Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 19:21, курсовая работа
Данная курсовая работа посвящена теме реформ Александра II и контрреформ Александра III в области государственного управления.
К середине XIX века стало очевидным отставание Российской империи от передовых капиталистических держав. После поражения в Крымской войне упал престиж страны на международной арене, под угрозу попали влияние и авторитет государства. Конфликт между новыми, капиталистическими отношениями и отжившим крепостным строем лежал в основе глубокого кризиса российского феодализма.
Помещики-крепостники не могли помешать росту товарного обмена России с Европой, не могли удержать старых, обветшавших и рушившихся форм хозяйства. Наступил кризис политики–господствующего феодального класса, который уже не мог проводить ее прежними, крепостническими методами.
На новые общественные учреждения были возложены задачи по управлению муниципальным хозяйством. В их ведение передавался широкий круг вопросов городского хозяйства и благоустройства: водоснабжение, канализация, уличное освещение, транспорт, озеленение, градостроительные проблемы и т.п. Городские думы были обязаны заботиться и об общественном благосостоянии: оказывать содействие в обеспечении населения продовольствием, принимать меры против пожаров и других бедствий, способствовать охране «народного здравия» (устраивать больницы, помогать полиции в проведении санитарно-гигиенических мероприятий), принимать меры против нищенства, способствовать распространению народного образования (учреждать школы, музеи и т.д.)[4].
Судебные уставы 20 ноября 1864 г. решительно порвали с дореформенным судоустройством и судопроизводством. Новый суд строился на бессословных началах, была провозглашена несменяемость судей, независимость суда от администрации, гласность, устность и состязательность судопроизводства; при рассмотрении уголовных дел в окружном суде предусматривалось участие присяжных заседателей. Все это характерные признаки буржуазного суда.
По этой реформе страна была разделена на судебные округа. Вводились два вида судов: мировой и окружной.
В уездах и городах для рассмотрения малозначительных дел применялся мировой суд. Мировому суду были подсудны дела, за совершение которых следовало наказание в виде выговора, замечания или внушения, денежного взыскания не свыше 300 р., ареста не свыше трех месяцев или тюремное заключение не свыше года.
Для рассмотрения уголовных дел в окружном суде предусматривался институт присяжных заседателей.
Присяжным заседателем мог стать любой российский подданный 25–70 лет, не менее двух лет проживший в уезде. К участию в суде присяжных не допускались лица, подвергшиеся общественному осуждению, исключенные из службы по суду, несостоятельные должники. Чтобы попасть в список кандидатов в присяжные заседатели, требовался имущественный ценз, он был не так высок (200 руб. в год), но значительная часть крестьянства не могла отвечать этому требованию. Общие списки присяжных утверждались губернатором, только после этого по жребию отбирались очередные заседатели. Приговор суда присяжных подлежал кассации(4) только в Сенате(5).
Второй инстанцией для окружных судов была судебная палата, имевшая департаменты. Председатель и члены ее утверждались царем по представлению министра юстиции. Она служила апелляционной инстанцией для гражданских и уголовных дел, рассмотренных в окружных судах без присяжных[12].
Сенат имел право кассации судебных решений. Сенаторы назначались царем по представлению министра юстиции. Была реорганизована прокуратура, ее включили в судебное ведомство, во главе ее стоял генерал-прокурор, он же– министр юстиции.
Крупнейшим шагом по внедрению принципов буржуазной юстиции было учреждение института адвокатуры, которая являлась гарантом независимости суда и принципа законности уголовных и гражданских процессов.
Прокуратура превратилась в орган судебного надзора, но, несмотря на провозглашенный принцип независимости судебных следователей, фактически прокуратура была подчинена министру юстиции, занимавшему одновременно пост генерал-губернатора.
20 ноября 1866 г. было разрешено «во всех повременных изданиях печатать о том, что происходит в судах». Судебные репортажи, сообщавшие о русских и заграничных процессах, становятся заметным явлением в прессе[14].
