Развитие Советского Союза в послевоенное время (1945-1953гг.)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 11:08, контрольная работа

Описание работы

В результате Великой Отечественной войны Советскому Союзу удалось занять почетное место «великой державы», определявшей послевоенное устройство мира на международных конференциях «большой тройки». К концу войны СССР обладал самой многочисленной армией в Европе, достигнутые между союзниками соглашения закрепляли права Советского Союза на ряд новых территорий, а также на его приобретения, сделанные в 1939-1940 гг.: Прибалтику, Западную Украину и Западную Белоруссию, Бесарабию, Северную Буковину, часть Восточной Пруссии, область Печенги, Подкарпатскую Русь, Южный Сахалин и Курильские острова.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1 Международное положение СССР. Политика «холодной войны»: основные черты и последствия 5
Глава 2 Восстановление страны, назревание противоречий социально-экономического, политического и духовного развития 10
Заключение 17
Библиографический список 18

Файлы: 1 файл

конр иогп ссср.docx

— 125.45 Кб (Скачать файл)

 

· Апрель 1948 года. За изготовление и продажу самогона.

 

· Январь 1949 года. За изнасилование.

 

· Февраль 1953 года. За нарушение  правил безопасности ведения работ  в угольных и сланцевых шахтах.

 

Ужесточение уголовной  ответственности и применявшиеся  внесудебные репрессии объяснялись  активизацией борьбы с преступностью  и воспринимались партийно-советским  руководством как один из рычагов  воздействия на общество, средство выполнения государственных задач. Например, когда в 1947-1948 гг. в Украинской ССР обозначилась тенденция к  массовым отказам колхозного крестьянства т работы в колхозах и бегству  в города, первый секретарь ЦК компартии  Украины Н.С. Хрущев выступил с инициативой  принятия Президиумом Верховного Совета СССР Указа от 21 февраля 1948 года «О выселении  из Украинской ССР лиц, злостно уклоняющихся от трудовой деятельности и ведущих  антиобщественный паразитический образ  жизни». 2 июня 1948 года начинается репрессивная кампания, в ходе которой в 1948-1953 гг. было выселено в отдаленные районы 333266 колхозников и 13598 членов их семей.

 

Уголовно-правовые нормы, принимавшиеся  в СССР в послевоенный период, использовались советским государственно-партийным  руководством и как средство идеологической борьбы с внешнеполитическими противниками. Так, в ноябре 1947 года по инициативе Советского Союза Генеральной Ассамблеей ООН была принята резолюция, направленная против пропаганды войны. 12 марта 1951 года на основании этого документа  международного права Верховный  Совет СССР принял закон «О защите мира», в котором пропаганда войны  в любой форме объявлялась  тягчайшим преступлением против человечества, а виновные должны были предаваться суду как тяжкие военные  преступники. Безусловно, что данный документ носил декларативный характер, поэтому Закон на практике никогда  не применялся.

 

Заключение

 

Итак, подводя итоги, скажем, что основной внутриполитической задачей  Советского государства в первые послевоенные годы являлась задача восстановления разрушенной экономики страны, что  потребовало чрезвычайных мер.

 

В отличие от стран запада, СССР должен был рассчитывать только на свои внутренние ресурсы. Был взят курс на максимальное форсирование индустриального  развития страны за счет усиления прежних  административно-командных методов  руководства.

 

Благодаря жесткой централизации  и концентрации всех внутренних ресурсов уже в 1948 году объем промышленного  производства достиг довоенного уровня. В 1946-1950 гг. было восстановлено и  построено заново 6200 промышленных предприятий. Сельскохозяйственные урожаи 1947-1948 гг. позволили улучшить снабжение продуктами питания населения. В конце 1947 года в СССР была отменена карточная система  снабжения населения продовольствием  и товарами среднего спроса. А вот  сельское хозяйство так и не смогло достичь к 1950 году довоенного уровня.

 

Окончание войны принесло уменьшение напряженности рабочих: снова вводится 8-часовой рабочий  день, отпуска, государство снова  начинает заботиться о женщинах и  детях.

 

Значительную роль оказывают  изменения в сфере уголовного права: массовая амнистия привела как  к положительным, так и к негативным последствиям, которые были быстро устранены в течение нескольких лет. В послевоенный период начинается изоляция Советского Союза от других государств, что находит отражение  в принимаемых в том периоде  нормативных актах: запрет вступать в брак с иностранцами, усиление наказания за разглашение государственной  тайны (случайная утрата материалов, составляющих государственную тайну, если это не влекло более тяжелых  последствий, влекло наказание сроком от четырех до шести лет в исправительно-трудовом лагере).

 

Все эти и многие другие изменения способствовали быстрому самостоятельному восстановлению Советского Союза.

 

Литература

 

1. Исаев И.А. История  государства и права России. Учебник. - М., 2007.

 

2. История отечественного  государства и права. Учебник  / Под ред. Р.С. Мулукаева. - М., 2006.

 

3. Россия. Полный энциклопедический  иллюстрированный справочник / Под  ред. А.А. Красновского. - М., 2007.

