Российская империя в 1726–1801 гг.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 19:23, курсовая работа

Описание работы

К концу XVII века Россия оставалась одной из отсталых стран Европы. Динамическое развитие западной цивилизации, изоляция России от европейских рынков, засилье средневековых пережитков ставили страну перед необходимостью кардинальных реформ.
Решительные перемены во всех сферах русского общества связаны с именем выдающегося государственного деятеля и полководца Петра I.
Изучая исторические вопросы XVIII века, и просматривая литературу по данной теме, мое мнение этот век был интереснейшим, напряженным и результативным в истории государства Российского.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...4
1. Борьба за власть после смерти Петра I………………………………………..5-6
2. Причины и сущность дворцовых переворотов……………………………….7-8
3. Взлет и падение А.Д. Меньшикова. «Бороновщина»……………………….9-10
4. Дворянство как главная опора самодержавия…………………………………11
5. Административно-территориальное деление России (АТД)
5.1. Первая Петровская реформа……………………………………………….12
5.2. Вторая Петровская реформа……………………………………………….13
5.3. Реформа 1727 года………………………………………………………14-15
5.4. Екатеринская реформа (разукрупнение ячеек АТД)…………………16-18
5.5. Павловская реформа (укрупнительная)…………………………………..19
6. Промышленность и торговля. Создание новой денежной системы………20-22
7. «Просвещенный абсолютизм» Екатерины II. Уложенная комиссия……..23-26
8. Государственно-административные и социально-экономические реформы Екатерины II (таблица 1)………………………………………………………......27
9. Политические деятели «екатеринской» эпохи. «Золотой век» дворянства смысл и значение……………………………………………………………......28-29
10. Дискуссия о генезисе самодержавия………………………………………30-32
11. Пугачева восстание 1773 – 1775 гг…………………………………….......33-35
12. Участие России в Семилетней войне и ее итоги………………………….36-37
13. Русско-турецкие войны во второй половине XVIII века
13.1. Разделы речи Посполитой…………………………………………….38-42
13.2. Георгиевский трактат………………………………………………….43-45
13.3. Русско-турецкие войны и их причины ………………………………46-47
13.4. Итоги русско-турецкой войны………………………………………..48-49
14. Итальянский и Швейцарский походы А.В. Суворова……………………50-55
15. Внешняя политика Павла I и военные реформы………………………….56-60
16. Открытие и освоение Дальнего Востока (XVII - XIXвв.) ……………….61-65
17. «Русская Америка»………………………………………………………....66-68
18. Период гуманистической традиции русского Просвещения конца XVIII – начала XIX века…………………………………………………………………….69
19. Образование и становление Московского университета………………...70-72
20. Открытие Академии наук в Петербурге……………………………………....73
21. Русское Просвещение
21.1. Общая характеристика и идеи Просвещения…………………………...74
21.2. Деятели Русского Просвещения……………………………………...75-83
21.3. Искусство……………………………………………………………....84-86
22. Усадебный быт и «крепостная интеллигенция»………………………….87-89
23. Архитектура XVIII века: Барокко………………………………………….90-94
24. Классицизм XVIII века в России
24.1. Архитектура раннего классицизма (1760 – 1780гг.)………………...95-97
24.2. Архитектура строгого классицизма (1780 – 1800 гг.)……………...98-100
25. Сентиментализм в русском искусстве XVIII века……………………101-102
Заключение……………………………………………………………………….103
Список использованной литературы…………………………………………...104

Файлы: 1 файл

к.doc

— 721.00 Кб (Скачать файл)

Поэтическое творчество Ломоносова отличалось жизнеутверждающим  оптимизмом, верой в великое будущее  своего народа. Главными темами хвалебно-торжественных од Ломоносова были Россия, мирный труд; он прославлял Петра I, в котором находил идеальные черты «просвещенного монарха». «Оду на взятие Хотина» (1739 г.) В. Г. Белинский считал началом современной русской литературы.

