Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 00:23, курсовая работа
К изучению реформы высших государственных органов власти и управления при Петре I обращались многие исследователи. Хорошо изучены реформы высшего, местного управления. Большой вклад в изучение данной темы внесли историки Ключевский В.О., Князьков С., Валишевский К., Буганов В.И., Владимирский-Буданов М.Ф. и др. Произведен анализ формирования нового государственного аппарата управления при Петре I, централизации государственного аппарата, реформ органов власти и управления.
Введение………………………………………………………………........С. 3
Глава I. Преобразование высших органов власти при Петре I…............С. 7
§ 1. Первые преобразования Петра………………………………...…......С. 7
§ 2. Отмена Боярской думы и образование "Ближней канцелярии"…...С. 8
§ 3. Создание Сената...…………………………………………………...С. 10
§ 4. Управление церковью………………………………………………С. 16
Глава II. Реформы государственного управления Петра I........………..С. 18
§ 1. Установление титула императора…………………………………..С. 18
§ 2. Уход от приказов………..…………………………………………...С. 19
§ 3. Учреждение коллегий……………………………………………….С. 20
§ 4. Преобразование суда………………………………………………..С. 23
Глава III. Реформирование системы местного управления в царствование Петра I……………………………………………………………………..С. 24
Заключение………………………………………………………………..С. 29
Библиографический список……………………………………………...С. 33
В 1699 г. в Москве была учреждена Бурмистерская палата, или Ратуша, как орган самоуправления посадского (городского) населения. В 1708 г. Ратуша стала финансовым центром, сосредоточив функции всех ранее действующих финансовых органов. В городах были введены земские избы, подчиненные Ратуше. Эти выборные органы осуществляли городское самоуправление, ведали доходами и сборами налогов и обладали судебными фикциями. Посадский сход должен был избирать в эти учреждения «бургомистров» из среды богатейших купцов. В выборах участвовали горожане и государственные крестьяне. В связи с образованием Ратуши некоторые приказы теряли свое значение. Но вместе с тем возникали новые приказы, вызванные к жизни новыми потребностями петровского времени: Адмиралтейский, Рудный и др. К концу царствования Петра приказы были упразднены, взамен них были созданы новые учреждения. С учреждением губерний Ратуша и земские избы потеряли свое значение и стали в подчинение губернаторам.
Таким образом, монархия с Боярской думой, рыхлым аппаратом приказов и воевод не могла разрешить сложные внутри- и внешнеполитические задачи. Необходимо было укреплять государственный строй путем преобразования высшего, центрального и местного аппарата армии, превращения главы государства – самодержавного царя – в носителя абсолютной (неограниченной) власти.
2.3. Учреждение коллегий
Важная перемена в составе Сената и круге его деятельности произошла в 1718 году: появились учреждения, получившие название коллегий. Уже в 1698 году Френсис Ли составил для царя проект введения коллегиальной системы. Важнейшее влияние в этом отношении имел Генрих Фик, вступивший в русскую службу в 1715 году, он был отправлен в Швецию для изучения административных учреждений. В этом же 1715 году царь поручил генералу Вейде найти иностранных ученых, которые могли бы управлять делами в коллегиях. В конце того же года резиденту при австрийском дворе Веселовскому было приказано выбрать писарей, знающих славянский язык, от всех коллегий. В 1717 году Измайлов должен был приглашать шведских пленных, живших в Сибири, в службу в коллегиях. Кроме того, в Кенигсберг отправили 30 – 40 молодых подьячих для изучения немецкому языку. Так, в Указе Петра I о сочинении Коллегиями законопроектов регламентов на основании шведский законов, от 28 апреля 1718 года находим следующее: «Всем Коллегиям надлежит ныне на основании шведского Устава сочинять во всех делах и порядках по пунктам, а которыя пункты в шведском регламенте неудобны, или с ситуациею сего государства несходны, и оныя ставит по своему рассуждению»29.
К концу 1717 года было определено количество коллегий – девять: 1) чужестранных дел (заменила прежний Посольский приказ, занималась делами с иностранными государствами), 2) камер, или казенных сборов (центральное финансовое учреждение, собиравшая налоги и другие сборы и государственные доходы, поскольку Ратуша к тому времени потеряла уже свое значение), 3) юстиции (Она заменила сразу несколько судных приказов, отобрала судебные функции у многих приказов несудебного профиля. Произошла резкая унификация, централизация юстиции. Являлась судебным ведомством), 4) ревизион (осуществляла контроль в отношении государственных приходов и расходов), 5) воинская (регулировала дела армии), 6) адмиралтейская (руководила военно-морским флотом), 7) коммерц (занималась делами внешней торговли), 8) штатс-контор (ведение всех государственных расходов), 9) берг (руководила горной промышленностью) и мануфактур (занималась отраслями крупной промышленности).
Состав петровских коллегий при жизни Петра претерпевал существенные изменения. Так, ревизион-коллегия слилась с Сенатом и была воссоздана вотчинная коллегия для земельных дел; в 1722 г. из состава Берг-Мануфактур-коллегии была выделена Мануфактур-коллегия.
