Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2012 в 23:11, реферат
Цель работы – рассмотреть и проанализировать, каким образом происходило зарождение и туризма в Древней Греции.
Задача работы – рассказать о причинах и условиях развития туризма в Древней Греции, а также о его видах.
Основными источниками литературы для написания работы были книги Воронковой Л. П. «История туризма и гостеприимства» и Грицкевич В. История
ВВЕДЕНИЕ 3
ПУТЕШЕСТВИЯ ПО ГРЕЧЕСКИМ ДОРОГАМ 4
СОБЫТИЯ, ПРАЗДНИКИ, ИГРЫ 8
РАЗМЕЩЕНИЕ ГОСТЕЙ 12
ПУТЕШЕСТВИЯ С ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫМИ ЦЕЛЯМИ 16
КУЛЬТУРНЫЙ ТУРИЗМ В ДРЕВНОСТИ 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 22
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 23
Заезжие дворы в городе, скорее всего, были более компактными, чем сельские, так же как и позже, и в римские времена. Путешественник оставлял повозку или вьючных животных во дворе, и его провожали в один из покоев, который он мог делить с любым количеством других гостей, в зависимости от потока приезжих. Единственной «мебелью» была подстилка.
Путешественник мог использовать как одеяло собственный плащ. Комната чаще всего была тёмной с небольшим окошком или без него. Летом это помогало ощущать прохладу. Если в комнате было холодно, путешественник мог попросить жаровню с древесным углём. Туалетов в современном понимании этого слова не было, были только ночные горшки. В городе путешественник снимал только комнату или место в комнате. В городском заезжем дворе еду путешественнику готовил или его слуга, или кухонный персонал. В сельском постоялом дворе гость платил хозяину отдельно за каждую услугу – постель, напитки, еду. Цены за полное содержание были исключением, которое встречалось только в регионах, где было много продуктов питания, что практически их давали даром.
Уже до V в. до н. э. храмы и святилища обладали своими собственными постоялыми дворами (корчмами, трактирами). Позже по этому образцу стали создаваться такие же постоялые дворы в некоторых городах. Археологи обнаружили около Превезы в Эпире (северо-западная Греция) остатки заезжего двора. В первом его этаже было восемнадцать комнат, во втором двенадцать. В каждой комнате были кровати и столы.[2, с. 212]
В городах существовали «лесхи», в которых люди могли проводить часть суток, защищённые там от дождя или жаркого солнца. Лесхи давали только крышу над головой, но всё же это было лучше, чем ничего, для тех, кто не имел возможности остановиться на постоялом дворе или не мог найти дома, достаточно щедрого, в котором ему могли предложить поместиться в ксеноне. Заезжие дворы давали путнику немногим больше, чем ночлег, а пищу приходилось приобретать где-нибудь в ином месте.
Бань при постоялых дворах не было. Чтобы смыть с себя дорожную пыль и грязь, приезжие шли в публичные бани, где в гардеробе приходилось кому-нибудь стеречь одежду моющегося, так как администрация бань ответственности за сохранность одежды не несла.
Мылись над большим керамическим тазом, банщик поливал моющего водой из кувшина. Нужно было брать с собой полотенце и свою бутылку с маслом для натирания после мытья. В бане давали что-нибудь для мытья, обычно известковый щелок, древесный пепел и глину, поглощающую жир (настоящего мыла тогда не знали). Душ в Греции существовал, но сказать что-нибудь о его распространении затруднительно. В частных домах иногда были собственные бани, что было ещё одним плюсом для тех, кто пользовался гостеприимством знакомых.
Постоялые дворы предлагали немногое, поскольку были предназначены для гостей, находившихся в месте их нахождения проездом. Путешественники, которые должны были провести время в том или ином городе, искали квартиру в частном доме. В таких портах, как Пирей, Коринф, Византий, их было с достатком. Например, в Византии снять квартиру было настолько просто, что возник злоязычный рассказ о том, будто бы местные мужчины проводили так много времени в прогулках и распитии вина в трактирах, что редко заглядывали домой и сдавали своё жильё приезжим.