     "Свой  поэтический талант Ломоносов  использовал для пропаганды науки.  Его «Письмо о пользе стекла»,  как и многие другие стихотворения,  отличается научным и публицистическим  содержанием. Ломоносов был горячим  сторонником распространения научных знаний среди русских людей, твердо верил в творческие способности русского народа и был убежден, что может «собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать». В целях распространения просвещения в стране и подготовки собственных русских кадров в области просвещения, науки и культуры Ломоносов отдал много сил организации преподавания в гимназии и университете, находившихся при Академии наук. В 1755 г. по его инициативе и по его плану был основан Московский университет. Благодаря стараниям Ломоносова в составе Московского университета не было богословского факультета, что способствовало развитию материалистического на правления в науке и ее освобождению от влияния церкви. Преподавание в университете велось на русском, а не на латинском языке. В университете имели возможность учиться выходцы из непривилегированных сословий. Университет получил в свое распоряжение ряд лабораторий, научных кабинетов и типографию. Все это способствовало его превращению в важнейший центр русского просвещения, культуры и науки.

 

     Новиков

     Между 1769 и 1774 гг. в России издавалось  не менее 15 сатирических журналов. Из них наибольшим успехом  пользовались журналы обличительного  направления. Ведущее место принадлежало  изданиям Новикова (1744—1818). Его сатирические журналы «Трутень» и «Живописец» сразу привлекли к себе внимание постановкой актуальных проблем социальной жизни России. В них бичевался произвол помещиков, изобличалось взяточничество и вымогательство чиновников, невежество и самодурство дворян, были показаны бесправие и нищета крепостных.

     Вступив в острую полемику с журналом «Всякая всячина», которым фактически руководила Екатерина II, «Трутень» отстаивал право критики социальных пороков, в то время как императрица стремилась всячески ослабить обличительный характер сатиры. Новикова поддерживали и некоторые другие сатирические журналы — «Смесь», «Адская почта». Новиковская сатира, горячо принятая читающей публикой, продолжала оказывать влияние и в последующие десятилетия.

     Воздействие такого острого оружия, как печать, было несравненно более сильным, чем выступления в Уложенной комиссии или с университетской кафедры. В 1792 г. без суда, по личному указу императрицы, Новиков был заточен в Шлиссельбургскую крепость сроком на 15 лет; он был освобожден лишь после смерти Екатерины, в 1796 г.

     Сильную сторону деятельности Новикова, Поленова, Десницкого и других русских просветителей составляла смелость, с которой они обличали крепостное право крепостнические порядки в стране. Но резкости их критики не соответствовала умеренность, выводов и практических предложений. Дальше законодательной регламентации крестьянских повинностей, ограничения произвола крепостников, предоставления крестьянам права собственности на движимость и наследственного владения недвижимым имуществом они не шли. Их классовая ограниченность ярко обнаруживалась в том, что они не выступали с требованием полной и решительной ликвидации крепостничества, не понимали и боялись крестьянских восстаний. Ликвидация крепостного права представлялась им длительным процессом, осуществляемым «просвещенным монархом» и требующим предварительного воспитания масс. Такие иллюзии в отношении «просвещенного монарха» были свойственны и западноевропейским просветителям.

     Тем не  менее, мероприятия, которые предлагали русские просветители XVIII века, вели к подрыву крепостнических порядков и облегчали развитие  буржуазных отношений, а смелая критика крепостничества и политики   правительства способствовала возникновению в России революционной идеологии. 

     Первый русский мыслитель-революционер А.Н. Радищев.

     Новый этап в развитии освободительных идей в России связан с именем Радищева — первого русского революционного мыслителя, прямого предшественника дворянских революционеров—декабристов. Радищев был одним из первых просветителей, связавших протест против крепостничества с борьбой против самодержавия. Он довел идеи Просвещения XVIII в. до их логического конца, провозгласив право угнетенных ответить насилием на насилие. Революционные выводы Радищева находились в прямой связи с бурными событиями его времени; американской и французской буржуазными революциями и крестьянской войной под предводительством Пугачева.

