Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 23:59, реферат
Дезинтеграционные процессы начались в Советском Союзе уже в середине 1980-х гг. В этот период в условиях ослабления идеологического диктата и всевластия КПСС, проявился кризис национально-государственного устройства страны. Оказалось, что в стране имеется немало этнических конфликтов, которые в обстановке гласности всплыли на поверхность (например, грузино-абхазский, армяно-азербайджанский). В республиках набирали силу националистические движения, которые отчасти поддерживались республиканским руководством, опасавшимся за свою судьбу в свете неопределенных перспектив КПСС. В ряде республик обострились отношения между титульными нациями и русскими
1. Введение……………………………………………………………………………...3
2. Дезинтеграционные процессы в СССР…………………………………………..4-8
3. Распад СССР……………………………………………………………………...8-16
4. Становление и развитие СНГ………………………………………………….16-19
5. Заключение…………………………………………………………………………20
6. Список литературы………………………………………………………………...21
М. Горбачев большую часть вины за неудачу переговоров возлагает на Ельцина, говоря, что он "играл наиболее деструктивную роль, стремился захватить как можно больше власти, склонялся к идее отгородиться от других республик и т. д." В этой ситуации немаловажную роль сыграла Украина. Украинский Верховный Совет 24 августа провозгласил независимость республики и назначил на 1 декабря 1991 г. референдум для утверждения этого решения, и выборы президента Украины. В силу этого обстоятельства руководитель Украины Л. Кравчук отказывается подписывать какие-либо новые варианты союзного договора до итогов декабрьского референдума. Далее Горбачев отмечает, что "наиболее твердыми сторонниками Союза были руководители среднеазиатских республик и особенно президент Казахстана Н. Назарбаев".* Но и они не проявили настойчивости, отдавая инициативу Ельцину, ожидая определенности в позиции Украины. Новоогаревский процесс продолжался, но результатов не было.
Последнее совещание Госсовета состоялось 25 ноября. На нем Б. Ельцин потребовал заменить формулу "Союзное государство" на "Союз государств" и заявил об отказе подписывать текст до рассмотрения его Верховным Советом России. Другие республиканские лидеры также требовали все большей независимости от центра. Все хотели поднять свой статус, стать равноправными членами ООН. М. Горбачев пытался убедить их продолжить работу и подписать, наконец, договор. Но он уже ничего не мог поделать "с почувствовавшими вкус свободы руководителями союзных республик".
В конце концов, разработанный компромиссный вариант никто подписывать не стал. По сути, это был приговор новоогаревскому документу. Все же М. Горбачев не терял надежды. На пресс-конференции 25 ноября он заявил, что в "скором времени договор будет подписан. 27 ноября проект договора был опубликован в печати*.
Согласно проекту, новое
союзное государство — Союз Суверенных
Государств — объявлялся конфедеративным
государством, правопреемником СССР.
Республики, входящие в Союз, имели
статус суверенных государств, сохраняющих
за собой "право на решение всех
вопросов своего развития"*, "самостоятельно
определяющих свое национально-государственное
и административно-
Органами Союза являлись:
двухпалатный парламент — Верховный
Совет Союза, имеющий право издавать
общесоюзные законы, принимать союзный
бюджет, решать вопросы войны и
мира; Президент Союза, выступающий
гарантом соблюдения Договора, представляющий
Союз в отношениях с зарубежными
государствами, а также являющийся
Главнокомандующим Вооруженными Силами
Союза; Государственный Совет Союза,
создающийся для "согласования наиболее
важных вопросов внутренней и внешней
политики, затрагивающих общие интересы
государств-участников Договора"*, в
составе Президента Союза и высших
должностных лиц государств-
Договор предусматривал единые
Вооруженные Силы с централизованным
управлением, но государства, входящие
в Союз, имели право создавать
собственные вооруженные
О разграничении полномочий
и предметов ведения
Анализ данного проекта союзного договора позволяет сделать вывод, что республики наделялись широкими полномочиями, имели возможность путем специальных договоров с центром получить дополнительные права и полномочия. При этом республики имели перед Союзом минимум обязательств. Очевидно, что стремление республиканских лидеров обрести всю полноту государственной власти сыграло в их нежелании подписывать договор решающую роль.
