Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 23:59, реферат
Дезинтеграционные процессы начались в Советском Союзе уже в середине 1980-х гг. В этот период в условиях ослабления идеологического диктата и всевластия КПСС, проявился кризис национально-государственного устройства страны. Оказалось, что в стране имеется немало этнических конфликтов, которые в обстановке гласности всплыли на поверхность (например, грузино-абхазский, армяно-азербайджанский). В республиках набирали силу националистические движения, которые отчасти поддерживались республиканским руководством, опасавшимся за свою судьбу в свете неопределенных перспектив КПСС. В ряде республик обострились отношения между титульными нациями и русскими
1. Введение……………………………………………………………………………...3
2. Дезинтеграционные процессы в СССР…………………………………………..4-8
3. Распад СССР……………………………………………………………………...8-16
4. Становление и развитие СНГ………………………………………………….16-19
5. Заключение…………………………………………………………………………20
6. Список литературы………………………………………………………………...21
Этот проект не устраивал высших руководителей КПСС и Кабинета министров СССР, потребовавших накануне его опубликования чрезвычайных полномочий и так и не получивших их на заседании Верховного Совета СССР. Но вместе с тем этот документ уже не удовлетворял только, что избранного Президента России и радикально настроенных демократов. Горбачев, таким образом, испытывал резкое давление как со стороны высшего союзного руководства, особенно глав КГБ, МВД и МО СССР, так и со стороны радикального крыла сторонников продолжения демократических реформ.
Чтобы сорвать подписание этого
договора и сохранить свои властные
полномочия, часть высшего партийно-
Возглавил переворот Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП) в составе: и. о. президента СССР Г.И. Янаев, секретарь ЦК КПСС, первый заместитель председателя Совета Обороны О.Д. Бакланов, председатель КГБ СССР В.А. Крючков, премьер-министр СССР В.С. Павлов, министр внутренних дел СССР Б.К. Пуго, председатель Крестьянского союза СССР В.А. Стародубцев, министр обороны СССР Д.Т. Язов и президент Ассоциации госпредприятий А.И. Тизяков. Главную задачу переворота ГКЧП видел в восстановлении в СССР порядков, которые существовали до 1985 г., т.е. в ликвидации многопартийности, коммерческих структур, в уничтожении ростков демократии.
Но переворот не удался. Население страны в основном отказалось поддержать ГКЧП, армия же не захотела применять силу против граждан своего государства. Уже 20 августа вокруг «Белого дома» выросли баррикады, на которых находилось несколько десятков тысяч человек, часть воинских подразделений перешла на сторону обороняющихся. 22 августа путч потерпел поражение, а члены ГКЧП были арестованы.
Практически во всех крупных
городах прошли массовые манифестации,
направленные против КПСС, что послужило
удобным поводом для
После поражения путча
распад СССР, начавшийся еще в конце
80-х гг., принял лавинообразный характер.
Республиканские органы власти были
заинтересованы в кардинальном перераспределении
властных полномочий в свою пользу
еще задолго до осени 1991 г. За ними
стояли интересы местных политических
элит как новых, поднявшихся на волне
перестройки, так и старых, партийно-номенклатурных.
После подавления путча и те и
другие использовали лозунг национальной
независимости, одни - чтобы получить
власть, другие - чтобы сохранить
ее. В августовские дни был поставлен
вопрос об ответственности коммунистов
за происшедшее. В РСФСР начинаются
большие кадровые перестановки. Чтобы
не делить ответственность за происшедшее
с союзным руководством, политические
лидеры многих республик заявляют об
отделении от СССР. В сентябре все
союзные республики, которые еще
не заявили о своем полном суверенитете
и независимости, сделали эти
заявления. Ни тех, ни других не интересовали
объективные интересы народов своих
республик, опасность резкого обострения
экономического кризиса с распадом
СССР, падение уровня жизни населения,
неизбежность обострения национальных
конфликтов вплоть до гражданской войны
и региональных войн из-за взаимных
территориальных претензий в
связи с искусственно проведенными
границами. В обществе не оказалось
влиятельных сил, способных сохранить
СССР. С сентября 1991 г. прежнего Советского
Союза уже не существовало. Латвия,
Литва и Эстония стали
Высшими органами власти в
суверенных республиках стали
В сентябре по согласованию с Верховными Советами и президентами нескольких республик был создан Межреспубликанский экономический комитет (МЭК), который возглавил И.С. Силаев. Он подготовил экономическое соглашение, которое подписали девять республик: РСФСР, Украина, Белоруссия, Азербайджан, Туркмения, Узбекистан, Таджикистан, Киргизия, Казахстан. Армения участвовала в комитете в качестве наблюдателя, государства Прибалтики прислали своих представителей. Лишь Молдова и Грузия полностью проигнорировали это соглашение. Данное соглашение было реальным шагом, призванным приостановить развал единого хозяйственного организма. Однако экономический кризис продолжался, и, стремясь его смягчить, республики и даже отдельные районы вводили серьезные ограничения на вывоз из них различных продуктов и товаров.
Противоречия в отношении политического союза были значительно серьезнее. Государства Прибалтики, Украина, Молдова, Грузия и Армения отказались даже обсуждать эту проблему. Первые предварительные переговоры состоялись лишь во второй половине ноября, в них участвовали президенты семи республик. В результате переговоров президенты пришли к заключению о необходимости создать новое государство на конфедеративной основе (т.е. с максимально возможными правами республик) и дать этому государству название Союз Суверенных Государств (ССГ).
