Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 19:21, курсовая работа
Данная курсовая работа посвящена теме реформ Александра II и контрреформ Александра III в области государственного управления.
К середине XIX века стало очевидным отставание Российской империи от передовых капиталистических держав. После поражения в Крымской войне упал престиж страны на международной арене, под угрозу попали влияние и авторитет государства. Конфликт между новыми, капиталистическими отношениями и отжившим крепостным строем лежал в основе глубокого кризиса российского феодализма.
Помещики-крепостники не могли помешать росту товарного обмена России с Европой, не могли удержать старых, обветшавших и рушившихся форм хозяйства. Наступил кризис политики–господствующего феодального класса, который уже не мог проводить ее прежними, крепостническими методами.
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ,
СТАТИСТИКИ И ИНФОРМАТИКИ (МЭСИ)
ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА
КАФЕДРА ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «История государственного и муниципального управления»
на тему: Реформы и контрреформы государственного управления в России во второй половине XIX века.
Выполнила студентка
группы ДМГ-104
Ломакина Анна
Научный руководитель
Москва,
2012 г.
Оглавление
Введение
Данная курсовая работа посвящена теме реформ Александра II и контрреформ Александра III в области государственного управления.
К середине XIX века стало очевидным отставание Российской империи от передовых капиталистических держав. После поражения в Крымской войне упал престиж страны на международной арене, под угрозу попали влияние и авторитет государства. Конфликт между новыми, капиталистическими отношениями и отжившим крепостным строем лежал в основе глубокого кризиса российского феодализма.
Помещики-крепостники не могли помешать росту товарного обмена России с Европой, не могли удержать старых, обветшавших и рушившихся форм хозяйства. Наступил кризис политики–господствующего феодального класса, который уже не мог проводить ее прежними, крепостническими методами. Необходимы были неотложные экономические, социальные и политические реформы для того, чтобы предотвратить революционный взрыв в стране; требовалась модернизация всех сфер общественной жизни.
Реформаторская деятельность в России началась задолго до царствования Александра II, однако именно эпоха «великих реформ» отличается своей масштабностью и грандиозностью. Освободившись от крепостной зависимости, Россия вступила на новый путь развития, требующий постепенных и качественных преобразований во всех областях жизнедеятельности общества.
Однако, несмотря на проведенные буржуазные реформы, Россия оставалась страной с абсолютной монархией с неограниченной властью императора, сословным неравноправием, дворянским чиновничьим аппаратом. Это послужило причиной пересмотра, переосмысления преобразований прежнего царствования и временем реакции, пришедшей на смену реформистскому натиску. В исторической науке этот период получил название контрреформ императора Александра III.
Российская историческая наука в последние годы активизировала усилия по изучению опыта российских реформ. Ученые пытаются осмыслить реформаторские преобразования в России с позиций не только строгой исторической объективности, но и применительно к сегодняшним задачам. Для науки и политики важна оценка реформаторских преобразований прошлого для обретения ценного исторического опыта, весьма полезного при подготовке и проведении новых реформ. Для осмысления сегодняшних реформ, прогнозирования их возможных результатов опыт, накопленный в прошлом, имеет немаловажное значение. Это объясняет актуальность рассматриваемой темы.
Объектом данного исследования является выявление специфики реформ Александра II и контрреформ Александра III.
Цель данной работы–изучение ряда реформ и контрреформ второй половины XIX века и выявления их значения для различных сфер жизнедеятельности современного мира.
В соответствии с поставленной целью были намечены следующие задачи:
– исследовать причины и особенности ряда реформ, проведенных императором Александром II;
– изучить специфику аналогичных контрреформ Александра III;
– выявить последствия реформ и контрреформ;
–определить значение проведенных преобразований для современной жизни России.
Методы исследования: теоретический анализ, конкретизация, аналогия, сравнение, классификация, обобщение.
Источниками информации для написания работы по теме «Реформы и контрреформы государственного управления в России во второй половине XIX века» послужили: справочная литература, базовая учебная литература, статьи и заметки на заданную тему в специализированных изданиях, прочие актуальные источники информации.
Структуру данной работы составили введение, три главы и заключение, последовательно раскрывающие тему исследования.
