Реформы Петра1

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 10:52, контрольная работа

Описание работы

Пётр 1 (1672-1725) - русский царь с 1682г., российский император с 1721г., сын Алексея Михайловича Романова и Наталии Кирилловны Нарышкиной. Царь Алексей был женат второй раз, и когда родился сын, радости не было предела (злые языки говорили, что прежде чем стать царицей, она «в лаптях ходила»). С рождением Петра, вражда, между родственниками царя по первой жене Марьей Ильиничной Милославской и семьей Нарышкиных, из семейной перерастает в политическую борьбу партий (с 1764 г. официально наследником престола был объявлен царевич Федор, тем не менее, при болезненности его и Ивана, Петр мог претендовать на престол).

Содержание работы

1. Введение 2
2. Предпосылки реформ Петра 1 5
3. Утверждение абсолютизма. Принятие императорского титула. Создание Сената, замена приказов коллегиями. Губернская реформа 7
4. Расширение дворянских привилегий. “Указ о единонаследии” и “Табель о рангах” 16
5.Политика в области мануфактурного производства, во внутренней и внешней торговле. Политика меркантилизма
6. Церковная реформа 19
7. Военная реформа 20
8. Гражданская реформа 21
9. Положение сословий 21
10. Крестьянская реформа 22
11. Финансовая реформа 22
Денежная реформа 22
12. Реформа сословного устройства русского общества 24
13. Реформа градостроения 24
14. Реформа органов власти и управления 25
15. Реформа в области культуры и быта 26
16. Реформа монархии 28
17. Результаты Петровских реформ 30
18. Заключение. Значение реформ Петра 1 30
19. Литература 31

Файлы: 1 файл

реформы петра 1.docx

— 112.65 Кб (Скачать файл)

 «О должности Сената»  Петр 1 дал подробные предписания  по важным вопросам деятельности  Сената, регламентируя состав, права  и обязанности сенаторов, установил  правила взаимоотношений Сената  с коллегиями, губернскими властями  и генерал-прокурором.

Структура Сената складывалась постепенно.

С начала Сенат состоял  из сенаторов и канцелярии, позже  в его составе сформировалось два отделения: Расправная палата –  по судебным делам, и Сенатская контора  по вопросам управления. У Сената была своя канцелярия, которая делилась на несколько столов: секретный, губернский, разрядный, фискальный и приказный. До учреждения Сенатской конторы  она была единственным исполнительным органом Сената.

В состав Расправной палаты входили два сенатора и назначаемые  Сенатом судьи, которые ежемесячно подавали в Сенат рапорты о  текущих делах, штрафах и розысках. Приговоры Расправной палаты могли  быть отменены общим присутствием Сената.

Сенатская контора в Москве учреждена 12 января 1722г. «для управления и исполнения указов». В ее состав входили: сенатор, два асессора, прокурор. Основной задачей Сенатской конторы  было недопущение текущих дел  московских учреждений к Правительствующему Сенату, в том числе исполнение непосредственно полученных из Сената указов, контроль исполнения указов, посылаемых Сенатом в губернии. У Сената были вспомогательные органы, в составе  которых не было сенаторов, такими органами были рекетмейстер, герольдмейстер, губернские комиссары.

В 1720г. при Сенате была учреждена  должность ради «приема челобитен», получившая название рекетмейстера, в  обязанности которого входил прием  жалоб на коллегии и канцелярии.

В 1722г. последовало назначение на должность герольдмейстера, в  обязанности которого входило составление  списков всего государства, дворян, наблюдением за тем, чтобы от каждой дворянской фамилии в гражданской  службе было не более 1/3.

Учреждение института  фискалов и прокуратуры в системе  органов государственной власти в I четверти XVIII в. было одним из явлений  связанных с развитием абсолютизма. Указами от 2 и 5 марта 1711г. предполагалось «учинить фискалов во всяких делах». Фискалитет состоял при Сенате, который «ведал фискалов».

