Реформы и контрреформы государственного управления в России во второй половине XIX века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 19:21, курсовая работа

Описание работы

Данная курсовая работа посвящена теме реформ Александра II и контрреформ Александра III в области государственного управления.
К середине XIX века стало очевидным отставание Российской империи от передовых капиталистических держав. После поражения в Крымской войне упал престиж страны на международной арене, под угрозу попали влияние и авторитет государства. Конфликт между новыми, капиталистическими отношениями и отжившим крепостным строем лежал в основе глубокого кризиса российского феодализма.
Помещики-крепостники не могли помешать росту товарного обмена России с Европой, не могли удержать старых, обветшавших и рушившихся форм хозяйства. Наступил кризис политики–господствующего феодального класса, который уже не мог проводить ее прежними, крепостническими методами.

Файлы: 1 файл

Реформы и контрреформы государственного управления в России во второй половине XIX века..docx

— 84.06 Кб (Скачать файл)

 

Глава 2.Последствия «великих реформ» Александра II и контрреформ Александра III.

Во второй половине XIX века положение народных масс ухудшалось в результате увеличения разного рода повинностей; рост социальной напряженности и значительный общественно-политический подъем достигли своего предела. Поражение в Крымской войне, подписание Парижского трактата на унизительных для России условиях–все это факты, с которыми либерально настроенный Александр II не мог смириться.

Назрел глубокий социально-экономический кризис, единственным выходом из которого являлась революция или проведение реформ. Император пришел к выводу о том, что существующий порядок зависимости крестьян не может оставаться неизменным; необходимо уничтожать крепостное право «сверху», не дожидаясь момента, когда оно само начнет уничтожать себя «снизу». Первой и одной из самых значимых «великих реформ», проведенных Александром II, является реформа отмены крепостного права в 1861 году. Освобождение крестьян было прогрессивным шагом, уничтожившим феодальный пережиток, замедлявший развитие страны во всех областях.

Реформа наделила гражданскими правами миллионы ранее полностью зависимых и подчиняемых воле помещика крестьян. Теперь, являясь лично свободными, крестьяне имели право владеть имуществом, заниматься торговлей, переходить в другие сословия. Несмотря на это, они так и не получили земли, которая была им обещана.

Если до реформы у крестьян было больше земли, чем предусматривалось актом 19 февраля, то излишек (”отрезки”) отдавался помещикам. Крестьянам отдавали землю худшего качества, неудобного расположения. Чтобы стать собственником земли, они должны были заплатить выкуп, значительно превышающий рыночную стоимость земли. Но и выкупная сумма оказалась для большинства крестьян не под силу. Они все еще считались временнообязанными, и за пользование наделами должны были отбывать прежние повинности – барщину или оброк[1].

В ходе реформы интересы помещиков и государства учитывались все же больше, чем интересы ранее зависимых крестьян. Все недостатки реформы, постепенно нарастая, привели к революционным потрясениям начала XX века.

Однако именно эта реформа положило начало ускоренной модернизации страны, создала условия для следующих либеральных преобразований в сфере управления, суда, образования, военной области[15].

Подготовка этих реформ началась на рубеже 50-60-х годов XIX в., в обстановке общественно-политического подъема в стране, но проведение их растянулось на полтора десятилетия и проходило уже в то время, когда социальная напряженность была снята, самодержавие вышло из политического кризиса и даже наметился (с 1866 г.) поворот к реакции. Отсюда непоследовательность, незавершенность и узость большинства реформ 1863–1874 гг.

Между тем, возбужденное рядом глубоких перемен русское общество оставалось недовольным. Печать отзывалась на каждое правительственное начинание, обсуждала все реформы, оценивала их последствия, приветствовала созданный реформами новый общественный строй, основанный на демократическом бессословном начале. Общественные идеалы шли дальше намерений правительства. Далеко не всё, что намечалось ранее, получило впоследствии свое воплощение в законах, да и действие принятых законов ограничивалось последующими правительственными актами.

Дарование местного земского самоуправления возбуждало надежды на то, что земство будет призвано и к участию в управлении государством; высказывалась мысль о представительном правлении, однако реформа распространялась далеко не на всю территорию империи, полномочия земств постоянно ограничивались, финансовая самостоятельность ущемлялась, губернским земствам запрещались контакты между собой.

Принятая в 1870 года городская реформа послужила заметным толчком к торгово-промышленному развитию городов, закрепила систему органов городского управления. Несмотря на это, компетенция городского самоуправления не выходила за рамки хозяйственных вопросов, его права были еще более ограничены, чем права земств.