Внутренние (отсталость русской армии от армий стран Запада, обнаружившаяся в Крымской войне) и внешние (появление по соседству с Россией новой, милитаризованной бисмарковской Германии) обстоятельства заставили правительство Александра II провести военную реформу. Она проводилась в течение 12 лет под руководством военного министра Д.А. Милютина(6) и включала в себя ряд важных мер, в том числе реорганизацию военного ведомства (создание военных округов и централизацию военного управления), усиление боеспособности войск (перевооружение армии, в том числе замену кремневых ружей боевым оружием), улучшение системы подготовки военных кадров, введение нового военного устава, проведение военно-судебной реформы.
В ходе этих преобразований были созданы военные гимназии и юнкерские училища с двухгодичным сроком обучения, в которые принимались лица всех сословий. Новые уставы уделяли главное внимание боевой и физической подготовке солдат. Сокращался срок действительной военной службы.
Но центральным звеном военной реформы стало изменение феодально-сословной структуры армии и принципов комплектования вооруженных сил. Уставом «О воинской повинности» от 1 января 1874 г. в России вместо рекрутских наборов вводилась всесословная воинская повинность. Закон распространил военную службу на лиц мужского пола всех сословий, достигших 21 года. Новый порядок бессословного призыва в армию позволил России при сокращении срока действительной военной службы создать крупные обученные резервы. Это значительно облегчало содержание армии и позволяло в случае войны отмобилизовать значительную обученную военную силу.
Введение всеобщей воинской обязанности не означало, однако, что все лица мужского пола, достигшие 21 года, подлежали призыву в армию. В войска на действительную службу призывалась лишь часть военнообязанных. Существовали многочисленные льготы, связанные с семейным положением, освобождавшие от службы (не призывались единственные сыновья, кормильцы престарелых родителей и др.) Судьбу остальных определяла жеребьевка. От военной службы освобождались также отдельные народности Крайнего Севера (по физиологическим причинам), народы Средней Азии, Казахстана и частично Кавказа (в силу образа жизни и других причин, в том числе нежелания вручать последним оружие). От военной повинности освобождались служители культа, хотя значительная их часть находилась в войсках, некоторые сектанты, по законам своей веры не могущие носить оружие. Так, для меннонитов, части немецких колонистов, вводилась альтернативная служба в лесных командах (в мирное время) и санитарных частях (во время военное)[5].
Срок службы определялся в 6 лет с последующим зачислением в запас на 9 лет в сухопутных войсках и в 7 и 3 года во флоте. Продолжительность службы, однако, напрямую зависела от уровня образования. Окончившие высшее учебное заведение должны были служить всего 6 месяцев, гимназию – 1,5 года, городское училище – 3 года, а начальную школу – 4 года. В этом заключался серьезный стимул для юношества к получению образования[18].
В начале своего царствования император Александр II отменил те стеснительные меры, которые были приняты в отношении учебных заведений в последние годы императора Николая I. Народное образование направило на себя внимание царя. В особенности принципиальное значение имело в этом отношении издание нового и общего устава русских институтов 18 июля 1863 г. В разработке которого, по инициативе министра народного просвещения А.В. Головкина, участвовала особая комиссия при главном правлении училищ, составленная в большей степени из профессоров Петербургского института. Вузам предоставлялась достаточно широкая автономия: вводилась выборность ректора, деканов, профессоров, институтский Совет получил право без помощи других решать все научные, учебные и административно-денежные вопросы. А в связи с развитием институтов, соответственно стремительными темпами начала развиваться наука.
В 1864 году императором было принято «Положение о начальных народных училищах», по которому земствам, общественным организациям и частным лицам разрешалось открывать учебные заведения. В этом же году до 4 лет сократился срок обучения в прогимназиях («Устав гимназий и прогимназий»).
Что касается гимназий, то они были поделены на классические, которые готовили к поступлению в университет, и реальные, готовившие к поступлению в высшие технические учебные заведения.
В 60–70-е гг. были учреждены гимназии для девушек всех сословий и высшие женские курсы, положившие начало высшему образованию для женщин. В 70-е гг. была разветвлена сеть школ: частные, земские, церковно-приходские, воскресные – все они составили основу народного образования[7].