 Одновременно фискалы  были и доверенными лицами  царя. Последний назначал обер-фискала,  который приносил присягу царю  и был ответственен перед ним.

Указ от 17 марта 1714г. наметил  компетенцию фискалов: проведывать  про все, что «к вреду государственному интересу быть может»; докладывать  «о злом умысле против персоны его  величества или измене, о возмущении или бунте», «не вкрадываются ли в государство шпионы», а также  борьба со взяточничеством и казнокрадством. Основной принцип определения их компетенции – «взыскание всех безгласных дел».

После учреждения Юстиц-коллегии фискальные дела перешли в ее владение и попадали под контроль Сената, а с учреждением должности  генерал-прокурора фискалы стали  подчиняться ему. В 1723г был назначен генерал-фискал, который был высшим органом для фискалов, он имел право  требовать к себе любое дело, его  помощником был обер-фискал.

Первым законодательным  актом о прокуратуре был указ от 12 января 1722г.: «быть при Сенате генерал-прокурору и обер-прокурору, также во всякой коллегии по прокурору…». А указом от 18 января 1722г. учреждены  прокуроры в провинциях и надворных  судах. Если фискалы находились частично в ведении Сената, то генерал-прокурор и обер-прокуроры подлежали суду самого императора. Прокурорский надзор распространялся даже на Сенат.

Указ от 27 апреля 1722г. «О должности  генерал-прокурора» устанавливал его  компетенцию, в которую входило: присутствие в Сенате и осуществление  контроля над фискалами. 1717-1719 годы были подготовительным периодом становления  новых учреждений – коллегий. До 1719г. президенты коллегий должны были сочинять регламенты и не вступать в дела. Образование коллегий вытекало из предшествующего приказного строя, т.к. большинство коллегий создавалось  на базе приказов, и являлись их правопреемниками.

 По указу 14 декабря  1717г. было создано 9 коллегий: Военная,  Берг, Ревизион, Иностранных дел,  Адмиралтейская, Юстиц, Камер, Штатс-контор, Мануфактур. Всего к концу первой  четверти XVII в. Существовало 13 коллегий, которые стали центральными государственными  учреждениями, формируемыми по функциональному принципу. Генеральный регламент коллегий (1720г.) устанавливал общие положения управления, штаты и порядок делопроизводства. Присутствие коллегии составляли: президент, вице – президент,4-5 советников, 4 асессора.

 Штат коллегии состоял  из секретарей, нотариуса, переводчика,  актуариуса, копиистов, регистраторов  и канцеляристов. 

При коллегиях состоял  фискал (позднее прокурор), который  осуществлял контроль над деятельностью  коллегий и подчинялся генерал-прокурору. Коллегии получали указы только от монарха и Сената и имели право  не исполнять указы последнего, если они противоречили указам царя.

Коллегия иностранных  дел заменила собой Посольскую канцелярию. Ее компетенция была определена указом от 12 декабря 1718г., в которую входило  ведать иностранными и посольскими  делами, координировать деятельность дипломатических агентов, заведовать сношениями и переговорами с иностранными послами, осуществлять дипломатическую  переписку. Особенности коллегии являлась то, что в ней «ни каких судных дел не судят».

На военную коллегию возлагалось  управление «всеми воинскими делами»: комплектование регулярной армии, управление делами казачества, устройство госпиталей, обеспечение армии. Военной коллегии находилась военная юстиция, состоящая  из полковых и генеральных кригсрехтов.

Адмиралтейская коллегия ведала «флот со всеми морскими воинскими  служителями, к тому принадлежащими морскими делами и управлениями»  и руководствовалась в своей  деятельности «Регламентом об управлении адмиралтейства и верфи» (1722г.) и  «Регламентом морским». В ее состав входили Военно-морская и Адмиралтейская канцелярии, а также Мундирная, Вальдмайстерская, Академическая, Канальная конторы  и Партикулярная верфь.

