Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 23:59, реферат
Дезинтеграционные процессы начались в Советском Союзе уже в середине 1980-х гг. В этот период в условиях ослабления идеологического диктата и всевластия КПСС, проявился кризис национально-государственного устройства страны. Оказалось, что в стране имеется немало этнических конфликтов, которые в обстановке гласности всплыли на поверхность (например, грузино-абхазский, армяно-азербайджанский). В республиках набирали силу националистические движения, которые отчасти поддерживались республиканским руководством, опасавшимся за свою судьбу в свете неопределенных перспектив КПСС. В ряде республик обострились отношения между титульными нациями и русскими
1. Введение……………………………………………………………………………...3
2. Дезинтеграционные процессы в СССР…………………………………………..4-8
3. Распад СССР……………………………………………………………………...8-16
4. Становление и развитие СНГ………………………………………………….16-19
5. Заключение…………………………………………………………………………20
6. Список литературы………………………………………………………………...21
По мнению Б. Ельцина, "Горбачев, только будучи "зажатым в угол" различными политическими силами, выдвинул идею нового союзного договора".* * Ельцин Б. Н. Записки президента. М., 1994. С. 40.
Так или иначе, но М. Горбачев
стремился сохранить Союз в качестве
Федерации, оставить за центром максимально
большие полномочия, подписать Союзный
Договор как можно быстрее. В
середине ноября 1990 г. президент СССР
на заседании руководителей
Еще одну попытку укрепить
центральную власть М. Горбачев предпринял
на IV съезде народных депутатов СССР.
Съезд наделил Президента дополнительными
полномочиями. В частности, он получил
право непосредственно
Однако реально центральная власть не только не укреплялась, а день ото дня слабела. В обнародованных в апреле 1991 г. данных о положении в стране указано, что в союзный бюджет попадало не более 40 % запланированных финансовых поступлений от республик. В сложившейся ситуации М. Горбачев решил апеллировать к народу. 17 марта 1991 г. состоялся референдум о сохранении Советского Союза. В нем приняло участие население 9 союзных республик. Большинство проголосовало за сохранение обновленного Союза.
Результаты референдума
подтолкнули Горбачева
Эти переговоры, начавшиеся в апреле 1991 г., получили название Новоогаревского процесса, по названию подмосковной резиденции Президента СССР, где они проходили. В Новоогаревском процессе приняли участие 9 союзных республик (РСФСР, Украина, Белоруссия, Казахстан, Узбекистан, Азербайджан, Таджикистан, Кыргызстан, Туркменистан) и союзный центр в качестве самостоятельного участника дискуссий.
Для многих решение Горбачева начать переговоры стало неожиданностью. Б. Ельцин говорит об этом так: "Совещание в Ново - Огареве было для меня сюрпризом. То, что сказал на встрече Горбачев, превзошло все мои ожидания".* * Ельцин Б. Н. Указ. соч. С. 42.
По итогам первого заседания,
состоявшегося 23 апреля, его участники
сделали совместное заявление о
безотлагательных мерах по стабилизации
обстановки в стране и преодолению
кризиса. В заявлении говорилось:
"Участники встречи считают, что
непременным условием стабилизации
обстановки в стране является принятие
решительных мер по восстановлению
повсеместно конституционного порядка,
неукоснительному соблюдению действующих
законов впредь до принятия нового
Союзного договора и Конституции
Союза. Первоочередной задачей для
преодоления кризиса является заключение
нового договора суверенных государств
с учетом итогов проведенного всесоюзного
референдума... В течение всего
переходного периода должна обеспечиваться
нормальная деятельность органов власти
Союза и республик, Советов народных
депутатов всех ступеней... Учитывая
исключительно острую кризисную
ситуацию в стране, руководители Союза
и республик считают
В ходе дальнейших переговоров
были выработаны проекты новых документов
о Союзе Суверенных Советских
Республик, предполагавшие создание фактически
конфедеративного государства. Права
республик существенно
К лету 1991 года большинство
спорных проблем удалось
Подписанию договора помешали события 19—21 августа. В СССР несколькими высшими руководителями был создан Государственный Комитет по чрезвычайному положению. Президент М. Горбачев был отстранен от власти и изолирован в своей резиденции в Крыму. Целями ГКЧП были восстановление Советского Союза в прежнем виде и сворачивание процесса перемен в стране. Августовские события радикально повлияли на дальнейшее развитие событий, на судьбу Советского Союза.
3. Распад СССР
Весь 1990 год и особенно 1991 год, в числе главных проблем, стоящих перед СССР, стояла проблема подписания нового Союзного договора. Работа по его подготовке привела к появлению нескольких проектов, которые были опубликованы в 1991 году. В марте 1991 года по инициативе М.Горбачева был проведен общесоюзный референдум по вопросу о том, быть или не быть СССР и каким ему быть. Большинство населения СССР проголосовало за сохранение СССР.
Но, новые органы власти
в союзных республиках
Одновременно
как в центре, так и на местах зрели опасения
и боязнь неуправляемого распада СССР.
Все это, вместе взятое придавало особое
значение переговорам по новому Союзному
договору. Весной и летом 1991 года в подмосковной
резиденции Президента СССР М.Горбачева
Ново-Огарево проходили совещания глав
республик. В результате долгих и трудных
переговоров было достигнуто соглашение,
получившее название «9+1», т.е. девяти республик
и центра, которые решили подписать Союзный
договор. Подписание договора было намечено
на 20 августа.
