Распад СССР и образование содружества независимых государств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 23:59, реферат

Описание работы

Дезинтеграционные процессы начались в Советском Союзе уже в середине 1980-х гг. В этот период в условиях ослабления идеологического диктата и всевластия КПСС, проявился кризис национально-государственного устройства страны. Оказалось, что в стране имеется немало этнических конфликтов, которые в обстановке гласности всплыли на поверхность (например, грузино-абхазский, армяно-азербайджанский). В республиках набирали силу националистические движения, которые отчасти поддерживались республиканским руководством, опасавшимся за свою судьбу в свете неопределенных перспектив КПСС. В ряде республик обострились отношения между титульными нациями и русскими

Содержание работы

1. Введение……………………………………………………………………………...3
2. Дезинтеграционные процессы в СССР…………………………………………..4-8
3. Распад СССР……………………………………………………………………...8-16
4. Становление и развитие СНГ………………………………………………….16-19

5. Заключение…………………………………………………………………………20

6. Список литературы………………………………………………………………...21

Файлы: 1 файл

реферат отеч.история.docx

— 64.60 Кб (Скачать файл)

Важнейшим политическим событием для СНГ стало подписание договора о сотрудничестве между Россией  и Белоруссией. Процесс объединения  двух стран, начавшийся в 1996 году, не останавливается  до сих пор, несмотря на имеющиеся  трудности как объективного, так  и субъективного характера.

Российская Федерация  принимала участие в урегулировании региональных конфликтов на территории СНГ: грузино-абхазского, грузино-южноосетинского, ситуации вокруг Нагорного Карабаха, приднестровской проблемы, междоусобного  кризиса в Таджикистане. К разрешению конфликтных ситуаций привлекаются российские военные миротворческие силы.

Наряду с интеграционными  процессами в России и странах  СНГ существовали и другие явления: усиление противодействия России внутри Содружества. Обозначились и государства, которые выступили активной оппозицией России. Это Украина, Грузия, Азербайджан, Узбекистан, Туркмения. Руководители этих стран стремятся доминировать в  своих регионах, строить взаимоотношения  с Россией преимущественно на двустороннем уровне.

Непросто складывались отношения  России с Украиной. Одной из основных проблем в их взаимоотношениях была проблема Крыма. Крымский полуостров, бывший частью РСФСР, в 50-е годы передал  Украине Н. С. Хрущев. К этой чисто  территориальной проблеме добавилась проблема Черноморского Флота. После  долгих и тяжелых переговоров  выходом из спорной ситуации была признана долгосрочная аренда Севастополя  Россией в качестве базы российского  Черноморского Флота. Это соглашение способствовало подписанию всеобъемлющего российско-украинского договора в 1998 году.

Противники интеграции стран  СНГ есть как в странах Содружества, так и за его пределами. На Западе существует идея об опасности так  называемого "СССР-2" как факторе  усиления России в Азиатско-Тихоокеанском  регионе. Запад активно содействует  участию членов СНГ в системе "Партнерство во имя мира", способствуя  сближению этих стран с НАТО.

Существенной проблемой  СНГ остается "разноскоростность" интеграции в рамках Содружества, различия в направлениях и сроках осуществления  странами реформ. Не выработан четкий механизм выполнения принятых решений, поступательного движения от простых  форм к более сложным.

Политическое руководство  Российской Федерации считает оптимальным  вариантом в отношениях со странами ближнего зарубежья вести курс на всестороннюю интеграцию в рамках единой для всех стратегии. Однако, по данным Совета по внешней и оборонной  политике при Президенте Российской Федерации, "в отношениях со странами СНГ, как правило, продолжаются дезинтеграционные  процессы. Это выражается в следующем: в большинстве случаев уменьшается  объем экономических связей между  Россией и этими странами; нарастают  различия в общественном и социальном устройстве, в уровнях экономического развития; сильны стремления к разъединению, исключительно политического характера".* * Стратегия для России: повестка дня для президента — 2000. М., 2000. С. 73—74.

Таким образом, в СНГ остается гораздо больше нерешенных проблем, чем вопросов, нашедших свой ответ.

 

 

 

 

 

 

5. Заключение

СССР прекратил существование  накануне своей 69-й годовщины с  момента образования. Его распад стал результатом воздействия целой  череды обстоятельств. К субъективным факторам относятся просчеты или, наоборот, целенаправленные действия тех или  иных политических лидеров в процессе, приведшем к исчезновению Советского Союза с политической карты мира.

Но, безусловно, основными  стали объективные причины распада  СССР. К ним исследователи относят  недостатки национально-территориального устройства Союза. Государства, подобные СССР, рано или поздно разрушаются. Народы, имеющие в рамках таких "империй" свою государственность, стремятся  обрести полную независимость. В  различных источниках обращается внимание на то, что в 1917—1921 гг. независимыми пожелало стать большинство национально-территориальных  окраин Российской империи. Образовать единое государство удалось только силой. В стране было создано централизованное авторитарно-тоталитарное государство, которое не могло существовать в  условиях политического плюрализма. Цементирующим элементом СССР было единовластие КПСС. Утрата компартией монополии на власть в результате политических изменений, произошедших в стране, способствовала тому, что  распад Союза стал стремительным.

Одним из главных факторов развала СССР стал экономический  кризис. Недовольство своим постоянно  ухудшающимся социально-экономическим  положением люди переносили на не справлявшихся  со своими функциональными обязанностями  государство и аппарат управления, которые не смогли предложить новые  эффективные формы экономического и политического развития. Последняя  попытка решить проблему с помощью  военной силы в августе 1991 года окончательно подорвала авторитет союзного руководства. Инициатива оказалась в руках  республиканских властей, которые  изначально стремились к независимости  своих республик.

Пытаясь смягчить последствия  распада, большинство республик  объединилось в рамках СНГ. Но, не имея общей стратегии в отношении  Содружества, новые независимые  государства не сумели быстро наладить эффективное сотрудничество. В то же время, осознание исторической и  культурной близости, а также практические соображения диктуют странам  Содружества необходимость активизации  их усилий в направлении дальнейшего  развития интеграционных процессов  в СНГ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Список литературы

 

1. Проект Договора о Союзе Суверенных Государств / Горбачев М. С. Жизнь и реформы. Кн. 2. Приложение. М., 1995.

2. История России: новейшее  время (1945—1999). М., 2001.

3. Новейшая история Отечества.  ХХ век. Т. II. М.

4. Аврус А. И., Голуб  Ю. Г. Отечество в ХХ веке: от Российской империи до Российской  Федерации. Саратов, 1997.

5. Горбачев М. С. Жизнь  и реформы. Кн. 2. М., 1995.

6. Ельцин Б. Н. Записки президента. М., 1994.

7. Примаков Е. М. Годы  в большой политике. М., 1999.

8. Россия сегодня: Политический  портрет в документах: 1985—1991. М., 1991.

9. Соргин В. Политическая  история современной России: 1985—1994. М., 1994.

10. Стратегия для России: повестка дня для президента-2000. М., 2000.




Информация о работе Распад СССР и образование содружества независимых государств