Реформы высших государственных органов власти и управления при Петре I

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 00:23, курсовая работа

Описание работы

К изучению реформы высших государственных органов власти и управления при Петре I обращались многие исследователи. Хорошо изучены реформы высшего, местного управления. Большой вклад в изучение данной темы внесли историки Ключевский В.О., Князьков С., Валишевский К., Буганов В.И., Владимирский-Буданов М.Ф. и др. Произведен анализ формирования нового государственного аппарата управления при Петре I, централизации государственного аппарата, реформ органов власти и управления.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………........С. 3
Глава I. Преобразование высших органов власти при Петре I…............С. 7
§ 1. Первые преобразования Петра………………………………...…......С. 7
§ 2. Отмена Боярской думы и образование "Ближней канцелярии"…...С. 8
§ 3. Создание Сената...…………………………………………………...С. 10
§ 4. Управление церковью………………………………………………С. 16
Глава II. Реформы государственного управления Петра I........………..С. 18
§ 1. Установление титула императора…………………………………..С. 18
§ 2. Уход от приказов………..…………………………………………...С. 19
§ 3. Учреждение коллегий……………………………………………….С. 20
§ 4. Преобразование суда………………………………………………..С. 23
Глава III. Реформирование системы местного управления в царствование Петра I……………………………………………………………………..С. 24
Заключение………………………………………………………………..С. 29
Библиографический список……………………………………………...С. 33

Файлы: 1 файл

Kursovaya_rabota_IOGP.doc

— 208.50 Кб (Скачать файл)

 

МИНИСТЕРСТВО  ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное  учреждение

Высшего профессионального  образования

«Российская правовая академия Минюста России»

Северный филиал

Юридический факультет

Кафедра государственно-правовых дисциплин

 

Реформы высших государственных органов власти

и управления при  Петре I

 

Курсовая  работа

Студентки 1 курса

заочной формы обучения

на базе высшего профессионального

образования 113 группы

Ванвай О. А.

Научный руководитель:

Кандидат исторических наук

Веригин С.Г.

 

 

Петрозаводск

2010

Оглавление

Введение………………………………………………………………........С. 3

Глава I. Преобразование высших органов власти при Петре I…............С. 7

§ 1. Первые преобразования Петра………………………………...…......С. 7

§ 2. Отмена Боярской думы и  образование "Ближней канцелярии"…...С. 8

§ 3. Создание Сената...…………………………………………………...С. 10

§ 4.  Управление церковью………………………………………………С. 16

Глава II. Реформы государственного управления Петра I........………..С. 18

§ 1. Установление титула императора…………………………………..С. 18

§ 2. Уход от приказов………..…………………………………………...С. 19

§ 3. Учреждение коллегий……………………………………………….С. 20

§ 4.  Преобразование суда………………………………………………..С. 23

Глава III. Реформирование системы местного управления в царствование Петра I……………………………………………………………………..С. 24

Заключение………………………………………………………………..С. 29

Библиографический список……………………………………………...С. 33

Приложение……………………………………………………………….С. 35

 

Введение

Актуальность  исследования. К изучению реформы высших государственных органов власти и управления при Петре I обращались многие исследователи. Хорошо изучены реформы высшего, местного управления. Большой вклад в изучение данной темы внесли историки Ключевский В.О., Князьков С., Валишевский К., Буганов В.И., Владимирский-Буданов М.Ф. и др. Произведен анализ формирования нового государственного аппарата управления при Петре I, централизации государственного аппарата, реформ органов власти и управления. Датский историк Х.Баггер в своем труде «Реформы Петра Великого. Обзор исследований» отмечает, что о реформах эпохи Петра I написано множество научно-исследовательских работ иностранных ученых1.

В.О. Ключевский в книге «Русская история. Полный курс лекций» определяет значение реформы, которая вышла из насущных нужд государства и народа, как революцию, не по своим целям и результатам, а по приемам и впечатлениям, которые произвела на современников2. Историк считал преобразование управления самой показной, "фасадной" стороной преобразовательной деятельности Петра.

Тем не менее, по мысли Е.Анисимова, «вся революционность Петра имела, как ни парадоксально это звучит, достаточно отчетливый консервативный характер»3. Конечной целью оказалась модернизация институтов и структур власти ради консервации основополагающих принципов традиционного режима. Исследователь имеет в виду оформление самодержавной формы правления, формирование системы бесправных сословий, ставшую серьезным тормозом с процессе развития общества.

А.Н. Медушевский в работе «Утверждение абсолютизма в России. Сравнительное историческое исследование»  также видит основную причину крупнейших преобразований в процессе модернизации России, которая вынуждена была избрать путь догоняющего развития. «Модернизация находит выражение в институционализации – новых принципах его построения, и в возрастающей эффективности, что приводит к бюрократизации»4.

