Распад СССР и образование содружества независимых государств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 23:59, реферат

Описание работы

Дезинтеграционные процессы начались в Советском Союзе уже в середине 1980-х гг. В этот период в условиях ослабления идеологического диктата и всевластия КПСС, проявился кризис национально-государственного устройства страны. Оказалось, что в стране имеется немало этнических конфликтов, которые в обстановке гласности всплыли на поверхность (например, грузино-абхазский, армяно-азербайджанский). В республиках набирали силу националистические движения, которые отчасти поддерживались республиканским руководством, опасавшимся за свою судьбу в свете неопределенных перспектив КПСС. В ряде республик обострились отношения между титульными нациями и русскими

Содержание работы

1. Введение……………………………………………………………………………...3
2. Дезинтеграционные процессы в СССР…………………………………………..4-8
3. Распад СССР……………………………………………………………………...8-16
4. Становление и развитие СНГ………………………………………………….16-19

5. Заключение…………………………………………………………………………20

6. Список литературы………………………………………………………………...21

Файлы: 1 файл

реферат отеч.история.docx

— 64.60 Кб (Скачать файл)

По мнению Б. Ельцина, "Горбачев, только будучи "зажатым в угол" различными политическими силами, выдвинул идею нового союзного договора".* * Ельцин Б. Н. Записки президента. М., 1994. С. 40.

Так или иначе, но М. Горбачев стремился сохранить Союз в качестве Федерации, оставить за центром максимально  большие полномочия, подписать Союзный  Договор как можно быстрее. В  середине ноября 1990 г. президент СССР на заседании руководителей союзных  республик предложил программу  из 8 пунктов по выводу СССР из экономического и политического кризиса. Большинство  предложений было направлено на укрепление, расширение и концентрацию верховной  исполнительной власти в СССР. Предполагалось превратить Совет Федерации в  постоянный орган, состоящий из руководителей  республик, реорганизовать всю исполнительную власть, подчинив ее непосредственно  президенту. Кроме того, принять  экстренные меры по укреплению правопорядка, социальной защите некоторых категорий  граждан и т. д. Лидеры республик  этот план не одобрили.

Еще одну попытку укрепить центральную власть М. Горбачев предпринял на IV съезде народных депутатов СССР. Съезд наделил Президента дополнительными  полномочиями. В частности, он получил  право непосредственно руководить правительством, возглавил Совет  Федерации и Совет Безопасности СССР. Была введена должность вице-президента, на которую был назначен Г. Янаев.

Однако реально центральная  власть не только не укреплялась, а  день ото дня слабела. В обнародованных в апреле 1991 г. данных о положении  в стране указано, что в союзный  бюджет попадало не более 40 % запланированных  финансовых поступлений от республик. В сложившейся ситуации М. Горбачев решил апеллировать к народу. 17 марта 1991 г. состоялся референдум о сохранении Советского Союза. В нем приняло  участие население 9 союзных республик. Большинство проголосовало за сохранение обновленного Союза.

Результаты референдума  подтолкнули Горбачева активизировать переговорный процесс по поводу реформирования союзного государства. Однако время  уже было упущено. Некоторые республики, твердо ориентировавшиеся на выход  из Союза, не приняли в переговорах  участия.

Эти переговоры, начавшиеся в апреле 1991 г., получили название Новоогаревского  процесса, по названию подмосковной резиденции Президента СССР, где они проходили. В Новоогаревском процессе приняли  участие 9 союзных республик (РСФСР, Украина, Белоруссия, Казахстан, Узбекистан, Азербайджан, Таджикистан, Кыргызстан, Туркменистан) и союзный центр  в качестве самостоятельного участника  дискуссий.

Для многих решение Горбачева  начать переговоры стало неожиданностью. Б. Ельцин говорит об этом так: "Совещание в Ново - Огареве было для меня сюрпризом. То, что сказал на встрече Горбачев, превзошло все мои ожидания".* * Ельцин Б. Н. Указ. соч. С. 42.

