Российская империя в 1726–1801 гг.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 19:23, курсовая работа

Описание работы

К концу XVII века Россия оставалась одной из отсталых стран Европы. Динамическое развитие западной цивилизации, изоляция России от европейских рынков, засилье средневековых пережитков ставили страну перед необходимостью кардинальных реформ.
Решительные перемены во всех сферах русского общества связаны с именем выдающегося государственного деятеля и полководца Петра I.
Изучая исторические вопросы XVIII века, и просматривая литературу по данной теме, мое мнение этот век был интереснейшим, напряженным и результативным в истории государства Российского.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...4
1. Борьба за власть после смерти Петра I………………………………………..5-6
2. Причины и сущность дворцовых переворотов……………………………….7-8
3. Взлет и падение А.Д. Меньшикова. «Бороновщина»……………………….9-10
4. Дворянство как главная опора самодержавия…………………………………11
5. Административно-территориальное деление России (АТД)
5.1. Первая Петровская реформа……………………………………………….12
5.2. Вторая Петровская реформа……………………………………………….13
5.3. Реформа 1727 года………………………………………………………14-15
5.4. Екатеринская реформа (разукрупнение ячеек АТД)…………………16-18
5.5. Павловская реформа (укрупнительная)…………………………………..19
6. Промышленность и торговля. Создание новой денежной системы………20-22
7. «Просвещенный абсолютизм» Екатерины II. Уложенная комиссия……..23-26
8. Государственно-административные и социально-экономические реформы Екатерины II (таблица 1)………………………………………………………......27
9. Политические деятели «екатеринской» эпохи. «Золотой век» дворянства смысл и значение……………………………………………………………......28-29
10. Дискуссия о генезисе самодержавия………………………………………30-32
11. Пугачева восстание 1773 – 1775 гг…………………………………….......33-35
12. Участие России в Семилетней войне и ее итоги………………………….36-37
13. Русско-турецкие войны во второй половине XVIII века
13.1. Разделы речи Посполитой…………………………………………….38-42
13.2. Георгиевский трактат………………………………………………….43-45
13.3. Русско-турецкие войны и их причины ………………………………46-47
13.4. Итоги русско-турецкой войны………………………………………..48-49
14. Итальянский и Швейцарский походы А.В. Суворова……………………50-55
15. Внешняя политика Павла I и военные реформы………………………….56-60
16. Открытие и освоение Дальнего Востока (XVII - XIXвв.) ……………….61-65
17. «Русская Америка»………………………………………………………....66-68
18. Период гуманистической традиции русского Просвещения конца XVIII – начала XIX века…………………………………………………………………….69
19. Образование и становление Московского университета………………...70-72
20. Открытие Академии наук в Петербурге……………………………………....73
21. Русское Просвещение
21.1. Общая характеристика и идеи Просвещения…………………………...74
21.2. Деятели Русского Просвещения……………………………………...75-83
21.3. Искусство……………………………………………………………....84-86
22. Усадебный быт и «крепостная интеллигенция»………………………….87-89
23. Архитектура XVIII века: Барокко………………………………………….90-94
24. Классицизм XVIII века в России
24.1. Архитектура раннего классицизма (1760 – 1780гг.)………………...95-97
24.2. Архитектура строгого классицизма (1780 – 1800 гг.)……………...98-100
25. Сентиментализм в русском искусстве XVIII века……………………101-102
Заключение……………………………………………………………………….103
Список использованной литературы…………………………………………...104

Файлы: 1 файл

к.doc

— 721.00 Кб (Скачать файл)

     В 50–60-е гг. XIX в. начинается сплав на Амур забайкальских казаков, переселенцев из центральных губерний России, которые основывают селения по берегам Амура. Солдаты 13 линейного батальона под командованием капитана Я. В. Дьяченко закладывают посты Хабаровка, Владивосток,         Посьет и др.

     В результате открытия, изучения и хозяйственного освоения земель Дальнего Востока в XVII и XIX вв. этот край стал нераздельной частью России, связавший континентальные районы Урала и Сибири с Тихим океаном, зарубежными странами Восточной Азии.

     В 1884 г. было образовано Приамурское генерал-губернаторство, в состав которого вошли Амурская, Приморская и Забайкальская области. Приамурский край возглавил генерал-губернатор, с 1903 г. – наместник, его резиденция находилась в Хабаровске. Области управлялись военными губернаторами. В управлении городами принимали участие городские думы. 