М.Горбачев отправился на отдых в Крым, в Форос, намереваясь вернуться в Москву 19 августа. Но, 19 августа 1991 года в стране было объявлено об образовании Государственного комитета по чрезвычайному положению (ГКЧП), а Президент СССР, находившийся в Форосе, был изолирован, по сути дела это была попытка государственного переворота. Эти события ускорили распад СССР.
В середине 1980-х г. в состав
СССР входило 15 республик: Армянская, Азербайджанская,
Белорусская, Грузинская, Казахская, Киргизская,
Латвийская, Литовская, Молдавская, РСФСР,
Таджикская, Туркменская, Узбекская, Украинская
и Эстонская. На его территории проживало
свыше 270 млн человек, - представителей
более 140 национальностей. С началом
«перестройки» стали
Волна общественного недовольства
прокатилась в республиках
Другой «горячей точкой» в национальных отношениях стала Нагорно-Карабахская автономная область Азербайджана - территория, населенная по преимуществу армянами. В октябре 1987 г. армяне, живущие в Карабахе, потребовали воссоединения с Арменией. 20 февраля 1988 г. сессия областного Совета обратилась к Верховному Совету Азербайджанской ССР с просьбой передать область в состав Армении, но получили отказ. В Нагорном Карабахе произошли вооруженные столкновения между армянами и азербайджанцами. Центральная власть не смогла найти политического компромисса. Две республики фактически оказались в состоянии войны друг с другом. Трагически закончились события 8 апреля 1989 г. в Тбилиси. Организованная в городе демонстрация националистических сил, требовавших выхода Грузии из состава СССР, была разогнана войсками, против демонстрантов применялись слезоточивые газы. В июне 1989 г. произошли столкновения узбеков с турками - месхетинцами. Столкновения на национальной почве в 1989-1990 гг. произошли в Сумгаите, Сухуми, Баку, Душанбе и др. Слабеющее союзное руководство ничего не могло сделать с лавинообразным ростом межнациональных противоречий.
Росту сепаратизма способствовали экономический кризис, парализовавший народное хозяйство всех республик, и распад экономических связей. Националистические силы обвиняли центр в «выкачивании средств» из регионов, призывали вначале к экономическому суверенитету, а затем к государственной независимости.
Десятилетия коммунистическая
пропаганда утверждала, что царская
Россия была «тюрьмой народов», и о
добровольном характере объединения
в рамках СССР. В годы «перестройки»
в оппозиционных средствах
Рост сепаратистских настроений
общественности, особенно в союзных
республиках, привел в возникновению
народных фронтов. В 1988-1989 гг. были созданы
народные фронты в большинстве республик.
В своих программных документах они провозглашали
борьбу за установление полного суверенитета
в республике, за пересмотр секретных
соглашений 1939 г. Как уже отмечалось, в
ноябре 1988 г. Верховный Совет Эстонской
ССР принял изменения и дополнения к Конституции
республики, по которым закрепляли верховенство
республиканских законов над общесоюзными.
Также была принята Декларация о суверенитете
Эстонии.
Огромное влияние на распад СССР оказали события в Российской федерации в 1990-1991 гг. После провозглашения первым съездом народных депутатов России в июне 1990 г. Декларации о государственном суверенитете России борьба между союзным и республиканским руководством вступила в новую фазу. В ноябре 1990 г. Ельцин обвиняет союзное руководство в противодействии экономическим реформам, заявляет, что Россия будет самостоятельно переходить к рынку и ставит вопрос о переделе общесоюзной собственности. Между центральным и республиканским руководством начинается «война законов». Возникает практика двухсторонних связей между республиками в обход союзного центра, который становился ненужным. В сентябре такие договоры о всестороннем сотрудничестве были подписаны Россией с Грузией, Молдовой и прибалтийскими государствами. Стремясь ослабить центр, Ельцин поддерживает рост сепаратизма в российских автономиях. Во время своей поездки по России в августе 1990 г. он призвал лидеров автономий брать суверенитета столько, сколько они смогут «переварить». Татария, Башкирия, Якутия и многие другие также поднимают вопрос о своем суверенитете. Заключение нового союзного договора становится жизненной необходимостью.
Подготовка его проекта
начинается с августа 1990 г. В ней
принимали участие
После проведения референдума
разработка проекта Союзного договора
пошла быстрее. 23 апреля 1991 г. в Ново-Огарево
(загородная резиденция
М.С. Горбачева) состоялась встреча руководителей
9 союзных республик и
М.С. Горбачева. Не принимали участия в
переговорах руководители прибалтийских
республик, Грузии, Армении и Молдовы.
Здесь было достигнуто принципиальное согласие на разработку такого договора, но выявились существенные разногласия о соотношении полномочий между республиками и центром. Дальнейшая работа над текстом Союзного договора получила название «ново-огаревского процесса». В июне проект был готов и в августе опубликован в печати. Его статьи были достаточно противоречивы. Советский Союз как единое государство фактически переставал существовать. Союзные республики становились самостоятельными субъектами международного права, их полномочия были существенно расширены, могли свободно входить и выходить из состава СССР. Центр превращался из управляющего в координирующий. Реально в руках союзного руководства оставались лишь вопросы обороны, финансовой политики, внутренних дел, частично - налоговой и социальной политики. Часть вопросов принадлежала к совместной союзно-республиканской компетенции (прежде всего принятие новых законодательных актов, определение размеров налоговых отчислений на нужды центра, а также основных направлений их расходования). Все остальные стороны жизни общества были в пределах компетенции республик. Аббревиатура СССР расшифровывалась как Союз Советских Суверенных Республик. Подписание договора было назначено на 20 августа, но из-за резкого изменения политической ситуации в стране он так и не был подписан.
Информация о работе Распад СССР и образование содружества независимых государств