 

4. Сырых В.М. История  государства и права России. Советский  и современный периоды: Учебное  пособие. - М., 1999.

 

5. Хрестоматия по истории  отечественного государства и  права (послеоктябрьский период) / Под ред. О.И. Чистякова. - М., 1994.

 

6. Хрестоматия по истории  отечественного государства и  права. 1917 - 1991 гг. - М., 1997.

 

Введение

 

В результате Великой Отечественной  войны Советскому Союзу удалось  занять почетное место «великой державы», определявшей послевоенное устройство мира на международных конференциях «большой тройки». К концу войны  СССР обладал самой многочисленной армией в Европе, достигнутые между  союзниками соглашения закрепляли права  Советского Союза на ряд новых  территорий, а также на его приобретения, сделанные в 1939-1940 гг.: Прибалтику, Западную Украину и Западную Белоруссию, Бесарабию, Северную Буковину, часть Восточной  Пруссии, область Печенги, Подкарпатскую  Русь, Южный Сахалин и Курильские острова.

 

Военная мощь и право победителя подкрепляли амбиции советского руководства, его притязания на роль равноправного партнера Запада, и  в первую очередь США, в решении  международных проблем.

 

Духовный и нравственный подъем народа, победившего в справедливой, освободительной войне, вызывал  в советских людях гордость за свою страну, чувство самоуважения. Благодаря активной пропаганде и  сложившемуся стереотипу мышления Победа в сознании подавляющего большинства  народа связывалась с прочностью режима и гениальностью советского лидера -- И.В. Сталина, для которого было введено новое звание -- генералиссимус Советского Союза.

 

Казалось бы, основные трудности  преодолены и, несмотря на огромные жертвы страна быстро восстановится и заживет  мирной жизнью, а внутренние трудности  конца 1930-х гг. и извечная борьба с «врагами» канут в прошлое. Однако, во многом этим послевоенным надеждам не суждено было сбыться и в  первые послевоенные годы СССР вновь  пришлось столкнуться с серией серьезнейших проблем.

 

История СССР в первые послевоенные годы - это огромное разнообразие событий, лиц и явлений. Поэтому в данной работе остановимся лишь на таких  вопросах как экономическое развитие СССР в 1945-1953 гг., голод 1946-1948 гг., начало «холодной войны» и создание атомной  бомбы, рассмотрим особенности политического  режима и развития советской культуры.

 

1. Экономическое развитие  СССР в послевоенные годы (1945-1953 гг.)

 

По завершении победоносной войны начался трудный для  страны переход к мирному строительству. Население по очень приблизительным  данным ЦСУ сократилось за период с 1 января 1941 г. по 1 января 1946 г. с 196,8 до 162,4 млн. чел., т.е. почти на 18%. Число  инвалидов Отечественной войны  в 1946 г. составило 2 575 694.

 

Огромны были и материальные потери. Полностью или частично разрушено 1710 городов и поселков, более 70 тыс. сел и деревень, около 6 млн. зданий; крова лишились 25 млн. чел. Уничтожены, отобраны или угнаны в Германию свыше 7 млн. лошадей, 17 млн. голов крупного рогатого скота. Материальный ущерб, нанесенный СССР в годы войны составил 2 трлн. 169 млрд. руб. (в ценах 1941 г.), т.е. страна потеряла треть своего национального  богатства.

 

Разруха народного хозяйства  СССР была столь катастрофической, что последствия ее могли быть преодолены через многие годы. Сокращение населения и, следовательно, рабочей  силы, замена на предприятиях кадров трудоспособного  возраста на стариков и подростков, мужчин - женщинами, квалифицированных  рабочих - новичками, снижение трудоспособности вследствие плохого питания из-за сокращения поголовья скота в  стране; ухудшение жилищных условий; уничтожение или износ технического оборудования; снижение национального  дохода и капитальных вложений - все это подтачивало производительность труда, уровень которой не шел  ни в какое сравнение с довоенным.

 

Трудности восстановительного периода усугублялись большими разрушениями на транспорте, исчерпанием запасов  сырья, упадком сельского хозяйства, переводом экономики Прибалтийских  республик на социалистические рельсы хозяйствования, что влекло за собой  ломку прежних социальных отношений  и требовало немалых затрат. Война  вызвала глубокие изменения в  сознании и настроениях людей. Народ  отдал для победы все свои физические и духовные силы, все свои сбережения, десятки миллионов жизней, надеясь, что с миром придет и облегчение. Однако бедность превалировала среди  большей части населения страны.

 

Сказывалась и международная  обстановка: в рамках проводимой США  «атомной дипломатии» Советский  Союз резко ускорил темпы по созданию собственного атомного оружия, что  требовало громадных средств.

 

Большую материальную поддержку  оказывал Советский Союз странам  народной демократии на этапе их начального становления. Положительным моментом в сложившейся ситуации стало  увеличение территории СССР за счет западных областей и на Дальнем Востоке, а  также то, что в результате эвакуации  предприятий из Европейской России на Восток были заложены основы для  дальнейшего развития промышленной базы в азиатской части страны. Но эти «положительные итоги» не шли  ни в какое сравнение с потерями, понесенными Советским Союзом в  ходе фашистской агрессии, особенно если учесть число убитых, уничтоженных и искалеченных войной миллионов  людей.