Открытие новых учреждений произошло в конце 1718 года. В состав каждой коллегии входили президент, вице-президент, 4 советника, 4 асессора и секретарь. Президент коллегии назначался царем, вице-президент – царем по представлению Сената, остальные члены коллегии – Сенатом. Президентами всех коллегий были назначены русские, вице-президентами – иностранцы. В регламенте, определявшем порядок работы коллегий, было указано, что члены коллегии совещаются, после чего голосуют. Разногласия членов заносились в протокол.
Структура коллегии довольно проста: собственно коллегия (позже она называлась «присутствие») и канцелярия – делопроизводственный отдел. У коллегии был четкий режим работы: соблюдение единства времени и места. Деятельность каждой коллегии, в отличие от приказов, распространялась на всю территорию России. Коллегии были подчинены Сенату. Круг дел каждой коллегии был точно определен и не совпадал с другими коллегиями.
Хотя принцип построения коллегий носил отраслевой характер, по некоторым сферам государственного управления (просвещение, здравоохранение, почта, полиция, дворцовое управление и др.) коллегии созданы не были.
Вместе с членами присутствия был еще один чиновник, который был полностью независим от коллегии и имел огромные права, - коллежский прокурор.
Отличительной чертой петровских учреждений являлась коллегиальность в управлении. Коллегии стали основой центральной системы управления, хотя от старого приказного управления сохранилось немало более мелких учреждений. Основной мыслью при учреждении коллегий было усиление и взаимодействие труда административных органов. С помощью введения коллегиального порядка при управлении делами, устройств разных должностей для наблюдения за правильным ходом дел, назначения контролеров, обличавших все случаи нарушения каких-либо законов или недобросовестного исполнения обязанности, царь исключал множество случаев несправедливых решений судей и произвольных действий приказных людей. Новые учреждения Петра должны были стать школой для развития в бюрократии политической нравственности, он надеялся на развитие в чиновниках уважения к закону и внимания к нуждам народа. Однако деятельность коллегий не была столь удачной, как предполагал Петр. Недоставало опытных и добросовестных чиновников.
Петр не раз подчеркивал, что при учреждении коллегий, используя иностранный опыт, нельзя делать это механически, без учета русского опыта. Петр пошел дальше западноевропейских теоретиков и практиков камерализма. Ему принадлежит идея создания целой иерархии регламентов, которая отражена в документе Генеральный регламент (1719 – 1724 гг.). Он содержал самые общие принципы деятельности бюрократического аппарата, всех государственных учреждений. Для Петра характерно отношение к государственному учреждению как к воинскому подразделению, к регламенту - как к военному уставу, а к чиновнику – как к военнослужащему.
Реформа центрального управления проводилась параллельно с реформой высшего управления.
2.4. Преобразование суда
При Петре I высшей судебной властью обладал царь. Все наиболее важные и сложные дела поступали к нему на утверждение. Царь единолично рассматривал многие дела. Следующей судебной инстанцией был Сенат, куда подавали апелляции по делам, рассмотренным юстиц-коллегией. Кроме того, суду Сената подлежали за должностные преступления сенаторы и другие высшие должностные лица. Специальным высшим судебным учреждением являлась Юстиц-коллегия. Она была апелляционным судом по отношению к губернским надворным судам, а также рассматривала некоторые дела в качестве суда первой инстанции и одновременно управляла всеми судами империи.
В крупных городах в 1719 г. были учреждены надворные суды, которые не должны были зависеть от местной администрации, по мысли Петра. В действительности же этого не произошло, поскольку президентами надворных судов обычно назначались губернаторы или вице-губернаторы. Они состояли из председателя и нескольких членов, были коллегиальными. В остальных городах были учреждены "нижние", или провинциальные, суды. Надворные суды - первая и апелляционная инстанции для нижних судов, которые были созданы во всех городах империи и делились на провинциальные и городовые. Нижние суды рассматривали уголовные и гражданские дела и выносили по ним приговоры и решения, а дела, по которым выносилась смертная или политическая казнь, они передавали на утверждение надворного суда. В 1722 г. нижние суды были упразднены и в каждой провинции был учрежден провинциальный суд в составе воеводы и асессоров.
Специальные суды существовали для военнослужащих, духовных лиц, церковных и монастырских крестьян. В 1718 - 1720 годах были введены магистраты, которым поручался суд над посадским населением, раскладка налогов и других повинностей, городское благоустройство и выполнение некоторых полицейских обязанностей. Для руководства городскими магистраторами был учрежден Главный магистрат, который наравне с коллегиями подчинялся Сенату.
Глава III
Реформирование системы местного управления в царствование Петра I
Местное управление при Петре I также было преобразовано. В распоряжениях царя относительно органов местного управления обнаруживается то же стремление развить единство, законность и коллегиальность в делах. Как отмечает Е.Анисимов, создать новый полноценный государственный аппарат, построенный на принципах камерализма, без реформы низшего звена управления – местного аппарата – было бы невозможно30. Областная реформа проводилась параллельно с реформой центральных и высших ведомств и основывалась на тех же принципах. Однако перестройку местных учреждений Петр начал до того, как взялся за центральные. «Мощные народные восстания начала столетия выявили слабость, ненадежность власти в городах и уездах – воеводской администрации и городского самоуправления»31.