В отношении низшего, начального или народного образования в царствование императора Александра II достигнуты были большие результаты. Создан был, кроме старого типа начальных народных училищ — церковноприходских школ, новый тип светской начальной школы, перешедшей на попечение земств. К концу царствования Александра II народные школы считались уже десятками тысяч и составляли одну из самых важных забот земства.
Для подготовки учителей в начальные школы Министерство народного просвещения и земства устраивали «учительские семинарии»(7). Несмотря, однако, на ряд усилий поднять народную грамотность, в эпоху реформ она стояла еще на низком уровне.
После убийства царя Александра II на престол вступил его сын Александр III (1881-1894). Потрясенный насильственной смертью своего отца, опасаясь усиления революционных проявлений, в начале своего царствования он колебался в выборе политического курса. Но, попав под влияние инициаторов реакционной идеологии К.П.Победоносцева и Д.А.Толстого, император отдал политические приоритеты сохранению самодержавия, поддержке сословного строя, традиций и основ российского общества, неприязни к либеральным преобразованиям.
Период царствования Александра III отмечен серией реакционных преобразований, получивших название контрреформ, направленных на пересмотр реформ предшествующих десятилетий.
В ходе правовой контрреформы были свернуты все работы по подготовке Конституции и иных фундаментальных законов. Впоследствии правительство отказалось от самой идеи Конституции и введения парламента.
В 1881г. уходит в отставку М.Лорис-Меликов(8), это становится символом окончания реформ. В августе того же года император издает «Положение о мерах к сохранению государственной безопасности и общественного спокойствия». Согласно ему, любая местность могла быть объявлена на чрезвычайном положении, глава губернии имел право запрещать собрания, закрывать органы печати и учебные заведения, арестовывать и высылать без суда неугодных лиц.
С 1883 г. стали действовать охранные отделения (охранки) — жандармские органы, специализировавшиеся на агентурной деятельности.
В судах была ограничена гласность(1887), ликвидировались мировые суды, из юрисдикции суда присяжных изымались все дела о насильственных действиях против должностных лиц и передавались на рассмотрение в военный суд. Ограничивалась публичность судебных заседаний, нарушался принцип несменяемости судей, что, в определенной мере, создавало возможность давления на суды.
В 1884 г. был издан новый Университетский устав, уничтоживший университетскую автономию: ректоры университетов назначались правительством, которое могло также назначать и увольнять профессоров, не считаясь с мнением и рекомендацией советов; программы университетского преподавания должны были утверждаться министерством; особая инспекция была введена для контроля занятий студентов и для надзора за их поведением.
В области народного образования было признано желательным увеличение числа церковноприходских школ и усилен правительственный контроль над земскими школами.
Следующим этапом становится введение института земских начальников в 1889 г. Земский начальник осуществлял контроль над деятельностью крестьянского самоуправления и являлся первой судебной инстанцией для податных сословий. И судебные, и административные полномочия земских начальников были широки, а их решение–окончательно. В отличие от выборного мирового судьи земский начальник назначался министром внутренних дел из потомственных дворян.
С введением института земских начальников завершается судебная контрреформа и начинается земская контрреформа(1890).По новому закону в земских учреждениях увеличивалось представительство дворян, усиливался контроль над земствами со стороны администрации. В первой землевладельческой курии имущественный ценз понижался, что позволило пополнить ряды гласных представителями мелкопоместного дворянства. Во второй курии имущественный ценз, наоборот, повысился, что ограничило права средних предпринимателей. Гласные от крестьянской курии теперь должны были утверждаться властями[17].
Согласно городской контрреформе(1892) был повышен имущественный ценз для участия в выборах. Это привело к значительному сокращению числа избирателей и обеспечению преобладания предпринимателей и дворян-землевладельцев, имевших крупную недвижимость в городах. Кроме того, власти теперь имели право не только отклонять кандидатуру уже избранного городского головы, а также утверждать весь руководящий состав городского управления, еще активнее вмешиваться в дела Думы, что усилило административный контроль за деятельностью городского самоуправления[3].
Также решительный удар был нанесен по женскому высшему образованию. Прием на высшие женские курсы был прекращен. Он возобновился лишь в самом конце XIX века. Усилился контроль церкви за содержанием образования (в том числе и высшего).