Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2012 в 23:11, реферат
Цель работы – рассмотреть и проанализировать, каким образом происходило зарождение и туризма в Древней Греции.
Задача работы – рассказать о причинах и условиях развития туризма в Древней Греции, а также о его видах.
Основными источниками литературы для написания работы были книги Воронковой Л. П. «История туризма и гостеприимства» и Грицкевич В. История
ВВЕДЕНИЕ 3
ПУТЕШЕСТВИЯ ПО ГРЕЧЕСКИМ ДОРОГАМ 4
СОБЫТИЯ, ПРАЗДНИКИ, ИГРЫ 8
РАЗМЕЩЕНИЕ ГОСТЕЙ 12
ПУТЕШЕСТВИЯ С ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫМИ ЦЕЛЯМИ 16
КУЛЬТУРНЫЙ ТУРИЗМ В ДРЕВНОСТИ 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 22
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 23
Стоит вообразить себе одновременно спортивные игры, происходящие во время Пасхи в Риме, одновременно с религиозными обрядами в кафедральном соборе святого Петра в Ватикане, и тогда можно получить некоторое представление о том, что побуждало прибывших издалека и из близких мест греков и людей, не происходивших из Греции, приложить всяческие старания, чтобы попасть на подобные празднества. Самым старым и самым массовым из четырёх великих празднеств были Олимпийские игры. Они проходили каждые четыре года в честь Зевса в Олимпии. История Олимпийских игр восходит к 776 г. до н. э.[1, с. 66]
Города-государства почти непрестанно вели войны между собой, но это не препятствовало организации Олимпийских игр (Олимпиад). Так же, как и другие подобные празднества, Олимпиады имели привилегию «священного перемирия» во время их проведения. Город-государство Элида, расположенный поблизости от места, в котором проходили Олимпийские игры, получал от их проведения огромные доходы, в первое полнолуние после 22 июня она рассылала гонцов, называвшихся вестниками священного перемирия, чтобы те оглашали о начале этого перемирия. На протяжении последующего за началом игр месяца военные действия запрещались. Даже заклятые враги, сражавшиеся не на жизнь, а на смерть, вкладывали мечи в ножны. Если они этого не делали, то надлежали строгому наказанию в две мины серебра за каждого воина войска, нарушившего перемирие. [2, с. 109]
Поскольку игры продолжались в течение пяти дней, у гостя было время прибыть к месту их проведения и удивляться зрелищам, освободившись от забот о том, как они вернуться домой. Точно не известно количество участников игр. Но их должны были быть десятки тысяч. На верху общественной иерархической лестницы находились послы, прибывавшие туда за публичный счёт каждого города-государства, а также богатые уважаемые граждане, которые выполняли официальные функции, эти лица были обеты в официальные одеяния.
Древние греки, съезжавшиеся в Олимпию со всей Эллады в качестве зрителей или участников Олимпийских игр, пользовались неприкосновенностью во время путешествия по территории соседних государств. К этому периоду относится и строительство больших помещений, в которых могли располагаться атлеты и зрители.[5, с. 53]
Там было немало богатых людей, которые, хотя и не выступали в официальной роли, но выглядели также весьма достойно и представительно. Далее находились участники состязаний со своей свитой – а, кортеж такого, например, участника скачек четырёхколёсных колесниц, вместе со слугами и конюхами, мог быть значительным. Далее следовала толпа обычных зрителей. Наконец, следует добавить всех тех, кто неизбежно следовал за такими толпами, чтобы оказывать необходимые услуги: продавцов пищи и напитков, проводников, продавцов сувениров. Обычная доставка питьевой воды должна была требовать сотни людей, носящих кувшины с водой или погоняющих ослов, нагруженных этой посудой. Только спустя пять веков после возникновения Олимпиад до II в. до н. э. римская техника и благотворительность одного миллионера позволили возвести акведук и обеспечить местность, в которой проводились игры, проточной водой.