Незавершенной осталась и судебная реформа. Так, например, для разбора конфликтов в крестьянской среде был создан сословный крестьянский волостной суд, который руководствовался не законодательством, а обычным правом и традициями. Возникновение самостоятельной судебной ветви власти и ее правовое обособление от правительственных инстанций способствовали либерализации общественной жизни, создавали правовые основы для модернизации страны, приближали Россию к стандартам западной юстиции. Вместе с тем новая судебная реформа вводилась не на всей территории страны, ее проведение в жизнь заняло многие годы, а главное, она вступала в противоречие с существующим политическим строем.

Наиболее завершенной оказалась военная реформа, проводившаяся под руководством Д.А.Милютина. Перевооружение армии и флота, введение всеобщей воинской повинности вместо рекрутского набора, отмена телесных наказаний, сокращение сроков службы послужило возрастанию численности армии, ее омоложению, престижности, а также значительному повышению боеспособности.

Падение крепостной зависимости, уравнение всех перед судом, создание новых либеральных форм общественной жизни привели к небывалой ранее свободе личности. Чувство этой свободы вело к желанию развить ее до самых крайних пределов. Это стало одной из причин образования антиправительственных группировок, члены одной из которых подготовили и успешно исполнили в 1881г. террористический акт против царя-освободителя.

В целом преобразования Александра II, положившие начал комплексной модернизации страны, из-за непоследовательности внутриполитического курса и периодических отступлений  власти от линии реформ осложняли крайне болезненный для народа процесс перестройки социально-экономических, политических и духовных структур.

Продолжающийся в стране процесс капиталистической модернизации объективно требовал продолжения преобразований. Однако следующим императором стал Александр III, который видел в реформах своего предшественника источник бед, считал, что излишняя свобода привела к обострению ситуации в стране, и потому предпринял попытки вернуться к «дореформенному» самодержавию. Будучи консерватором и патриотом, император верил, что постепенное возвращение к патриархальному самодержавию отвечает интересам России того времени, поэтому уже в апреле 1881г. подписал Манифест «О незыблемости самодержавия».

Под контролем правительства оказывается земское самоуправление. Однако земская контрреформа не только не ослабила либеральную оппозиционность земств, но даже усилила ее, поскольку в местном самоуправлении увеличилось представительство мелкопоместных дворян, носителей либеральных взглядов. В итоге обострялись отношения между центральной и местными властями.

Укрепление общины, консервация патриархальности  русского крестьянства сковывали его хозяйственную инициативу, затрудняли вхождение в рынок, что в итоге накаляло атмосферу в деревне, подготавливая аграрный кризис.

Попытка укрепить дворянство не принесла желаемых результатов, потому что противоречила общему ходу социально-экономического развития страны. Более того, защита дворянства сохраняло традиционалистические черты и препятствовало его развитию с  требованием времени.

Меры в области образования и печати, направленные на изоляцию интеллигенции, ограничение сфер ее деятельности, не достигли поставленных задач, но вызывали скрытое нарастающее недовольство этой части общества.

Создание охранительных отделений, введение политического сыска подтверждают тот факт, что император пытается ограничить любое проявление либерализма со стороны общественности. Охранительная полицейская политика подрывала престиж самодержавия в различных слоях общества, вызывала раздражение, вылившееся в острый общественно-политический кризис XX века.

Проводившиеся контрреформы, также как и реформы не были доведены до конца, а некоторые из планировавшихся так и не осуществились, так как реакционные меры объективно противоречили  потребностям общественного развития страны. Правительству Александра III все-таки не удалось окончательно уничтожить земства и городское самоуправление–они остались центрами объединения либералов. Сохранилась система судопроизводства. В ходе завершения военной реформы наметилась некоторая демократизация офицерского корпуса. Правительство было вынуждено сделать новые шаги в решении крестьянского вопроса: были понижены выкупные платежи, прекращено временнообязанное состояние крестьян.

Контрреформы Александра III, направленные на сохранение самодержавия, крупного помещичьего землевладения, сельской общины, а также факторы обнищания крестьянства, искусственного развития капитализма, жажды свободы, веры интеллигенции в особое историческое предназначение, обостряли противоречие процесса модернизации, давали основание для поиска новых путей развития России.

Итогом контрреформ становится еще более обостренная обстановка в среде интеллигенции, которая не желала оставаться под контролем правительства и имела свои варианты развития страны.

 

 

 

 

Глава 3.Значение реформ для современной России.