     Военный пост Хабаровка, заложенный 31 мая 1858 г., расположился в таежной глуши на берегу Амура. Первые жилища солдаты 13 линейного батальона построили на месте гостиницы Интурист. Затем застроили часть холма по направлению к улице Серышева. К концу 60-х гг. XIX в. Хабаровка простиралась вдоль Амура примерно на одну версту. В 1865 г. пост имел деревянную церковь (на месте Иннокентьевской церкви), 59 казенных домов и 140 частных, в которых проживало 1294 человека, из них 351 гражданское лицо. 14 торговых лавок, вели между собой борьбу за каждого покупателя. 
В 1880 г. управление Приморской области было переведено из Николаевска в Хабаровку, которую ввели в ранг города. К этому времени в Хабаровке проживало 5 тыс. человек и насчитывалось 855 жилых строений. В целом Хабаровка являла вид беспорядочный и неустроенный. Четыре улицы, застроенные маленькими деревянными домами. Только три жилых дома и два магазина стояли на каменных основаниях. Две речки Бури и Ури, впоследствии названные Чердымовка и Плюснинка, по именам хабаровских купцов, делили город. В середине XX в. речки были заключены в трубы и превращены в Уссурийский и Амурский бульвары. Город также разрезали овраги и огромные лужи, в одной из которых как-то утонула лошадь с телегой. На трех холмах по склонам селились обыватели, а на вершинах стояли дома местной знати – чиновников и купцов. Постепенно улицы стали получать названия. Улица на центральном холме была названа Хабаровской, в 1881 г. название было заменено на Большую, в 1898 г. превратилась в улицу имени Графа Муравьева-Амурского. Город Хабаровка в 1884 г. стал резиденцией Приамурского генерал-губернатора, а в 1894 г. по высочайшему повелению был переименован в город Хабаровск.

     К концу XIX в. город медленно, но неуклонно стал благоустраиваться. На нескольких наиболее оживленных улицах устроили деревянные тротуары, сделали основательные мосты – переходы через овраги и речки. Хабаровск разрастался в виде длинной и не очень широкой ленты вдоль речных берегов. В домостроительстве формируется нарядный «хабаровский стиль», достигаемый сочетанием серого и красного кирпича.

     В 1897 г. городу было разрешено избрать Хабаровскую городскую думу и городскую управу. Регулярно выходила газета «Приамурские ведомости». В 1894 г. основан краеведческий музей. Через два года по проекту инженера Алексеева для него построено самое крупное в городе здание. Строятся крупные магазины. В 1897 г. построено двухэтажное здание магазина И. С. Эмери, каменные торговые ряды (речной вокзал). В 1897 г. открыт Городской общественный банк.

     В 1894 г. Хабаровск получил визу на полное «городовое положение» и стал административным центром Дальнего Востока. Однако, внешне облик города, даже в центре, напоминал большое селение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

17. «Русская  Америка»

 

     Уже к  концу XVII века русские землепроходцы  побывали в самых отдалённых  уголках Сибири, и вышли к Тихому  океану. В 1648 г. Семён Дежнёв  проплыл через Берингов пролив; в 1697-99 гг. Владимир Атласов исследовал  и описал Камчатку; в 1706 г. Михаил Наседкин открыл северные Курильские острова; многие другие исследователи проводили экспедиции во всех частях русского Дальнего Востока и побережья Тихого океана. Интересно, что японцы, находившиеся совсем рядом со всеми этими землями, не сделали никаких попыток их освоить.

     В начале XVIII столетия русские продолжали  освоение этих областей. В 1725-1741 гг. Беринг и Чириков совершили  ряд плаваний между Камчаткой  и Аляской, открыв много островов  и приблизившись к берегам  Аляски.

     Г. Шелихов

     В течение  следующих 20-40 лет целый ряд  русских промышленников продолжали  открывать новые земли и исследовать  берега Аляски. В 1776 г. купец  Григорий Иванович Шелихов, обосновавшись  в Охотске (порт на Охотском  море), организовал добычу пушнины  на Курильских и Алеутских островах. Между 1776 и 1781 гг. Шелихов снарядил и отправил 10 кораблей.

     В 1781 г.  Шелихов основал "Северо-восточную  компанию" для ведения организованного  пушного промысла на Алеутских  островах и побережье северной  Америки. Уже к 1785 г. он построил три больших корабля и отправился, вместе со своей женой, Натальей Алексеевной, к берегам Америки.

