Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2015 в 17:29, реферат
Описание работы
Цель - дать исторический анализ реформ и изучить различные источники и сопоставить различные точки зрения на сущность реформ П.А. Столыпина. Достижение поставленной цели осуществляется решением следующих задач: • раскрыть экономическое и политическое значение реформ для развития России в начале ХХ столетия; • определить результаты и неудачи реформаторской деятельности П.А. Столыпина, ее значение для современного этапа развития России.
Содержание работы
Введение. Глава 1. Причины реформ Столыпина. Глава 2. Аграрная реформа. 2.1. Сущность аграрной реформы. 2.2. Содержание аграрной реформы . 2.3. Методы аграрной реформы. 2.4. Итоги реализации аграрной реформы. Глава 3. Иные направления реформирования. 3.1. Реформа судебной системы. 3.2. Социальная реформа. 3.3. Реформирование образования. 3.4.Реформы в сфере промышленности. 3.5. Решение национального вопроса. Глава 4. Анализ причин краха «Столыпинских реформ». Заключение. Список используемой литературы
Примерно за десять лет только
2,5 млн. крестьянских хозяйств удалось
освободиться от опеки общины. Движение
за упразднение “мирского” правления
на селе достигло наивысшей точки между
1908 и 1909 гг. (около полмиллиона запросов
ежегодно). Однако впоследствии это движение
заметно сократилось. Случаи полного роспуска
общины в целом были крайне редкими (около
130 тыс.). “Свободные” крестьянские землевладения
составили лишь 15% общей площади обрабатываемой
земли. Едва ли половине работавших на
этих землях крестьян (1,2 млн.) достались
отруба и хутора, закрепленные за ними
постоянно, в частную собственность. Собственниками
смогли стать лишь 8% общего числа тружеников,
но они терялись в масштабах страны.
Землеустроительная политика
не дала кардинальных результатов. Столыпинское
землеустройство, перетасовав надельные
земли, не изменило земельного строя, он
остался прежним приноровленным к кабале
и отработкам, а не к новейшей агрикультуре
указа 9 ноября 1906г.
Деятельность крестьянского
банка также не дала желаемых результатов.
Всего за 1906 1915 гг. банк приобрел для продажи
крестьянам 4614 тыс. десятин земли, подняв
цены с 105 руб. в 1907 г. до 136 руб. в 1914 г. за
десятину земли. Высокие цены и большие
платежи, налагаемые банком на заемщиков,
вели к разорению массы хуторян и отрубников.
Все это подрывало доверие крестьян к
банку, и число новых заемщиков пошло вниз.
Переселенческая политика наглядно
продемонстрировала методы и итоги столыпинской
аграрной политики. Переселенцы предпочитали
обосновываться в уже обжитых местах,
таких как Урал, Западная Сибирь, нежели
заниматься освоением безлюдных лесных
зон. Между 1907 и 1914 гг. 3,5 млн. человек выехали
в Сибирь, около 1 млн. вернулись в европейскую
часть России, но уже без денег и надежд,
ибо прежнее хозяйство было продано.
Одним словом, реформа не удалась.
Она не достигла ни экономических, ни политических
целей, которые перед ней ставились. Деревня
в месте с хуторами и отрубами оставалась
такой же нищей, как и до Столыпина. Хотя,
необходимо привести цифры, которые приводит
Г. Попов они показывают, что кое какие
сдвиги в положительную сторону наблюдались:
с 1905 по 1913 гг. объем ежегодных закупок
сельхозтехники вырос в 2 3 раза. Производство
зерна в России в 1913 г. превышало на треть
объем производства зерновых в США, Канаде,
Аргентине вместе взятых. Российский экспорт
зерна достиг в 1912 г. 15 млн. тонн в год. В
Англию масла вывозилось на сумму, вдвое
большую, чем стоимость всей ежегодной
добычи золота в Сибири. Избыток хлеба
в 1916 г. составлял 1 млрд. пудов. Не правда
ли, обнадеживающие показатели? Но все
же, по мнению Попова, главную задачу сделать
Россию страной фермеров решить не удалось.
Большинство крестьян продолжали жить
в общине, и это, в частности, предопределило
развитие событий в 17 году. Дело в том,
и мы уже кратко касались этой проблемы,
когда говорили о результатах выборов
в Государственную думу, что столыпинский
курс провалился политически. Он не заставил
крестьянина забыть о помещичьей земле,
как рассчитывали авторы указа 9 ноября.