Малороссийская коллегия была образована указом от 27 апреля 1722г., с целью "ограждать малороссийский народ" от "неправедных судов" и "утеснений" налогами на территории Украины. Она осуществляла судебную власть, ведала сборами податей на Украине. В последние годы существования  основными ее целями была ликвидация самоуправления и прежних органов  власти.

Камер-коллегия должна была осуществлять высший надзор за всеми видами сборов (таможенные пошлины, питейные сборы), наблюдала за хлебопашеством, собирала данные о рынке и ценах, контролировала соляные промыслы и монетное дело. Камер-коллегия имела свои органы: в провинциях - конторы камерирских дел, в дистриктах - учреждения земских комиссаров.

 

Штатс-контор-коллегия по регламенту 1719г. осуществляла контроль за государственными расходами, составляла государственный штат (штат императора, штаты всех коллегий, губерний, провинций). Она имела свои провинциальные органы - рентереи, которые являлись местными казначействами.

Ревизион-коллегия должна была осуществлять финансовый контроль за использованием государственных средств центральными и местными органами "ради порядочного в приходе и расходе исправления и ревизии всех счетных дел". Ежегодно все коллегии и канцелярии присылали в коллегию счетные выписки по составленным ими приходным и расходным книгам и в случае несходства судили, и наказывала чиновников за преступления по доходам и счетам. В 1722г. функции коллегии были переданы Сенату.

В круг обязанностей Берг-коллегии входили вопросы металлургической промышленности, управление монетными  и денежными дворами, закупка  золота и серебра за границей, судебные функции в пределах ее компетенции. Была создана сеть местных органов: Московский обер-берг-амт, Казанский  берг-амт, Керченский берг-амт. Берг-коллегия была объединена с другой – Мануфактур-коллегией "по сходству их дел и обязанностей" и как одно учреждение просуществовало  до 1722г.

Мануфактур коллегия занималась вопросами всей промышленности, исключая горнодобывающую, и управляла мануфактурами  Московской губернии, центральной и  северо-восточной части Поволжья и Сибири. Коллегия давала разрешение на открытие мануфактур, обеспечивала выполнение государственных заказов, предоставляла различные льготы промышленникам. Также в ее компетенцию  входило: ссылка осужденных по уголовным  делам на мануфактуры, контроль технологии производства, снабжение заводов  материалами. В отличие от других коллегий она не имела своих органов  в провинциях и губерниях.

Коммерц-коллегия содействовала развитию всех отраслей торговли, особенно внешней. Коллегия осуществляла таможенный надзор, составляла таможенные уставы и тарифы, наблюдала за правильностью мер и весов, занималась постройкой и снаряжением купеческих судов, выполняла судебные функции.

С организацией Главного магистрата (1720г.) вопросы внутренней и внешней  торговли отошли в его ведение.

Функции Главного магистрата как центрального учреждения заключались  в организации развития торговли и промышленности в городах и  управление посадским населением.

Юстиц -коллегия (1717-1718гг.) руководила деятельностью губернских надворных судов; осуществляла судебные функции по уголовным преступлениям, гражданским и фискальным делам; возглавляла разветвленную судебную систему, состоявшую из провинциальных нижних и городских судов, а также надворных судов; действовала как суд первой инстанции по спорным делам. Ее решения могли быть обжалованы в Сенате.

Вотчинная коллегия, образованная в 1721г. разрешала земельные споры  и тяжбы, оформляла новые пожалования  земель, рассматривала жалобы на спорные  решения по поместным и вотчинным  делам.

Тайная канцелярия (1718г.) ведала сыском и преследованиями  по политическим преступлениям (дело царевича Алексея).

Синод был главным центральным  учреждением по церковным вопросам. Он назначал епископов, осуществлял  финансовый контроль, ведал своими вотчинами и отправлял судебные функции в отношении таких  преступлений как ересь, богохульство, раскол и т.д. Особо важные решения  принимались общим собранием - конференцией. Компетенция Синода ограничивалась светской властью. Преобразованный  государственный аппарат был  призван укрепить господство дворянства и самодержавную власть, способствовал  развитию новых производственных отношений, росту промышленности и торговли

Коллегии не охватывали всех отраслей управления. По-прежнему дворцовое, ямское, строительное, медицинское  дело и некоторые другие находились в ведении специальных приказов, палат и контор.

