Развитие судебного процесса в России XVII-XIX вв

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 17:58, курсовая работа

Описание работы

Государство возникает на основе племенных территориальных объединений. Право рождается из обычая. Эти факты являются исходными для изучения процесса государственно-правового развития. История государства и права России изучает как отдельные факты, так и закономерности исторического развития. Изучая закономерности развития, она стремится выявить основные причины и следствия таких явлений, как возникновение, расцвет и упадок государственных и правовых систем и институтов. К ним относятся, главным образом, органы власти, управления и юстиции. Организация и деятельность этих органов рассматриваются как в отдельности, так и в целом, в системе. Важно представлять цельную картину и обстоятельства их эволюции и взаимодействия.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. Становление древнерусского права
1.1. Русская Правда
1.2. Псковская судная грамота 1461 г
1.3. Судебник Ивана III Васильевича 1497 г
2. Судебный процесс в период развития абсолютизма
2.1. Особенности утверждения абсолютизма в России
2.1.1. Уложение 1649 г. как свод феодального права
2.1.2. Становление абсолютной монархии в России
2.2. Политика просвещенного абсолютизма
2.3. Формирование новой системы права
2.3.1. Петровская систематизация права
2.3.2. Проект нового уложения
2.3.3. Организационная Судебная система
2.3.4. Указ "О форме суда"
2.3.5. "О суде"
3. Судебная реформа 1864
Предпосылки к разработке судебной реформы 1864 г
Попытки проведения судебной реформы в первой половине XIX века
Судебная реформа 1864
4. Судебный процесс по судебным Уставам 1864 г.
4.1. Учреждение судебных установлений
4.2. Уставы уголовного и гражданского судопроизводства
4.2.1. Уголовный судебный процесс
4.2.2. Гражданский судебный процесс
4.3. Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Библиографический список

Файлы: 1 файл

история 11-14.docx

— 89.10 Кб (Скачать файл)

8 июня. Проект  исходил из введения принципа  состязательности процесса, предлагалось  сократить количество судебных  инстанций и обратить внимание  на существенное совершенствование  кадров судебных органов. Проект  Устава гражданского судопроизводства  вызвал в правительственных кругах  определенную реакцию, расколов  высшее чиновничество на две  основные группы - либералов и консерваторов. Либералы хотели существенной перестройки судоустройства и судопроизводства, консерваторы - лишь ограниченных изменений. Эта дифференциация переплеталась с другой: либералы видели образец для России на Западе, консерваторы звали искать новые решения на основе анализа исторического прошлого страны. Консерваторы, и прежде всего сам граф Д. Н. Блудов, боялись коренных изменений, во всяком случае глава II отделения не хотел следовать западноевропейским образцам и вводить принципы устности, гласности, непосредственности, равенства сторон в процессе, учреждать адвокатуру. На противоположных позициях стоял либерал князь П. Д. Долгорукий, направивший осенью 1857 года специальную записку императору, которую тот внимательно изучил. Поначалу Александр II разделял взгляды Блудова, а брат императора Константин Николаевич присоединился к либеральному лагерю. Он поручил князю Д. А. Оболенскому дать заключение на проект Блудова. Оболенский составил документ - «Замечания на проект нового судопроизводства в России», ставший достоянием общественности и получивший широкий резонанс. В нем резко критиковалось как существующее положение, так и сам проект.

И все же первым шагом  в практическом проведении судебной реформы было преобразование - следствия. В мае 1860 года Государственный совет принял закон о судебных следователях, санкционированный императором. Проект закона был разработан статс-секретарем Государственного совета С. И. Зарудным, специально изучившим законодательство и практику европейских государств, куда он был командирован.

Основные положения  преобразования «судебной части  в России» состояли из трех частей, посвященных соответственно судоустройству, гражданскому и уголовному судопроизводству. В них фиксировались такие новые институты, как отделение суда от администрации, выборный мировой суд, притом всесословный, присяжные заседатели в окружном суде, адвокатура, принцип состязательности. Новый статус приобрела прокуратура. Ее права ограничивались, но зато прокурор становился стороной в процессе, и не только в уголовном, но и в гражданском. Прогрессивные идеи пронизывали и процессуальную часть «Основных положений». Закреплялся принцип осуществления правосудия только судом, принцип гласности судебного разбирательства, отменялась система формальных доказательств, упразднялся институт оставления в подозрении, утверждалась двухинстанционность уголовного процесса и проч. Вместе с тем сохранялись некоторые не вполне демократические институты: особый порядок рассмотрения дел по государственным преступлениям и др.

 

3.3. Судебная реформа 1864

 

Происходившие в 60—70-х годах государственные  реформы отразили буржуазные тенденции  в развитии государственного аппарата, но вместе с тем, стремились сохранить  господствующее положение дворянства в политической и государственной  системах. Реформой 1864 года была установлена следующая система судов:

- суды с избираемыми  судьями – мировые судьи и съезды мировых судей;

- суды с назначаемыми судьями – окружные суды и судебные палаты.

