Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 11:08, контрольная работа
В результате Великой Отечественной войны Советскому Союзу удалось занять почетное место «великой державы», определявшей послевоенное устройство мира на международных конференциях «большой тройки». К концу войны СССР обладал самой многочисленной армией в Европе, достигнутые между союзниками соглашения закрепляли права Советского Союза на ряд новых территорий, а также на его приобретения, сделанные в 1939-1940 гг.: Прибалтику, Западную Украину и Западную Белоруссию, Бесарабию, Северную Буковину, часть Восточной Пруссии, область Печенги, Подкарпатскую Русь, Южный Сахалин и Курильские острова.
Введение 3
Глава 1 Международное положение СССР. Политика «холодной войны»: основные черты и последствия 5
Глава 2 Восстановление страны, назревание противоречий социально-экономического, политического и духовного развития 10
Заключение 17
Библиографический список 18
Советские учебники стали утверждать, что не Стефенсон, а Черепановы изобрели паровоз, противопоставлять работы И.В. Мичурина «реакционному учению» биологов А. Вейсмана и Т. Моргана и т. п. Любые научные теории западных авторов объявлялись буржуазными, идеалистическими, обращение к ним было возможно только с критических позиций.
В 1947--1948 гг. широко проводилась
кампания против «тлетворного влияния
Запада», «раболепия и низкопоклонства
перед иностранщиной и
И.В. Сталин понимал огромную силу воздействия на общество массовой культуры. Вождь пристально следил за журнальными публикациями, новинками литературы. В конце 40-х гг. вопросы литературы и искусства решались на уровне Секретариата и Оргбюро ЦК ВКП(б), часто при личном участии И.В. Сталина. Любое произведение пропускалось через многоступенчатый, контролируемый УПА механизм цензуры. Например, пьеса, чтобы оказаться напечатанной или поставленной на сцене должна была пройти: Главрепертком, местные и республиканские комитеты по делам искусства, Художественный совет, Главное театральное управление Комитета по делам искусства, издательство «Искусство», Главлит, военную или морскую цензуру. Регулярно создавались как рекомендательные, так и «черные» списки произведений литературы и искусства. На основании последних изымали тысячи книг из библиотек, снимали с кинопроката сотни фильмов, меняли музейные экспозиции и репертуар театров.
Направление развития культурной жизни страны задавалось властью разными способами: идеологические кампании, псевдодискуссии, прямые репрессии, с одной стороны, с другой -- ежегодные награды и премии, формирование управляемой творческой элиты. Создавалась атмосфера страха, непокорных наказывали, но зато лояльных ожидало материальное стимулирование. Одним из инструментов управления являлись творческие союзы писателей, художников, композиторов, архитекторов. Членство в союзе приносило существенные материальные льготы, возможность публиковать или демонстрировать свои работы, а исключение обрекало на лишения и положение изгоя. Правда, гарантий безопасности принадлежность к творческому союзу не давала.
Критериями при решении
судьбы художественного произведения
или его автора служили, прежде всего,
прагматические политические оценки «полезности»
или «вредности» этого
Требовалось, с одной
стороны, показывать счастливую жизнь
советского народа (допускались отдельные,
легко исправимые недостатки), трудовые
подвиги и свершения, мудрость вождя,
с другой -- формировать «образ врага»,
рисуя страдания угнетенного
народа на Западе, агрессивность империалистов,
особенно США. Однако лояльные строю, исполненные
патриотизма, лакирующие действительность
авторы не были гарантированы от монаршего
гнева. Часто решающую роль играли личные
вкусы вождя, политические интриги
партийных функционеров, склоки и
доносы самих деятелей культуры. Так
как вождь тяготел к
Начинались идеологические кампании с выступления вождя или идеологов партии с критикой какого-нибудь произведения или явления, затем проводились совещания в ЦК, встречи с активом, на которых речи приобретали уже погромный характер. Далее следовало постановление ЦК ВКП(б) или редакционная статья в «Правде», после чего развертывалось широкое обсуждение в печати, находились и обличались новые враги, делались оргвыводы, аресты и т. п. Верховный арбитр мог лично вмешаться, за кого-то вступиться или даже наказать слишком ретивых исполнителей. По такому сценарию разворачивались кампании в 1946 г. по постановлениям ЦК о журналах «Звезда» и «Ленинград», о репертуаре драматических театров, кинофильме «Большая жизнь».
Редакции журналов были обвинены в проповеди «гнилой безыдейности», «низкопоклонстве», антисоветских выпадах за публикацию произведений критической направленности, показывавших не героизм, а тяготы и будни войны и послевоенного быта или сугубо личные переживания человека вместо общественно значимых проблем. Особый гнев вызвали произведения М.М. Зощенко и А.А. Ахматовой. В выражениях не стеснялись: Зощенко был назван «пошляком» и «подонком», очернившим действительность на страницах детского рассказа «Приключения обезьяны», Ахматову обвинили в чуждом народу «буржуазном эстетстве и декадентстве». В результате журнал «Ленинград» был закрыт, А. Ахматова и М. Зощенко были исключены из Союза писателей, их перестали печатать.
Власть нравственно ломала
и уродовала людей. В одной
из книг М.Е. Салтыкова-Щедрина И.В. Сталин
жирно подчеркнул понравившиеся
слова: «Пишите, мерзавцы, доносы». Ему
удалось создать систему, вынуждавшую
людей подписывать
Некомпетентное, безапелляционное
вмешательство партийных
Борьба с космополитизмом
распространилась и на ученых. Остракизму
подверглись академик И.И. Минц и
его «школка» за принижение роли русского
народа и русского рабочего класса
в отечественной истории. Был
распущен старый состав редколлегии
журнала «Вопросы истории», запрещен
учебник Н.Л. Рубинштейна «Русская
историография», гонениям подверглась
еврейская профессура, занимавшаяся
англо-американской новой и новейшей
историей (Л.И. Зубок, И.С. Звавич и др.).