По итогам первого заседания, состоявшегося 23 апреля, его участники  сделали совместное заявление о  безотлагательных мерах по стабилизации обстановки в стране и преодолению  кризиса. В заявлении говорилось: "Участники встречи считают, что  непременным условием стабилизации обстановки в стране является принятие решительных мер по восстановлению повсеместно конституционного порядка, неукоснительному соблюдению действующих  законов впредь до принятия нового Союзного договора и Конституции  Союза. Первоочередной задачей для  преодоления кризиса является заключение нового договора суверенных государств с учетом итогов проведенного всесоюзного  референдума... В течение всего  переходного периода должна обеспечиваться нормальная деятельность органов власти Союза и республик, Советов народных депутатов всех ступеней... Учитывая исключительно острую кризисную  ситуацию в стране, руководители Союза  и республик считают нетерпимыми  попытки достигать политических целей путем подстрекательства  к гражданскому неповиновению, забастовкам, призывы к свержению существующих законно избранных органов государственной  власти. Участники встречи отдают себе отчет в том, что все эти  меры по стабилизации обстановки и  преодолению кризиса немыслимы  без кардинального повышения  роли союзных республик".* *Россия сегодня. Политический портрет в  документах. 1985—1991. М., 1991. С. 509—510.

В ходе дальнейших переговоров  были выработаны проекты новых документов о Союзе Суверенных Советских  Республик, предполагавшие создание фактически конфедеративного государства. Права  республик существенно расширялись. В частности, были достигнуты договоренности об установлении такой системы отчислений налогов, чтобы республики передавали в центр фиксированный процент  от своих доходов. Лидером в переговорах  со стороны республик была Россия, Б. Ельцин. По его словам, "как правило, приходилось брать инициативу на себя, если речь шла о принципиальном вопросе. И спорить. Это всех устраивало. При существовании двух полюсов всем остальным было удобно выбирать свою позицию, маневрировать. Мы с Горбачевым брали всю моральную тяжесть выяснения спорных проблем на себя".* *Ельцин Б. Н. Указ. соч. С. 53.

К лету 1991 года большинство  спорных проблем удалось решить. Подписание союзного договора было намечено на 20 августа.

Подписанию договора помешали события 19—21 августа. В СССР несколькими  высшими руководителями был создан Государственный Комитет по чрезвычайному  положению. Президент М. Горбачев был  отстранен от власти и изолирован в своей резиденции в Крыму. Целями ГКЧП были восстановление Советского Союза в прежнем виде и сворачивание процесса перемен в стране. Августовские события радикально повлияли на дальнейшее развитие событий, на судьбу Советского Союза.

 

3. Распад СССР

Весь 1990 год и особенно 1991 год, в числе главных проблем, стоящих перед СССР, стояла проблема подписания нового Союзного договора. Работа по его подготовке привела  к появлению нескольких проектов, которые были опубликованы в 1991 году. В марте 1991 года по инициативе М.Горбачева  был проведен общесоюзный референдум по вопросу о том, быть или не быть СССР и каким ему быть. Большинство населения СССР проголосовало за сохранение СССР.

Но, новые органы власти в союзных республиках сформулированные в результате выборов 1990 года, оказались  настроенными более решительно на перемены, чем союзное руководство. К концу 1990 года практически все республики СССР приняли Декларации о своем  суверенитете, о верховенстве республиканских  законов над союзными. Возникла ситуация, которую обозреватели окрестили  «парадом суверенитетов» и «войной  законов». Политическая власть постепенно перемещалась из центра в республики.  
 
            Одновременно как в центре, так и на местах зрели опасения и боязнь неуправляемого распада СССР. Все это, вместе взятое придавало особое значение переговорам по новому Союзному договору. Весной и летом 1991 года в подмосковной резиденции Президента СССР М.Горбачева Ново-Огарево проходили совещания глав республик. В результате долгих и трудных переговоров было достигнуто соглашение, получившее название «9+1», т.е. девяти республик и центра, которые решили подписать Союзный договор. Подписание договора было намечено на 20 августа.

М.Горбачев отправился на отдых в Крым, в Форос, намереваясь вернуться в Москву 19 августа. Но, 19 августа 1991 года в стране было объявлено об образовании Государственного комитета по чрезвычайному положению (ГКЧП), а Президент СССР, находившийся в Форосе, был изолирован, по сути дела это была попытка государственного переворота. Эти события ускорили распад СССР.

