Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2015 в 17:29, реферат
Описание работы
Цель - дать исторический анализ реформ и изучить различные источники и сопоставить различные точки зрения на сущность реформ П.А. Столыпина. Достижение поставленной цели осуществляется решением следующих задач: • раскрыть экономическое и политическое значение реформ для развития России в начале ХХ столетия; • определить результаты и неудачи реформаторской деятельности П.А. Столыпина, ее значение для современного этапа развития России.
Содержание работы
Введение. Глава 1. Причины реформ Столыпина. Глава 2. Аграрная реформа. 2.1. Сущность аграрной реформы. 2.2. Содержание аграрной реформы . 2.3. Методы аграрной реформы. 2.4. Итоги реализации аграрной реформы. Глава 3. Иные направления реформирования. 3.1. Реформа судебной системы. 3.2. Социальная реформа. 3.3. Реформирование образования. 3.4.Реформы в сфере промышленности. 3.5. Решение национального вопроса. Глава 4. Анализ причин краха «Столыпинских реформ». Заключение. Список используемой литературы
Уже было упомянуто о том,
что во главу угла своих преобразований
Столыпин ставил изменения в сфере экономики.
С чего начать в ней? Премьер был убежден,
и его выступления свидетельствуют об
этом, что начинать необходимо с аграрной
реформы. И сам Столыпин, и его оппоненты
подчеркивали главную задачу реформы
создать богатое крестьянство, проникнутое
идеей собственности и потому не нуждающееся
в революции, выступающее как опора правительству.
Здесь четко проступают политические
соображения аграрной реформы: без крестьянства
никакая революция в России была невозможна.
5 декабря 1908 года в речи о «земельном законопроекте
и землеустройстве крестьян» Столыпин
утверждал, что «настолько нужен для переустройства
нашего царства, переустройства его на
крепких монархических устоях, крепкий
личный собственник, настолько он является
преградой для развития революционного
движения, видно из трудов последнего
съезда социалистов революционеров, бывшего
в Лондоне в сентябре настоящего года...
вот то, что он постановил: правительство,
подавив попытку открытого восстания
и захвата земель в деревне, поставило
себе целью распылить крестьянство усиленным
насаждением личной частной собственности
или хуторским хозяйством. Всякий успех
правительства в этом направлении наносит
серьезный ущерб делу революции».
Кроме политических устремлений,
в закон 9 ноября 1906 правительство заложило
и экономический смысл. Столыпин утверждал
в речи перед Государственным Советом
15 марта 1910, что «...именно этим законом
заложен фундамент, основание нового социально
экономического крестьянского строя».
Экономические аспекты реформ основывались
на том, что без нормального аграрного
фундамента, без процветающего сельского
хозяйства, без выплескивания из села
на рынок труда миллионов бывших крестьян,
дешевой рабочей силы, промышленность
России будет обречена на чахлую жизнь
при постоянной «подкормке» в виде казенных
заказов.
Действительно, согласно концепции
Столыпина, модернизация страны требовала
нескольких условий: первое сделать крестьян
полновластными собственниками, чтобы
«крепкие и сильные», освободившись от
опеки общины, могли обойти «убогих и пьяных».
И второе, добиться усиленного роста промышленности,
подкрепленного развитием внутреннего
рынка.
Аграрная реформа включала
в себя ряд взаимосвязанных проблем. Упор
был не на общину, а на единоличного собственника.
Несомненно, это был полный разрыв с идеологией
реформы 1861 года, когда упор был сделан
именно на крестьянскую общину как на
главную опору, базу самодержавия и, соответственно,
государственности в целом.
Разрушению крестьянской общины
способствовал не только указ от 9 ноября
1906 года, но и другие законы 1909 1911 гг., предусматривающие
роспуск общины и возможность его проведения
решением простого большинства, а не 2/3,
как это было раньше. После принятия указа
9 ноября Государственной Думой он поступил
на обсуждение Государственного совета
и также был принят, после чего стал именоваться
законом 14 июня 1910 года. В этой главе мы
не можем рассмотреть содержание этих
двух законов здесь уместно изложить их
сущность, основные черты. По своему экономическому
содержанию это были, безусловно, либеральные
буржуазные законы, способствующие развитию
капитализма в деревне и, следовательно,
прогрессивные. Разные исследователи
дают различную сущностную характеристику
этих законов.