Окончательно вопрос о
Союзе решил референдум на Украине.
Большинство принявших участие
в голосовании жителей
8 декабря в Белоруссии
президенты России и Украины
и председатель Верховного
Объясняя причины решений, принятых 8 декабря 1991 г., Б. Ельцин пишет: "Подписывая это соглашение, Россия выбирала иной: мирный, демократический, не имперский путь развития. Она выбирала новую глобальную стратегию: отказывалась от традиционного образа "властительницы полумира", от вооруженного противостояния западной цивилизации, от роли жандарма в решении национальных проблем: идея заключалась в том, чтобы резко изменить политический климат: Беловежское соглашение, как мне тогда казалось, было нужно, прежде всего, для того, чтобы резко усилить центростремительные тенденции в развалившемся Союзе, стимулировать договорный процесс. Странно слышать, что наши действия были направлены на согласованный развал Союза, его внезапное уничтожение: СНГ являлось единственной на тот момент возможностью сохранить единое геополитическое пространство".
Подобная точка зрения
не лишена оснований. После августа
1991 года центробежные тенденции получили
мощный толчок. И без того ослабленные
союзные структуры не выдержали.
СССР стремительно распадался. Политические
расчеты и амбиции не позволили
руководителям республик прийти
к согласованию интересов в рамках
ослабленного Союза. Но они также
понимали, что одновременно с распадом
страны рвались экономические связи
и, что это будет иметь
Труднее ответить на вопрос, представляли ли они масштабы этих последствий. Во всяком случае, Президент России относился к этому вопросу довольно легко, рассуждая о том, что "части бывшего Советского Союза все равно останутся в зоне общего сотрудничества, и культурная, бытовая, экономическая и политическая интеграция рано или поздно сделает свое дело".* *Ельцин Б. Н. Указ. соч. С. 151.
4. Становление и развитие СНГ
В ноябре 1991
года в Ново - Огарево уже семь республик
(Россия, Беларусь, Азербайджан, Казахстан,
Кыргызстан, Туркменистан, Таджикистан)
заявили о намерении создать новое межгосударственное
образование - Союз Суверенных Государств
(ССГ). Лидеры «семерки» решили до конца
1991 года подписать новый Союзный договор.
На 25 ноября 1991 года было назначено его
подписание. Но и это не произошло. Свою
подпись поставил лишь М.Горбачев, а сам
проект был направлен на утверждение парламента
семи республик. Это был лишь повод. Фактически
все ждали исхода назначенного на 1 декабря
1991 года референдума о независимости Украины.
Население Украины в декабре 1991 года проголосовало
за полную независимость Украины, похоронив
тем самым надежды М.Горбачева сохранить
СССР.
Бессилие центра
привело к тому, что 8 декабря 1991 года в
Беловежской пуще, под Брестом, руководители
Белоруссии, России, Украины подписали
Соглашение о создании Содружества Независимых
Государств (СНГ). В нем говорилось о том,
как «учредители Союза ССР, подписавшие
Союзный договор 1922 года, констатируют,
что Союз ССР как субъект международного
права прекратил свое существование»).
Это соглашение аннулировало Договор
1922 года об образовании СССР и одновременно
образовывало СНГ.
21 декабря 1991
года в Алма-Ате состоялась встреча лидеров
«тройки», «пятерки», Армении, Азербайджана,
Молдавии. На Алма-атинской встрече была
принята Декларация о прекращении существования
СССР и образовании СНГ в составе девяти
государств.
25 декабря М Горбачев подписал Указ о снятии
с себя функций Верховного
главнокомандующего и заявил о своем уходе
с поста Президента СССР. 26 декабря 1991
года одна из двух палат Верховного Совета
СССР, которую удалось созвать - Совет
Республик принял формальную Декларацию
о прекращении существования СССР.
