Роль В. И. Ленина в Октябрьской революции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 15:26, реферат

Описание работы

Генетические корни многих личных качеств Ленина обнаруживаются еще на ранних стадиях жизни этого человека, о которой положено было знать лишь то, что работало на миф земного бога. Система заботилась об этом особо. Ни один человек за всю писаную историю не удостаивался такого массированного планетарного внимания. Судьба и смысл отдельной запятой, галочки или любой пометы на полях случайной книги, не говоря уже о подчеркиваниях в текстах самых будничных телеграмм или докладов, становились предметом самых скрупулезных глубокомысленных выводов бесчисленных исследователей столь же бесчисленных советских институтов, лабораторий, музеев, кафедр, библиотек и архивов.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
1 Основная часть…………………………………………………………………5
Начало пролетарского этапа освободительного движения……………....5
Предтечи революционера…………………………………………………..6
Теоретик революции……………………………………………………….13
Основные задачи революции………………………………………………22
2 Создание революционной марксисткой партии в России…………………25
2.1 Ленинский план создания партии……………………………………….....25
2.2 Ленинская «Искра»………………………………………………………..26
2.3 Открытие «марксизма»…………………………………………………….29
2.4 Жрецы революции –жрецы террора………………………………….......37
Заключение……………………………………………………………………..41
Список использованной литературы…………………

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ ЛЕНИН.docx

— 101.27 Кб (Скачать файл)

Вся книжка «Государство и  революция» наполнена бранью в адрес эсеров и меньшевиков, Плеханова и Бернштейна, Каутского и анархистов. При этом для Ленина достаточно простой уклончивости оппонентов. Он пишет в этой работе: «В общем и целом можно сказать, что из уклончивости по вопросу об отношении пролетарской революции к государству, уклончивости, выгодной для оппортунизма и питавшей его, проистекло извращение марксизма и полное опошление его».

Глава VI «Государства и революции», озаглавленная «Опошление марксизма оппортунистами», заполнена банальными фразами, вроде тех, которые Ленин приписывал своим оппонентам: лошади кушают овес, Волга впадает в Каспийское море. Никакой фактической аргументированной критики немарксистских учений о государстве ни в VI главе, ни во всей работе «Государство и революция» нет. Это просто пустая, наполненная фразами, глава.

В первых своих работах Ленин еще не выступает как гонитель инакомыслящих. Он еще дискутирует, доказывает, но не «клеймит», «не бичует», хотя отдельные наметки этого проскальзывают в его «Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов?», «Экономическое содержание народничества и критика его в книге господина Струве», «По поводу так называемого вопроса о рынках» и др. Как правило, критика ведется в умеренной тональности, спокойно, без грубых выпадов. Если в статье «От какого наследства мы отказываемся?» Ленин спокойно и доброжелательно пишет о буржуазном просвещении, то в последующем он нетерпим не только к любым проявлениям буржуазных взглядов, но и к инакомыслию в социал-демократической идеологии, отличной от его идей. Агрессивность начинает нарастать в эмиграции и принимает характер крайней резкости, доходящей до оскорблений, злости и абсолютной нетерпимости. Теперь он исходит из того, что партийная дисциплина требует беспощадной идейной борьбы против «оппортунистов», ибо, по его мнению, беспристрастной общественной науки не может быть в обществе, построенном на классовой борьбе.

В «Государстве и революции» Ленин  писал: «Мелкобуржуазные демократы, эти якобы социалисты, заменявшие классовую борьбу мечтаниями о соглашении классов, представляли себе и социалистическое преобразование мечтательным образом, не в виде свержения господства эксплуататорского класса, а в виде мирного подчинения меньшинства понявшему свои задачи большинству. Эта мелкобуржуазная утопия, неразрывно связанная с признанием надклассового государства, приводила на практике к предательству интересов трудящихся классов».

 

2.Создание  революционной марксисткой партии  в России

2.1 Ленинский план создания партии

 

Подъем рабочего и крестьянского движения свидетельствовал о том, что в стране назревала  революция. В этих условиях с особой силой встала задача создания революционной  марксистской партии, которая повела бы рабочий класс на штурм самодержавия. Нужна была такая партия, которая  смогла бы обеспечить руководящую роль пролетариата в предстоящей буржуазно-демократической революции.