В наиболее известных храмах можно было принимать гостей, там находились помещения для проживания и банкетные залы. В святилище Геры в Платеях в V в. до н. э. в заезжем доме квадратной формы размером 61х61 было 150 комнат.[2, с. 122]
В месте проведения Олимпийских игр один филантроп в IV в. до н. э. оплатил постройку заезжего дома общей площадью 75 на 75 м. его построили по плану, который обычно ассоциируется с более древними греческими зажиточными дворами. Там был обширный внутренний двор, окружённый с четырёх сторон выходящими на него рядами комнат, украшенный аркадами дорических колонн. На каждом этаже было более двадцати комнат, из которых даже меньшие имели размеры 5,5 на 10,7 м. внушительный ряд из 138 ионических колонн окружал этот комплекс снаружи. В период между празднествами комнаты и залы в различных храмах мог нанять каждый гость. У которого для этого хватало финансов, а прибыль от сдачи этих покоев была неплохим добавлением к доходам святилища. Поскольку, во время торжеств храмы могли принять в своих гостиницах только небольшую часть из числа тысяч тех, кто приезжал и приходил туда, такие учреждения должны были быть зарезервированы для знатных людей заранее.[2, с. 123]
Разместить (предоставить кров и ночлег) толпы посетителей всеэлинских празднеств было трудной задачей для устроителей. Богатые люди, которые хотели быть независимыми, обычно везли с собой шатры, домашнюю утварь. Их сопровождала свита слуг. Простым людям, которые прибывали туда, имея с собой не больше, чем смену одежды, местные власти предоставляли временное укрытие. Кто туда не мог попасть, спал просто под какой-нибудь доступной крышей – в портиках, лоджиях, притворах храмов, либо укладывался на ночлег на открытом пространстве в надежде на то, что не будет дождя. Во время празднества было так много официальных и других развлечений, длившихся без конца, что никому не было скучно. В городе любых размеров пришельцы, жаждущие острых ощущений, могли найти капелейю или потистерию, – лавку с напитками, где можно было приобрести не только вино и еду, но сыграть в азартные игры и поглазеть на плясуний. В большинстве случаев это были весьма скромные заведения, занимавшиеся торговлей в небольших масштабах.
Богатые люди вместе со своими гостями развлекались дома. Были, однако, исключения из этого правила, как, например, в Коринфе, одном из наиболее значимых и посещаемых греческих портов до времени его уничтожения римлянами в 146 г. до н. э. Не позже второй половины IV в.до н. э. жители Коринфа возвели портик, за которым построили двухэтажное здание для 31 таверны в первом этаже. В каждую из них был вход со стороны портика, а во втором этаже находились двухкомнатные помещения вдоль коридора, в который вела лестница с обеих сторон портика. В центре главного зала каждой таверны находилось нечто подобное современному холодильнику, который могли придумать только жители древнего мира, – шахтный ствол, который вёл к выкопанному людьми туннелю, соединённому с источником воды. Тут находились кувшины с вином и ящики с пищевыми продуктами, привязанные на длинных верёвках и погруженные в холодную проточную воду.[2, с. 124]
Помещения над тавернами были устроены не хуже самих таверн. В каждое из них вход шёл из коридора, как в современных гостиницах. Двери из коридора вели в небольшую прихожую, откуда через открытый проём по двум ступенькам, по сторонам которых находились колонны, поднимались в основной покой. Прихожую можно было отделить от покоя занавеской, а сама прихожая предназначалась для слуг.
Торговцы и
представители властей были без
сомнения львиной долей
В Древней Греции зарождается курортология, лечебный туризм. Храмы Асклепия – бога врачевания – стали возникать в глубокой древности, в классический период их было не менее 60.[3, с. 53]
Наиболее древние из них возникли в Греции в IV – V в. до н. э. и на большинстве островов Средиземного моря, в греческих городах на побережье Малой Азии и южной Италии. Асклепий был одним из первых иноземных богов, признанных в Риме. Его культ был введён там в 291 г. до н. э. В период Римской империи святилища Асклепия выделялись среди других. Одно из них, в Эпидавре, рано приобрело большую популярность. Второе находилось на острове Кос, где когда-то жил отец медицины Гиппократ и где размещалась нго неформальная врачебная школа. Третье было в Пергаме и достигло вершины славы с середине II в. до н. э., когда долгие годы там практиковал Гален, наиболее известный врач этого времени. Святилищ Асклепия было гораздо больше, и все они процветали.[2, с. 130]
В Пергаме в период подъёма популярности святилища, центр его комплекса составлял огромный прямоугольной формы двор размерами 110 на 131 м, в который входили через монументальные ворота. Вдоль трёх сторон двора тянусь аркады, которые давали посетителям защиту от солнца и дождя, когда те медленно прохаживались или сидели и отдыхали. В одном из углов двора находилась библиотека, в другом театр на 3500 мест, в третьем великолепная ротонда для лечебных купаний диаметром 26,2 м. в этом замкнутом пространстве кроме святилища Асклепия находилось ещё несколько храмов.