При создании нового областного устройства был использован шведский административный опыт. В Законопроекте об органах местного управления от 3 ноября 1718 года читаем: «Губернатором и ландсгевдингом быть в таком же правлении, как в Швеции определено. И того для взять инструкцию Онаго чина изготовить к слушанию»32. В связи с этим были сохранены 2 элемента шведской системы: основной единицей областного управления стала провинция; провинции делились на дистрикты, в которых сидели земские комиссары. Приход – низшее и важное звено шведского управления – в управление российской самодержавной системы не мог входить, поскольку активное участие в нем должны принимать народ, крестьяне, пастор.
В XVII веке страна была разделена на уезды; каждый уезд управлялся воеводой, который был связан со столичными центральными приказами. Такая дробность затрудняла управление. Изменения в местном управлении нарушили прежнюю уездную систему.
Во время Азовских походов началось строительство флота на реке Воронеже, для этого был устроен Адмиралтейский приказ, которому были подчинены в административном отношении соседние уезды. С завоеванием Азова этот город стал центром управления обширной территории от Таганрога до Тамбова. С основанием Петербурга туда был назначен А.Д. Меншиков, которому были подчинены завоеванные земли и некоторые уезды. В связи с военными действиями и необходимостью укрепить западную границу Смоленск был превращен в центр управления группы западных уездов. Киев стал крупным административным центром с подчинением ему Чернигова, Нежина, Белгорода. Народные восстания также приводили к изменениям и к укрупнению местного управления. Так постепенно расстраивалось старинное уездное деление и складывались будущие губернии.
17 декабря 1707
г. был издан указ об
Задумывая областную реформу, Петр был убежден, что это не может привести к ослаблению центральной власти. Известная децентрализация должна была усилить, сосредоточить административную, судебную и финансовую власть в руках представителя царя – чиновника высокого ранга, губернатора. Прежние уезды были распределены по губерниям, и воеводы, стоявшие во главе уезда, подчинялись губернаторам. Губернаторы, назначаемые царем, должны были вести военные и финансовые дела на территории своей губернии. Власть губернаторов М.Ф. Владимирский-Буданов называет центрально-местной, потому что действительное управление осталось в городах34. Во главе губерний были поставлены «принципиалы» - ближайшие сподвижники и доверенные люди Петра, обладавшие огромной деспотической властью и работавшие над решением задач, которые ставили перед ними лично Петр. В Петербурге сидел А.Д. Меншиков, в Москве – Т.Н. Стрешнев, Азовской губернией руководил Ф.М. Апраксин, а Казанской – его брат П.М. Апраксин. Губернатором Сибирской губернии стал М.П. Гагарин.
Реформа 1708 г. была
«не столько орудием
Важным следствием реформы стала ликвидация части приказов, главным образом территориальных (ведавших окраинными областями) и некоторых отраслевых. Ряд приказов (Ратуша, Поместный, Земский и др.) превратились в отделения Московской губернской канцелярии, так как распространение их власти ограничивалось в основном наиболее густонаселенными уездами центра России, которые вошли в Московскую губернию. В тех случаях, когда власть приказов распространялась на большую территорию, их функции переходили к губернским канцеляриям. При этом основные приказы, ведавшие обороной (Военный, Адмиралтейский и Посольский), сохранили свою власть.
Губернии делились на «доли». Территория каждой доли должна была включать около 5500 крестьянских дворов. «Долей» управлял чиновник, названный ландратом и подчиненный губернатору.
Однако губернии оказались слишком обширными территориальными единицами, это привело к новому преобразованию местного управления. В 1719 году вместо губерний страна была разделена на 50 провинций, которые делились на «дистрикты» во главе с земскими комиссарами, которые ведали сыском беглых, сбором податей, обеспечением войск провиантом и другими делами. В каждом дистрикте было от 1500 до 2000 дворов крестьянского населения. Провинциями ведали обер-коменданты. Вместе с обер-комендантом пришли и новые штаты чиновников, которыми руководили комиссары, ведавшие сбором налогов, управлявшие населением. Особенностью нового устройства местного управления была не только его разветвленность, что усложняло управление, но и единообразность, строгая иерархичность. Целью губернской реформы было стремление, прежде всего, упорядочение финансов для нужд вооруженных сил. Петр стремился конкретизировать участие администрации в обеспечении войны.
Губернии, однако, не вполне утратили свое значение, в прежнем губернском городе продолжал оставаться губернатор, который управлял ближайшей провинцией, но в военных и в судебных делах губернатору подчинялись и другие провинциальные воеводы. Прежние губернии оставались в качестве военных и судебных округов.
Каждой провинцией управлял воевода, важной задачей которого был сбор податей и понуждение населения провинции к выполнению рекрутской и других государственных повинностей. Дистриктом управлял земский комиссар, ведавший сбором налогом, кроме того, он должен был бороться с нарушениями законов.
Информация о работе Реформы высших государственных органов власти и управления при Петре I