Создание бюрократии не является абсолютным злом - без бюрократии не может существовать ни одно цивилизованное государство, утверждает Е.В. Поликарпова. «Петр знал об изъянах бюрократии и пытался преодолеть их доступными ему средствами: вместо общественного контроля он ввел практически бюрократический принцип надзора за деятельностью должностных лиц, поручив осуществлять его отдельным персонам - фискалам. Систему контроля венчал созданный царем институт прокуратуры: чиновник контролировал деятельность другого чиновника. Однако следует признать, что система контроля Петра Великого оказалась малоэффективной, а пороки бюрократии – неуязвимыми»5.

Как отмечает А.В. Васильев в книге «Законодательство и правовая система дореволюционной России», «общим итогом реформ стал переход от патриархальной приказной администрации традиционного типа к новой системе учреждений, т.е. формирование бюрократии»6. А.Н. Медушевский тоже определяет важнейший итог всей реформаторской деятельности Петра в области гражданской, военной и судебной администрации, который выражен в законе о порядке государственной службы «Табель о рангах» (24 января 1722 г.). Данный закон обозначает разрыв с предшествующей патриархальной традицией управления7.

Н.П. Ерошкин  показывает связь между усилением классовой борьбы и утратой старой системы учреждений, должностных лиц как в высших органах, так и местных8.

Преобразование  России при Петре Великом составляет, бесспорно, одну из важнейших эпох в истории нашего отечества. По мнению многих историков, реформы Петра I - яркий пример проведения целого комплекса государственных реформ за сравнительно небольшой отрезок времени, которые позволили России за четверть века стать одной из ведущих стран европейских государств в культурном, экономическом, административном  и военном отношении.

Главное отличие  петровских преобразований от реформ предшествующего и последующего времени состояло в том, что реформы  Петра Великого  носили всеобъемлющий  характер, охватывали все стороны  жизни людей, в то время как другие царствующие внедряли новшества, касавшиеся лишь отдельных сфер жизни общества и государства.

Стремительный рост России в первой четверти ХVIII века поражал современников Петра. Вся  Европа того времени наблюдала за резкими изменениями внутри государства. Поражают реформы своей мощностью и нас, современников.

И.А. Исаев, вслед  за другими исследователями, утверждает, что реформы высших органов власти и управления, прошедшие в первой четверти XVIII в., принято подразделять на три этапа: 1699 - 1710 гг. - частичные преобразования в системе высших государственных органов, структуре местного самоуправления, военная реформа; 1710 - 1719 гг. - ликвидация прежних центральных органов власти и управления, создание новой столицы, Сената, проведение первой областной реформы; 1719 - 1725 гг. - образование новых органов отраслевого управления (коллегий), проведение второй областной реформы, реформы церковного управления, финансово-налоговой системы, создание правовой основы для всех учреждений и нового порядка прохождения службы9.

Петровские  преобразования, затронувшие практически  все сферы жизни Российского  государства, вне всякого сомнения, оказали определяющее воздействие  на весь дальнейший ход исторического  процесса в нашей стране. В этом проявляется актуальность данной работы.

Цель работы: на основе историко-правового анализа выявить роль преобразований Петра I в развитии российской государственности.

Задачи работы:

- охарактеризовать изменения высших органов власти в период Петра I;

- изучить реформы  государственного управления при Петре I;

- проанализировать реформирование системы местного управления в царствование Петра I;

- рассмотреть процессы централизации государственного аппарата.

Методы работы: историко-правовой, общенаучный диалектический метод, метод изучения правовых явлений, системный, сравнительно-сопоставительный и др.

Объем и структура  работы: работа состоит из Введения, Основной части, состоящей из 3 глав, Заключения, Библиографического списка, а также Приложения.

Источники, на основе которых производился анализ:

- Воскресенский Н.А. Законодательные акты Петра I. Акты о высших государственных установлениях10.

- Законодательство Петра I11.

- Российское законодательство X - XX веков12.

 

Глава I

Преобразование  высших органов власти при Петре I

1.1. Первые преобразования Петра

В русском государстве  в XVII столетии управлял царь при содействии Боярской думы и созывавшегося время от времени земского собора. Боярская дума являлась аристократическим советом, в который назначались крупнейшие феодалы  - землевладельцы знатного рода. Указы писались от имени царя и бояр и начинались обычно словами: «Великий государь указал, и бояре приговорили…». На заседаниях члены думы садились в соответствии со знатностью рода, но когда царь спрашивал совета, то не всегда родовитый боярин мог дать ответ – отмечает Б.Б. Кафенгауз13.

Земский собор  состоял из той же Боярской думы и высшего духовенства во главе  с патриархом; кроме того, в него входили выборные от дворянства и  городского населения со всего государства. Во второй половине XVIII века земские соборы перестают созываться, и для провозглашения царем малолетнего Петра (1682г.) собраны были во дворце лишь бояре, находившиеся в Москве дворяне, купцы и городские старосты, то есть обошлись без полного земского собора (поскольку в Земский собор входили так же дворяне из уездов, горожане).