За связь с «антипатриотами» распекались
последние представители
«Проработка» ученых проходила в виде так называемых дискуссий, организованных аппаратом ЦК ВКП(б), в которых окончательное слово принадлежало «корифею всех наук» И. В. Сталину или одному из идеологов ЦК. В 1947 г. А.А. Ждановым была проведена дискуссия по философии на основе критики книги Г.Ф. Александрова «История западноевропейской философии». Основная идея этого мероприятия -- искоренить попытки изучения немарксистской философии, в отношении которой дозволялась только непримиримая борьба.
Попытки некоторых ученых прекратить нападки на генетику со стороны президента Академии сельскохозяйственных наук (ВАСХНИЛ) Т.Д. Лысенко и его последователей окончились неудачей. Сталин поддержал лжеученого. На сессии ВАСХНИЛ 1948г. противники Т.Д. Лысенко подверглись разгрому. В 1950 г. разогнали школу крупнейшего физиолога академика Л.А. Орбели. «Буржуазной лженаукой» объявили кибернетику.
На очереди стояла теория
относительности и
Заключение
Экономическое развитие СССР
в 1945-1953 гг., несмотря на все перекосы,
следует характеризовать
Огромной проблемой, осложнившей
и деформировавшей развитие всех
сфер советского общества, стало вовлечение
СССР сразу же после завершения Второй
мировой в новую - Холодную войну.
Это потребовало новых
После войны культ Сталина достиг своего апогея - архитекторы, скульпторы, живописцы, поэты, политические деятели, ученые соревновались за право увековечить в камне, слове, музыке, живописи образ вождя, его слова и мысли. Для многих, в первую очередь фронтовиков, имя Сталина олицетворяло победу, достигнутую под руководством вождя в Отечественной войне, именно это обстоятельство играло важную роль в непомерном возвеличивании Сталина, чем он и воспользовался в полной мере. Имя Сталина приобрело глубоко символическое значение: при жизни все достижения народа и страны связывались с ним, после смерти - все ошибки, поражения и заблуждения эпохи приписывались ему.
Можно без преувеличения сделать вывод, что в последние годы правления Сталина советская культура оказалась полностью под «пятой» власти, стала по-настоящему тоталитарной интеллигенции. Показательно, что этот период не отмечен хоть сколько-нибудь значимыми проявлениями сопротивления или хотя бы инакомыслия. Понятно, что это было попросту смертельно опасно. Так что высшим проявлением интеллигентской независимости и свободомыслия осталась «декаденствующая» Анна Ахматова.
Список литературы
1. Аксютин Ю.В. Хрущевская
оттепель и общественные
2. Боффа Дж. История Советского Союза. Т.2. М., 1994.
3. Боффа Дж. От СССР к России. М., 1998.
4. Бурлацкий М.Ф. Вожди и советники. М., 1990.
5. Верт Н. История Советского Союза. М., 1995.
6. История России в новейшее время. 1945-2000. Под ред. А.Б. Безбородова. М., 2001.
7. История России. XX век. Под ред. В.П. Дмитренко. М., 2001.
8. Новейшая история Отечества. Под ред. А.Ф. Киселева. Т.2. М., 1999.
9. Россия, которую мы не знали. 1939-1993. Челябинск, 1995.
История многих государств
- это калейдоскоп героических
и трагических, радостных и печальных
событий, связанных с жизнью народов,
развитием экономики и
Одним из грозных испытаний для советского народа была Великая Отечественная война. Нападение гитлеровской Германии на нашу страну прервало мирный созидательный труд много национальной семьи народов СССР - первого на планете социалистического государства. Развязанная фашистами война стала самой жестокой и тяжёлой из всех войн в истории нашей Родины.
В борьбе с фашистскими захватчиками, в восстановлении разрушенного врагом хозяйства Советский Союз опирался на экономическую базу, созданную в годы до военных пятилеток. Перебазирование в начале войны промышленных предприятий на восток страны имело решающее значении для укрепления военной мощи, экономического развития страны, разгрома врага, восстановления народного хозяйства.
Масштабы восстановительных
работ были такими, каких не знала
наша страна за всю многовековую историю.
В результате военных действий, временной
оккупации части территории, варварства
и зверств германских фашистов нашему
государству был нанесён
Заголовком успеха, достигнутого в восстановлении народного хозяйства страны, была мудрая политика Коммунистической партии - инициатора, вдохновителя и руководителя всех важнейших государственный мероприятий; великая дружба советских народов, их интернационализм и взаимопомощь.
Итогом самоотверженного
труда рабочих, колхозного крестьянства
и интеллигенции всех союзных
республик было восстановление городов
и сёл, заводов и колхозов - всего
народного хозяйства нашей
С завершением Великой Отечественной войны страна вернулась к мирному созидательному труду. Перед государством, всем советским народом стояли главные задачи восстановительного периода - закрепить победу, в кратчайший срок восстановить народное хозяйство, добиться мощного подъема экономики и культуры, обеспечить благосостояние и достойный жизненный уровень советских людей. Эти задачи должен был решить четвертый пятилетний план восстановления и развития народного хозяйства СССР на 1946-1950 годы.
Информация о работе Развитие Советского Союза в послевоенное время (1945-1953гг.)