"Перед  нами, - писал В.И. Ленин, - стоит  во всей своей силе неприятельская  крепость, из которой осыпают  нас тучи ядер и пуль, уносящие  лучших борцов. Мы должны взять  эту крепость, и мы возьмем  ее, если все силы пробуждающегося  пролетариата соединим со всеми  силами русских революционеров  в одну партию, к которой потянется  все, что есть в России живого  и честного".

Еще находясь в ссылке, В.И. Ленин разработал план создания марксистской партии, способной  возглавить рабочее движение. По этому  плану на первом этапе решающая роль в объединении революционных  сил и в сплочении их в боевую пролетарскую партию отводилась общерусской  политической газете. Партию приходилось  создавать в глубоком подполье, в  условиях полицейских преследований, когда возможностей для легальной  деятельности не было никаких. Заменой  всех легальных средств, указывал Ленин, "должна служить - пока мы не завоевали  политической свободы - революционная  газета, без которой у нас невозможна никакая широкая организация всего рабочего движения". Такой газетой и стала ленинская "Искра".

 

2.2 Ленинская «Искра»

 

   «Искра» - первая общерусская политическая марксистская нелегальная газета, созданная Лениным в 1900 году. По плану, выработанному Лениным в ссылке (с. Шушенское), в 1899-1900 г.г. газета должна была помочь преодолеть идейный разброд и организационную раздробленность, кустарничество, царившее в эти годы в деятельности российской социальной демократии, освободить социальную демократию от засилья оппортунистических элементов ( «экономистов» и т. п. ), придать стихийному рабочему движению целенаправленность, сплотить местные  с.-д. организации  и группы на принципах революционного марксизма. Ленин имел в виду сделать «И.»  организатором революционной марксисткой партии рабочего класса России, который мог решить стоящие перед ним исторические задачи. После окончания ссылки (29 янв. 1900 г. ) Ленин посетил Уфу, Москву, Петербург, Н. Новгород, Самару, Сызрань, Подольск, Ригу, Смоленск для установления связей с с.- д. и ознакомления их с планом; в апреле1900 провёл Псковское совещание (Л. Мартов, А. Н. Потресов, П. Б. Струве и др. ), на котором был одобрен ленинский «Проект заявления редакции «Искры» и «Зари»». После совещания Ленин проделал большую работу по организации повсеместной сети корреспондентов будущей газеты. В июле 1900 в Швейцарии Ленин начал переговоры с группой «Освобождение труда», совместно с которой было решено издавать газету.

   В  редакцию вошли: В. И. Ленин, Г. В. Плеханов, Л. Мартов, П. Б. Аксельрод, В. И. Засулич, А. Н. Потресов. Секретарем сначала была И. Г. Смидович – Леман, а с апреля 1901 – Н. К. Крупская. Вдохновителем и руководителем газеты был Ленин; он писал статьи  в «И.» по важнейшим вопросам строительства партии и революционного движения (за 1900 – 03 в «И.» опубликовано более 50 его статей). Ленин определял идейно – политическое направление газеты, разрабатывал план каждого её номера, редактировал статьи, находил авторов, заботился о транспортировке газеты в Россию.

   Местопребыванием  редакции «И.» был избран Мюнхен. Первый номер «И.» датирован  дек.1900, он был набран и свёрстан  в Лейпциге к 11(24) дек.. С середины 1901 «И.» выходила ежемесячно, а с 1902 – каждые 2 недели. В среднем тираж был 8 тыс. экземпляров, а некоторых номеров – до 10 тыс. Заграничная агентура царской охранки напала на след газеты, поэтому в апр. 1902 редакция переехала из Мюнхена в Лондон, а через год – в Женеву. Кроме газеты, редакция «И.» издавала журнал «Заря», а также выпустила за 3 года св. 50 книг, брошюр и прокламакций. Большую помощь в организации издания «И.» оказали герм. с. –д. К. Цеткин, А. Браун, польский революционер Ю. Мархлевский и англ. с.- д. К. Квелч.