 

В труднейшем положении  очутилась деревня. Непомерно тяжелая  для колхозов хлебозаготовительная политика в годы войны еще более  ужесточилась: хлеб забирался из хозяйств подчистую, нередко для выполнения госпоставок местные органы отнимали у колхозников зерно, выданное на трудодни или выращенное в личных хозяйствах. Острый дефицит продуктов  питания, создаваемый зачастую искусственно, способствовал активизации поборов  колхозного имущества, хлеба, скота  со стороны чиновничьего слоя, который  превратил это занятие в своеобразную систему кормленчества. Недовольство крестьян росло. К тому же деревня  несла более высокие людские  потери по сравнению с городом, поскольку  система бронирования распространялась на весьма незначительные слои сельского  населения.

 

Помощь международного финансового капитала (в первую очередь  США) в этот период была отвергнута советским руководством из-за боязни, что Запад за кредиты потребует  политических уступок. Оставался, хотя и непопулярный среди населения, но единственно возможный выход - увеличить налоги на деревню, сохранив для нее законы военного времени  и в мирный период.

 

В марте 1946 г. Верховным  Советом СССР был принят закон  о 5-летнем плане восстановления и  развития народного хозяйства страны на 1946-1950 гг. Первоочередными ставились  следующие задачи: восстановление и  развитие тяжелой промышленности и  железнодорожного транспорта, обеспечение  технического прогресса во всех отраслях (чтобы «превзойти в ближайшее  время достижения науки за пределами  СССР»); повышение обороноспособности страны и оснащение вооруженных  сил новейшей военной техникой. Пятилетним планом предусматривалось восстановление довоенного уровня промышленного производства уже в 1948 г., а к концу пятилетки  его превышение на 48%. Закон о первой послевоенной пятилетке вызвал широкие  отклики за рубежом. Западная печать с особым пристрастием комментировала ту часть речи Вознесенского, где  говорилось о том, что «Россия, используя  преимущества советской системы, может  опередить капиталистические страны на всех путях прогресса, включая  и технологию». Не был обойден  вниманием вопрос и о широком  развитии исследований в области  атомной энергии.

 

5-летний план ставил  слишком трудные задачи для  истощенной войной страны. Определяя  их, советское руководство исходило  из сложившегося на международной  арене соотношения сил между  двумя различными системами (социалистической  и капиталистической). Чтобы не  отстать от своих западных  конкурентов, усилившихся экономически  за годы войны, СССР приступил  к восстановлению народного хозяйства  на пределе возможного.

 

С переходом к мирному  строительству произошли соответствующие  изменения в правительственных  структурах. 4 сентября 1945 г. был упразднен  Государственный Комитет Обороны, действовавший как временный  орган на период войны и чрезвычайного  положения в стране.

 

Законом Верховного Совета СССР от 15 марта 1946 г. Совнарком и  наркоматы были преобразованы соответственно в Совет Министров и министерства, поскольку как говорилось в законе, «старое наименование уже не выражает тот объем компетенции и ответственности, который возлагает Конституция  СССР на центральные органы и на лиц, стоящих во главе отдельных  отраслей государственного управления»  Председателем Совмина СССР и  министром вооруженных сил страны был избран И. Сталин. В ближайшее  его окружение входили В. Молотов, А. Андреев, А. Микоян, К. Ворошилов, Л. Каганович, Л. Берия, А. Косыгин, Н. Вознесенский, Г. Маленков.

 

Послевоенный период развития экономики характеризуется неоднократными реорганизациями (1946, 1948, 1953 гг.) слиянием и разделением министерств, главным  образом промышленных. Отчасти это  объяснялось неимоверным разбуханием  государственного аппарата: за 1928-1955 гг. количество управленцев в промышленности увеличилось с 300 тыс. до 2300 тыс. чел., т.е. в 7 раз, а численность рабочих - в 4,5 раза. С одной стороны, специализация  отраслей промышленности вела к увеличению их числа, с другой - к нарушению  сложившихся за десятилетия связей между отраслями и предприятиями.

 

Переключение средств  и материальных ресурсов на мирные цели началось с весны 1945 г., а к  июню на выпуск гражданской продукции  было переведено более 500 предприятий, в том числе - оборонных. Для их перепрофилирования были преобразованы  наркоматы (с марта 1946 г. - министерства): танковой промышленности - в министерство транспортного машиностроения, боеприпасов - сельскохозяйственного машиностроения, минометного вооружения - машиностроения и приборостроения. На базе действовавших  в годы войны строительных организаций  были созданы наркоматы по строительству  предприятий тяжелой индустрии, топливных предприятий, военных  объектов. Наркоматы черной и цветной  металлургии, угольной и нефтяной промышленности были разделены и ведали соответственно западными и восточными регионами  СССР.

Информация о работе Развитие Советского Союза в послевоенное время (1945-1953гг.)