Распад СССР и некоторые вопросы конституционного права стран СНГ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 18:48, творческая работа

Описание работы

Опыт государственно-политических и социально-экономических преобразований в России и других странах СНГ представляет социальную ценность. Он доказывает, что все бывшие республики СССР, а ныне страны СНГ, выбрали либерально-демократическую модель государственной организации и модернизируют конституционный строй и правовую систему.

Содержание работы

1.Введение. ……………………………………………………………стр.2
2.СНГ как межгосударственное объединение. ………………….стр.3-4
3. Конституции и конституционные реформы в странах СНГ..стр.5-6
4. Некоторые вопросы конституционного права стран СНГ.
А)Порядок принятия, изменения и дополнения конституций зарубежных стран СНГ …………………………………………….стр.7-9
Б)институт гражданства в зарубежных странах СНГ………...стр.9-11
В)президент и его полномочия……………………………….стр.11-14
Г) конституционные основы организации и деятельности органов государственной власти в зарубежных странах СНГ……….стр.14-15
5.Заключение…………………………………………………………стр.16
6.Приложения……………………………………………………..стр.17-18
7. Список литературы………………………………………………стр.19

Файлы: 1 файл

работа.doc

— 1.53 Мб (Скачать файл)

          В некоторых странах СНГ определенное значение придается гражданству предков. Так, гражданами Молдовы признаются лица, которые на 28 июня 1940 г. проживали на нынешней

- 9 -

территории  Республики, и их потомки, если те и другие на день принятия Закона Республики Молдова о гражданстве Республики Молдова от 5 июня 1991 г. проживали на территории Молдовы; если они или хотя бы один из их родителей, предков родились на территории Молдовы и не являются гражданами другого государства; если они до принятия Декларации о суверенитете Республики Молдовы, включая день ее принятия 23 июня 1990 г., имели постоянное жительство на территории Республики и постоянное место работы или другой легальный источник существования. Эти лица в течение года после вступления этого Закона о гражданстве в силу должны были принять самостоятельное решение о выборе гражданства

(ст. 2).

      Большинство зарубежных стран Содружества конституционно закрепляют право на свободный выбор гражданства. Все государства — участники СНГ предусматривают равное гражданство независимо от оснований его приобретения. Граждане обладают личными, социально-экономическими и политическими правами и свободами, гарантированными государством.

       Только граждане имеют право избирать и быть избранными в законодательные (представительные) органы государственной власти, занимать должности в высших органах государственной власти и управления: быть главами государств, депутатами, судьями, например членами конституционных судов, участвовать в референдумах.

     Заключение или расторжение брака с гражданином другого государства или лицом без гражданства не меняет гражданства мужа и жены.

       Граждане обязаны соблюдать конституцию и законы государства, способствовать укреплению его могущества и авторитета. Устанавливаются взаимные обязанности и ответственность лица и государства, вытекающие из факта принадлежности к гражданству.

       Граждане пользуются защитой и покровительством своего государства как внутри страны, так и за рубежом. Государство защищает права и свободы граждан, обеспечивает их равноправие во всех областях экономической, политической, социальной и культурной жизни.

В большинстве  стран Содружества двойное гражданство  не признается. Двойное или множественное  гражданство — это такой правовой статус лица, при котором оно одновременно обладает гражданством двух или более государств.

       Однако в исключительных случаях в соответствии с национальным законодательством и межгосударственными договорами двойное гражданство в странах СНГ допускается (Таджикистан, Туркменистан). Так, по Соглашению между Российской Федерацией и Туркменистаном об урегулировании вопросов двойного гражданства от 23 декабря 1993 г. за гражданами обоих государств признается право на основании свободного волеизъявления приобрести гражданство другого договаривающегося государства, не утрачивая имеющегося гражданства.

       В Законе Украины "О гражданстве Украины" от 8 октября 1991 г. за гражданином Украины не признается принадлежность к гражданству иностранного государства (ст. 10). Однако согласно ч. 2 ст. 1 этого Закона на основании двусторонних международных договоров допускается двойное гражданство.

Для приобретения двойного гражданства необходимо:

1) ходатайство  гражданина в адрес компетентных  государственных органов;

2) дача ими разрешения гражданину на второе гражданство;

3) получение  гражданства только той страны, с которой у государства —  участника СНГ имеется договор  о двойном гражданстве.

        Лицо, состоящее в гражданстве двух государств, пользуется правами и свободами в полном объеме, а также несет обязанности гражданина того государства, на территории которого постоянно проживает.

