:

Во-первых, отказ от социалистической и признание либерально-демократической  модели общественного развития.

Во-вторых, страны СНГ отказались от монопольного положения  КПСС в политической системе общества и признали идеологию плюрализма.

В-третьих, для  стран Содружества стало характерным  признание концепции разделения властей как условия построения правового государства.

- 5 -

В-четвертых, признано многообразие форм собственности: частная, государственная, муниципальная, общественная, смешанная с участием иностранного капитала и др.; экономика преобразуется на рыночных началах.

В-пятых, общей  закономерностью конституционного развития стран Содружества стало  признание верховенства права и  закона.

В-шестых, в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и общим правом СНГ был демократизирован конституционный статус личности, усилена судебная защита прав и свобод человека и гражданина, взаимная ответственность личности и государства.

В-седьмых, расширены  права местного самоуправления.

Таким образом, первый этап конституционных  реформ в зарубежных странах СНГ, так же как и в России, характеризовался внесением принципиальных изменений  в конституции советского периода.

          В настоящее время конституции приняты во всех зарубежных странах СНГ: Азербайджане — 12 ноября 1995 г.; Армении — 5 июля 1995 г.; Беларуси — 24 ноября 1996 г.; Грузии — 24 августа 1995 г.; Казахстане — 30 августа 1995 г.; Кыргызстане — 5 мая 1993 г. с изменениями и дополнениями от 10 февраля 1996 г.; Молдове — 29 июля 1994 г. с изменениями от 19 июля 1996 г.; Таджикистане — 6 ноября 1994 г.; Туркменистане — 18 мая 1992 г. с изменениями и дополнениями от 27 декабря 1995 г.; Узбекистане — 8 декабря 1992 г. с изменениями и дополнениями от 28 декабря 1993 г.; Украине — 28 июня 1996 г.

          Конституционный процесс в странах Содружества рождает множество оригинальных моделей и демонстрирует разнообразие конституционных решений.

Конституционные реформы в странах Содружества имеют целью укрепление суверенной национальной государственности; выработку новой модели социально экономического развития; формирование гражданского общества и новых институтов государственной власти; расширение и защиту прав и свобод человека и гражданина.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- 6 -

 4. Некоторые вопросы конституционного права стран СНГ.

          Термин "конституционное право зарубежных стран СНГ", так же как и термин "конституционное право России", употребляется в юридической литературе в трех смыслах. Под этим термином понимается, во-первых, отрасль права, во-вторых, корреспондирующая ей отраслевая наука, и, в-третьих, учебная дисциплина. Эти понятия близкие, но не тождественные.

        Нормы, составляющие в совокупности конституционное право, затрагивают фундаментальные основы общественно-политического строя, взаимоотношения личности, общества и государства.

        В то же время наряду с национальными правовыми системами в рамках Содружества начинает складываться общее право СНГ, включающее в себя и конституционно-правовые нормы. Это новая ветвь международного права, которая имеет большое значение в координации интеграционных процессов в странах СНГ.

        Конституционное право зарубежных стран Содружества как наука имеет двоякое значение. Это одна из отраслей национального правоведения, т.е. учения о конституционном праве каждой из стран СНГ, а также новое направление компаративистики — науки сравнительного права.

        Конституционное право как наука в каждой из зарубежных стран Содружества представляет собой систему взглядов, совокупность знаний об отрасли конституционного права, одну из отраслей правоведения, предметом которой является изучение конституционного права как отрасли права. Эта наука занимается не только анализом действующих конституционно-правовых норм, но и рассматривает процесс их возникновения и развития, изучает конституционно-правовые взгляды и институты, практику деятельности государственных органов, разрабатывает предложения по совершенствованию конституционного законодательства. В то же время конституционное право зарубежных стран СНГ является сравнительно-правовой наукой.

А) Порядок принятия, изменения и дополнения конституций зарубежных стран СНГ

            Все конституции стран СНГ являются жесткими, поскольку предусматривают усложненный порядок их принятия и изменения.

         Сравнительный анализ конституций  государств Содружества показывает, что их принятие и внесение  изменений возможны: 1) парламентским  путем; 2) на основе референдума; 3) специально созданным органом. Возможно сочетание двух способов.