     Александр Николаевич Радищев родился в 1749 г. в помещичьей семье, Дворянская усадьба в раннем детстве, дворянская Москва, где проходило его первоначальное обучение, наконец, придворное окружение, в котором он находился до 17 лет как воспитанник Пажеского корпуса, не заглушили в душе вдумчивого юноши порывов к справедливости и свободе. Обучение в Лейпцигском университете, куда он был направлен для получения юридического образования, знакомство с просветительской французской литературой и чтение русской прогрессивной публицистики укрепили его ненависть ко всем видам угнетения.

     По возвращении в Россию Радищев перевел для «Общества, старающегося о напечатании книг», организованного Новиковым, сочинение Мабли «Размышления о греческой истории или о причинах благоденствия и несчастия греков». Уже в этом раннем литературном выступлении Радищев высказал свои взгляды на абсолютизм, сопроводив перевод собственными примечаниями, в одном из которых он объявил, что народ является судьей государя, и что неправосудие монарха дает право народу судить его как преступника. Эти мысли Радищев развил в своих последующих произведениях, написанных после крестьянской войны 1773—1775 гг. и революции в Северной Америке.

     В замечательной  по глубине философской мысли и революционному пафосу оде «Вольность» (1781—1783) Радищев открыто провозгласил идею насильственной революции. Главное содержание оды заключается в описании тех бедствий, которые несет на роду монархическая власть, и в про возглашении закономерности и справедливости   народного   восстания. «Вольность» — это гимн свободе и революционной силе народа. Радищев называет себя первым прорицателем вольности и высказывает надежду, что потомство за это не забудет его. Заключительные строфы оды посвящены мечтам Радищева о грядущей славе его отечества, освободившегося от гнета самодержавия.

     Расцвет творчества Радищева па дает на 80-е годы. В эти годы была закончена его замечательная книга «Путешествие из Петербурга в Москву», в которой гневное обличение самодержавно-крепостнической России неразрывно связано с революционным призывом к уничтожению феодального строя.

     В начале «Путешествия» автор излагает причины, побудившие его написать эту книгу, и цель, которую он при этом преследовал. Это, прежде всего, стремление содействовать достижению счастья людей, страдания которых глубоко уязвляли его душу. Раскрыть людям причину их страданий и найти сочувствующих его идеям людей — вот цель, которую поставил перед собой автор.

     То, приводя рассказы встречных, то при помощи собственных рассуждений по поводу виденного и слышанного, то в форме заимствований из якобы по павших в руки путешественника чужих рукописей раскрывает автор глубину разложения самодержавно-помещичьей России, противопоставляя отталкивающей действительности свои революционные идеалы общественного устройства.

     Все, что встречает путешественник, является вопиющим противоречием внеш ней, парадной стороне екатерининского режима, выдававшегося защитниками самодержавия за царство «всеобщего счастья». Радищев разоблачает это показное, лживое благополучие. Развращенным дворянам, рабски угодливым перед властью и тиранически жестоким к своим крепостным, Радищев противопоставляет крестьян, руками которых создается богатство страны, как подлинно благородных людей. С первых шагов путешественник сталкивается с этими полярно противоположными силами.

Радищев изображает целую  галерею тупых, самодовольных представителей бюрократической власти, для которых существует лишь один интерес — собственная нажива. С такой же обличительной силой клеймит Радищев крепостников-помещиков. В главе «Любань» говорится о помещике, на которого крестьяне работают шесть дней в неделю, в главе «Вышний Волочок» — о «рачительном» хозяине, ограбившем своих крестьян и переведшем их на «месячину».

     Рисуя этих помещиков, Радищев рассматривает их действия не как результат личной жестокости или корысти. Он вскрывает язвы всей системы, породившей низменные черты в характере помещиков — владельцев крепостных душ. Узаконенное право владеть людьми — вот, по справедливому мнению Радищева, источник крестьянского порабощения и пороков, которыми наделены помещики.

     В «Путешествии» выведены и мужественные, благородные люди, которые вместе с автором страдают от окружающего их насилия и подлости: помещик из главы «Крестцы», воспитавший в своих сыновьях чувства долга, чести, правдивости и мужества; председатель уголовной палаты Крестьянкин, пытавшийся быть справедливым судьей; вымышленный автор оды «Вольность». Это те самые «сочувственники», о которых говорит Радищев в своем посвящении-предисловии.

