Ринансовая реформа в России во второй половине xix века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 20:33, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: рассмотреть роль и место финансовой реформы в системе преобразований в Российской империи 2-ой половины XIX века.
Для реализации данной цели ставятся следующие задачи:
Выявить предпосылки финансовой реформы.
Определить и раскрыть основные этапы финансовой реформы.
Установить значение финансовых преобразований второй половины XIX века, подвести их итоги.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПРЕДПОСЫЛКИ РЕФОРМ 9
2. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ФИНАНСОВОЙ РЕФОРМЫ 23
2.1. РЕФОРМА КРЕДИТНЫХ УСТАНОВЛЕНИЙ 23
2.2. БЮДЖЕТНАЯ РЕФОРМА 38
2.3. ИТОГИ ФИНАНСОВОЙ РЕФОРМЫ. ФИНАНСОВЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ 80- Х ГОДОВ XIX ВЕКА. 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ. 68

Файлы: 1 файл

Финансовая реформа в России.doc

— 373.00 Кб (Скачать файл)

В России начали утверждаться акционерные общества, преимущественно связанные с железнодорожным строительством. Правительство поощряло это движение. За пять лет с 1856 года по 1860г. число утвержденных акционерных обществ выросло до 108, или в 5 раз по сравнению с предшествующим пятилетием. Однако бумаги Главного общества российских железных дорог, оставшегося самым крупным из акционерных обществ, на заграничных рынках размещались плохо48.

Тогда решено было мобилизовать средства рынка внутреннего. В июля 1857 года была понижена процентная ставка по частным вкладам в банковых установлениях до 4%, а с октября того же года – до 3% (т.е. на четверть).

Этой мерой правительство  пыталось в первую очередь ограничить приток вкладов в кредитные установления и стимулировать владельцев денег  к вложению их в акционерные общества. Дело в том, что в годы войны, вследствие усиленного выпуска денег в обращение и оживления торгово-промышленной деятельности и роста денежных доходов населения, приток вкладов в казенные кредитные установления резко увеличился. К середине 1857 года общая сумма таких вкладов составила 1276 млн. руб. и увеличилась по сравнению с началом 1855г. в 1,5 раза49. Когда у правительства отпала острая необходимость в «позаимствованиях», банки не могли найти таким вкладам применения, прежде всего потому, что сама коммерческая деятельность для них либо с самого начала была второстепенной, либо отошла на второй план. В то же время возможность изъятия значительной части этих средств по первому требованию вкладчиков делало положение государственных кредитных установлений весьма не устойчивым.

Прямо вложить в железнодорожное  строительство деньги, мобилизованные с помощью «позаимствований», правительство не решилось, а стало действовать более «правильным», как представлялось его правому крылу, путем, надеясь, что средства частных лиц изымаемые из казенных банков, будут вложены в железнодорожное строительство.

Уменьшая процент по вкладам, правительство также надеялось  уменьшить бремя процентных платежей казначейства по «повзаимствованным»  средствам в пользу кредитных установлений.

Доходность вложений в обязательства новообразованных акционерных обществ предполагалась (и заявлялась) значительно выше, чем процент по вкладам в кредитные  установления. Из последних начался  быстрый отток вкладов. В 1858 г. изъятие вкладов из кредитных установлений увеличилось в 1,5 раза по сравнению с 1856 г.50

К тому же в 1857 году были понижены таможенные тарифы на ряд  ввозимых товаров, снято запрещение на вывоз золота за границу. Дисбаланс международных платежей, вызванный увеличением ввоза, стал причиной снижения курса рубля. Инфляция вызвала «денежный голод» -  недостаток платежных средств для осуществления расчетов.

Все эти факторы привели  к быстрому оттоку из страны капитала, прежде всего в виде золота и серебра.

