Реформы высших государственных органов власти и управления при Петре I

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 00:23, курсовая работа

Описание работы

К изучению реформы высших государственных органов власти и управления при Петре I обращались многие исследователи. Хорошо изучены реформы высшего, местного управления. Большой вклад в изучение данной темы внесли историки Ключевский В.О., Князьков С., Валишевский К., Буганов В.И., Владимирский-Буданов М.Ф. и др. Произведен анализ формирования нового государственного аппарата управления при Петре I, централизации государственного аппарата, реформ органов власти и управления.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………........С. 3
Глава I. Преобразование высших органов власти при Петре I…............С. 7
§ 1. Первые преобразования Петра………………………………...…......С. 7
§ 2. Отмена Боярской думы и образование "Ближней канцелярии"…...С. 8
§ 3. Создание Сената...…………………………………………………...С. 10
§ 4. Управление церковью………………………………………………С. 16
Глава II. Реформы государственного управления Петра I........………..С. 18
§ 1. Установление титула императора…………………………………..С. 18
§ 2. Уход от приказов………..…………………………………………...С. 19
§ 3. Учреждение коллегий……………………………………………….С. 20
§ 4. Преобразование суда………………………………………………..С. 23
Глава III. Реформирование системы местного управления в царствование Петра I……………………………………………………………………..С. 24
Заключение………………………………………………………………..С. 29
Библиографический список……………………………………………...С. 33

Файлы: 1 файл

Kursovaya_rabota_IOGP.doc

— 208.50 Кб (Скачать файл)

Стремление  царя к окончательному искоренению  «неправды» развило в народе сильную  страсть к доносам. Имели место  ложные доносы из-за чувства мести  или ненависти. Множество столкновений сослуживцев между собой составляет характерную черту той эпохи. Особенно последние годы царствования Петра были периодом террора, преследования нарушителей «неправды». Мысль о преобразовании, об улучшении быта народа, о поднятии уровня нравственности находилась в тесной связи с неумолимой строгостью Петра.

Таким образом, все местные учреждения были тесно  связаны с соответствующими центральными органами – коллегиями. Сверху донизу было установлено единообразие, единство внутреннего устройства, четкость соподчинения, идентичность компетенций органов и должностей одного административного уровня на территории всей страны. По мнению царя, такая основа государства облегчала реализацию указов центра и контроль за их исполнением.

 

 

 

Заключение

Реформы Петра I внесли новшества в экономику страны, в социальную структуру общества, во внешнюю политику, в культурную жизнь, в быт населения, в систему управления государством, в строительство вооруженных сил. Эта широта новшеств позволила некоторым историкам, публицистам и журналистам назвать Петровские преобразования революцией.

Грандиозность, всеохватность петровских преобразований такова, что спустя годы они не стали только историей, а продолжали быть реальностью, живой жизнью, вошли в повседневный быт людей.

Все указы Петр I лично издавал или тщательно перерабатывал представленные ему проекты. Новые учреждения должны были усилить самодержавную власть. Время показало удивительную жизнеспособность  многих институтов, созданных Петром. Коллегии просуществовали до 1802  г., то есть 80 лет. Синодальное управление русской православной церковью оставалось неизменной почти 200 лет, с 1721 по 1918 год. Правительствующий Сенат был ликвидирован  лишь в декабре 1917 г., спустя 206 лет после его образования. В истории России трудно найти примеры подобной долговечности институтов, созданных сознательной волей человека. Мысль о реформе не покидала Петра I до конца жизни. Даже в конце царствования он мечтал об учреждении особенной коллегии, которая должна представлять разные проекты по улучшению государственного быта. Петр Великий понимал, что государство постоянно нуждается в обновлении.

Петр проявил  себя в качестве гениального законодателя и великого преобразователя государства, показав неистощимую энергию  и выдающиеся дарования. Как пишет В.И. Буганов, петровской эпохе присуща также и непоследовательность, и отдельные импровизации в его законодательной деятельности. Одни реформы проводились через года, другие – урывками, в перерывах между военными действиями. Однако в целом они складывались в систему, охватывали все стороны жизни большого государства37.

Время Петра, его  преобразования, личный вклад в строительство  государства, укрепление его позиций  не могут не вызывать пристального внимания. При всех недостатках, ошибках  реформ Петра Россия при нем продвинулась вперед по пути развития, сократив свою отсталость от стран Западной Европы.

Важнейшим итогом петровских преобразований являлась европеизация страны. В емкое понятие европеизации может быть вложено и создание современного административного аппарата, замена обветшалой и хаотичной приказной системы коллегиями, каждая из которых ведала точно очерченными функциями. Вместо архаичной Боярской думы, комплектовавшейся из родовитых людей, был учрежден Сенат: критерием для сенатора являлось не знатное происхождение, а способности, личные качества.

