Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 18:48, творческая работа
Опыт государственно-политических и социально-экономических преобразований в России и других странах СНГ представляет социальную ценность. Он доказывает, что все бывшие республики СССР, а ныне страны СНГ, выбрали либерально-демократическую модель государственной организации и модернизируют конституционный строй и правовую систему.
1.Введение. ……………………………………………………………стр.2
2.СНГ как межгосударственное объединение. ………………….стр.3-4
3. Конституции и конституционные реформы в странах СНГ..стр.5-6
4. Некоторые вопросы конституционного права стран СНГ.
А)Порядок принятия, изменения и дополнения конституций зарубежных стран СНГ …………………………………………….стр.7-9
Б)институт гражданства в зарубежных странах СНГ………...стр.9-11
В)президент и его полномочия……………………………….стр.11-14
Г) конституционные основы организации и деятельности органов государственной власти в зарубежных странах СНГ……….стр.14-15
5.Заключение…………………………………………………………стр.16
6.Приложения……………………………………………………..стр.17-18
7. Список литературы………………………………………………стр.19
Президент — это центральная фигура в системе органов государства. Как глава государства президент выступает гарантом национальной безопасности, независимости, единства и территориальной целостности страны, международных соглашений государства. Он является олицетворением национального единства, верховным главнокомандующим вооруженными силами республики.
Президент проводит в жизнь конституцию и законы, отвечает за их точное исполнение. Он руководит внешней политикой государства.
Отношения президента с парламентом строятся на основе системы сдержек и противовесов. Президент не подотчетен парламенту. В лучшем случае президент, как это предусмотрено Конституцией Туркменистана, представляет Народному Собранию — Халк Маслахаты — ежегодные доклады о положении дел в стране, информирует его о наиболее важных вопросах внутренней и внешней политики (п. 4 ст. 57 Конституции Туркменистана).
Президент осуществляет ряд функций, связанных с организацией деятельности парламента. Так, он назначает очередные и внеочередные выборы в республиканский парламент (Грузия, Казахстан); формирует Центральную избирательную комиссию (Грузия); в Беларуси Президент назначает шесть членов Центральной избирательной комиссии по выборам и проведению республиканского референдума. В ряде стран Содружества президенты участвуют в формировании верхней палаты парламента. Так, в Беларуси одна треть сенаторов назначается Президентом Республики; в Казахстане Президент назначает семь депутатов Сената. Согласно Конституции Грузии после формирования двухпалатного парламента Президент Республики будет назначать пять членов Сената.
Во всех государствах СНГ президент правомочен в любое время принимать участие в работе парламента, присутствовать на открытых и закрытых его заседаниях, выступать в прениях без предварительной записи и вне очереди.
Президент обладает широкими полномочиями в сфере законотворческой деятельности. Он обладает правом законодательной инициативы, в том числе конституционной, и промульгации (т.е. подписания и обнародования) законов. При этом президент пользуется мягким отлагательным вето, т.е. может не позднее установленного Конституцией срока (10 дней — в Грузии, дне недели — в Туркменистане) вернуть парламенту законопроект со своими возражениями для повторного обсуждения и голосования.
Президент назначает референдум но решению парламента (Туркменистан) либо по
- 13 -
собственной инициативе (Беларусь).
В ряде республик (Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан) президент обладает правом роспуска парламента
Парламент не может быть распущен в период военного или чрезвычайного положения, а в Казахстане также в последние шесть месяцев полномочий Президента и в течение года после предыдущего роспуска.
Отметим, что право роспуска парламента президентом нельзя назвать демократическим. Даже в такой традиционно сильной президентской республике, как США, Президент не вправе распускать парламент. Из стран Содружества только Президент Грузии не обладает правом роспуска Парламента.
Важнейшие функции президента связаны с исполнительной властью. В некоторых странах Содружества президент непосредственно возглавляет единую систему исполнительной власти (Грузия, Казахстан, Туркменистан и др.). Например, согласно Конституции Туркменистана ее Президент как глава Правительства является единственным носителем исполнительной власти, ответственным за проведение в жизнь политики страны.