Законы о  гражданстве стран СНГ предусматривают  следующие основные условия приобретения гражданства:

1) обязательство  уважать и соблюдать конституцию и законодательные акты республики (Беларусь, Молдова, Украина и др.);

 

- 10 -

2) принесение  клятвы верности республике и  доказательств преданности государству  и народу (Молдова);

3) отказ от  иностранного гражданства;

4) ценз оседлости,  т.е. постоянное проживание на территории республики в течение определенного срока (от 5 до 10 последних лет):

5 лет — Кыргызстан, Украина; 7 лет — Беларусь; 10 лет  — Казахстан). Настоящее правило  не распространяется на лиц,  изъявивших желание стать гражданами  Украины, при условии, если они родились либо доказали, что хотя бы один из их родителей, дед либо бабка родились на территории Украины, и не состоят в гражданстве других государств;

5) владение государственным  языком республики в объеме, достаточном  для общения (Беларусь, Украина) либо чтобы можно было включиться в общественную жизнь республики (Молдова);

6) наличие легальных  источников существования или  владения недвижимостью.

      Эти требования могут не учитываться в исключительных случаях по решению президента республики в отношении лиц, имеющих выдающиеся заслуги перед государством.

      Упрощенный порядок предоставления гражданства, как правило, применяется к женщинам, состоящим в браке с гражданином государства СНГ, по их просьбе и при условии отказа от иностранного гражданства.

      Документами, подтверждающими гражданство, являются: паспорт (общегосударственный, служебный, дипломатический), военная книжка (для военнообязанных), а для лиц моложе 16 лет — свидетельство о рождении.

      Прекращение гражданства возможно: а) вследствие выхода из гражданства данного государства; б) его утраты; в) лишения гражданства (в отдельных странах — Молдова); г) по основаниям, предусмотренным международными договорами республики; д) по иным основаниям, предусмотренным законом о гражданстве данного государства.

В) порядок  избрания  президента  и его компетенция в зарубежных странах СНГ.

        Во всех странах Содружества президент избирается на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании.

        В республиках Содружества (Азербайджан, Армения, Беларусь, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Туркменистан, Узбекистан), так же как и в России, президент фактически стоит над парламентом, осуществляя как глава государства высшую государственную власть и олицетворяя ее единство.

        Законодательство зарубежных стран СНГ предъявляет высокие требования к кандидату на пост президента.

Во-первых, это  должен быть гражданин республики (в  Беларуси, Грузии, Казахстане — гражданин  по рождению, а не натурализованный). В Туркменистане Президентом  может быть избран на основании ст. 55 Конституции гражданин Республики только из числа туркмен; в Абхазии — только лицо абхазской национальности.

Во-вторых, для  избрания президентом устанавливается  минимальный возраст, как правило, 35 лет (Азербайджан, Беларусь, Грузия, Украина  и др.). Максимальный возраст либо не определен (Азербайджан, Беларусь), либо достигает 65 лет (Абхазия, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан).

В-третьих, кандидат в президенты должен обладать активным и пассивным избирательным правом, т.е. быть свободным и дееспособным гражданином республики.

В-четвертых, кандидат в президенты должен владеть государственным языком (Кыргызстан, Украина).

В-пятых, устанавливается  ценз оседлости. Кандидат в президенты должен постоянно проживать на территории республики к моменту избрания президентом  от 10 (Азербайджан, Беларусь) до 15 (Казахстан) лет.

В-шестых, иметь  высшее образование (Азербайджан).

- 11 -

В-седьмых, кандидат в президенты не может иметь духовного  звания или быть служащим какого-либо религиозного культа.

В-восьмых, кандидат в президенты не должен иметь судимости.

       Выдвижение кандидатуры президента должно быть поддержано общественностью. Так, в Беларуси кандидатура на пост президента может быть предложена гражданами Республики при наличии не менее 100 тысяч, а в Грузии и Кыргызстане — 50 тысяч подписей избирателей.

       Право выдвижения кандидата в президенты имеют политические объединения — партии, массовые народные движения (Грузия, Беларусь, Казахстан и др.). Каждое общественное объединение или избирательный блок вправе выдвигать лишь одного кандидата в президенты. Решение о выдвижении кандидата в президенты принимается большинством голосов от общего состава высшего республиканского органа общественного объединения (съезда, конференции) и оформляется протоколом.