          Во всех странах СНГ предусмотрено квалифицированное большинство голосов членов законодательного органа для положительного решения вопроса — 2/3 голосов от общего числа членов парламента (Меджлиса Туркменистана, Олий Мажлиса Узбекистана). В Казахстане и Кыргызстане Конституция принимается большинством в 2/3 голосов от общего числа депутатов каждой из палат парламента; в Беларуси — 3/4 от полного состава каждой из палат парламента — Палаты представителей и Сената Национального Собрания.

         Право внесения законопроекта об общем или частичном пересмотре конституции имеют:

а) президент  республики (Беларусь, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Украина);

б) члены парламента (половина общего числа депутатов  палат Жогорку Кенеша Кыргызстана; 1/3 народных депутатов Украины);

в) избиратели (200 тысяч в Грузии — ст. 102 Конституции  Грузии; 150 тысяч в Беларуси —  ст. 139 Конституции Беларуси и др.).

           Если круг субъектов конституционной законодательной инициативы специально не обозначен, этим правом пользуются все субъекты законодательной инициативы.

 

- 7 -

       Сравнительный анализ конституций зарубежных стран Содружества позволяет сделать вывод, что таким правом пользуются:

1) высшее должностное  лицо, глава государства — Президент республики (Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Молдова и др.);

2) национально-территориальные  образования в составе республики (например, Каракалпакстан в Узбекистане  в лице своего высшего органа  государственной власти);

3) депутаты республики — Казахстан, Туркменистан, Узбекистан (в Кыргызстане — не менее 1/3 депутатов каждой из палат Жогорку Кенеша; в Молдове — не менее 1/3 депутатов Парламента);

4) Кабинет Министров  — Правительство (Казахстан, Молдова,  Туркменистан, Узбекистан и др.);

5) Конституционный  Суд республики (Беларусь, Узбекистан);

6) Верховный  Суд республики (Казахстан, Узбекистан);

7) Высший Арбитражный  Суд республики (Казахстан), Высший  Хозяйственный Суд республики (Узбекистан);

8) Генеральный прокурор республики (Узбекистан). В некоторых странах Содружества предусматривается народная конституционная инициатива. Так, в Беларуси с предложением об изменении и дополнении Конституции может выступить не менее 150 тысяч граждан Республики, обладающих избирательным правом (ст. 138 Конституции Беларуси); в Кыргызстане — не менее 300 тысяч граждан Республики (ст. 96 Конституции Кыргызстана). В Молдове конституционную законодательную инициативу могут использовать не менее 200 тысяч граждан Республики, обладающих избирательным правом. Граждане Молдовы, от которых исходит инициатива пересмотра Конституции, должны представлять не менее половины районов и муниципалитетов, в каждом из которых должно быть собрано не менее 5000 подписей в поддержку этой инициативы.

       Законопроект о пересмотре конституции представляется в парламент, который публикует его для всенародного обсуждения. В Грузии обсуждение законопроекта о пересмотре Конституции начинается в Парламенте спустя месяц после его опубликования. Для принятия конституции или конституционных поправок в парламенте требуется квалифицированное большинство голосов. В Грузии — 2/3 от общего числа членов Парламента; в Беларуси — не менее 3/4 от полного состава каждой из палат Парламента.

     В  Украине законопроект о внесении изменений в Конституцию, кроме раздела I — "Общие положения"; раздела III — "Выборы. Референдум" и раздела XIII — "Внесение изменении в Конституцию Украины", представляется в Верховную Раду Украины Президентом Республики или не менее чем 1/3 народных депутатов Украины от конституционного состава Верховной Рады. Предварительно одобренный большинством от конституционного состава Верховной Рады Украины, такой законопроект считается принятым, если на следующей очередной сессии Верховной Рады за него проголосовало не менее 2/3 от ее конституционного состава.

      Особыми процедурами сопровождается изменение разделов, закрепляющих основы конституционного строя, правовой статус личности и порядок принятия и изменения конституции.

      Так, в Украине конституционная законодательная инициатива в отношении разделов I, III и XIII принадлежит наряду с Президентом Республики не 1/3, а 2/3 народных депутатов. При условии его принятия не менее чем 2/3 от конституционного состава Верховной Рады он обязательно выносится на всенародный референдум.

        Повторное представление законопроекта о внесении изменений в разделы I, III и XIII Конституции Украины по одному и тому же вопросу возможно только в Верховную Раду Украины следующего созыва.