Президенты во всех странах СНГ наделены широкими полномочиями по формированию органов исполнительной власти. Президент назначает на должность премьер-министра республики с согласия парламента; осуществляет общее руководство правительством. Правительство подотчетно и подконтрольно президенту.
По предложению премьер-министра президент определяет структуру исполнительной власти.Как гарант законности президент отменяет или приостанавливает действие актов правительства, министров, государственных комитетов и административных ведомств республики, глав местной администрации в случае несоответствия их конституции и законам республики.
Во всех зарубежных странах Содружества президент назначает судей нижестоящих судов, а в случаях, предусмотренных законом, освобождает их от должности.Президенту принадлежит право помилования осужденных судами республики. Помилование в отличие от амнистии всегда индивидуализировано, т.е. адресовано конкретному лицу.
Президент образует и реорганизует свою Администрацию, определяет ее статус и полномочия, формирует консультативно-совещательные и иные органы при президенте (например, Совет Безопасности и Высший Судебный Совет Казахстана).
Президент осуществляет ряд важных функций в сфере международных отношений и обороны страны.
Президент принимает верительные и отзывные грамоты аккредитованных при нем глав дипломатических представительств иностранных государств и международных организаций.
Глава государства является также председателем Совета национальной безопасности и обороны страны. Основная задача этого органа — обеспечение обороны, безопасности страны и общественного порядка.
Как глава государства президент награждает орденами и медалями; присваивает почетные, воинские, дипломатические и иные специальные государственные звания и отличия республики; решает вопросы о принятии в гражданство, предоставлении политического убежища; осуществляет помилование осужденных судами республики.
Г)Конституционные основы организации и деятельности органов государственной власти в зарубежных странах СНГ
Важнейшим признаком любого государства является государственный аппарат — система органов, наделенных властными полномочиями для решения своих функциональных задач.
Система государственных органов в странах Содружества строится на основе принципа разделения властей при широком местном самоуправлении территориальных общностей. Этот принцип получил юридическое закрепление в Декларациях о государственном суверенитете и конституциях стран СНГ. Реальное воплощение этого принципа означает четкое правовое и
- 14 -
организационное оформление статуса законодательных, исполнительных и судебных органов, распределение между ними полномочий по реализации государственной власти, а также установление пределов местного самоуправления.
Органы законодательной, исполнительной и судебной власти в странах СНГ относительно автономны и взаимодействуют между собой в рамках своих полномочий.Разделение полномочий между органами государства и их взаимодействие обеспечивают единство государственной власти и верховенство права.
Вопросам организации системы государственной власти в конституциях стран СНГ посвящены специальные разделы. Это раздел IV Конституции Беларуси — "Президент, Парламент, Правительство, Суд"; раздел III Конституции Молдовы — "Публичные власти"; раздел III Конституции Туркменистана — "Система органов власти и управления"; раздел V Конституции Узбекистана — "Организация государственной власти"; раздел III Конституции Грузии — "Государственная власть", который включает главы: 6 — "Законодательная власть" и 10 --"Местное самоуправление", и др.
Система органов государственной власти, порядок их формирования, структура, предметы ведения и компетенция регламентированы конституциями стран СНГ и специальными нормативными правовыми актами. Конституции решают проблему разграничения полномочий органов законодательной, исполнительной и судебной властей не только по горизонтали, но и по вертикали: между верховным, региональным и местным уровнями власти.
Представительные органы государственной власти в странах Содружества состоят из депутатов, избираемых населением на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании. Это парламенты (Милли Меджлис Азербайджана, Национальное Собрание Армении; Парламент — Национальное Собрание Беларуси; Парламент Грузии, Парламент Молдовы; Верховная Рада Украины и др.).