Данная тема долгое время являлась объектом изучения авторов представленной эпохи. Для современных историков и исследователей тема остается актуальной для исследования, поскольку вызывает множество споров и противоречий в своем содержании.
Вступление на российский престол Александра II послужило началом важных перемен в жизни государства. Правление императора в истории носит название «эпоха великих реформ» и является периодом, уничтожившим феодальные пережитки, временем радикальных преобразований российского общества. Являясь противоположностью своего сурового отца Николая I, который всегда резко выступал против преобразований, Александр II избрал иной путь для империи–путь либеральных реформ.
Император получил хорошее образование, а его наставниками и учителями были В. Жуковский, М.Сперанский, Е.Канкрин, отмечавшие в наследнике такие качества, как доброжелательность, общительность, способности к наукам, но с другой стороны, склонность отступать перед трудностями и нерешительность. Однако император вступил на престол в тяжелое для страны время: войска терпели поражение на полях сражений в Крымской войне, резко увеличилось число крестьянских восстаний, возникло много протестных групп среди интеллигенции. Имея к тому времени сложившуюся систему взглядов и опыт государственной деятельности, Александр II понимал, что основной причиной отсталости страны является крепостническая система, которую необходимо ликвидировать[16].
К середине XIX века кризис феодально-крепостнической системы достиг своего предела. Происходило обезземеливание крестьян, сократился экспорт русского хлеба за границу, крестьянские повинности непомерно увеличились, и вследствие этого увеличилось и число покушений недовольных крестьян на жизнь помещиков, произошел значительный рост крестьянских волнений. Наблюдался также кризис дворянства как сословия: фактически 3,5% дворян были беспоместными, 45,8% имели менее 20 душ крепостных. Росла помещичья задолженность государству: в конце 50-х годов 65% крепостных крестьян были заложены помещиками в кредитные учреждения. Феодально-крепостнический строй исчерпал возможности своего существования. Без отмены крепостного права оказалось невозможным укрепить и усовершенствовать государственную систему управления, кризис которой стал очевиден для наиболее просвещенной части элиты. Кроме того, правящие группы осознали, что без реформ невозможно преодолеть отсталость страны, вернуть России утраченные после Крымской войны величие и международное влияние.[3]
Крепостное право в России существовало долгое время, по сравнению с другими Европейскими странами. В XVIII вв. в период правления Екатерины II отечественными просветителями поднимался вопрос об отмене крепостничества, и декабристы в своих программах постоянно писали об этом. Однако, только к середине XIX вв. в стране сформировались условия для предоставления свободы крестьянам, но вместе с этим возникла проблема установления отношений между помещиками и крестьянами. К данному периоду времени образовалось огромное количество предпосылок для осуществления аграрной реформы.
Подготовка крестьянской реформы началась в 1857 году, когда был создан Секретный комитет по крестьянскому делу(1), который в течение года рассматривал проекты крестьянской реформы, оставшиеся от предыдущих царствований. В комитет вошли высшие сановники государства; в него не были допущены представители буржуазии и тем более крестьянства. Деятельность Секретного комитета оказалась малопродуктивной и безуспешной. Тогда по указанию царя были учреждены губернские дворянские комитеты, а Секретный в 1858 г. был преобразован в Главный комитет по крестьянскому делу. При нем же были созданы Редакционные комиссии, призванные с целью переработки проектов реформы. В состав комиссий вошли как представители либеральной бюрократии, так и либеральной общественности, что, несомненно, определило ведущую роль комиссий в деле подготовки освобождения крестьян.
Так, 19 февраля 1861 г. Александром II были подписаны правовые документы по крестьянской реформе (всего их было 17), главными из которых являлись Манифест «О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей» и Положения о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости [2].
Согласно данной реформе 22,5 млн. помещичьих крестьян объявлялись лично свободными и становились юридическими лицами. Им предоставлялся статус «сельских обывателей» и некоторые экономические и гражданские права, в числе которых: право на покупку земли на свое имя, возможность защиты своих прав в суде, право на свободную торговлю, основание фабрик, ремесленных заведений, право вступления в брак без согласия помещика и пр.
