Реформы Петра1

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 10:52, контрольная работа

Описание работы

Пётр 1 (1672-1725) - русский царь с 1682г., российский император с 1721г., сын Алексея Михайловича Романова и Наталии Кирилловны Нарышкиной. Царь Алексей был женат второй раз, и когда родился сын, радости не было предела (злые языки говорили, что прежде чем стать царицей, она «в лаптях ходила»). С рождением Петра, вражда, между родственниками царя по первой жене Марьей Ильиничной Милославской и семьей Нарышкиных, из семейной перерастает в политическую борьбу партий (с 1764 г. официально наследником престола был объявлен царевич Федор, тем не менее, при болезненности его и Ивана, Петр мог претендовать на престол).

Содержание работы

1. Введение 2
2. Предпосылки реформ Петра 1 5
3. Утверждение абсолютизма. Принятие императорского титула. Создание Сената, замена приказов коллегиями. Губернская реформа 7
4. Расширение дворянских привилегий. “Указ о единонаследии” и “Табель о рангах” 16
5.Политика в области мануфактурного производства, во внутренней и внешней торговле. Политика меркантилизма
6. Церковная реформа 19
7. Военная реформа 20
8. Гражданская реформа 21
9. Положение сословий 21
10. Крестьянская реформа 22
11. Финансовая реформа 22
Денежная реформа 22
12. Реформа сословного устройства русского общества 24
13. Реформа градостроения 24
14. Реформа органов власти и управления 25
15. Реформа в области культуры и быта 26
16. Реформа монархии 28
17. Результаты Петровских реформ 30
18. Заключение. Значение реформ Петра 1 30
19. Литература 31

Файлы: 1 файл

реформы петра 1.docx

— 112.65 Кб (Скачать файл)

 

 Ибо как в часах,  одно колесо приводится в движение  другим, так и в великой государственной  машине, одна коллегия должна  приводить в движение другую, и если все устроено с точной  соразмерностью и гармонией, то  стрелка жизни непременно будет  показывать стране счастливые  часы».

Конструированию «новых часов» Петр с некоторыми перерывами посвятил около десяти лет.

 Проявив заботу о  создании коллегий в 1712 году, Петр  по неведомым причинам забросил  дело на три года и возобновил  его только в 1715 году, чтобы  уже в последующем году вновь  на полтора-два года пустить  его на самотек. Новый всплеск  интереса царя к административным  преобразованиям наступил в 1718 году, а за два последующих  года был сконструирован угодный  царю правительственный механизм.

Активность царя в организации  коллегий падает на 1715 год. Мартом этого  года датируется его заметка с  перечнем коллегий, а августом –  резолюция на донесении генерала Адама Вейде, отправленного за границу  для найма «ученых и в правостях  искусных людей для отправления  дел в коллегиях».

В этом же году царь проявляет  заботу об изучении структуры государственного аппарата в странах Западной Европы.

Два месяца спустя царь дает Ягужинскому новое поручение  – сыскать в каждую коллегию по специалисту, причем «лучше б не старых, дабы могли языку обучится». Петр не довольствовался изучением датского административного устройства. Он решил  ознакомиться и с устройством  правительственного механизма своих  «учителей», как он называл шведов. Со Швецией продолжалась война, и  прямые каналы получения оттуда необходимой  информации были перекрыты. Царь решил  воспользоваться услугами только что  принятого на русскую службу камералиста  Генриха Фика. Ему предстояло отправиться  в Швецию, причем не с русским, а  с датским паспортом, и добывать там уставы и регламенты. Третьей  страной, привлекшей внимание царя, была Австрия. Речь шла не об изучении или  заимствовании структуры учреждений, а о найме специалистов – русский  резидент в Вене Абрам Павлович Веселовский  получил указ о найме людей  «гораздо не высоких чинов и приказных  людей». Они должны были удовлетворять  двум требованиям: знать «по-словенски» и обладать опытом службы в коллегиях  цесаря.

Переломной вехой в  проведении административной реформы  можно считать 1718 год.

 Прежде всего, Петр  сделал выбор – не датские,  а шведские порядки следует  использовать в качестве образца  для создания нового административного  аппарата. Используя шведский административный  опыт и беря за основу шведские  образцы, Петр, как правило, вносил  в них, обусловленные особенностями  России структурные изменения.

Общий принцип подхода  к шведским учреждениям Петр выражал  неоднократно и достаточно последовательно, примером чего служит указ от 28 апреля 1718 года: «Всем коллегиям надлежит ныне на основании шведского устава сочинять во всех делах и порядках по пунктам, а которые пункты в  шведском регламенте неудобны, или  с ситуацию сего государства несходны и оные ставить, по своему рассуждению. И, поставя об оных, докладывать, так  ли их быть». Призыв сочетать шведские порядки с русскими мы также можем  обнаружить и в указе от 11 июня 1718 года: «…шведский регламент во всех коллегиях с русским сводить».

17. Результаты Петровских реформ

 

Результатом Петровских реформ стало создание в России основ  государственно-монополистической  промышленности, крепостнической и  милитаризованной.

 Вместо формирующегося  в Европе гражданского общества  с рыночной экономикой Россия  к концу царствования Петра  представляла военно-полицейское  государство с огосударственной  монополизированной крепостнической  экономикой. В этот период произошло  торможение в развитии свободного  предпринимательства. Пространство  свободы сузилось, так как каждый  человек был ограничен в своей  деятельности рамками государственных  интересов, простиравшихся на  все сферы российского бытия.  Таким образом, петровские преобразования, направленные на европеизацию  России, не достигли своей цели. Революционность Петра оказалась  ложной, ибо осуществлялась при  сохранении основных принципов  деспотического режима, всеобщего  закрепощения. Единственным инициатором  движения в созданной системе  было государство, от главы  которого зависели темпы, направления,  способы развития.

18. Заключение. Значение реформ  Петра 1

Определяя историческую значимость реформ Петра 1, историки отмечают две  стороны его деятельности: государственную  и реформативную (изменения в  быте, нравах, обычаях и понятиях): первая деятельность заслуживает вечной признательной, благоговейной памяти и благословления потомства.

 Деятельностью второго  рода, Петр привнес « величайший  вред будущности России». Привычный  уклад жизни в России был  насильственно перевернут, на иностранный  лад.

Одни считают (В. Ключевский), что «реформы Петра 1 были борьбой  деспотизма с косностью народа, когда  самовластец шел на пролом, не жалея  собственных сил». Другие – «насаждал  мануфактуры с крепостным трудом, что консервировало феодализм в России».Есть и отличное от этих мнение, что в тот период в России не было условий для создания мануфактур иного типа.

Хотя в целом русские  историки положительно относились к  государственной деятельности Петра 1: он резко интенсифицировал происходившие  в стране процессы, заставил ее совершить  гигантский прыжок, перенеся Россию через  несколько этапов. Даже такое одиозное орудие абсолютистского государства, каким была деспотическая, самодержавная  власть, превратилось благодаря исторически  оправданным и в максимальной степени соответствующим интересам  развития России действиям Петра  Великого в фактор прогресса. Обеспечение  политического и экономического суверенитета страны, возвращение ей выхода к морю, создание промышленности, все это дает полное основание  считать Петра 1 – великим государственным  деятелем.

19. Литература

 

1. И.Н. Кузнецов «Отечественная  история» стр. 136 – 149, стр. 608

 

2. Н. Н. Молчанов «Дипломатия  Петра Великого» стр.24 – 30

 


Информация о работе Реформы Петра1