Петр I до Азовских походов (начало в 1695г.) не занимался ни внешней политикой, ни законодательством и администраций. Затем внимание царя было обращено на турецкую войну, которая побудила его отправиться за границу. По возвращению в Россию начинается новая эпоха его царствования. Реформы начались непосредственно после возвращения его в Россию. С этого времени он начал самолично управлять всеми делами и в области внешней политики и в области всех реформ внутри государства. Начался настоящий процесс преобразования России, требовавший со стороны народа значительных пожертвований, но обещавший ему великую будущность. Наступило переходное состояние с открытием законодательной деятельности преобразователя. А.Г. Брикнер пишет: «<…> Петр во время пребывания в Англии поручил одному ученому, Френсису Ли, составить обширный проект для важнейших преобразований в России»14. Так, в проекте Ли указано, что царь должен устроить семь различных присутственных мест, в которых должна сосредоточиться главная деятельность при преобразовании государства. Одной из таких коллегий должна была стать коллегия для законодательства, которая должна заниматься кодификацией. Кроме того, в проекте Ли следуют замечания об учреждении местных коллегий в разных частях государства, об уголовном судопроизводстве и пр.

 

1.2. Отмена Боярской думы и образование «Ближней канцелярии»

К моменту прихода  Петра к власти Земские соборы были уже забыты, однако действовала  Боярская дума – высшее совещательное учреждение, состоявшее преимущественно из родовитой знати и родственников царя. С 1696 г. становятся редки приговоры боярской думы, руководившей в деле государственного управления. Место боярских приговоров теперь заменяют именные указы и высочайшие повеления. Из учреждения законодательного, вырабатывающего законы под руководством царя,  дума превращается в учреждение распорядительное, исполняющее волю законодателя, выражающуюся в указах и повелениях, как пишет С. Князьков15. В первые годы Северной войны (начало в 1699 г.) внутренними делами по-прежнему управляли бояре, тогда как Петр был главным образом занят военными и дипломатическими действиями. Но уже в это время намечается старание царя заменить прежние, отжившие свой век учреждения привлечением к участию в делах новых лиц. Так, возле старинных представителей администрации: бояр, окольничих, думных дворян, думных дьяков - являются сановники нового рода. Люди перестали иметь право наследования старых чинов, соответственно, старые чины уходили из жизни вместе со старыми боярами и окольничими.

Для обилия дел, рассматривавшихся самодержцем, необходимо было организационное оформление. Таким  передаточным звеном между монархом и системой государственной власти стал в 1704 году Кабинет его императорского величества, который носил характер военно-походной канцелярии. Петр почти всегда находился в отлучке из Москвы, но он постоянно следил за всем; к нему обращались все с донесениями, вопросами, просьбами, жалобами. Все эти бумаги поступали в Кабинет Петра, которые он прочитывал. Подле него безотлучно находился кабинет-секретарь, Алексей Васильевич Макаров. С течением времени компетенция Кабинета возросла: он вел переписку с русскими посланниками за границей, губернаторами.

Таким образом, при Петре I соборы уже не собирались.

Вопреки собственным  указам о «регулярности» работы аппарата и о самостоятельной деятельности Сената, Петр постоянно вмешивался в его работу.  Минуя Сенат, в Кабинет потоком шли дела, относящиеся к компетенции Сената и коллегий, а из кабинета, также минуя Сенат, спускались решения, определявшие функционирование аппарата.

Боярская дума также прекратила свое существование. В думе в начале царствования Петра  было 182 члена, в 1699г. – 112 человек, а  в 1702 – только 86. Старые бояре умирали, а новых пожалований в бояре  Петр почти не проводил. Но и в  уменьшенном составе дума не собиралась полностью, так как многие бояре были в отъезде, управляли на местах уездами, находились на войне, а кто-то был сослан из Москвы. В последний раз о существовании Боярской думы упоминается в феврале 1700 года, как отмечает А.Г. Брикнер16. Исследователь полагает, что способнейшие члены боярской думы перешли в «Ближнюю Канцелярию», основанную около этого же времени (1701 г.) для управления делами государства. Основной целью работы ее было сосредоточение документов приказов, контроль и ревизия их финансовой деятельности17. На совещания съезжались те бояре, которые управляли важнейшими правительственными учреждениями. Их было 8 человек – министров, сами заседания стали называть «конзилией министров» с 1708 г., проходили они в Кремле или на Генеральном дворе. В ней участвовали люди, пользовавшиеся особенным доверием государя: Головин, Стрешнев, Ромодановский и др. Конзилия выполняла указы Петра. Став постоянным правительственным органом, «Консилия министров» сосредоточила в своих руках всю власть на время отсутствия в Москве царя. В деятельности этого учреждения прослеживаются черты бюрократизации управления: стабилизация состава «Консилии», установление режима работы, строгое распределение обязанностей, введение различных форм делопроизводственных бумаг. Тем не менее, эта «Канцелярия» могла иметь лишь временное значение, поскольку необходимо было создавать другое учреждение, постоянное, самостоятельное.

Информация о работе Реформы высших государственных органов власти и управления при Петре I