Итак, Союз
Советских Социалистических Республик
перестал существовать. Участники Алма-атинской
встречи приняли пакет документов, согласно
которым:
- констатировалась территориальная целостность
входивших в содружество государств;
-сохранялось единое командование военно-стратегическими
силами и единый контроль над ядерным
оружием;
- создавались высшие органы власти СНГ
- Совет глав государств и Совет глав правительств;
- объявлялся открытый характер Содружества.
То, что было просто на словах,
на деле оказалось гораздо сложнее.
Первоначально страны-члены
В работах, посвященных СНГ, также отмечается, что в начале 1990-х годов в России у значительной части политической элиты появилось убеждение, что другие союзные республики жили за счет РСФСР, являлись и являются тормозом для ее развития. Поэтому оптимальным для России признавалось политика дистанцирования от них и одновременно сближение с более западными партнерами.
С 1996 года произошло изменение концепции внешнеполитической деятельности Российской Федерации. Новый министр иностранных дел Е. Примаков заявил, что "отношения со странами СНГ являются главным приоритетом внешней политики России".* К жизненно важным российским интересам на территории всего бывшего СССР были отнесены: налаживание на новой основе хозяйственных и транспортных связей; урегулирование конфликтов и достижение стабильности на российских границах, оборона внешних рубежей СНГ; гармонизация внешнеполитических курсов; создание одного военно-стратегического пространства; создание единого информационного пространства; защита прав этнических россиян.
Интеграция в рамках постсоветского пространства рассматривалась как инструмент повышения значимости внешнеполитического потенциала России на международной арене.
Объективной основой интеграции бывших республик СССР являются социально-экономические факторы, общность традиционных многолетних кооперативных связей. Оказавшись после 1991 г. в разных государствах, отгороженных политическими, валютными и другими барьерами, предприятия и сегодня нуждаются в тесных контактах. Разрыв стабильных экономических связей между бывшими советскими республиками на первом этапе российских реформ (1992—93 гг.) был "причиной падения валового внутреннего продукта России примерно наполовину, еще около четверти этого падения приходится на разрыв связей с бывшими странами СЭВ и лишь оставшаяся четверть была, собственно, следствием проводимых реформ".* *История России: новейшее время (1945—1999). М., 2001. С. 401.
Россия продолжает предоставлять безвозмездные субсидии странам СНГ. Размер этой помощи измеряется миллиардами и десятками миллиардов долларов США. Расчеты министерства экономики и Госкомстата показывают, что соотношение цен на ввозимые в Россию сельскохозяйственные сырье и продукты питания и вывозимые из России энергоносители крайне невыгодно для нее.
Фактором интеграции является также "необходимость обеспечения оборонной безопасности. Сама Россия может производить лишь около 18 % систем современного вооружения, все остальное — только в кооперации со странами СНГ. Любые перспективы развития оборонной промышленности, как в России, так и в странах СНГ сопряжены с выработкой единой оборонной политики".* * Там же. С. 402.
В качестве социокультурного фактора объединения стран СНГ выступает "цивилизованное единство" населения, схожесть социальной структуры, степень образования, общий исторический опыт и традиции. В СНГ после распада СССР осталось 25 млн. русских. Сложная социально-экономическая и политическая ситуация в этих странах приводит к эмиграции значительной части русских на историческую родину.
Как видим, у стран СНГ
и, в частности, у Российской Федерации
достаточно причин для объединения.
Не случайно со времени создания содружества
странами-участницами было подписано
множество договоров и
Особенно активная и эффективная
политика в этой области стала
проводиться Россией, которая является
ядром интеграционных процессов, и
другими странами СНГ с середины
90-х годов. В рамках СНГ создан
Межгосударственный экономический
комитет (МЭК), который является постоянно
действующим координирующим органом
Содружества. 26 мая 1995 г. была принята
конвенция о Межпарламентской Ассамблее
государств-участников СНГ, деятельность
которой направлена на создание законодательной
базы для сотрудничества. Межпарламентская
Ассамблея организует международные
конференции и семинары, "круглые
столы", мероприятия, связанные со
значительными событиями в
29 марта 1996 г. президентами
Российской Федерации,
Информация о работе Распад СССР и образование содружества независимых государств