Новоиспеченный реформой кулак, грабя
общинную землю, держал в уме и помещичью,
как и остальные крестьяне. К тому же он
становился все более заметным экономическим
конкурентом помещика на хлебном рынке,
а порой и политическим, прежде всего в
земстве. К тому же новая популяция «сильных»
хозяев, на которых рассчитывал Столыпин,
была недостаточной, чтобы стать опорой
царизму...
Здесь ярко проявляется основная
причина неудач буржуазных реформ, попытка
их проведения в рамках феодальной системы.
К слову, скажем, что можно встретить утверждение,
будто Столыпиным реформам просто не хватило
времени для положительных результатов.
На наш взгляд, эти реформы по своей сущности
не могли быть реализованы эффективно
в той ситуации. Этого времени у них попросту
не могло быть, на каком либо этапе они
попросту завязли бы. Опять повторим, что
невозможно, не меняя надстройки, изменить
базис социально экономические отношения
и, следовательно, проводить буржуазные
реформы в рамках абсолютизма (даже с избранием
представительного органа сущность власти
мало, чем изменилась) не представляется
возможным. Здесь конечно мы имеем в виду
максимум преобразований. Можно допустить,
что столыпинские реформы, если бы они
продолжались, скажем, еще лет 10, принесли
бы определенные результаты, главным из
которых было бы создание слоя мелких
крестьянских собственников фермеров,
да и то в том случае, по выражению Ленина,
если “обстоятельства сложились исключительно
благоприятно для Столыпина”. Но разве
не эти самые фермеры в США стали базой
для появления одной из наиболее антибюрократических
форм демократической республики? На наш
взгляд самым реальным результатом было
бы создание общественной силы, которая
неминуемо привела бы, в конце концов,
к революции. Но не социалистической, а
лишь буржуазной. Но разве можно считать
такой итог успешным с точки зрения абсолютизма,
в рамках и во имя которого претворялась
в жизнь аграрная реформа.
Глава
3. Иные направления
реформирования.
3.1.
Реформа судебной системы.
В довольно короткие сроки правительство
П. Столыпина сумело не только реализовать
аграрную реформу, но и административные
реформы, которые охватили бы (помимо аппарата
Министерства внутренних дел) выборные
городские власти, суды и полицию.
Столыпин отчетливо понимал,
что «без граждан правовое государство
немыслимо». Правительство активно работало
в направлении выравнивания прав русских
подданных, создавая возможности для нормальной
общественной жизни. Ключевое значение
в этом плане имел Указ 5 октября 1906 г. «Об
отмене некоторых ограничений в правах
сельских обывателей и лиц других бывших
податных сословий», который самым непосредственным
образом касался судеб многомиллионного
сельского населения. «Уравнение прав
крестьянства с остальными сословиями
России, - считал Столыпин, - должно быть
не словом, а должно стать фактом» [6]. Указ
5 октября 1906 г., с одной стороны, как раз
и ликвидировал архаичную систему разного
рода ограничительных мер, свидетельствовавших
о вопиющей гражданской и политической
неполноправности, а также об ущемлении
личного достоинства крестьян, а с другой
- предоставлял крестьянам широкий круг
прав, уравнивающих их в положении с другими
категориями населения, в том числе и с
дворянством (в отношении государственной
службы). Согласно Указу, крестьяне могли
без согласия общины и иных инстанций
поступать в высшие учебные заведения,
на гражданскую и духовную службу, оставаясь
при желании в составе общины; окончательно
отменялись подушная подать и круговая
порука, ограничения, относящиеся к предпринимательской
деятельности; земские гласные от сельских
обществ избирались непосредственно крестьянами,
а не утверждались губернатором из числа
предложенных кандидатов [6].
Столыпинский проект «О неприкосновенности
личности и жилища и тайны корреспонденции»
продолжил серию законопроектов, изданных
еще до Столыпина и направленных на обеспечение
основных гражданских прав. Столыпин охарактеризовал
меры, предусмотренные в данном законопроекте,
как «обычные для всех правовых государств».
Согласно проекту, никто не
мог быть наказан иначе, «как в порядке,
законом определенном»; никто не мог быть
судим «иначе, как тем судом, которому
по закону подведомственно вменяемое
в вину деяние», никто не мог быть задержан
или заключен под стражу либо подвергнут
личному обыску «иначе, как в случаях,
законом определенных, и при том лишь по
предъявлении письменного на то требования,
от подлежащей судебной власти исходящего».
Одновременно в проекте фиксировались
правовые функции полицейских, следственных
и судебных органов, которые имели право
действовать исключительно в рамках закона.