В этих условиях началось банкротство акционерных обществ. Уже в конце 1857 года в стране начался кризис промышленности и торговли, сопровождавшийся многочисленными финансовыми крахами. Например, убытки Главного общества российских железных дорог за первые пять лет существования составили 25 млн. серебряных рублей51. Покрыты они были из средств казны.

Правительство не только получило хозяйственные результаты, совершенно противоположные ожидаемым, но и столкнулось с кризисом государственных  кредитных установлений; оно было вынуждено обратиться к внешним заимствованиям. Однако кредит России упал в этот момент так низко, что почти половина выпущенного займа не была реализована.

Бюджетный дефицит, покрытый внутренними и внешними займами, составил 18,0% всех расходов52.

В 1859 году было принято решение об окончательной ликвидации государственных кредитных установлений, в которых оставалось вкладов почти на миллиард рублей. Для расчета с вкладчиками были выпущены 5% билеты, которые предполагалось погашать в течении 37 лет посредством ежегодных тиражей. Но билеты не пользовались среди вкладчиков особой популярностью, так как не могли непосредственно использоваться в качестве платежного средства.

30 мая 1860 года был  учрежден Государственный Банк, и вклады были переданы ему. Возврат Государственным банком вкладов при недостаточности активов банка должен был обеспечиваться средствами государственного казначейства.

Реформа кредитных установлений имела многочисленных противников. Монопольное положение этих установлений было несовместно с развитием частной предпринимательской инициативы в кредитной сфере. Однако способ, которым были созданы основания новой системы кредитных учреждений и организации государственного кредита, казался даже принципиальным сторонникам реформ далеко не бесспорным.

А.Г. Коломиец в своей  работе: «Бремя «Великих реформ»: финансы  России в правление Александра II» приводит цитату известного экономиста П.П. Мигулина о том, что ликвидация казенных банков принесла «огромный и действительный вред во всех отношениях»53.

Он также пишет, что «операция по понижению вкладных процентов была не последним не удачным экспериментом правительства в финансовой сфере»54. Следующим опытом стала попытка ввести и 1862 свободный размен кредитных билетов на металлические деньги. Введением свободного размена предполагалось не только остановить продолжающееся снижение курса бумажного рубля, но и восстановить курс до паритета. На меру, которая в 40-е годы завершила длительный процесс стабилизации, теперь возлагалась роль главного средства такой стабилизации. Более того разменный фонд должен был стать инструментом восстановления паритета кредитного и металлического рубля, т.е. фактически ревальвация бумажных денег. Эта задача, по мнению все того же Коломиеца, явно не соответствовала состоянию экономики, денежно кредитной сферы и платежного баланса России.

Разменный фонд для проведения операции был обеспечен за счет нового внешнего займа, размещенного с помощью  Ротшильда. К началу операции разменный фонд обеспечивал 11,3% номинала обращавшихся кредитных билетов. В мае 1862г. размен был начат по курсу 90,5 коп. В дальнейшем предполагалось, постепенно повышая курс, довести его до паритета. На проекте указа о начале размена Александр II начертал: «Дай бог, чтобы это было началом новой эры»55

Однако новая эра не наступила, и по-видимому, наступить не могла. Дополнительный удар по состоянию российских финансов нанесло польское восстание. В 1863 г. расходы военного министерства выросли на 36,6%. К тому же на мировых рынках сильно подешевели русские фондовые ценности. В результате усилившегося спроса на размен кредитных рублей к ноябрю 1863г. величина разменного фонда упала до 8,7% от номинала суммы кредитных билетов. В том же месяце размен прекратился. Убытки нужно было покрывать за счет налоговых и прочих поступлений. Бюджетный дефицит достиг 20,7%56.

 «Таким образом», -делает  вывод Коломиец57, -вследствие неосторожных решений финансовые ресурсы, которые могли бы быть использованы на цели развития как промышленности, так и сельского хозяйства России, в значительной части были посредством спекулятивных операций были вывезены из страны». За первое десятилетие реформ объем вывезенных из России капиталов превысил 200 млн. руб. серебром. Для сравнения: всего за период с 1801г. по 1854г. в России было выпущено в обращение золотой и серебряной монеты на 567 млн. руб.