       В случае самовыдвижения на пост кандидата в президенты (Казахстан) также организуется инициативная группа по сбору подписей в поддержку выдвинутого кандидата.

       Кандидат в Президенты Казахстана, независимо от того, кем он выдвинут, должен быть поддержан 1% от общего числа граждан, обладающих избирательным правом.

       Число кандидатов в президенты, как правило, не ограничено. Все кандидаты со времени их регистрации в Центральной избирательной комиссии участвуют в избирательной кампании на равных основаниях, включая право на использование средств массовой информации на территории республики. Всем зарегистрированным кандидатам в президенты предоставляются равные возможности материально-технического и финансового обеспечения избирательной кампании.

       Если в бюллетень было включено более двух кандидатов в президенты и ни один из них не набрал необходимого количества голосов, то проводится повторное голосование, Во втором туре выборов вопрос решается относительным большинством голосов. Избранным считается кандидат в президенты, получивший во втором туре голосования больше голосов избирателей, чем его соперник, при условии соблюдения избирательного кворума. Так, в Беларуси во втором туре голосования за кандидата в Президенты в выборах должны принять участие более половины избирателей.

       Моментом вступления президента в должность является принесение присяги. Эта процедура происходит в торжественной обстановке, на расширенном заседании парламента: в Кыргызстане — на заседании обеих палат Жогорку Кенеша в течение 30 дней после оглашения Председателем Конституционного Суда Республики результатов голосования; в Беларуси — в присутствии депутатов Палаты представителей и сенаторов, судей Верховного и Конституционного Судов Республики не позднее двух месяцев со дня избрания президента; в Азербайджане — на заседании Милли Меджлиса в присутствии судей Конституционного Суда в течение трех дней со дня сообщения об итогах выборов Президента; в Казахстане — на заседании Парламента, в присутствии членов Конституционного Совета, судей Верховного Суда, а также всех бывших президентов Республики. Президент Казахстана присягает на Конституции.

      В Молдове предусмотрена церемония инаугурации Президента. Кандидат в Президенты, избрание которого признано Конституционным Судом, в течение 45 дней после выборов приносит перед Парламентом и Конституционным Судом Республики присягу. В торжественной церемонии инаугурации Президента участвуют не только депутаты Парламента, судьи Конституционного Суда, но и члены Центральной избирательной комиссии, Правительства, судьи Высшей судебной палаты.

        В Казахстане Президенту вручается удостоверение, нагрудный знак, штандарт (флаг) Президента, орден "Золотой орел".

        Президент клянется перед народом и Отечеством преданно служить народу; свято соблюдать Конституцию и законы республики; уважать и обеспечивать права, свободы, честь и достоинство граждан; защищать суверенитет и независимость, территориальную целостность, политическую, экономическую и культурную независимость государства; с честью выполнять обязанности президента (ст. 116 Конституции Азербайджана; ст. 83 Конституции Беларуси; ст. 67 Конституции Таджикистана и др.).

- 12 -

     С момента принесения присяги вновь избранным президентом полномочия его предшественника прекращаются.

     Срок полномочий президента в зарубежных странах СНГ — пять лет.

     Президент как глава государства и исполнительной власти обладает иммунитетом — правом неприкосновенности (ст. 75 Конституции Грузии; абз. 2 ст. 81 Конституции Молдовы и др.). Это означает, что в период осуществления своих полномочий президент не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке.

      Во всех государствах Содружества допускается досрочное прекращение полномочий главы государства:

1) в случае  добровольной отставки по заявлению, сделанному президентом парламенту;

2) при невозможности  осуществления президентских полномочий  по болезни, в случае смерти;

3) при отстранении  президента от должности в  случаях, предусмотренных законом.

Президент вправе в любое время подать в отставку в случае невозможности, по его мнению, дальнейшего осуществления своих полномочий. Добровольная отставка президента может быть инициирована только лично им самим.

      В период военного или чрезвычайного положения выборы президента не проводятся.

      Обеспечение и обслуживание президента и его семьи осуществляется за счет государства; безопасность обеспечивается специальными службами охраны.

       Компетенция президента в зарубежных странах СНГ определена конституциями этих стран (ст. 122 Конституции Азербайджана; ст. 55 Конституции Армении; ст. 84 Конституции Беларуси; ст. 46 Конституции Кыргызстана; ст. 44 Конституции Казахстана и др.) и специальными законами.

Информация о работе Распад СССР и некоторые вопросы конституционного права стран СНГ