Крестьяне освобождались с землей, однако получали ее не безвозмездно, а должны были ее выкупать у помещика. До совершения выкупной сделки крестьяне считались «временнообязанными» и были обязаны выполнять прежние повинности–барщину(2) и оброк(3). Сумма выкупных платежей определялась размерами крестьянского оброка, т. е. выкупалась не личная зависимость крестьян и не земля, а повинности. Эта сумма, положенная в банк под 6% годовых, должна была приносить помещику ежегодный доход в размере оброчных платежей. Посредником между крестьянином и помещиком выступало государство, оно платило помещику при заключении выкупной сделки около 75% выкупной суммы. Крестьяне должны были ежегодно вносить государству 6% от этой суммы в течение 49 лет[15].
Дворовые люди объявлялись свободными без выкупа, но в течение двух лет должны были служить своим хозяевам или уплачивать оброк. Крепостные рабочие помещичьих и казенных фабрик и заводов переводились на оброк и получали право выкупа своих прежних наделов. Государственные крестьяне (кроме Сибири и Дальнего Востока), считавшиеся лично свободными, по «Положению» сохранили за собой находившиеся в их пользовании земли. Они могли продолжать платить оброчную подать государству либо заключить с казной выкупную сделку.
Также «Положение» делило губернии на три части (черноземные, нечерноземные и степные земли). Внутри губерний выделялись местности, которые и делились на участки между помещиками - владельцами земель и их крестьянами. Нормы деления устанавливались так, что помещик мог выбирать самые лучшие участки в свою долю, в том числе вклинивая свои земли в середину крестьянских полей. Это привело к возникновению «чересполосицы». Реакция крестьян на реформу была разной. Так, например, в Казанской губернии начались волнения из-за распространения слухов о том, что царь даровал землю крестьянам бесплатно, а выкуп «придумали» помещики. В ходе подавления этих волнений было убито более 300 человек. В 1861 г. было зарегистрировано более 1370 выступлений, позже волна выступлений пошла на убыль[17].
Отмена крепостного права в 1861 году потребовала неотложной реформы системы местного управления. Новым этапом развития местного самоуправления стали земства. В марте 1863 г. специально созданная комиссия подготовила окончательные проекты положения о земских учреждениях и временные правила для них. А 1 января 1864 г. император Александр II издал «Положение о губернских и уездных земских учреждениях», где было объявлено об их создании[18].
Земства избирались на три года. Председателем земского собрания по должности являлся предводитель дворянства. Земские собрания избирали исполнительные органы–земские управы–в составе председателя и нескольких членов. Собрания гласных проходили раз в год.
В компетенцию земств входило распределение государственных налогов и утверждение местных, медицина, образование, местное хозяйство. В конце 70-х годов земства были введены в 35 из 59 российских губерний. В 1867 г. дворяне составляли 46,7% гласных, крестьяне–34,3%, купцы–10,2%, духовенство–6,1%, представители других сословий –2,7%. Работа в земствах способствовала формированию гражданского сознания, развитию российской интеллигенции[11].
Губернаторам поручалась цензура земских докладов. Постановление земского собрания могло быть отменено губернатором или министром внутренних дел.
Введение органов местного самоуправления было значительным шагом в развитии политической культуры.
Вступление России на путь капитализма ознаменовалось бурным развитием городов, изменением социальной структуры их населения, привело к возрастанию роли городов как центров экономической, культурной, политической жизни. Поэтому следующей после Земской была Городская реформа 1870 года.
Согласно новому положению, распорядительные функции предоставлялись городской думе, управа же сделалась исполнительным органом, действующим в рамках, отведенных ей думой. Распределение занятий и порядок действий управы и подчиненных ей органов устанавливались инструкцией, издаваемой думой. Члены управы избирались думой и не нуждались в утверждении администрацией. Избирательное право базировалось на буржуазном имущественном цензе. Право участия в выборах независимо от сословия получали владельцы недвижимой собственности, облагаемой налогом в пользу города, а также лица, уплачивающие ему определенные торгово-промышленные сборы. Избирательным правом в качестве юридического лица также пользовались разные ведомства, учреждения, общества, компании, церкви, монастыри. Принимать личное участие в голосовании дозволялось только мужчинам, достигшим 25-летнего возраста. Женщины, обладавшие необходимым избирательным цензом, могла участвовать в выборах лишь через своих доверенных лиц. Фактически лишенными избирательного права оказались наемные рабочие, в подавляющем большинстве не имеющие собственности, а также люди умственного труда.