После провозглашения независимости обострились отношения между республиками по пограничным вопросам. Ряд народов Северного Кавказа, входящих в состав РСФСР, провозгласили независимость и суверенитет и выступили с политическими и территориальными претензиями как к РСФСР, так и к своим соседям. Наиболее ярко это проявилось в возникновении Чеченской республики, выделившейся из состава Чечено-Ингушской Автономной Республики РСФСР. События в Чечне и ряде других районов Северного Кавказа, не утихающая война в Южной Осетии - все это поставило Кавказ к концу 1991 г. на грань всеобъемлющей гражданской войны. Самопровозглашенные республики появились и на территории других союзных государств (Гагаузия в Молдавии, Абхазия в Грузии и др.)
Экономическое положение России и других государств бывшего СССР осенью - зимой 1991 г. стремительно ухудшалось. Резко возросли темпы инфляции, сокращалось промышленное и сельскохозяйственное производство. К концу 1991 г. на полках магазинов практически не осталось ни промышленных товаров, ни продуктов питания. Возникли проблемы в снабжении населения самым необходимым: хлебом, молоком, картофелем. Для многих категорий населения, особенно для пенсионеров, молодых людей, встала проблема выживания.
Во многом данная ситуация
была вызвана действиями нового российского
руководства, повторявшего ошибки бывшего
союзного. Здесь сыграло свою роль
и заявление Б.Н. Ельцина 28 октября
о том, что с января 1992 г. цены практически
на все товары будут отпущены, будет
отменен контроль за ростом заработной
платы, что в 1992 г. планируется провести
массовую приватизацию предприятий
промышленности, транспорта, торговли,
в сельском хозяйстве должен произойти
переход к фермерскому
Последним актом этой политической
драмы стали события конца 1991
г.
1 декабря 1991 г. состоялся референдум о
будущем Украины. Его результаты были
ошеломляющими: 80% граждан, включая и русское
население Крыма, проголосовали за независимость
Украины. После этого избранный Президентом
Л.К. Кравчук отказался подписывать Союзный
договор в любой форме. Парламент Украины
в одностороннем порядке денонсировал
Союзный договор 1922 г. 2 декабря Б.Н. Ельцин
заявил о признании независимости Украины.
Лихорадочные попытки президента М.С.
Горбачева сохранить объединение советских
республик в какой-либо государственной
форме оказались безрезультатными: время
было упущено, влияние центральных органов
власти оказалось утраченным. Президент
Украины Л. Кравчук заявил, что Украина
будет заключать политические союзы с
республиками - государствами, но не войдет
в союз, где над государствами будет еще
центральный управляющий орган. Союзный
договор 1922 г. был денонсирован парламентом
Украины.
Развал Союза ССР довершили
Беловежские соглашения. 8 декабря
1991 г. руководители трех славянских республик
- России, Украины и Белоруссии, являвшихся
государствами - учредителями СССР, объявили,
что Союз ССР как «субъект международного
права и геополитическая реальность прекращает
свое существование». Одновременно было
согласовано совместное заявление об
образовании Содружества Независимых
Государств (СНГ). 21 декабря 1991 г. на встрече
в Алма-Ате главы 11 бывших республик СССР
подписали Декларацию в поддержку Беловежских
соглашений и заявили о создании Содружества
Независимых Государств с координирующими
функциями и без каких-либо совместных
законодательных, исполнительных или
судебных органов. От участия в СНГ уклонились
республики Прибалтики, а также Грузия.
В связи с прекращением существования
СССР 25 декабря 1991 г. в 19 часов Президент
СССР М.С. Горбачев выступил по телевидению,
заявив о сложении своих полномочий. После
этого красный флаг СССР над Кремлем был
заменен трехцветным российским. Завершилась
целая эпоха в истории нашей страны.
На августовские события
все республики отреагировали заявлениями
о государственной
Позиции союзных властей и М. Горбачева значительно ослабли. Фактически Горбачев оказался в полной зависимости от российского руководства и вынужден был солидаризироваться с действиями Ельцина. Ельцин, в свою очередь, попытался сконцентрировать власть в своих руках. Еще в дни путча он принял указ "О прекращении деятельности КПСС и КП РСФСР на территории России". Вся союзная собственность на территории РСФСР указом Ельцина была подчинена России. 25 августа Горбачев заявил о сложении с себя обязанностей Генерального секретаря и о роспуске ЦК КПСС. Назначения на важнейшие союзные посты осуществлялись по прямому указанию Ельцина. Так, сразу же после путча Горбачев назначил новых председателя КГБ, министров обороны и иностранных дел. Ельцин был категорически против, назвав свои кандидатуры. Горбачев был вынужден согласиться.
На Внеочередном съезде народных
депутатов СССР, состоявшемся 2 — 5 сентября,
руководители 10 союзных республик
предложили съезду самораспуститься и
сформировать межреспубликанские структуры
власти на переходный период до заключения
нового союзного договора. Съезд эти
предложения принял. Высшим представительным
органом власти стал Верховный Совет.
Вместо кабинета министров создавался
Межреспубликанский экономический
комитет. Большинство союзных
Первым актом Госсовета стало признание независимости Прибалтийских государств. Госсовет также должен был разработать проект Союзного Договора. Непосредственно разработку взяли на себя Горбачев и Ельцин. Наибольшую заинтересованность в создании нового Союза проявил М. Горбачев. Наряду с договором он предлагал республикам подписать экономическое соглашение, чтобы "не потерять" республики, которые не готовы войти в Союз. Б. Ельцин представил свой вариант договора, который предполагал, по словам М. Горбачева, образование сообщества типа СЭС, но с еще более ослабленными функциями центральных органов. Горбачев и другие республиканские лидеры высказались против такого варианта, и было решено возобновить работу на основе августовского проекта.
Информация о работе Распад СССР и образование содружества независимых государств