Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 18:48, творческая работа
Опыт государственно-политических и социально-экономических преобразований в России и других странах СНГ представляет социальную ценность. Он доказывает, что все бывшие республики СССР, а ныне страны СНГ, выбрали либерально-демократическую модель государственной организации и модернизируют конституционный строй и правовую систему.
1.Введение. ……………………………………………………………стр.2
2.СНГ как межгосударственное объединение. ………………….стр.3-4
3. Конституции и конституционные реформы в странах СНГ..стр.5-6
4. Некоторые вопросы конституционного права стран СНГ.
А)Порядок принятия, изменения и дополнения конституций зарубежных стран СНГ …………………………………………….стр.7-9
Б)институт гражданства в зарубежных странах СНГ………...стр.9-11
В)президент и его полномочия……………………………….стр.11-14
Г) конституционные основы организации и деятельности органов государственной власти в зарубежных странах СНГ……….стр.14-15
5.Заключение…………………………………………………………стр.16
6.Приложения……………………………………………………..стр.17-18
7. Список литературы………………………………………………стр.19
В некоторых странах СНГ определенное значение придается гражданству предков. Так, гражданами Молдовы признаются лица, которые на 28 июня 1940 г. проживали на нынешней
- 9 -
территории Республики, и их потомки, если те и другие на день принятия Закона Республики Молдова о гражданстве Республики Молдова от 5 июня 1991 г. проживали на территории Молдовы; если они или хотя бы один из их родителей, предков родились на территории Молдовы и не являются гражданами другого государства; если они до принятия Декларации о суверенитете Республики Молдовы, включая день ее принятия 23 июня 1990 г., имели постоянное жительство на территории Республики и постоянное место работы или другой легальный источник существования. Эти лица в течение года после вступления этого Закона о гражданстве в силу должны были принять самостоятельное решение о выборе гражданства
(ст. 2).
Большинство зарубежных стран Содружества конституционно закрепляют право на свободный выбор гражданства. Все государства — участники СНГ предусматривают равное гражданство независимо от оснований его приобретения. Граждане обладают личными, социально-экономическими и политическими правами и свободами, гарантированными государством.
Только граждане имеют право избирать и быть избранными в законодательные (представительные) органы государственной власти, занимать должности в высших органах государственной власти и управления: быть главами государств, депутатами, судьями, например членами конституционных судов, участвовать в референдумах.
Заключение или расторжение брака с гражданином другого государства или лицом без гражданства не меняет гражданства мужа и жены.
Граждане обязаны соблюдать конституцию и законы государства, способствовать укреплению его могущества и авторитета. Устанавливаются взаимные обязанности и ответственность лица и государства, вытекающие из факта принадлежности к гражданству.
Граждане пользуются защитой и покровительством своего государства как внутри страны, так и за рубежом. Государство защищает права и свободы граждан, обеспечивает их равноправие во всех областях экономической, политической, социальной и культурной жизни.
В большинстве
стран Содружества двойное
Однако в исключительных случаях в соответствии с национальным законодательством и межгосударственными договорами двойное гражданство в странах СНГ допускается (Таджикистан, Туркменистан). Так, по Соглашению между Российской Федерацией и Туркменистаном об урегулировании вопросов двойного гражданства от 23 декабря 1993 г. за гражданами обоих государств признается право на основании свободного волеизъявления приобрести гражданство другого договаривающегося государства, не утрачивая имеющегося гражданства.
В Законе Украины "О гражданстве Украины" от 8 октября 1991 г. за гражданином Украины не признается принадлежность к гражданству иностранного государства (ст. 10). Однако согласно ч. 2 ст. 1 этого Закона на основании двусторонних международных договоров допускается двойное гражданство.
Для приобретения двойного гражданства необходимо:
1) ходатайство
гражданина в адрес
2) дача ими разрешения гражданину на второе гражданство;
3) получение гражданства только той страны, с которой у государства — участника СНГ имеется договор о двойном гражданстве.
Лицо, состоящее в гражданстве двух государств, пользуется правами и свободами в полном объеме, а также несет обязанности гражданина того государства, на территории которого постоянно проживает.