Отставание от передовых европейских стран практически во всех сферах жизнедеятельности, нерешенность модернизационных задач ставило под угрозу независимость страны, ставило под сомнение авторитет, статус власти и всего государства. Все эти факторы послужили импульсом к «великим реформам», значение которых очень велико для современной России.

Реформа отмены крепостного права освободила многомиллионный народ, живший в рабстве и подчинении в течение многих веков, наделила его гражданскими правами. По-новому встал вопрос о Конституции. Благодаря этой реформе началось развитие капитализма в России, который в свою очередь послужил интенсивному росту рынка рабочей силы. Возникшая рабочая сила стала впоследствии основой для пролетариата, возводящего фабрики и заводы.

Освобождение от крепостной зависимости совершенно изменяло уклад жизни на местах, поэтому было сформировано земское и городское самоуправление, которое не удалось искоренить контрреформами. Земства и городское самоуправление являются своеобразными прототипами современных муниципалитетов.

Именно в годы реформ с созданием Крестьянского и Дворянских банков начинает активно развиваться банковское дело и система государственного контроля за бюджетом страны.

Во второй половине XIX века возникает потребность в усовершенствовании системы образования и просвещения. Большое внимание уделяется качеству школьного, вузовского, а также женского образования. В результате реформ университеты получили возможность развиваться самостоятельно. Это возможность, которую до этого времени они не имели и которая присуща современным тенденциям.

Введение суда присяжных и адвокатуры стало шагом, который сблизил Россию с передовыми странами и с современным временем. Правосудие, осуществляемое по сословному признаку, устарело и уже не могло справляться со своими задачами. Теперь, с введением института присяжных заседателей суд поднялся на новый уровень: гласность, состязательность суда, независимость от административных органов власти, равенство всех перед судом. Институт адвокатуры наделил обвиняемых правом на защиту.

Что касается военной реформы, то та также оставила свой след в будущем: отменилось телесные наказания, значительно сокращался срок службы, уделялось повышенное внимание физическому воспитанию солдат. Служить в армии стало престижно.

Важен и тот факт, что в период реформ и контрреформ начала активно развиваться общественные движения интеллигенции, что позволяет утверждать о том, что народ может, а теперь в современное время имеет право вступать в переговоры и даже споры с правительством.

Реформы Александра II провозгласили свободу личности, наделили правами ранее бесправных людей, дали автономию ранее зависимым и подконтрольным учреждениям, способствовали развитию общества и общественной мысли в либеральном и демократическом направлениях. И контрреформы Александра III уже не смогли повернуть в обратном направлении или вовсе свернуть установленный его отцом механизм развития страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Александр II неслучайно имел прозвище «царь–освободитель». Великий реформатор оставил глубокий след в истории, ему удалось сделать то, за  что  боялись  взяться  другие  самодержцы – он освободил от вековой зависимости миллионы крепостных крестьян, наделив их гражданскими правами и возможностями, которые до этого момента они не имели. Император не побоялся разрушить феодально–крепостническую систему, которая препятствовала росту капиталистических отношений в России и развитию сфер жизни в целом.

Реформа отмены крепостного права незамедлительно повлекла за собой следующие, не менее значимые: земскую и городскую, военную и судебную реформы.

Однако практически все преобразования царя–реформатора оказались незавершенными и незаконченными, действие некоторых ограничивалось территорией, другие вовсе не оправдали ожиданий народа. Согласно этому факту, возрастало число недовольных среди наиболее просвещенной части общества–интеллигенции, которая в результате террористического акта свергнет императора, показав тем самым, что власть так и не дала возможности для реализации пропаганды истинных взглядов и идей мирным путем, возможности критиковать правительство, указывая на его недостатки.

Существует мнение, что в 1879-1881 годах в России сложилась революционная ситуация: напряжение охватило не только «низы», но и «верхи». Приход к власти консервативного Александра III обозначил новый поворот от либерального реформизма к реакции. В 1887 г. введен циркуляр о «кухаркиных детях», запрещавший прием в гимназии детей прачек, лакеев и т. д. В 1882 г. была усилена цензура в области печати, в 1884 г. университеты получили новый Устав, ликвидировавший их автономию. Политика Александра III поддерживала значительно ослабшее за последние десятилетия дворянское сословие, являвшееся социальной опорой государя. Новый император направил свою деятельность на переоценку предыдущих нововведений, сохранение самодержавия, возврат к дореформенным порядкам. Контрреформы конца XIX в. фактически ликвидировали путь демократических преобразований, открытых реформой.

Информация о работе Реформы и контрреформы государственного управления в России во второй половине XIX века