Поначалу каждая коллегия руководствовалась своим регламентом, но в 1720 был издан обширный “Генеральный регламент”, определивший их единообразное  организационное устройство и порядок  деятельности.

Всю пирамиду государственной  власти венчал император. После подписания ништадского мира со Швецией. Россия стала империей.

22 октября 1721 г. Петру  I был присвоен титул Отца Отечества,  Императора Всероссийского, Петра  Великого. Принятие этого титула  соответствовало юридическому оформлению  неограниченной монархии.

Монарх не был ограничен  в своих полномочиях и правах никакими высшими административными  органами власти и управления. Император  обладал всей полнотой власти в государстве. Авторитарность правления абсолютного  монарха характеризовалась нетерпением  к инакомыслию, введением единообразования в систему государственных органов, стремлением регламентировать быт, нравы, всю общественную жизнь, развитие культуры.

Власть императора в такой  мере была широка и сильна, что Петр I преступал сложившиеся обычаи, касавшиеся персоны монарха. В толковании к 20 артикулу Воинского устава 1716г. и в Морском уставе 1720г. провозглашалось: "Его величество есть самовластный монарх, который никому в своих  делах ответа дать не должен, но силу и власть имеет свои государства  и земли яко христианский государь по своей воле и благомнению управлять". В Регламенте духовной коллегии (1721, 25 января) говорилось: "Монархова  власть есть власть самодержавная, которой  повиноваться сам бог за совесть  повелевает". Монарх был главою государства, церкви, высшим судьей, верховным главнокомандующим, в его исключительной компетенции  было объявление войны, заключение мира, подписание договоров с иностранными государствами. Монарх рассматривался как верховный носитель законодательной  и исполнительной власти.

Система государственного управления, созданная в первой четверти XVIII в. сохранилась и после смерти Петра 1. Во второй четверти XVIII в. в нее  вносились лишь частичные изменения, не затрагивавшие главных принципов  управления. Наиболее крупные изменения  при преемниках Петра1 были связаны  с созданием Верховного Тайного  совета в 1726 г. и реформой местного управления в 1727 г.

Реформы местного управления проводились с целью укрепления власти дворянства путем создания на местах бюрократических учреждений с наделением их широкими полномочиями.

 Историческая литература  выделяет три этапа в реформе  областного управления: первый –  до 1708г., второй – с 1709 по 1718 (первая  областная реформа), и третий –  с 1719 по 1725 (вторая областная реформа).

На первом этапе произошли  незначительные изменения в системе  местного управления: с созданием  Бурмистерской палаты (1699г.) из ведения  воевод было изъято посадское население; 1702-1705гг. - местные дворяне привлечены к воеводскому управлению.

 Указом от 18 декабря  1708г. вводится новое административно-территориальное  деление, по которому необходимо "учинить 8 губерний и к ним  расписать города". Вначале было  образованы Московская, Ингерманландская, Смоленская, Киевская, Азовская, Казанская,  Архангельская и Сибирская губернии. В 1713-1714 еще три: из Казанской  выделены Нижегородская и Астраханская  губернии, из Смоленской - Рижская  губерния.

Во главе губерний стояли губернаторы, генерал-губернаторы, которые  объединяли в своих руках административную, военную и судебную власть. Губернаторы  назначались царскими указами только из числа близких к Петру I дворян. У губернаторов были помощники, контролирующие отрасли управления: обер-комендант  – военное управление, обер-комиссар и обер-провиантмейстер – губернские и др. сборы, ландрихтер – губернская юстиция, финансовые межевые и розыскные  дела, обер-инспектор – сборы  налогов с городов и уездов.

Информация о работе Реформы Петра1