Так, согласно концепции А. Я.
Авреха, закон «обеспечивал прогресс по
худшему, прусскому образцу, тогда как
революционный путь открывал «зеленую
улицу» «американскому», фермерскому
пути, максимально эффективному и быстрому,
в рамках буржуазного общества”.
Г. Попов рассматривает сущность
«Столыпинской аграрной реформы» и, следовательно,
сущность ее основных нормативных актов,
по иному. Вот ход его рассуждений. Еще
Ленин считал, что реформа Столыпина прусский
путь развития капитализма, нечто, выгодное
помещикам. Но ведь опора прусского пути
юнкера, помещичьи хозяйства. Столыпин
же искал опору среди богатого крестьянства.
Ленин допустил ту же ошибку, что и Чернышевский,
который считал реформу 1861 года помещичьей.
На самом деле все конкретные решения
реформы 1861 года отвечали в первую очередь
интересам сохранения царя и его бюрократии.
И Столыпин тоже думал о сохранении бюрократии
в широком смысле слова, о сохранении российского
государства. В 1861 году с этой целью отвергли
и помещичий вариант реформы (освободить
крестьян без земли) и крестьянский вариант
(освободить, отдав крестьянам всю землю).
Выбрали общинный вариант освобождения.
Именно он позволил сохранить государственную
машину России и Российскую империю. Уже
тогда стало ясно, что царя больше интересует
российское государство, чем помещики.
Столыпин тоже искал путь сохранения,
прежде всего российского государство,
которое он отождествлял с правительством
и царем. Столыпин ближе не к юнкерскому,
а к американскому пути. В США Линкольн
открыл дорогу на запад всем, желавшим
стать фермерами. То же пытался сделать
Столыпин, только дорогу он открыл на Восток.
По существу он пытался соединить американский
путь развития экономики капитализма
с сохранением аппарата бюрократии самодержавия.
2.2. Содержание
аграрной реформы.
Конкретные меры аграрной реформы
Столыпина достаточно хорошо известны.
Согласно 1 статьи закона 14 июня 1910 года
«каждый домохозяин, владеющий надельной
землею на общинном праве, может во всякое
время требовать укрепления за собой в
личную собственность, причитающейся
ему части из означенной земли». Более
того, закон разрешил ему оставить за собой
излишки, если он за них заплатит общине
по более низкой выкупной цене 1861 г. По
требованию выделившихся, община была
обязана выделить им взамен черезполосых
земель отдельный компактный участок
отруб. Дополнением к закону 14 июня 1910
года был принятый обеими палатами 29 мая
1911 года закон о землеустройстве. В соответствии
с ним, для проведения землеустройства
не требовалось предварительного укрепления
земли за дворохозяевами. Селения, где
были проведены землеустроительные работы,
автоматически объявлялись перешедшими
к наследственно подворному владению.
Землеустроительные комиссии были наделены
широкими полномочиями, которые они пускали
в ход, чтобы насадить как можно больше
хуторов и отрубов.