В результате неудачной  попытки введения свободного размена  средства казны были истощены. Уже  в 1863г. правительство, нуждавшееся в  ресурсах, предоставило Государственному Банку право производить временные выпуски кредитных билетов, которое Банк не замедлил использовать. В 1866г. кредитные билеты упали до 66% номинала58.

В дальнейшем Государственный  Банк получил право производить  выпуски кредитных билетов под  обеспечение билетов, выпущенных Государственным казначейством. При этом сумма выпущенных кредитных билетов становилась долгом Министерства финансов Банку. Этот порядок открывал определенные возможности инфляционного финансирования бюджета. Однако, в конце 60-х – начале 70-х годов правительство пользовалось этими возможностями достаточно осторожно, чему способствовало снижение остроты бюджетных проблем в этот период.

На Государственный  Банк было возложено и проведение выкупной операции, которая имела решающее влияние на состояние финансов Российской империи в пореформенный период. Для разработки финансового механизма выкупной операции еще в апреле 1859г. была создана финансовая комиссия в составе 8 членов. В состав финансовой комиссии вошли наиболее компетентные в вопросах финансов и кредита сторонники реформ: Н.Х Бунге, Ю.А. Гагемейстер, Е.И. Ламанский, М.Х. Рейтерн, Н.А. Милютин59.

Выкупная операция осуществлялась согласно «Положению о выкупе». Помещик  был обязан предоставить крестьянам на выкуп только усадьбу, полевой же надел выкупался крестьянами либо по добровольному соглашению с помещиком, либо по его одностороннему требованию. Сущность выкупной операции заключалась в том, что крестьяне получали от государства выкупную ссуду, выплачиваемую единовременно помещику, которую они должны были погасить в течение 49 лет по 6% ежегодно. Размеры ссуды составляли 75—80% от 6% капитализированного оброка60. Таким образом, крестьяне выкупали не только землю, но и личную свободу. При выходе на выкуп по соглашению с помещиками крестьяне обязаны были внести им дополнительные платежи (обычно 20—25% выкупной ссуды). Для бывших помещичьих крестьян выкупные платежи стали самой тяжёлой формой прямых налогов. В 1863 г. «Положение о выкупе» было распространено на удельных крестьян, в 1864 г. и позднее — на помещичьих крестьян Кавказа и Закавказья. Напряжённая обстановка, сложившаяся в деревне, увеличение несоответствия выкупных платежей доходности надельной земли (рост недоимок) заставили правительство в конце 1881 г. пойти на некоторое снижение выкупных платежей. Одновременно был издан закон 28 декабря 1881 г. о переводе с 1 января 1883 г. всех бывших помещичьих крестьян на обязательный выкуп. На Кавказе и в Закавказье это было сделано только в 1912—13 гг. Стоимость земли по выкупу значительно превышала цену её, соответственно: в чернозёмной губернии — 342 млн. рублей и 284 млн. рублей; в нечернозёмной губернии — 342 млн. рублей и 180 млн. рублей61. Под влиянием революционных событий 1905г. царское правительство было вынуждено отменить выкупные платежи с 1 января 1907 г. С 1861 г. по 1906 г. правительство взыскало с бывших помещичьих крестьян свыше 1,6 млрд. рублей и получило в результате выкупной операции доход около 700 млн. рублей62.

Согласно основным актам  реформы, крепостные крестьяне получили гражданские и имущественные права, крестьянские общества получили самоуправление. Бывшие крепостные крестьяне сохранили право пользования сельскохозяйственными угодьями. За пользование этими угодьями крестьяне, получившие статус «временнообязанных», должны были отбывать в пользу землевладельцев барщину и платить оброк. Прекратить «временнообязанное» состояние крестьяне могли, выкупив используемые ими угодья.