К 1786 г. Шелиховы основали поселения на Алеутских островах и на западном побережье Аляски. Во всех таких поселениях первым делом  строились церкви. Русские священники и монахи проповедовали православие и многие алеуты и эскимосы стали христианами. К концу XVIII столетия русские монахи перевели Библию и Евангелие на местные языки (разработав, кстати, и соответствующую азбуку -- у местного население не было письменности; трудно себе представить других европейцев, переводящих Писание на какой-нибудь местный язык!). Благодаря человечному, христианскому отношению русских к населению "осваиваемых" областей, как Сибири, так и Америки, продвижение русских проделывалось горстками отважных предпринимателей, без насилия. Во всех занимаемых областях местное население охотно помогало русским, несущим просвещение и культуру.

     Смелые планы

     Укрепившись на берегах Америки, Шелихов предложил грандиозные планы – торговать с Китаем, где меха, добываемые на севере, стоили во много раз больше, чем в России и Европе. Он также предлагал начать торговлю с самой большой английской торговой компанией - Остиндийской. Чтобы заручиться поддержкой правительства, в 1788 г. Шелихов отправился в Петербург вместе со своим ближайшим помощником, Иваном Голиковым.

     В Петербурге Шелихов и Голиков были щедро награждены за свои труды на благо России императрицей Екатериной II – им были пожалованы золотые медали и серебряные шпаги, а также специальные грамоты. Описание путешествий Шелихова, с приложением карт, было напечатано в 1791 г.

     Вернувшись в Сибирь, Шелихов успешно продолжал укрепляться в Америке, помогая поселенцам и приказывая им расширять область их действий. Вдоль американских берегов ходили русские корабли и устанавливали государственные гербы и медные доски с надписью: "Земля Российского владения".

Одновременно Шелихов  разрабатывал планы торговли с Филиппинами, Макао, Батавией и другими полинезийскими островами. На американском берегу, он дал распоряжение новому русскому правителю А. Баранову основать большой город "Славороссию" с широкими улицами, церквями, школами, магазинами. Планам этим, однако, не было суждено сбыться: в 1795 г. Шелихов скоропостижно умер.

     А. Баранов

     Дело Шелихова успешно продолжали его жена и Александр Андреевич Баранов, прибывший на остров Кадьяк, бывший центром Русской Америки того времени, в 1791 г. и прослуживший в Америке 28 лет.

     Укрепив русские поселения на островах и берегах Аляски, Баранов переносит "столицу" Русской Америки южнее, на остров Ситку. В 1799-1800 гг. на Ситке был построен укреплённый форт. Вернувшись на Кадьяк, Баранов получает присланную ему императором Павлом I золотую медаль на Владимирской ленте за его труды по освоению Русской Америки.

     В 1802 г. пришла страшная весть: индейцы перебили русских и алеутов на Ситке, а форт сожгли. Расследуя этот первый случай враждебного отношения со стороны местного населения, Баранов установил, что индейцев подговорили напасть на форт англичане, также снабдившие их огнестрельным оружием и спиртными напитками.

     Только через два года Баранов смог отправиться в поход наказать виновных индейцев. К Баранову присоединилась целая флотилия в 300 алеутских байдарок - русских промышленников было очень мало. Придя на Ситку, Баранову удалось избежать большого кровопролития и снова наладить дружественные отношения с индейцами.

     В 1812 г., по поручению Баранова, Иван Александрович Кусков основал Форт Росс, недалеко от г. Сан-Франциско (в то время принадлежавшему испанцам). К этому времени русские надёжно основались в районе Аляски и были готовы к освоению более южных областей Америки.

     Как обычно, была построена церковь, школа и другие помещения. В скором времени также была построена верфь для строительства морских кораблей -- первая верфь в Калифорнии. На верфи было построено много небольших судов, а также два больших корабля - бриг "Румянцев" (160 тонн) и бриг "Булдаков" (200 тонн). Верфь также строила небольшие суда для своих соседей-испанцев для плавания по рекам Калифорнии.