Каждый уезд с входившим в него городом, а в ряде случаев и отдельно крупный город составляли мировой округ, делившийся на несколько участков. Каждый из них имел одного участкового, мирового судью и одного почетного, которые избирались на три года местными органами городского и земского самоуправления (уездными земскими собраниями и городскими думами) из числа лиц, проживавших в данной местности и имевших определенный возрастной, образовательный, служебный и имущественный ценз.

Новая судебная система по сравнению с прежней отличалась определенной стройностью. Для разбора мелких уголовных, гражданских дел учреждался институт выборных мировых судей. Мировой судья единолично рассматривал дела по обвинению в преступлениях, за совершение которых могло быть определено одно из следующих наказаний: замечание, выговор, денежное взыскание, арест на срок не свыше трех месяцев, заключение в тюрьму на срок до одного года. Мировые судьи (участковые и почетные) данного округа собирались на уездные съезды мировых судей или мировой съезд судей, который был окончательной апелляционной инстанцией. Дальнейшее рассмотрение дел мировых судей проводилось лишь в кассационном порядке в Сенате.

Судебная  реформа 1864 года создала систему  общих судов. «Судами первой инстанции  были окружные суды. Каждый окружной суд  учреждался для рассмотрения гражданских  и уголовных дел, выходивших за рамки  подсудности мирового судьи Второй инстанцией в системе общих судов являлась судебная палата. В ней в апелляционном порядке рассматривались дела по жалобам на приговоры и решения окружных судов, вынесенные без присяжных заседателей. Кроме того, к ее подсудности были отнесены дела об особо опасных преступлениях – государственных и должностных. Эти дела должны были рассматриваться коронным судом с сословными представителями, по одному от каждого сословия: губернский (или уездный) предводитель дворянства, городской голова и волостной старшина. В отличие от суда присяжных особое присутствие судебной палаты представляло собой единую коллегию коронных судей и народных представителей, причем права всех членов присутствия были равны и в процессе судебного следствия, и при вынесении приговора».(5) Но это формальное равенство не приводило к повышению их роли по сравнению с присяжными заседателями.

Большое значение для независимости суда и упрочения принципа законности в уголовном и гражданском процессах дореволюционной России имело создание адвокатуры. Адвокатура, созданная судебной реформой, сразу заявила о себе решительно и смело. Адвокатура стала новым юридическим учреждением России. В дореформенное время роль адвокатов выполняли частные лица - стряпчие или ходатаи по делам. Их функции не регулировались законодательно, и к ним не предъявлялось никаких требований. Их обязанность ограничивалась составлением некоторых документов.

Большое значение для утверждения новых демократических принципов судопроизводства имела и реорганизация прокуратуры. После судебной реформы прокуратура освободилась от функции общего надзора, ее деятельность ограничивалась только судебной сферой. Если до судебной реформы прокурор должен был выступать в суде «как взыскатель наказания и вместе с тем защитник невинности», то теперь главной его задачей становился надзора дознанием и следствием и поддержание государственного обвинения в суде. Новая прокуратура создавалась при судах. Между обвинением и защитой происходили публичные состязания в правильном понимании и применении закона, в остроумии, в блеске фраз и в постижении тончайших зигзагов человеческой души. Прокуратура щеголяла «беспристрастием», защита брала изворотливостью и патетикой.

Путаницы  в системе старых судебных учреждений не стало вместе с отменой принципа сословности судов. Однако пережитки  сословности сохранились в виде судебных учреждений с особой компетенцией (волостные, духовные, военные, коммерческие и инородческие суды). Да и само разделение системы на общие и местные  судебные учреждения не способствовало ее унификации.

Несмотря  на свой буржуазный радикализм, судебная реформа с самого начала несла  на себе целый ряд пережитков прошлого. Ограничение компетенции суда присяжных, особый порядок придания суду должностных  лиц, недостаточное ограждение судейской  независимости от администрации  — все это ослабляли эффективность  проводимой реформы.

Сенат продолжал  сохранять положение высшего  судебного органа государства, выполнявшего, кроме того, некоторые административно-надзорные  функции. Толкование законов и решение  юридических коллизий находилось в  ведении Сената. Разъяснения Сената явились обязательными для юридической практики. Отдельные постановления Сената, утвержденные императором, приобретали статус законов.

 Накануне реформ был  учрежден высший государственный  орган — Совет министров, в который вошли в качестве членов председатели Государственного совета и Комитета министров, министры, главноуправляющие. Председательствовал в Совете министров император. Министр юстиции контролировал всю судебную систему страны, осуществлял подбор кадров и надзорные функции. На него же возлагались обязанности генерал-прокурора. В 1881 г, Министерству юстиции было поручено разработать новое Уголовное уложение. Ничем не ограниченное право министра юстиции назначать судей, не вдаваясь при этом в объяснения, стало одним из главных каналов давления администрации на судебные органы.

Император сохранял закрепленный в Основных законах Российской империи статус неограниченного монарха: "повиноваться верховной его власти не только за страх, но и за совесть сам Бог повелевает". Наиболее важные законодательные акты не могли вступить в силу без санкции императора. Тем не менее, законодательная деятельность резко активизировалась.