        Верховная Рада Украины в течение срока своих полномочий не может дважды изменять одни и те же положения Конституции.

       Законопроект о внесении изменений в Конституцию Украины рассматривается Верховной Радой Украины при наличии заключения Конституционного Суда Украины о соответствии законопроекта двум статьям Конституции — 157 и 158. Одна из этих статей устанавливает, что Конституция Украины не может быть изменена, если предусматривается упразднение либо ограничение прав и свобод человека и гражданина или если изменения направлены на ликвидацию независимости либо нарушение территориальной целостности Украины. Эта же

- 8 -

статья устанавливает  запрет на изменение Конституции  в условиях военного или чрезвычайного  положения. Вторая статья, на соответствие которой Конституционный Суд  Украины проверяет законопроект о внесении изменений в Конституцию, устанавливает периодичность рассмотрения таких вопросов — не ранее чем один раз в год.

          Практически во всех странах Содружества изменения и дополнения конституции могут осуществляться посредством референдума. В Армении Конституция принимается и изменяется исключительно референдумом, созванным по инициативе Президента Республики или Национального Собрания. Конституционный референдум назначается Президентом Республики по предложению или с согласия большинства от общего числа депутатов Национального Собрания. В 21-дневный срок после получения проекта Конституции и вносимых в нее поправок Президент Армении может возвратить их в Национальное Собрание со своими возражениями и предложениями, потребовав нового обсуждения. Президент в срок, установленный Национальным Собранием, выносит на референдум проект Конституции или поправок, вновь предложенных Национальным Собранием не менее чем 2/3 голосов от общего числа депутатов.

          В Беларуси решение об изменении и дополнении Конституции путем референдума считается принятым, если за него проголосовало большинство избирателей, внесенных в списки для голосования — 50% + 1 (ст. 14 Конституции Беларуси).

          В Украине всеукраинский референдум санкционирует принятые Верховной Радой изменения в основополагающие разделы Конституции — "Общие положения" (I), "Выборы. Референдум" (III), "Внесение изменений в Конституцию Украины" (XIII).

         Принятие и изменение конституции особым государственным органом, создаваемым специально в подобных случаях (например, Конституционное Собрание в России), в зарубежных странах Содружества не предусмотрено.

         Не допускается пересмотр конституции, следствием которого было бы упразднение основных прав и свобод граждан или их гарантий. Согласно ст. 115 Конституции Туркменистана не подлежат изменению положения Конституции о республиканской форме правления.

         Во всех странах СНГ конституция не может быть пересмотрена во время чрезвычайного, осадного и военного положения.

Б) институт гражданства в зарубежных странах СНГ

        Гражданство — это устойчивая правовая связь лица с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей. Гражданство — это правовое состояние физического лица, обусловленное его юридической связью с определенным государством.                                             Содержание института гражданства в странах Содружества определяется конституционными положениями, специальными законами, а также общепризнанными принципами и нормами международного и общего права СНГ. Это, в частности, Закон Азербайджана "О гражданстве Азербайджанской ССР" от 26 июня 1990 г.; Закон Беларуси "О гражданстве Республики Беларусь" от 18 октября 1991 г.; Закон Казахстана "О гражданстве Республики Казахстан" от 20 декабря 1991 г.; Закон Кыргызстана "О гражданстве Кыргызской Республики" от 18 декабря 1993 г.; Закон Молдовы "О гражданстве Республики Молдова" от 5 июня 1991 г. и Положение о порядке решения вопросов гражданства Республики Молдова, утвержденное постановлением Парламента Республики от 4 августа 1992 г.; Конституционный закон Таджикистана "О гражданстве Республики Таджикистан" от 4 ноября 1995 г.; Закон Туркменистана "О гражданстве Республики Туркменистан" от 30 сентября 1992 г.; Закон Узбекистана "О гражданстве Республики Узбекистан" от 2 июля 1992 г.; Закон Украины "О гражданстве Украины" от 8 октября 1991 г.

           Законы о гражданстве стран Содружества предусматривают право на приобретение статуса гражданина всеми лицами, проживающими на территории этих республик на момент вступления в силу национальных законов о гражданстве независимо от национально-расовой принадлежности, вероисповедания, языка и других обстоятельств. Таким образом, в странах Содружества в основу признания гражданства положен нулевой вариант.

Информация о работе Распад СССР и некоторые вопросы конституционного права стран СНГ