В середине 1980-х г. в состав СССР входило 15 республик: Армянская, Азербайджанская, Белорусская, Грузинская, Казахская, Киргизская, Латвийская, Литовская, Молдавская, РСФСР, Таджикская, Туркменская, Узбекская, Украинская и Эстонская. На его территории проживало  свыше 270 млн человек, - представителей более 140 национальностей. С началом  «перестройки» стали происходить  изменения в отношениях между  республиками. Давали о себе знать  противоречия, заложенные еще при  образовании СССР. Союзные республики не имели реального равенства в рамках Советского Союза. Ослабление государственных структур и падение престижа коммунистической партии, которая выполняла роль «цементирующего начала» союзного государства, привели к взрыву сепаратизма. Гласность «высветила» тщательно скрываемые страницы национальных отношений. Стали известны факты дискриминации целых народов, выселения их с мест проживания. С началом «перестройки» выдвигаются требования реабилитации поволжских немцев, крымских татар, турок - месхетинцев и др. Центральная власть вместо того, чтобы удовлетворить эти требования, рассматривала их как проявление национализма и жестоко подавляла их. 1986 г. стал годом первых за советское время столкновений на национальной почве. 17-19 декабря 1986 г. в Алма-Ате (Казахстан) прошли массовые демонстрации и митинги против русификации. Их причиной послужило назначение на пост первого секретаря ЦК КП Казахстана Г. Колбина, русского по национальности. Для восстановления порядка впервые были введены войска. Около тысячи человек были ранены, двое убиты.

Волна общественного недовольства прокатилась в республиках Прибалтики, на Украине, в Белоруссии. В августе 1987 г. в связи с годовщиной заключения советско-германского пакта о  ненападении 1939 г. здесь прошли митинги  протеста и демонстрации с требованием  публикации документов о депортации населения из прибалтийских государств и из западных районов Украины  и Белоруссии в период коллективизации.

Другой «горячей точкой»  в национальных отношениях стала  Нагорно-Карабахская автономная область Азербайджана - территория, населенная по преимуществу армянами. В октябре 1987 г. армяне, живущие в Карабахе, потребовали воссоединения с Арменией. 20 февраля 1988 г. сессия областного Совета обратилась к Верховному Совету Азербайджанской ССР с просьбой передать область в состав Армении, но получили отказ. В Нагорном Карабахе произошли вооруженные столкновения между армянами и азербайджанцами. Центральная власть не смогла найти политического компромисса. Две республики фактически оказались в состоянии войны друг с другом. Трагически закончились события 8 апреля 1989 г. в Тбилиси. Организованная в городе демонстрация националистических сил, требовавших выхода Грузии из состава СССР, была разогнана войсками, против демонстрантов применялись слезоточивые газы. В июне 1989 г. произошли столкновения узбеков с турками - месхетинцами. Столкновения на национальной почве в 1989-1990 гг. произошли в Сумгаите, Сухуми, Баку, Душанбе и др. Слабеющее союзное руководство ничего не могло сделать с лавинообразным ростом межнациональных противоречий.

Росту сепаратизма способствовали экономический кризис, парализовавший народное хозяйство всех республик, и распад экономических связей. Националистические силы обвиняли центр в «выкачивании средств» из регионов, призывали вначале к экономическому суверенитету, а затем к государственной независимости.

Десятилетия коммунистическая пропаганда утверждала, что царская  Россия была «тюрьмой народов», и о  добровольном характере объединения  в рамках СССР. В годы «перестройки»  в оппозиционных средствах массовой информации акцент переносится на национальные противоречия, забвению придаются общие корни и традиции. Дискредитация коммунистической идеи привела к утрате обществом четких ориентиров. Это становится благоприятной почвой для действия политических сил, заинтересованных в крушении СССР как единого государства. Они разыгрывают «национальную карту» Огромную роль в распаде СССР сыграли политические амбиции лидеров.