Исполнительная власть в зарубежных странах Содружества возглавляется либо Президентом (например, Азербайджан), либо Председателем Правительства (Беларусь, Казахстан). Отделение исполнительной власти от законодательной подчеркивается тем, что Президент в странах СНГ избирается не парламентом, а всеобщим прямым голосованием избирателей. Президент либо участвует в формировании Правительства, либо сам назначает Правительство в случае конфликтной ситуации с парламентом.
Конституции зарубежных стран СНГ предусматривают финансовый парламентский контроль за деятельностью Правительства.
Судебная власть в странах Содружества осуществляется независимыми судами. Это суды общей компетенции и специальные суды. К судам общей компетенции, рассматривающим гражданские, уголовные, административные дела, дела по трудовым спорам, относятся Верховный Суд республики, суды автономных образований, районные и городские суды; к специальным судам — арбитражные (хозяйственные) суды.
Конституционный надзор в большинстве стран Содружества пору чается специальному судебному органу — конституционному суду, правомочному нейтрализовать неконституционные акты, принятые парламентом, президентом. Правительством и другими органами государства.
Юстиция отделена от органов управления всех уровней. Судьи подчиняются только закону. Самостоятельность судебной власти выражается в независимости судей при осуществлении своих профессиональных обязанностей.
В систему органов государства входят также законодательные, исполнительные и судебные органы государственной власти республик в составе СНГ: Али Меджлис (парламент) и Кабинет Министров Нахичеванской Автономной Республики в составе Азербайджана; Верховная Рада и Кабинет Министров Автономной Республики Крым в составе Украины; Президент, Парламент, Кабинет Министров, Верховный Суд и Генеральный прокурор Республики Абхазия в составе Грузии и др. В тех республиках Содружества, где органы власти на местах имеют статус органов государственной власти и местного самоуправления (Беларусь, Казахстан, Узбекистан), они входят в систему органов государственной власти.
- 15 -
5.Заключение.
Как видно, конституции стран
СНГ демонстрируют
Конституциям стран СНГ присущи черты, отражающие как общее историческое прошлое, так и специфические особенности, обогащающие теорию и практику современного конституционализма.
Общие черты конституционного
развития стран СНГ
1) общим историческим прошлым бывших республик СССР;
2) признанием общепризнанных в
мировом сообществе
Все основные законы стран СНГ — это писаные конституции, принятые демократическим путем. По закрепляемой форме правления и политического режима — это республиканские конституции; по форме государственного устройства — унитарные; по степени правовой защищенности — жесткие.
Конституция в странах Содружества выступает фундаментом национальной правовой системы государства, ее главным нормативным источником.
Текущее законодательство в любом демократическом правовом государстве базируется на конституции как основном источнике права. Нормы конституции конкретизируются текущим законодательством. Законы и иные нормативные правовые акты издаются на основе и во исполнение конституции.
Ряд государств СНГ демонстрируют высокую законотворческую активность. В развитие конституционных принципов принимаются конституционные и ординарные законы. Однако текущее законодательство не должно выходить за рамки конституции и изменять содержание конституционных предписаний. Если продолжают действовать законы, принятые до новой конституции, которые в какой-то части вступили в противоречие с ее положениями, они должны быть приведены в соответствие с конституцией.
Обобщение конституционной практики зарубежных стран СНГ, равно как и западных стран, имеет не только познавательное, но и научно-практическое значение. Мировой опыт конституционного развития обогащается новыми выводами и предложениями, рожденными в специфических условиях отдельных стран СНГ, раздвигает горизонты теории и практики, позволяет прогнозировать направления развития конституционного законодательства.
Таким образом, новые конституции стран СНГ поднимают на более высокий уровень демократию, создают прочные гарантии государственного единства, политической стабильности, реального осуществления конституционных прав, свобод и обязанностей граждан, их социальной защищенности. Конституции служат средством целенаправленного воздействия на общественные отношения, условием согласия всех социальных слоев общества.
Информация о работе Распад СССР и некоторые вопросы конституционного права стран СНГ