Важным инструментом разрушения
общины и насаждения мелкой частной собственности
был кредитный банк. Посредством него
государство помогало многим крестьянским
семьям в приобретении земель. Банк продавал
в кредит земли, скупленные ранее у помещиков,
или принадлежащие государству. При этом
кредит для единоличного хозяйства был
вдвое ниже, чем по кредитам общине. Между
1905 и 1914 гг. в руки крестьян перешли таким
путем 9,5 млн. га земли. Необходимо, однако,
заметить, что условия продаж были довольно
жесткими за просрочку платежей земля
у покупщика отбиралась и возвращалась
в банковский фонд для новой продажи. По
свидетельству Н. Верта, эта политика была
весьма разумной в отношении наиболее
работоспособной части крестьян, она помогла
им, но не могла решить аграрный вопрос
в целом (крестьяне бедняки не могли приобрести
земли). Более того, выделение в отдельное
хозяйство обычно не давало участки, достаточные
для эффективной работы и даже кредиты
дела существенно не меняли, и Столыпин
взял курс на переселение крестьян на
свободные государственные земли. По мнению
Н. Эйдельмана массовое переселение было
организовано для того, чтобы, не наделяя
крестьян помещичьей землей (радикализм),
обогатить одних крестьян за счет других,
распустив общину и облегчив переход того,
что принадлежало беднякам в собственность
зажиточных мужиков. Оставшихся без земли,
должен был в первую очередь принять город,
а во вторую окраины, куда организуется
переселение. С этой точки зрения Столыпин
старался достичь компромисса общественных
сил, чтобы, с одной стороны, не ущемлять
законных прав помещиков на землю, а с
другой обеспечить землей наиболее сознательную
часть крестьянства, как предполагалось,
опору самодержавия.
Перед тем как продолжить исследование
переселенческой политики П. А. Столыпина,
необходимо, на наш взгляд, провести поверхностный
анализ, заслуживающий внимания, статьи
кандидата исторических наук В. Пантелеева
«Сибирская одиссея Столыпина».
В конце августа, начале сентября
1910 года П. Столыпин и главноуправляющий
землеустройством и земледелием А. Кривошеин
совершили поездку по Сибири. По окончанию
делегации был составлен отчет, с учетом
которого Столыпин и Кривошеин выдвинули
комплексную программу приватизации сибирской
земли. В короткий срок был разработан
пакет законопроектов и постановлений,
направленных на введение частной собственности
на землю в Сибири. Уже в ноябре 1910 года
Главное управление землеустройства и
земледелия направило в Государственную
думу главнейший из тех документов «Положение
о поземельном устройстве крестьян и инородцев
на казенных землях сибирских губерний
и областей». Суть его была весьма решительна:
без всякого выкупа предоставить землю
сибирским сельским обывателям в собственность.
Проведение законопроекта в
жизнь встретилось с немалыми трудностями:
Во-первых, землеустроительные
работы в Сибири не завершились (из-за
нехватки государственных землемеров),
а во-вторых, не хватало средств.
Как еще одну причину можно
выделить парадоксальную на первый взгляд
проблему, которая, как показала история,
имела очень важные последствия для всей
Российской империи в целом: Сибирь, будучи
«страной крестьянской» за правые партии
на выборах в Государственную думу не
голосовала(!). Состав сибирских депутатов
был представлен исключительно оппозиционными
тогдашнему политическому режиму партиями
и оказал большое влияние на характер
обсуждения законопроекта о землеустройстве
крестьян Сибири.
Итак, вышеуказанный проект
о землеустройстве оказался сибирским
депутатам не по душе: они мотивировали
это тем, что «сибирские старожилы, живя
своей жизнью, никакого землеустройства
не простят». Обсуждение законопроекта
затянулось безрезультатно вплоть до
прекращения деятельности IV Государственной
думы. Правда, до смерти Столыпина работа
шла сравнительно скоро, но потом, как
известно, после смерти премьера, законопроект
лишился главной своей заводной пружины
и работа затянулась.
Однако, еще в 1908 г. правительство
приступило к размежеванию наделов крестьянских
общин в Сибири. Интересно отметить один
циркуляр, отправленный премьер министром
сибирским губернаторам: «не допуская
какие либо насилия над волею самих старожилов
или новоселов, содействовать тому, чтобы
сельские общества с общинным землепользованием
перешли к владению личному». Местным
чиновникам в беседах с населением рекомендовалось
проявлять служебный такт и благожелательную
настойчивость. Несомненно, в этом предписании
отразились новые подходы в попытках правительства
провести фермеризацию России. Ведь в
центральных областях насилие при создании
хуторов и отрубов было обычной практикой.