Процедура лечения была традиционной. Пациент входил на территорию двора, принимал ритуальную ванну, чтобы очиститься, вступал в храм Асклепия. Молился, расстилал матрас и укладывался на него, чтобы там переночевать. Помощь, которую он искал, приходила во сне. В некоторых святилищах специально выделялось место для сна пациентов, но в других, как в Пергаме, люди раскладывали матрасы, где попало: в самом святилище или в других зданиях на территории, окружающей святилище. В отдельных достойных внимания случаях излечение было чудом. Пациент наутро просыпался, чувствуя себя здоровым. Чаще он получал какие-то рекомендации, обычно передаваемые ему простым способом, временами же только загадочно. Что-либо экзотическое в этих рекомендациях встречалось крайне редко. Большую часть времени у пациентов занимали определённые купания или физические упражнения, приём пищи, применение бальзамов и мазей, приём лекарств в отмеренных дозах. Какой бы ни была этому причина, а , судя по всему, приводилось правдивые сведения об исцелениях, видимо, многочисленные случаи излечения были достаточно эффективными, так как в противном случае святилища не пользовались бы таким успехом столь длительное время.
Путешественники ни одной другой категории не путешествовали в таком огромном количестве, как толпы людей, посещавших празднества. Но такие толпы появлялись только в определённое время. Путники, которых, в отличие от посетителей Олимпийских и других игр, можно было видеть ежедневно, были больные и немощные, которые следовали для оздоровления в водолечебницы. В древнем мире выделяли минеральные источники согласно их минеральным составным частям: различали сернистые и железосодержащие воды, воды с повышенным содержанием соды или нефти. Покровителем минеральных источников греки считали самого здорового из мифологических героев Геракла. Павсаний упоминал такие источники, например, источник, изливавшийся в реку Киферу около поселения Гераклеи (вблизи Олимпии в Элиде).[2, с. 115]
Среди таких источников были и горячие минеральные источники. Исторические Фермопилы и сегодня служат второстепенным курортом больные ревматизмом и артритом ищут облегчения от болей. Тут уже в древности находилась водолечебница, воды источника которой выводились в два бассейна – один для мужчин, другой – для женщин. Некоторые источники были связаны с культом бога здоровья Асклепия. Такие святилища были расположены обычно в старательно выбранном месте, где были чистые воздух и вода, а также прекрасная окружающая среда, часто там находились и минеральные источники. Пациенты не только лечились там, но также имели хорошие условия для отдыха и времяпровождения, которые живой греческий разум считал основой ухода за больными.
Например, святилище в Эпидавре, расположенное в месте, в котором по преданию родился Асклепий и которое поэтому наиболее почиталось в греческом мире, располагалось в обширной тихой роще. Среди расположенных здесь зданий главным было святилище Асклепия со статуей дома и другими популярными скульптурами, дополнительно находились другие храмы, в которых также размещались произведения искусства, затенённые аркады, был также спортивный стадион и театр, который мог вместить семнадцать тысяч людей и считался вторым по величине в Греции. Рядом со святилищем Асклепия находилось другое важное для этого места здание – дормиторий. В этих двух зданиях оздоровляли больных.
Кроме дормитория, в котором пациенты проводили всего одну ночь, существовал ещё заезжий двор, в котором и больные и здоровые люди могли задержаться столько времени, сколько они хотели. В состав заезжего двора входили четыре идентичных друг другу квадратной формы комплексов, расположенных один около другого так, что они составляли квадрат размерами 76.2 на 76.2 м. каждый комплекс был спроектирован таким образом, что он был типовым для всех остальных греческих заезжих дворов. Двухэтажное здание комплекса окружал двор. Каждая из его четырёх частей имела на каждом этаже по двадцати комнат, выходящих во двор. Всего их было 160, комнаты были достаточно просторными.[2, с. 116]
Дормитории устраивались при храмах, каждый из которых не обязательно располагался поблизости от источников. Страбон писал о дормитории при храме Сараписа в городе Канобе: «В городе находился храм Сараписа, окружённый большим почётом и производящий такие исцеления. Что даже самые уважаемые люди верят в его целительную силу и либо спят там для своей пользы, либо заставляют спать других».
Древние греки были большими любителями путешествий, они охотно посещали дальние страны с целью получения знаний. Так, мудрец и философ Фалес Милетский более двадцати лет учился в Египте. В долине Нила с целью изучения побывали философ и математик Пифагор, законодатель Солон. Философы Платон, совершив дальнее странствие, по возвращении домой основал философскую школу. Не только знания, но и красоты этих стран привлекали древнегреческих путешественников. Во времена Древней Греции и Древнего Рима было создано немало памятников художественной культуры, которые сегодня составляют коллекции лучших музеев мира. Интерес к собиранию произведений искусства появился ещё у жителей древнегреческих городов-полисов. Возникшие в то время первые «мусейоны» представляли собой храм муз, содержавшие собрания произведений искусства, сакральных предметов и книг. Они ещё не были музеями в современном понимании. В Древнем Риме, когда люди начали осознавать ценность культурного наследия прошлого, прежде всего греческого мира, формируются большие и малые частные коллекции греческого искусства, состоявшее из произведений, вывезенных с Пиренейского полуострова, или копий, изготовленных с греческих оригиналов. В обществе зреет необходимость сделать эти коллекции общедоступными.