Законы о
гражданстве стран СНГ
1) обязательство уважать и соблюдать конституцию и законодательные акты республики (Беларусь, Молдова, Украина и др.);
- 10 -
2) принесение
клятвы верности республике и
доказательств преданности
3) отказ от иностранного гражданства;
4) ценз оседлости, т.е. постоянное проживание на территории республики в течение определенного срока (от 5 до 10 последних лет):
5 лет — Кыргызстан,
Украина; 7 лет — Беларусь; 10 лет
— Казахстан). Настоящее правило
не распространяется на лиц,
изъявивших желание стать
5) владение государственным языком республики в объеме, достаточном для общения (Беларусь, Украина) либо чтобы можно было включиться в общественную жизнь республики (Молдова);
6) наличие легальных источников существования или владения недвижимостью.
Эти требования могут не учитываться в исключительных случаях по решению президента республики в отношении лиц, имеющих выдающиеся заслуги перед государством.
Упрощенный порядок предоставления гражданства, как правило, применяется к женщинам, состоящим в браке с гражданином государства СНГ, по их просьбе и при условии отказа от иностранного гражданства.
Документами, подтверждающими гражданство, являются: паспорт (общегосударственный, служебный, дипломатический), военная книжка (для военнообязанных), а для лиц моложе 16 лет — свидетельство о рождении.
Прекращение гражданства возможно: а) вследствие выхода из гражданства данного государства; б) его утраты; в) лишения гражданства (в отдельных странах — Молдова); г) по основаниям, предусмотренным международными договорами республики; д) по иным основаниям, предусмотренным законом о гражданстве данного государства.
Во всех странах Содружества президент избирается на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании.
В республиках Содружества (Азербайджан, Армения, Беларусь, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Туркменистан, Узбекистан), так же как и в России, президент фактически стоит над парламентом, осуществляя как глава государства высшую государственную власть и олицетворяя ее единство.
Законодательство зарубежных стран СНГ предъявляет высокие требования к кандидату на пост президента.
Во-первых, это
должен быть гражданин республики (в
Беларуси, Грузии, Казахстане — гражданин
по рождению, а не натурализованный).
В Туркменистане Президентом
может быть избран на основании ст.
55 Конституции гражданин
Во-вторых, для избрания президентом устанавливается минимальный возраст, как правило, 35 лет (Азербайджан, Беларусь, Грузия, Украина и др.). Максимальный возраст либо не определен (Азербайджан, Беларусь), либо достигает 65 лет (Абхазия, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан).
В-третьих, кандидат
в президенты должен обладать активным
и пассивным избирательным
В-четвертых, кандидат в президенты должен владеть государственным языком (Кыргызстан, Украина).
В-пятых, устанавливается ценз оседлости. Кандидат в президенты должен постоянно проживать на территории республики к моменту избрания президентом от 10 (Азербайджан, Беларусь) до 15 (Казахстан) лет.
В-шестых, иметь высшее образование (Азербайджан).
- 11 -
В-седьмых, кандидат в президенты не может иметь духовного звания или быть служащим какого-либо религиозного культа.
В-восьмых, кандидат в президенты не должен иметь судимости.
Выдвижение кандидатуры президента должно быть поддержано общественностью. Так, в Беларуси кандидатура на пост президента может быть предложена гражданами Республики при наличии не менее 100 тысяч, а в Грузии и Кыргызстане — 50 тысяч подписей избирателей.
Право выдвижения кандидата в президенты имеют политические объединения — партии, массовые народные движения (Грузия, Беларусь, Казахстан и др.). Каждое общественное объединение или избирательный блок вправе выдвигать лишь одного кандидата в президенты. Решение о выдвижении кандидата в президенты принимается большинством голосов от общего состава высшего республиканского органа общественного объединения (съезда, конференции) и оформляется протоколом.
В случае самовыдвижения на пост кандидата в президенты (Казахстан) также организуется инициативная группа по сбору подписей в поддержку выдвинутого кандидата.
Кандидат в Президенты Казахстана, независимо от того, кем он выдвинут, должен быть поддержан 1% от общего числа граждан, обладающих избирательным правом.