Принимать участие в Олимпийских играх и быть зрителем могли только свободные греки, полноправные граждане греческих полисов, позднее также и римляне.[4, с.25]
Главным мероприятием древних Олимпийских игр, как и современных, были спортивные соревнования. Наиболее древним был бег: бег на один стадий (длина стадия св. 192 м), двойной бег (на 384 м), большой бег (24 стадия или около 4,5 км), самый изнурительный. Другими видами соревнований были: пятиборье (состоявшее из прыжка в длину, метания диска, бега, метания копья и борьбы), бокс, панкратий (грубое сочетание кулачного боя голыми руками и борьбы), скачки на колесницах и конные скачки.[2, с. 111]
Перед соревнованиями
и после них зрители могли
прогуливаться по местности и
рассматривать
Первый и пятый дни были посвящены торжественным процессиям, жертвоприношениям и церемониям, остальные – спортивным соревнованиям мужчин и мальчиков. Женщины не допускались к месту Олимпийских игр. Разве что после окончания игр им было разрешено участвовать в соревнованиях девушек в беге в честь богини Геры. Победители соревнований – олимпионки – награждались венком из веток оливкового дерева и пользовались в Греции почётом и уважением, а иногда даже обожествлялись. В родных городах им обычно ставили статую и предоставлялись важные экономические и политические привилегии.[1, с. 66]
Другие игры – Пифийские – были посвящены Аполлону. Они устраивались поблизости от местонахождения оракула в Дельфах и имели несколько иную программу, чем Олимпийские. Конечно, и там устраивались спортивные состязания, но основной акцент делался на песнях и танцах. Мероприятия напоминали международные музыкальные фестивали, которые играют значительную роль в современном туризме. Там проводились конкурсы коллективных танцев, пения под аккомпанемент лиры, декларации поэзии Гомера в сопровождении музыки. Существовал конкурс «пифийской мелодии», музыкальной инструментальной программы, описывающей мифическую борьбу между Аполлоном и драконом, которая происходила именно в данном месте.
Пифийские игры должны были
удовлетворить любителей
В Коринфе, на перешейке между главной территорией континентальной Греции и Пелопоннеса, праздновали Истмийские торжества в честь Посейдона. Они происходили каждый второй год попеременно весной и летом. Главным мероприятием программы были спортивные состязания, хотя, кроме спорта, в неё входили музыка и танцы. Истмийские игры не были столь важными, как Олимпийские, но привлекали к себе также Коринфского перешейка между Эгейским морем и заливом Ионического моря позволял прибыть туда по воде и с востока, и с запада.
Четвёртым всеэллинским торжеством были Немейские игры в честь Зевса. Как и Истмийские, они проходили раз в два года, попеременно зимой и летом, а в их программу включались музыка и сорт с особым акцентом на спортивные состязания.[2, с. 113]
Священное перемирие, которым пользовались панэллинские торжества, не имели такого преимущества, но некоторые из них предлагали такие захватывающие зрелища, что они привлекали значительные количества посетителей из-за пределов города, где они происходили, несмотря на опасность пути. Это относится к Большим Дионисиям, торжествам в честь Диониса, которые устраивались ежегодно в марте в Афинах. Их программа была полностью посвящена музыке и литературе, спортивных соревнований там не было. Важным моментом программы было соревнование между авторами трагедий и комедий.
Этим празднествам сегодняшняя
цивилизация обязана
Ленейские представления проходили зимой, и их смотрели только жители Афин. В Афины зрители прибывали отовсюду, не боясь тягот плавания весной или езды по болотистым дорогам. Возможность увидеть новый шедевр Эврипида, Софокла и Аристофана стоила риска и неудобств дороги или плавания. Позже труппы актёров привозили спектакли в другие города-государства. Огромный амфитеатр в Афинах мог вместить четырнадцать тысяч зрителей, столько же размещалось на склонах холмов и сбоку него. Амфитеатры больше напоминали стадионы, чем теперешние театры. Трудность их посещения заключалась в том, что для зрителей постоянно не хватало мест.