Лица, задержанные полицией без санкции
судебной власти, должны были быть в течение
24 часов «или освобождены, или же препровождены
к судье либо судебному следователю»,
который «незамедленно и, во всяком случае,
не позднее 24 часов опрашивает задержанного
и отдает письменный приказ или о дальнейшем
содержании его под стражей, или об освобождении»
[9].
В проекте содержались статьи,
согласно которым «никто не может быть
ограничиваем в избрании места пребывания
или передвижения с одного места на другое,
за исключением случаев, особо в законе
указанных», и «вход в жилище без согласия
его хозяина допускается не иначе, как
по призыву из сего жилища или для оказания
помощи при несчастных случаях, или же
во исполнение должностным лицом возложенных
на него законом обязанностей». Полиция
могла производить «осмотры, обыски и
выемки без постановления о том судебной
власти лишь в тех случаях, когда ею застигнуто
совершающееся или только совершившееся
преступное деяние, а также когда до прибытия
на место происшествия представителя
судебной власти следы преступления могли
бы изгладиться». В проекте говорилось
о нерушимости тайны почтовых, телеграфных
и телефонных сношений. Отступления от
этого правила допускались лишь «в целях
раскрытия преступных деяний» [6].
Как видим, разрабатывая данный
проект, Столыпин ставил и решал две взаимосвязанные задачи: во-первых,
личность, получив права, включалась в
единое правовое пространство и воспитывалась
в духе правопорядка и законности; во-вторых,
фиксируемые в проекте права личности
сопрягались с ее ответственностью перед
законом. Предполагалось снять ограничения,
связанные с национальной и конфессиональной
принадлежностью граждан России. Так,
в законопроекте «Об изменении законоположений,
касающихся перехода из одного исповедания
в другое» проводился принцип свободного
избрания религии совершеннолетними.
Ограничения на переход из одной веры
в другую практически устранялись. В период
министерства П.А. Столыпина были заметно
расширены права старообрядческих и сектантских
общин. По сути, старообрядцы и сектанты
были приравнены к лицам православного
исповедания. П. А. Столыпин предпринял
шаги и к разрешению еврейского вопроса.
Он настаивал на снятии наиболее значимых
ограничений, наложенных на еврейское
население России, в т. ч. на разрешение
проживание вне черты оседлости, на приобретение
недвижимых имуществ в городе и т. д. А
22 мая 1907 г. был издан циркуляр за подписью
П. А. Столыпина, согласно которому приостанавливалась
высылка евреев, незаконно проживавших
за пределами черты оседлости. На практике
это обозначало ликвидацию черты оседлости
как таковой в период действия этого циркуляра
[6].
Как мы видим, речи политиков
о «правовом государстве» ведутся в нашей
стране ещё со времён Столыпина. В настоящее
время идея построения правового государства
не менее актуальна. Проанализировав меры
и результаты, мы считаем, что за период
«Столыпинских реформ» было сделано больше,
чем за последующий столетний период.
В целом мы можем считать реформы правовой
системы актуальными, прогрессивными
даже революционными.
3.2.
Социальная реформа.
На рубеже XIX - XX вв. в европейскую
политику пришло осознание социальной
ответственности государства за уровень
жизни своих граждан. Сформировалось убеждение,
что право на достойное существование
- неотъемлемое право каждого, которое
должно быть гарантировано правительственной
властью. В противном случае, общество
никогда не выйдет из череды социальных
конфликтов, которые в итоге дестабилизируют
всю политическую систему. Этот мотив
стал одним из определяющих и в государственной
деятельности П. А. Столыпина. Гибким и
дифференцированным был подход к социальным
гарантиям рабочих.
До Столыпина оказание денежных
пособий рабочим, здоровью которых на
предприятии был нанесен ущерб, всецело
входило в область частной инициативы
промышленников. Несправедливость и неэффективность
этой системы Столыпин понял задолго до
того, как оказался на вершине власти.
Будучи губернским предводителем дворянства,
он выступал против введения административных
барьеров для рабочих, желающих эмигрировать.
Столыпин писал: «Мы улучшаем содержание
своего скота..., рабочий же наш слабеет
с каждым днем... Физическому закону диффузии
подчинены не только жидкости, но и людские
массы: из тех мест, где они угнетены трудными
условиями жизни, они естественно перемещаются
в местности, где гнет материальных условий
не так тяжел» [11]. Столыпин был одним из
первых, кто поставил вопрос о страховании
рабочих. В должности гродненского губернатора
он продолжал свою линию, рассматривая
социальное страхование как «предохранительный
клапан» против распространения социалистических
идей.