    Огромную роль в успехе Форта Росс играла жена Кускова, Екатерина Прохоровна. Она в скором времени овладела местными индейскими языками, занималась грамотой с алеутами и индейцами, установив с ними самые дружеские отношения. Из-за своих жестокостей по отношению к индейцам, испанцы боялись выходить из своих крепостей без вооружённой охраны. Русские, напротив, не только ходили по всем окрестностям, но и ночевали в индейских селениях. Единственный в истории Форта Росс русский дезертир, Прохор Егоров, бежал именно к индейцам, стал их вождём и помогал им бороться с испанцами.

     Освоение Русской Америки велось народными силами: все её ранние деятели - выходцы из народа. Все они самоотверженно трудились, жертвуя личными интересами для блага России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

18. Период гуманистической  традиции русского Просвещения  конца XVIII – начала XIX века

 

     Актуальность  исследования состоит в осмыслении  культурного наследия России в аспекте становления гуманистической традиции русского Просвещения конца XVIII - начала XIX века. Именно в этот период сформировались основные гуманистические принципы, которые во многом предопределили дальнейшие пути развития русской просветительской культуры.

     Просветители  рассматривали человека как существо  свободное, одаренное разумом  и свободной волей, обладающее  достоинством и высоким пониманием  своего предназначения.

     Принцип  гуманизма получил свое наиболее  яркое воплощение в учебном  заведении нового типа - Царскосельском Лицее, Ни одно учебное заведение прошлого века не вызывало такого пристального интереса, как Лицей. Этот интерес, не утраченный и по сей день, легко объясним: проблема воспитания и образования молодого поколения сейчас актуальна.

     Обращение  к истории пушкинского периода  Царскосельского Лицея, названного  «золотым веком» этого учебного  зазедения, не только способствует  выявлению лучших достижений  русского воспитательного и образовательного  опыта предшествующих поколений, но и проясняет современную духовную ситуацию.

     В Лицее, созданном под непосредственным влиянием идей русского Просвещения, стремились сформировать «государственный» тип личности-участника и творца исторических событий, личности, которая обогатившись общеевропейскими культурными достижениями, способствовала бы просвещению и укреплению Российской державы.

     Царскосельский Лицей можно считать своеобразным государственным экспериментом. И хотя далеко не все питомцы Лицея достигли столь значительных высот на поприще государственной службы, как министр иностранных дел A.M. Горчаков, государственный секретарь М.А. Корф или адмирал русского флота Ф.Ф. Матюшкин, но их нравственные и эстетические позиции сформировались под влиянием русской просветительской культуры конца XVIII - первой четверти XIX века.

     Обращение к гуманистическому наследию Царскосельского Лицея пушкинской поры связана с насущной необходимостью определения целей и основных ценностей культурно-воспитательного процесса. Опыт Лицея актуален сегодня, так как процесс реформирования затронул не только экономику, политику, основы духовности и другие сферы жизни нашего общества, но прежде всего воспитание и обучение. Необходимость смены парадигмы воспитания и образования, являющихся стержневой основой культуры, требует осмысления культурно-исторического прошлого.

 

 

 

19. Образование  и становление Московского университета

 

     Московский  университет по праву считается  старейшим российским университетом.  Он основан в 1755 году. Учреждение университета в Москве стало возможным благодаря деятельности выдающегося ученого-энциклопедиста, первого русского академика Михаила Васильевича Ломоносова (1711–1765).

     А.С. Пушкин справедливо писал о титане русской и мировой науки XVIII столетия: «Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенною силою понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки, была сильнейшею, страсти сей души, исполненной страстей. Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он все испытал и все проник...» В деятельности М.В. Ломоносова отразились вся мощь, красота и жизнеспособность российской науки, вышедшей на передовые рубежи мирового научного знания, успехи страны, сумевшей после преобразований Петра I значительно сократить отставание от ведущих держав мира и войти в их число. М.В. Ломоносов придавал огромное значение созданию системы высшего образования в России. Еще в 1724 году при Петербургской академии наук, основанной Петром I, были учреждены университет и гимназия для подготовки в России научных кадров. Но академические гимназия и университет с этой задачей не справились. Поэтому М.В. Ломоносов неоднократно ставил вопрос об открытии университета в Москве. Его предложения, сформулированные в письме к И.И. Шувалову, легли в основу проекта Московского университета. И.И.  Шувалов, фаворит императрицы Елизаветы Петровны, покровительствовал развитию русской науки и культуры, помогал многим начинаниям М.В. Ломоносова.

Информация о работе Российская империя в 1726–1801 гг.