Рост сепаратистских настроений общественности, особенно в союзных  республиках, привел в возникновению  народных фронтов. В 1988-1989 гг. были созданы народные фронты в большинстве республик. В своих программных документах они провозглашали борьбу за установление полного суверенитета в республике, за пересмотр секретных соглашений 1939 г. Как уже отмечалось, в ноябре 1988 г. Верховный Совет Эстонской ССР принял изменения и дополнения к Конституции республики, по которым закрепляли верховенство республиканских законов над общесоюзными. Также была принята Декларация о суверенитете Эстонии.                                                                                  17-18 ноября Верховный Совет Литовской ССР принял дополнение к Конституции о придании литовскому языку статуса государственного. В мае 1989 г. аналогичный закон и Декларация о государственном суверенитете принимается в Латвии. Практически во всех республиках в 1990 г. были приняты декларации о суверенитете. Рост русофобских настроений в республиках приводит к возникновению в них общественных организаций, пытавшихся противостоять национал - сепаратизму. В Эстонии был создан Объединенный совет трудовых коллективов, в Латвии - Интернациональный фронт трудящихся и т.п.

Огромное влияние на распад СССР оказали события в  Российской федерации в 1990-1991 гг. После  провозглашения первым съездом народных депутатов России в июне 1990 г. Декларации о государственном суверенитете России борьба между союзным и  республиканским руководством вступила в новую фазу. В ноябре 1990 г. Ельцин обвиняет союзное руководство в  противодействии экономическим  реформам, заявляет, что Россия будет  самостоятельно переходить к рынку  и ставит вопрос о переделе общесоюзной  собственности. Между центральным  и республиканским руководством начинается «война законов». Возникает практика двухсторонних связей между республиками в обход союзного центра, который становился ненужным. В сентябре такие договоры о всестороннем сотрудничестве были подписаны Россией с Грузией, Молдовой и прибалтийскими государствами. Стремясь ослабить центр, Ельцин поддерживает рост сепаратизма в российских автономиях. Во время своей поездки по России в августе 1990 г. он призвал лидеров автономий брать суверенитета столько, сколько они смогут «переварить». Татария, Башкирия, Якутия и многие другие также поднимают вопрос о своем суверенитете. Заключение нового союзного договора становится жизненной необходимостью.

Подготовка его проекта  начинается с августа 1990 г. В ней  принимали участие представители 12 союзных республик, за исключением  республик Прибалтики. 17 марта 1991 г. был проведен всесоюзный референдум по вопросу о сохранении СССР, который звучал следующим образом: «Считаете ли Вы необходимым сохранение Союза Советских Социалистических Республик как обновленной федерации равноправных суверенных республик, в которой будут в полной мере гарантироваться права и свобода человека любой национальности». Из принявших участие в голосовании 148,6 млн чел. (80% имевших право голоса) за сохранение Союза высказались 113,5 млн чел. (76,4%).

После проведения референдума  разработка проекта Союзного договора пошла быстрее. 23 апреля 1991 г. в Ново-Огарево (загородная резиденция  
М.С. Горбачева) состоялась встреча руководителей 9 союзных республик и  
М.С. Горбачева. Не принимали участия в переговорах руководители прибалтийских республик, Грузии, Армении и Молдовы.

Здесь было достигнуто принципиальное согласие на разработку такого договора, но выявились существенные разногласия  о соотношении полномочий между  республиками и центром. Дальнейшая работа над текстом Союзного договора получила название «ново-огаревского процесса». В июне проект был готов и в августе опубликован в печати. Его статьи были достаточно противоречивы. Советский Союз как единое государство фактически переставал существовать. Союзные республики становились самостоятельными субъектами международного права, их полномочия были существенно расширены, могли свободно входить и выходить из состава СССР. Центр превращался из управляющего в координирующий. Реально в руках союзного руководства оставались лишь вопросы обороны, финансовой политики, внутренних дел, частично - налоговой и социальной политики. Часть вопросов принадлежала к совместной союзно-республиканской компетенции (прежде всего принятие новых законодательных актов, определение размеров налоговых отчислений на нужды центра, а также основных направлений их расходования). Все остальные стороны жизни общества были в пределах компетенции республик. Аббревиатура СССР расшифровывалась как Союз Советских Суверенных Республик. Подписание договора было назначено на 20 августа, но из-за резкого изменения политической ситуации в стране он так и не был подписан.

Информация о работе Распад СССР и образование содружества независимых государств