Когда Столыпин возглавил правительство,
то впервые в России была разработана
и начала внедряться система социального
страхования. Так, предполагалось запретить
ночной труд женщин и подростков, а также
их использование при подземных работах.
Рабочий день подростка сокращался. При
этом работодатель был обязан отпускать
его ежедневно на 3 часа для обучения в
школе. В ноябре же 1906 г. были утверждены
положения Совета министров, устанавливавшие
необходимые часы отдыха для служащих
торговых и ремесленных заведений. Рабочий
день ограничивался 12 часами, причем в
тех случаях, когда он превышал 8 часов,
устанавливался перерыв для приема пищи
общей продолжительностью не менее двух
часов в день. В 1908 г. в Государственную
думу были внесены законопроекты «Об обеспечении
рабочих на случай болезни» и «О страховании
рабочих от несчастных случаев». Предприниматель
должен был предоставить врачебную помощь
своему работнику. В случае болезни рабочий
обеспечивался больничными кассами рабочего
самоуправления. Были также установлены
выплаты, полагавшиеся утратившему трудоспособность,
и членам семьи в случае смерти рабочего
от производственных травм. Разрабатывались
проекты о распространении этих норм и
на служащих государственных предприятий
(например, подведомственных Министерству
финансов и Министерству путей сообщений).
При этом правительство считало необходимым
юридически закрепить за гражданами возможность
отстаивать свои экономические интересы.
Так, предлагалось разрешить рабочим экономические
стачки, а, соответственно, расширить возможности
для самоорганизации, создания профсоюзов.
Также правительство Столыпина
своими социальными мероприятиями стремилось
поддерживать Православную церковь, прежде
всего в лице ее служителей низового звена
- городского и сельского приходского
духовенства, чтобы на фоне коренных преобразований
экономического и социального уклада
обеспечить в широких слоях населения
устойчивость нравственно-этических традиций.
Разрабатывая принципы новой социальной
политики, правительство Столыпина пошло
на инновационный шаг: «увязало» проблему
повышения материального уровня чиновников
и служащих с результативностью проводимых
реформ. Весьма характерен в этом отношении
проект увеличения содержания чинам судебного
ведомства. В его обосновании подчеркивалось,
что только достаточное материальное
вознаграждение может обеспечить правильную
постановку судопроизводства, гарантировать
независимость и объективность судебных
решений, привлечение в ряды судебного
ведомства высокопрофессиональных и честных
работников, что имело особое значение
в условиях роста гражданского самосознания
населения, повышения роли суда в контексте
становления гражданского общества и
правового государства [3].
Цель социальной политики П.
А. Столыпина - формирование полноценного
партнерства между работником и работодателем
в рамках складывавшегося правового пространства,
где были бы четко обозначены прерогативы
и обязанности обеих сторон. Иными словами,
правительство создавало условия для
диалога между людьми, занятыми в общем
деле производства, но зачастую говорившими
на «разных языках». Реформы были тесно
увязаны с развитием личности, с преобразованиями
экономики и государственного управления,
более того, они были направлены на синхронизацию
этих процессов. Столыпин старался соблюсти
баланс между укреплением предприятий,
повышением производительности труда
и защищенностью рабочих. Основанием всего
социального законодательства было четкое
определение прав субъектов, возникавших
вместе с обязанностями.
Мы видим, что главной целью
социальной политики являлось формирование
личности в атмосфере веяний нового времени
с опорой на нравственно-эстетические
традиции православия. Политика затрагивала
трудовые отношения, новые нормы и правила
были закреплены законодательно.
3.3.
Реформирование образования.
В рамках школьной реформы,
утвержденной законом от 3 мая 1908 г., предполагалось
ввести обязательное начальное бесплатное
обучение для детей с 8 до 12 лет. С 1908 по
1914 г. бюджет народного образования удалось
увеличить втрое, было открыто 50 тыс. новых
школ. Заметим, что Столыпин ставил третьим
условием модернизации страны (помимо
аграрной реформы и развития промышленности)
достижение всеобщей грамотности в объеме
обязательной для всех четырехлетней
начальной школы. Еще, будучи предводителем
дворянства в Ковно, он писал по этому
поводу, что только грамотность поможет
распространению сельскохозяйственных
знаний, без которых не может появиться
класс настоящих фермеров. Подводя итог
школьной реформе, скажем, что для нее
действительно не хватило времени: для
реализации плана всеобщего начального
обучения такими темпами, как в 1908- 1914 гг.,
требовалось еще не менее 20 лет.