Следующей за посетителями
спортивных состязаний категорией путешественников
были люди, покидавшие город для
отдыха. У греков-горожан
К особому виду путешествий надо отнести великую географическую колонизацию. Причины этого явления были разнообразными: страсть к приключениям и склонность к переменам, излишек насилия, сосредоточение земли в руках аристократии, общественные раздоры, бедствие, раздражавшееся над какой-нибудь страной, приговор об изгнании, иностранное завоевание, необходимость отыскивать внешние рынки.[3, с. 52]
Теперь стоит рассмотреть то, что ожидало путешественника по прибытии к месту назначения. Путники обычно прибывали к назначенному месту засветло. Во времена, когда не существовало морских маяков, а только сигнальные огни или освещённые буи, ни один шкипер не хотел заходить в порт в темноте. Пешие и конные путешественники передвигались ночью по лишённых дорожных знаков и твёрдого покрытия улицах, не способные найти дорогу или места, где можно было отыскать приют, чтобы не слышать крик «Прочь!» или видеть высыпаемый из окон мусор. Уличных фонарей тогда ещё не было, а редкая в те времена мощёная мостовая представляла собой просто плохо дренированный слой каменистых обломков, грубо вколоченных в землю. Вдобавок, такие приспособления, как дорожные указатели и номера домов, тогда ещё не существовали. Даже названия улиц употреблялись довольно редко, их имели только главные улицы.
Прибывая в чужой город, путешественник мог найти прохожего, чтобы спросить его, как проехать или спросить его и иметь какой-нибудь шанс, чтобы успешно воспользоваться его указаниями.
В греческих полисах создавались «Союзы гостеприимства». Каждый член такого союза – ксен – брал на себя защиту интересов жителей другого полиса в своём государстве. Со временем в Древней Греции даже установился институт проксенов и евергетов (благодетелей), когда иностранец заключал договор о гостеприимстве уже не с отдельным человеком, а с его городом-государством.[3, с. 52]
В ранний период развития туризма путешественник не имел других возможностей, как только пользоваться частным гостеприимством. Один из примеров частного гостеприимства приводит Диодор: в рассказе о некоем Телли, зажиточном человеке из Акраганта (Сицилия), который в конце V в. до н. э. выставлял слуг при дверях, а они приглашали каждого лично и всех чужеземцев. Однажды он предоставил ночлег пятистам конникам, въехавшим в город во время зимней вьюги, и не только накормил их, но и отпустил их с переменой одежды. Это частное гостеприимство играло значительную роль даже тогда, когла увеличившееся движение на дорогах вызывало появление во всей стране заезжих дворов. Купцы рассчитывали на гостеприимство у контрагентов, аристократы и богачи – у влиятельных друзей, а люди попроще – у кого-нибудь, кто бы их приютил. У семейств в различных городах, если они были связаны узами дружбы, взаимное гостеприимство переходили из поколения в поколение. Узы эти вряд ли были особенно крепкими. В действительности, существовали семьи, в которых п поддерживалась благородная традиция уделять гостеприимство всем гражданам данной местности вне зависимости от того, были они знакомыми хозяев или нет.
В зажиточных домах всегда была хотя бы одна комната для гостей («ксенон»), обычно в неё был особый вход, а временами это был отдельный домик.
Гостя приглашали к хозяйскому столу на следующий день после приезда, затем ему присылали еду в ксенон, или же он покупал её сам, а его слуга готовил ему пищу.
При отъезде гость и хозяин обменивались подарками. Те, кто не имел возможности пользоваться частным гостеприимством, были вынуждены останавливаться на постоялом дворе («пандокеон») – «месте, которое принимает всех пришельцев». В V в. до н. э. заезжие дворы размещались вдоль больших дорог, в большинстве городов и портов и в других крупных центрах. Беда заключалась в том, что большинство подобных учреждений, выражаясь деликатно, было не весьма привлекательным.
В античных источниках о приятных, комфортных заезжих дворах упоминаний нет. Известен план устройства только дворов сельских заезжих или же тех, которые строились там, где можно было найти достаточно места. Они, как и гостиницы в Эпидавре, представляли собой большое квадратное или прямоугольное пространство, окружённое со всех сторон протяжённой постройкой, обычно двухэтажной. В здании находился ряд комнат, выходивших дверями во двор или в длинный закрытый коридор. Со стороны главного фасада ворота позволяли въехать во двор.[2, с. 120]