Исследователи считают судебную реформу  самой последовательной из всех реформ того времени. В дореволюционной  литературе судебная реформа была предметом  широкого изучения, преимущественно  с апологетических позиций. Не обошли ее и советские авторы. Широко известны, в частности, труды Б. В. Виленского, прежде всего его книга «Судебная  реформа и контрреформа в России» (Саратов, 1969). Подготовке судебной реформы  посвящено исследование В. А. Шуваловой. Известны и работы М. В. Немытиной  «О судебной контрреформе в России» (в сб. «Государственный строй и  политико-правовые идеи России второй половины XIX столетия») и «Применение  судебных уставов 1864 года» (в сб. «Буржуазные  реформы в России второй половины XIX века»). Некоторые авторы занимаются отдельными аспектами темы. Так, Т. У. Воробейкова и А. Б. Дубровина  опубликовали исследование «Преобразование  административно-полицейского аппарата суда и тюремной системы России во второй половине XIX века» (Киев, 1973). На связь судебной и других буржуазных реформ с крестьянской реформой уже  в период ее подготовки обратила внимание Л. Г. Захарова в работе «Крестьянство  России в буржуазных реформах 60-х  годов XIX века», опубликованной в сборнике «Социально-политическое и правовое положение крестьянства в дореволюционной  России» (Воронеж, 1983).

Таким образом, судебная реформа  создала не только новый суд, но и новую систему правоохранительных органов, более того, новое понимание и представление о законности и правосудии. В основу преобразований осуществившихся в ходе реформы 1864 г. был положен принцип разделения властей: судебная власть отделялась от законодательной, исполнительной, административной. В законе отмечалось, что в судебном процессе "власть обвинительная отделяется от судебной". Провозглашалось равенство всех перед законом.

 

4. Судебный процесс по  судебным Уставам 1864 г.

 

Высшим  совещательным учреждением оставался Государственный совет, на который в ходе реформы легли задачи по рассмотрению большого количества законопроектов и по кодификационной работе. На основе материалов кодификаций, проведенных в дореформенный период были изданы второе и третье Полное собрание законов.

В него вошла  значительная часть нового пореформенного законодательства. Такие же новеллы  включались в Свод законов. Десятый том Свода пополнился Судебными уставами, Положением о земских начальниках, Временными правилами о волостном суде и другими актами и нормами.

Судебные уставы оформили проведение судебной реформы 1864 года. Судебные уставы, в России законодательные положения, принятые 20 ноября 1864 года составили основу судебной реформы 1864 года. Судебные уставы – в дореволюционной России официальное название законов. В 1864 г. 20 ноября, после длительной подготовки были утверждены следующие судебные уставы, документы составившие в целом судебную реформу:

1) Учреждения  судебных установлении;

2) Устав  уголовного судопроизводства;

3) Устав  гражданского судопроизводства;

4) Устав  о наказаниях, налагаемых мировыми  судьями.

Документы судебной реформы включают в себя четыре закона.

Один  из них посвящен судоустройству, два - процессу, гражданскому и уголовному, и один новый, отсутствовавший в  «Основных положениях», - Устав о  наказаниях, налагаемых мировыми судьями - кодекс материального права, содержавший  нормы о небольших уголовных  и административных правонарушениях. В целом же судебные уставы исходили из принципов и идей, заложенных в «Основных положениях».

 

4.1. Учреждение судебных установлений

 

Новые основания  судоустройства, на которых покоилась  судебная реформа, закреплены в одном  из четырех судебных уставов - Учреждении судебных установлении, в нем провозглашается отделение судебной власти от административной, независимость и несменяемость судей. «Прогрессивными были и такие важные принципы, закрепленные в Судебных уставах, как коллегиальность суда, несменяемость судей и дисциплинарная ответственность их только перед судом, несовместимость судебной службы с другими профессиями»(6). Отменяется сословный принцип построения судебной системы и вводится всесословный суд. Сокращается число судебных инстанций, судебные органы строятся по значимости рассматриваемых уголовных дел: мировая юстиция предназначается для малозначительных дел, общие судебные места - для дел, не ограниченных ни тяжестью преступления, ни ценой гражданского иска. Мировой суд - выборный. Состав общих судебных мест назначается правительством. Для рассмотрения уголовных дел в окружных судах вводится институт присяжных заседателей. Впервые в истории России учреждается адвокатура (присяжные поверенные), «без которых решительно невозможно будет введение состязания в гражданском и судебных прений в уголовном судопроизводстве с целью раскрытия истины и предоставления полной защиты тяжущимся и обвиняемым перед судом». Реорганизуется прокуратура, включенная теперь в судебное ведомство. Задачи прокуратуры охватывают надзор за единообразным соблюдением законов, возбуждение уголовного преследования, участие в уголовном и гражданском судопроизводстве в предусмотренных законом случаях. Прокуратура создается как верный страж правительственных интересов, сила, которая должна активно противодействовать всяким попыткам использовать демократические институты судебной реформы в интересах растущего революционного движения. Судебная реформа предусмотрела включение в судебное ведомство и изъятой у полиции в 1860 году следственной части.

Информация о работе Развитие судебного процесса в России XVII-XIX вв