В Европейской России попытки
выделиться на хутора и отруба обычно
вызывали сопротивление середняцкой части
деревни (многие крестьяне психологически
не могли освободиться от общинного уклада
жизни). В Сибири же община была заметно
слабей, и крестьяне охотно шли на отделение.
Именно относительная незрелость сибирской
общины во многом делала коренного деревенского
мужика, не говоря уже о переселенцах,
надежным сторонником столыпинских преобразований.
Итак, вернемся к проблеме переселенческой
политики. В задачу переселенческого управления,
как это уже было сказано, входило разрешение
насущного вопроса перенаселенности центральных
губерний России. Основными районами переселения
были Сибирь, Средняя Азия, Дальний Восток
и Северный Кавказ. Правительство всячески
поощряло заселение данных регионов: были
устранены все препятствия и создан серьезный
стимул для переселения в осваиваемые
районы страны. Кредиты, отпускаемые переселенцам,
увеличились в четыре раза по сравнению
с периодом 1900 1904 гг. Проезд был бесплатным,
специальные по конструкции, «столыпинские»
вагоны, позволяли везти с собой скот и
имущество.
2.3. Методы
аграрной реформы.
До Столыпина правительство
тоже старалось помогать богатым крестьянам,
достаточно вспомнить льготные кредиты
Крестьянского банка. Заметим, что Столыпин,
напротив, отводил главенствующую роль
в деле государственного поощрения не
кредитам (т.е. денежным средствам), а говоря
современным языком, вещественным рычагам.
Действительно, деньги крестьянин мог
попросту пропить, стать жертвой дельцов,
финансовых воротил и чиновников. Именно
поэтому Столыпин старался реализовать
помощь в натуральном виде. Во - первых,
путем создания развитой инфраструктуры:
в зонах переселения правительство строило
железные дороги, водохранилища, колодцы,
школы. Так, к примеру, только медицинских
пунктов было открыто около 500.
Крестьянин также получал помощь
в виде семян, скота, инвентаря, все это
можно было использовать только в хозяйстве:
продать все это в Сибири было некому.
В связке “государство крестьянин” исключался
перекупщик торговец.
Говоря о методах проведения
реформы нельзя не отметить, что они опирались
на нажим аппарата, чиновников, полиции.
(Ведь это была революция сверху!). Мы уже
упоминали, реформа реализовалась в то
время, когда в стране царила обстановка
расстрелов, виселиц, прямого насилия
властей. Преступник он и есть преступник,
но то, что сама власть с помощью военно-полевого
суда, в состав которого Столыпин запретил
включать юристов, расстреливает своих
граждан, это было невиданно. За период
с 1905 до 1909 года число казненных революционеров
не превышало 2,4 тыс. человек (сравните
с 2,7 тыс. убитых представителей власти),
но это нанесло огромный моральный удар
по властям. Столыпин создал прецедент:
право власти карать без объяснений.
Столыпин утвердил право власти
вмешиваться в сугубо экономические отношения.
Право государства на насилие в экономике
впервые продемонстрировано в общероссийском
масштабе именно Столыпиным в ходе его
реформ.
2.4. Итоги
реализации аграрной реформы.
Каковы же были итоги столыпинского
аграрного курса, который был последней
ставкой царизма в борьбе за существование?
Удалась ли аграрная реформа по Столыпину?
Историки в основном считают, что результаты
были очень далеки от ожидаемых... По мнению
В. Бондарева, реформирование аграрных
отношений, наделение крестьян правом
частной собственности на землю удалось
лишь частично, при этом сохранилось антагонистическое
противоречие между крестьянами и помещиками;
проведение землеустроительных работ,
отделение крестьян он общины удалось
в незначительной мере около 10% крестьян
выделилось из хутора; переселение крестьян
в Сибирь, Среднюю Азию, на Дальний Восток
в какой то степени удалось. Это выводы,
для объективной оценки необходимо обратится
к основным цифрам и фактам.