В течение всего XVIII века в России идет процесс утверждения абсолютной монархии. Процесс этот был связан с отмиранием сословно-представительных институтов, упразднением местных органов самоуправления, победой государства над церковью, возникновением централизованного аппарата управления. Датский историк Х.Баггер в своем труде «Реформы Петра Великого» пишет, что идеалом Петра было абсолютистское государство, стремившееся регулировать все стороны общественной и частной жизни38. Н.П. Ерошкин так же отмечает, что монархия Петра носила характер просвещенного абсолютизма: «опираясь на философию естественного права, Петр I все свои действия оправдывал всенародной пользой и нуждами»39.

Реформы Петра I начались на рубеже веков и продолжались до его смерти. В реформатской деятельности он учитывал зарубежный (особенно шведский) опыт. На преобразованиях отразились как объективные условия, так и субъективные воззрения императора. Теоретическое обоснование реформ основывалось на особой роли монарха, который нес ответственность лишь перед самим собой и определял, что нужно государству.

Одной из наиболее радикальных реформ в истории  России явилась реформа административного  управления Петра Великого. Однако, В.О. Ключевский утверждает, что административная реформа имела цель – создание общих условий успешного исполнения остальных реформ40. Она имела два основных направления: изменение системы центральных и местных учреждений, с одной стороны, и структуры и численности состава аппарата управления – с другой. Идею создания совершенного государственного аппарата Петр вынашивал давно, однако только после победы над Швецией царь во многих сферах внутренней политики отходит от принципов голого насилия к регулированию общественных явлений с помощью бюрократической машины. Образцом для задуманной государственной реформы он избрал шведское государственное устройство. Шведская государственная система была построена на принципах камерализма – учения о бюрократическом управлении, получившего распространение в Европе XVI – XVII вв.: функциональный принцип управления, который предусматривал создание учреждений, специализировавшихся в какой-либо сфере; коллегиальное начало, регламентация обязанностей чиновников.

Таким образом, реформы государственного аппарата I четверти XVIII века установили в России систему бюрократичных учреждений с дворянами-чиновниками, с однообразием организационного устройства и делопроизводства. Господствующим принципом во взаимоотношениях учреждений этой системы явился бюрократический централизм, т.е. осуществление  чиновниками центральных органов и учреждений распорядительных и даже частично исполнительных мероприятий41.

 

 

 

 

 

 

Список  использованной литературы

    1. Анисимов Е.В. Время петровских реформ. - Л.: Лениздат, 1989. - 496 с.
  1. Баггер Х. Реформы Петра Великого. Обзор исследований. - М.: Прогресс, 1985. - 199 с.
  1. Брикнер А.Г. История Петра Великого. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2004. - 666 с.
    1. Буганов В.И. Петр Великий и его время. - М.: Наука, 1989. - 192 с.
  1. Валишевский К. Петр Великий. Репринтное воспроизведение издания 1912 года. - М.: Книга – СП Внешиберика, 1989. - 620 с.
  2. Васильев А.В. Законодательство и правовая система дореволюционной России: Учебное пособие для вузов / Под ред. С.А. Комарова. - СПб.: Питер, 2004. - 224 с.
  3. Владимирский-Буданов М.Ф. Обзор истории русского права. - М.: издательский дом «Территория будущего», 2005. - 800 с.
  4. Ерошкин Н.П. История государственных учреждений дореволюционной России. Научно-педагогические труды. - 5-изд., доп. / Под ред. А.Е. Иванова, А.Д. Степанского. - М.: РГГУ, 2008. - 710 с.
  5. Исаев И.А. История государства и права России: Учебник. - М.: Юрист, 1999. - 608 с.
  6. Кафенгауз Б.Б. Петр I и его время. - М.: Государственное учебно-педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР, 1948. - 173 с.
  7. Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций в 3 кн. -Кн.3. - М.: Мысль, 1993. - 559 с.
  8. Князьков С. Из прошлого Русской земли. Время Петра Великого. Книга для чтения по русской истории в школе и дома. Репринтное воспроизведение издания 1909 г. - М.: Планета, 1991. - 712 с.
  9. Медушевский А.Н. Утверждение абсолютизма в России. Сравнительное историческое исследование. - М.: Текст, 1993. - 320 с.

 

Интернет-ресурсы

  1. Поликарпова Е.В. Петр I – государственные реформы // История в историях - http://wordweb.ru/2008/01/06/petr-i-gosudarstvennye-reformy.html

 

Список Источники

1. Воскресенский Н.А. Законодательные акты Петра I. Акты о высших государственных установлениях. - Т. 1. / Под ред. Б.И. Сыромятникова. - М.-Л.: Издательство академии наук союз ССР, 1945. - 602 с.