   Для  помощи редакции «И.» в России  первоначально были созданы 3 группы содействия: южная ( в Полтаве), северная (в Пскове), восточная ( в Уфе). Они получили и распространяли газету и др. литературу, собирали деньги, посылали корреспонденции, организовывали явки, устанавливали связи с рабочими, отдельными с. –д., различными организациями. Затем был создан опорный пункт в Москве; возникли искровские группы в Киеве, Баку, Кишинёве и др. городах. В Россию «И.» (печатавшаяся на тонкой бумаге) переправлялась: через скандинавские страны – в Архангельск, через Кёнигсберг в Каунас, через Львов в Киев, через Румынию, Болгарию в Одессу, через Александрию в Херсон, через Марсель в Батуми, из Вены через Тебриз (Тавриз) в Баку. Способы транспортировки – в чемоданах с двойным дном, в переплётах книг, в непромокаемых мешках, в бочках, которые сбрасывали с пароходов в рус. портах и затем вылавливали, и т.п.

   Были организованы 3 подпольные типографии – в Кишинёве, Умани  и Баку (т. н. «Нина»), которые перепечатывали отдельные номера «И.» и материалы газеты; тиражи достигали 10-12 тыс. экз.. Редакция установила контакт почти со 100 городами и населенными пунктами. Небольшие искровские группы возникли во многих городах страны. В 44 номерах газетах, вышедших до 2-го съезда РСДРП, помещено ок. 500 корреспонденций рабочих из Петербурга, Москвы, Центр. и Южн. пром. районов страны. Постоянными отделами в газете были: «Из партии», «Из нашей общественной жизни», «Хроника рабочего движения и письма с фабрик и заводов», «Из деревни», «Иностранное обозрение», «Почтовый ящик».

   «И.»  явилась выразителем революционных  задач новой исторической эпохи.  Эпиграфом газеты были слова,  взятые из ответа декабристов  А. С. Пушкину: «Из искры возгорится  пламя». «И.» разносторонне освещала  внутреннюю жизнь России. Газета  помогала рабочим, крестьянам, передовой интеллигенции правильно разобраться в событиях, происходивших в стране, воспитывала боевой, революционный дух; стала трибуной всенародных обличений самодержавного строя. Она защищала революционную марксисткую теорию от оппортунизма (бернштейнианства, «экономизма» ), настойчиво и последовательно внедряла социалистическое сознание в массы пролетариата, вела принципиальную борьбу против буржуазного либерализма и мелкобурж. идеологии эсеров. «И.» обратила серьёзное внимание а парт. работу среди крестьян и солдат; боролась с национализмом, нац. рознью, нац. гнётом, колониализмом; выступала пламенным проповедником идеи пролетарского интернационализма. «И.» поддерживала и пропагандировала передовую демократическую культуру, осуществляла связь революции и прогрессивной литературы. Большое внимание газета уделяла важным событиям международной жизни, особенно международному рабочему и национально- освободительному движению.