Число кандидатов в президенты, как правило, не ограничено. Все кандидаты со времени их регистрации в Центральной избирательной комиссии участвуют в избирательной кампании на равных основаниях, включая право на использование средств массовой информации на территории республики. Всем зарегистрированным кандидатам в президенты предоставляются равные возможности материально-технического и финансового обеспечения избирательной кампании.
Если в бюллетень было включено более двух кандидатов в президенты и ни один из них не набрал необходимого количества голосов, то проводится повторное голосование, Во втором туре выборов вопрос решается относительным большинством голосов. Избранным считается кандидат в президенты, получивший во втором туре голосования больше голосов избирателей, чем его соперник, при условии соблюдения избирательного кворума. Так, в Беларуси во втором туре голосования за кандидата в Президенты в выборах должны принять участие более половины избирателей.
Моментом вступления президента в должность является принесение присяги. Эта процедура происходит в торжественной обстановке, на расширенном заседании парламента: в Кыргызстане — на заседании обеих палат Жогорку Кенеша в течение 30 дней после оглашения Председателем Конституционного Суда Республики результатов голосования; в Беларуси — в присутствии депутатов Палаты представителей и сенаторов, судей Верховного и Конституционного Судов Республики не позднее двух месяцев со дня избрания президента; в Азербайджане — на заседании Милли Меджлиса в присутствии судей Конституционного Суда в течение трех дней со дня сообщения об итогах выборов Президента; в Казахстане — на заседании Парламента, в присутствии членов Конституционного Совета, судей Верховного Суда, а также всех бывших президентов Республики. Президент Казахстана присягает на Конституции.
В Молдове предусмотрена церемония инаугурации Президента. Кандидат в Президенты, избрание которого признано Конституционным Судом, в течение 45 дней после выборов приносит перед Парламентом и Конституционным Судом Республики присягу. В торжественной церемонии инаугурации Президента участвуют не только депутаты Парламента, судьи Конституционного Суда, но и члены Центральной избирательной комиссии, Правительства, судьи Высшей судебной палаты.
В Казахстане Президенту вручается удостоверение, нагрудный знак, штандарт (флаг) Президента, орден "Золотой орел".
Президент клянется перед народом и Отечеством преданно служить народу; свято соблюдать Конституцию и законы республики; уважать и обеспечивать права, свободы, честь и достоинство граждан; защищать суверенитет и независимость, территориальную целостность, политическую, экономическую и культурную независимость государства; с честью выполнять обязанности президента (ст. 116 Конституции Азербайджана; ст. 83 Конституции Беларуси; ст. 67 Конституции Таджикистана и др.).
- 12 -
С момента принесения присяги вновь избранным президентом полномочия его предшественника прекращаются.
Срок полномочий президента в зарубежных странах СНГ — пять лет.
Президент как глава государства и исполнительной власти обладает иммунитетом — правом неприкосновенности (ст. 75 Конституции Грузии; абз. 2 ст. 81 Конституции Молдовы и др.). Это означает, что в период осуществления своих полномочий президент не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке.
Во всех государствах Содружества допускается досрочное прекращение полномочий главы государства:
1) в случае добровольной отставки по заявлению, сделанному президентом парламенту;
2) при невозможности
осуществления президентских
3) при отстранении
президента от должности в
случаях, предусмотренных
Президент вправе в любое время подать в отставку в случае невозможности, по его мнению, дальнейшего осуществления своих полномочий. Добровольная отставка президента может быть инициирована только лично им самим.
В период военного или чрезвычайного положения выборы президента не проводятся.
Обеспечение и обслуживание президента и его семьи осуществляется за счет государства; безопасность обеспечивается специальными службами охраны.
Компетенция президента в зарубежных странах СНГ определена конституциями этих стран (ст. 122 Конституции Азербайджана; ст. 55 Конституции Армении; ст. 84 Конституции Беларуси; ст. 46 Конституции Кыргызстана; ст. 44 Конституции Казахстана и др.) и специальными законами.
Информация о работе Распад СССР и некоторые вопросы конституционного права стран СНГ