Во всех случаях выкупная сделка заключалась при посредстве государства. Выкупная операция была задумана так, чтобы ее проведение не требовало дополнительных расходов со стороны казны. Операция имела кредитный характер. Учитывая реальную платежеспособность государства, другой характер операция иметь и не могла. Утвержденное 19 февраля 1861г., «Положение о выкупе крестьянами, вышедшими из крепостной зависимости, их усадебной оседлости» определяло: «правительство ссужает под приобретаемые … земли определенную сумму с рассрочкою крестьянами уплаты оной на продолжительный срок, и  само взыскивает следующие с них платежи как в счет процентов по выданной сумме, так и на постепенное погашение долга. Означенная сумма выдается помещику процентными кредитными бумагами, по коим правительство принимает на себя уплату процентов и капитала».

Размер долга крестьян помещику определялся равным сумме  капитализации ежегодного причитавшегося помещику оброка из 6% годовых. Для проведения выкупного платежа крестьяне получали от государства ссуду сроком на 49 лет. Ссуда должна была погашаться крестьянами путем ежегодных выкупных платежей в казну из расчета 6 коп. за 1 руб. долга. Из этих 6 коп. 5 коп. предназначались на уплату процентов по ссуде, ½ коп. –на погашение основного долга, ½ коп. – на покрытие издержек по управлению выкупной операцией63.

На сумму ссуд, выданных крестьянам для производства выкупа, правительство выдавало землевладельцам 5-процентные банковские билеты второго выпуска.

Выкупная ссуда, как  правило покрывала 75-80% выкупной суммы. Остальное крестьяне должны были выплатить при выкупе наличными деньгами непосредственно помещику64.

Несмотря на принятые меры, одним из непосредственных следствий выкупной операции стало умножение массы денежных суррогатов на руках у землевладельцев и в конечном итоге – денежной массы в стране. Уже в 1863г. были отменены ограничения на свободное обращение выкупных свидетельств. Помещики стали продавать свои выкупные свидетельства во что бы то ни стало и за какую бы тони было цену. Падение цены этих бумаг доходило до 60 за 100.

В 70-е годы были приняты  решения об отмене всех оставшихся выкупных свидетельств на 5 -  процентные банковские билеты и прекращении выдачи наличных денег на эти билеты.

Однако крестьянская реформа не вызвала подъема производительных сил земледелия. Урожайность хлебов на крестьянских надельных землях в 1871-1880 годах по сравнению с десятилетием перед отменой крепостного права выросла, как правило не менее чем на ¼.

Условия же для притока  в земледелие капиталов, необходимых  для кардинального изменения его организации и технической базы в ходе реформы не были созданы. Размеры крестьянских хозяйств, к тому же зачастую уменьшившиеся в ходе реформы, систематические пределы земли в значительной части крестьянских  обществ затрудняли организацию рационального землепользования и производительные вложения капитала на землях крестьян – собственников. Отведенная крестьянам земля оказалась недостаточной даже «для прокормления крестьян и для доставления им средств к уплате налогов и выкупных платежей» -писал будущий министр финансов Н.Х. Бунге в направленной в 1880 г. Александру II записке «О финансовом положении России»65.

К тому же тяжелое финансовое положение вынуждало правительство  повышать подушное обложение и увеличивать, таким образом, масштабы изъятия чистого дохода, созданного в земледелии. В 1861г. размер подушной подати в Европейской России был установлен в 1 руб., в Сибири –90 коп. и увеличился соответственно на 5 коп. и 4 коп. В 1863г. к подушной подати был прибавлен дополнительный сбор от 8 коп. до 44 коп. с души в различных местностях. В 1861 году подушная подать была еще раз увеличена в среднем на 50 коп. с души66.

Информация о работе Ринансовая реформа в России во второй половине xix века