   Вся  деятельность «И.» была направлена  на борьбу за создание революционной  партии пролетариата. Редакция «И. после острой полемики между  Лениным и Плехановым выработала  марксистскую программу (опубл. в июне 1902) и устав партии. В январе 1902  в Самаре было создано Бюро Рус. организации «Искры». «И.» поставила задачу завоевания с.-д. комитетов и организаций, которых насчитывалось в это время до 50; стала идейным и организационным центром рус. марксистов, росс. рабочего движения. Вокруг газеты сложилась сеть агентов, которые распространяли газету по стране, направляли в редакцию корреспонденции, организовывали искровские группы. Агенты «Искры» составили в дальнейшем ядро большевистской партии. С весны 1902 «И.» начала подготовку 2-го съезда РСДРП. Съезд, состоявшийся летом 1903, в спец. постановлении отметил искл. роль «И.» в борьбе за создание партии, объявил её центральным органом РСДРП; избрал редакцию «Искры» в составе Ленина, Плеханова и Мартова. Последний настаивал на сохранении 6 прежних редакторов. Ленин не мог согласиться с нарушением  воли съезда и 19 окт. (1 ноября) заявил о своём выходе из редакции «И.». 52-й номер «И.» вышел под редакцией одного Плеханова. 13(26) ноября 1903 Плеханов единолично кооптировал в состав редакции «И.» всех бывших редакторов. С 53-го номера «И.» перестала быть боевым органом революционного марксизма, стала газетой оппортунистов- меньшевиков; издание газеты прекратилось  в окт. 1905 на 112-ом номере. Большевики во главе с Лениным создали в декабре 1904 газету «Вперёд», которая возродила революционные традиции «И.». Ленин писал: «Большевизм провел за 3 года, 1900- 1903, старую «Искру» и вышел на борьбу с меньшевизмом, как цельное направление»*. «…Никакая другая организация, кроме искровской,- говорил Ленин, - не могла бы в наших исторических условиях, в России 1900- 1905 годов, создать такой социал-демократической рабочей партии, которая теперь создана». Борьба «И.» за партию нового типа имела жизненно важное значение для создания подлинно революционной, марксисткой пролетарской партии в России, для всего международного рабочего движения.

 

2.3 Открытие марксизма

 

Чем пленил Владимира Ульянова марксизм? Почему чтение широкого спектра различной  экономической, философской и социологической  литературы в конце концов задержало его взгляд и мысль именно на марксистской литературе? Здесь могут быть разные объяснения. Но сильный интеллект молодого Ульянова, располагающий уже весьма богатой научной информацией, искал одну, универсальную, все объясняющую схему человеческого бытия. И вот где-то накануне 1889 года (тогда семья жила в Казани) в его руки попал первый том „Капитала" К.Маркса.

Можно представить, какое впечатление на вчерашнего недоучившегося студента с завышенными  ожиданиями произвел этот труд своими цельностью и основательностью. Для  Ульянова это могло быть озарением. Гегель однажды проницательно заметил, что „даль несет притягательный интерес...". Для молодого человека с радикальным мироощущением  исторические дали и перспективы  завораживали воображение, подводили, казалось, вплотную к решению вечных и „проклятых" вопросов справедливости, свободы, равенства, ликвидации гнета  и эксплуатации. Здесь самое время  сказать, кто приобщил Ульянова к  марксистской литературе.

Когда Владимира  Ульянова исключили из университета, в Казани среди части интеллигенции  был известен Николай Федосеев, очень  молодой марксист, с высокой эрудицией, убежденностью, смелыми суждениями. Ульянову довелось с Н.Е.Федосеевым встречаться только раз, почти десять лет спустя, когда оба направлялись в сибирскую ссылку. 

Ю.О.Мартов вспоминал, что эта встреча произошла  в Красноярске. Выходя из тюрьмы для  следования к местам ссыльного поселения, писал позже Мартов, мы „не забрали  своих пожитков, а на следующий  день явились за ними в тюремный цейхгауз с телегой, которую, кроме  возчика, сопровождал Ульянов в  качестве... якобы хозяина телеги. Одетая в шубу купецкая фигура Ульянова показалась часовым подходящей для  извозопромышленника, и они нас  пропустили. В цейхгаузе же мы потребовали  у надзирателя вызова Федосеева, как „старосты" политиков, для  сдачи нашего имущества. Таким образом, пока мы извлекали и нагружали  свое добро, Ульянов и Федосеев могли  беседовать..."

Ленин обязан Н.Е.Федосееву непосредственным приобщением  к марксизму тем, что последний  свою работу по революционному просвещению  будущих социал-демократов начал  с составления подробных списков-программ: что читать и на что обратить особое внимание. Н.В.Валентинов на основании  ряда достоверных источников сообщает, что Ленин в беседе с Горьким  во время их встречи на Капри в 1908 году об указателе Федосеева, попавшем в его руки, отозвался с величайшей похвалой. „Лучшего пособия в то время никто бы не составил". Валентинов утверждает, и не без оснований, что  работа Федосеева „открыла Ленину путь к марксизму".

Информация о работе Роль В. И. Ленина в Октябрьской революции