2. Законодательство Петра I. - М.: Юрид. литература, 1997. - 880 с.

3. Российское законодательство X - XX веков. - В 9 т. - Т. 4. Законодательство периода становления абсолютизма. - М.: Юрид. литература, 1986. - 512 с.

 

 

 

Приложение

1

Указ  Петра I Ближней Канцелярии о составлении ведомости государственных доходов и расходов, от 8 декабря 1710 года

Выправитца:

  1. Сколько со всего государства доходов порознь с каждой;
  2. Сколько на армию и гарнизоны со всех губерний во всем государстве, также и на флоты, каждое порознь и вопче;
  3. Что за тем иных расходов по губерниям и сколько всего.

Сей указ получен  декабря 8 дня 1710 году в Санкт Питербурхе42.

2

Указ  об учреждении губерний и о росписании к ним городов, 1708 г.,

декабря 18

Великий государь указал, по именному своему великого государя указу, в своем великого государя великом Российском государстве  для всенародной пользы учинить 8 губерний и к ним росписать  города.

И по тому его  великого государя именному указу, те губернии и к ним принадлежащие города, в Ближней Канцелярики, начальствующим тех губерний, которые прилучилися быть в армии розданы, велено им в тех губерниях о денежных сборах и о всяких делах присматриваться, и для доношения ему великому государю о тех губерниях готовым быть, где он великий государь укажет. А именно те губернии учинены43.

3

Указ Петра I обер-секретарю Сената о рассмотрении в Сенате проекта Регламента Духовной Коллегии и о составлении сенаторами замечаний на него, от 23 февраля 1720 года

Указ обер-секретарю  Сената.

По получении  сего объяви преосвященным архиеерем  и господам Сенату, дабы проект Духовной Коллегии, при сем вложенной, завтра выслушали, так ли оному быт.

И ежели что  не так покажетца, чтоб ремарки поставили  и на каждой ремарке экспликацию вины дела.

Петр.

В 23 д. февраля 172044.

4

Указ  Петра I Сенату о подписании Регламента Духовной Коллегии, от 24 февраля 1720 года

Господа Сенат.

Понеже вчерас от вас я слышал, что проэкт о  Духовной Колегии как архиереи, так  и вы слушали и приняли все за благо, того ради надлежит архиереем и вам оной подписать, которой потом и я закреплю.

А лутче б  два подписать, и один оставит  здес, а другой послать для подписания прочим архиеерем.

Петр.

В 24 д. февраля 172045.

5

Прошение  сенаторов царю Петру I о принятий им титула «Отца отечествия, императора всероссийского, Петра Великого»

Всемилостивейший  государь!

Понеже труды  вашего величества в произведении нашего отечества и подданного вашего всероссийского народа всему свету известны того ради, хотя мы ведаем, что в. В., яко самодержцу, вся принадлежит, однакож в показание и знак нашего истинного признания, что весь подданный ваш народ ничем иным, кроме единых ваших неусыпных попечений и трудов об оном, и со ущербом дражайшего здравия вашего положенных, на такую степень благополучия и славы в свете произведен есть, помыслили мы, с прикладу древних, особливо ж римского и греческого народов, дерзновение восприять, в день торжества и объявления заключенного оными в.в. трудами всей России толь славного и благополучного мира, по прочитани трактата оного в церкви, по нашем всеподданнейшем благодарении за исходатайствование оного мира, принесть свое прошение к вам публично, дабы изволили принять от нас, яко от верных своих подданных, во благодарение титул (Отца Отечествия, Императора Всероссийского, Петра Великого), как обыкновенно от Римского Сената за знатные дела императоров их такие титулы публично им в дар приношены и на статуах для памяти в вечные роды подписываны.

Святейший Синод  в том с нами согласен.

И тако тожмо  ожидаем обще от в.в. милостивого  нам невозбранения.

Александр Меншиков, Канцлер граф Головкин, К. Григорей Долгорукой, Князь Дмитрий Кантемир, Барон Петр Шафиров, Адмирал граф Апраксин, Князь Дмитрей Галицын, Петр Толстой, Андрей Матвеев46.

6

Окончательная редакция – беловой текст, от 17 марта 1714 года.

Указ  о фискалах и о их должности и действии

Обер фискалу  быть при государственном правлении  да с ним же быть фискалом четырем  человеком; в том числе двум из купечества, которыя б могли купеческое состояние тонко ведать.

А в губерниях  во всякой при губернаторском правлении  быть по четыре человека, в том числе  правинцыарь фискал, из каких чинов  достойно, также и с купечества.

Информация о работе Реформы высших государственных органов власти и управления при Петре I