     Привлекательными чертами характеризует Радищев крестьян. Нравственная чистота крестьянской девушки Анюты противопоставлена продажности чиновничьих дочерей. Нищий слепой певец, отвергший рублевое подаяние путешественника; крестьяне, вступившиеся за честь крестьянской девушки-невесты, которую пытались обесчестить сыновья помещика,— все эти образы резко противопоставлены погрязшим в пороках тунеядцам-дворянам. С гневом и возмущением описывает Радищев тяжелую участь полуголодных крестьян, которые не могут найти право судия и которых продают с торгов, как скот.

Исходя ид идеалистической, но для своего времени прогрессивной теории общественного договора, Радищев рассматривает порабощение как преступление, Угрожающе говорит он дворянам. «Страшись, помещик жестокосердый, на челе каждого из твоих крестьян вижу твое осуждение». Он был глубоко убежден в неизбежности низвержения самими порабощенными системы, основанной на преступлении, так как «поток, загражденный в стремлении своем, тем сильнее становится, чем тверже находит противостояние».

     Но Радищев без страха смотрит в будущее, когда прорвавшийся поток начнет сокрушать все на своем пути. «О, если бы рабы, тяжкими узами отягченные, ярясь в отчаянии своем, разбили железом, вольности их препятствующим, главы наши, главы бесчеловечных своих господ, и кровию нашею обагрили нивы свои! Что бы тем потеряло государство?» Ровно ничего, — заявляет Радищев. Из среды самого народа появились бы великие мужи, и в новом обществе не стало бы места угнетению человека человеком.

     Представление Радищева о возможности победоносной крестьянской революции было утопичным, не мог он избежать и противоречий в своих взглядах. Он верил, что новое общество будет основано на всеобщем труде, но источник всеобщего благополучия видел в свободной частной собственности на орудия и средства производства.

     Объективно его теория заключалась в требовании наиболее полного и реши тельного уничтожения феодально-крепостнических отношений, феодальной формы собственности. Правда, он не исключал и возможности общественного переустройства путем реформы. Это отразилось в проекте освобождения крестьян, изложенном в «Путешествии из Петербурга в Москву», и в некоторых отдельных его высказываниях. Но надежды Радищева на реформу и «просвещенного» монарха были гораздо слабее, чем убеждение в необходимости и неизбежности насильственного уничтожения крепостничества, а вместе с ним и самодержавия.

     Радищев не мог не знать, к каким последствиям приведет издание книги «Путе шествие из Петербурга в Москву», однако он мужественно пошел на этот героический шаг. Удар, который наносило выступление Радищева самодержавию, был настолько сильным, что Екатерина лично занялась его делом. «Он бунтовщик хуже Пугачева» — таково было ее заключение. Сенат угодливо утвердил решение Петербургской уголовной платы, присуждавшее Радищева к смертной казни, оставив императрице возможность продемонстрировать свое показное «милосердие» и заменить смертную казнь ссылкой. Радищев был выслан на 10 лет в одну из самых отдаленных местностей Сибири, в Илимский острог.

     Но, ни арест, ни тяжкий путь в Сибирь не сломили великого творца «Вольности». В стихах, написанных в пути, Радищев с гордостью говорил:

«Я тот же, что и был и буду весь мой век:

Не скот, не дерево, не раб, но человек!»

     Живя в далекой илимской ссылке, Радищев не прекратил литературной деятельности. Самой значительной работой этого периода был философский трактат  «О человеке, о его смертности и бессмертии». В  этом произ ведении отразились противоречия его мировоззрения. Признавая объективное существование материи и познаваемость мира при помощи чувственного опыта и рассуждения, Радищев в то же время не решается отвергнуть веру в бессмертие души.

     Из илимской ссылки Радищев был возвращен лишь после смерти Екатерины II. Со стороны императора Павла это было не актом милосердия, а проявлением ненависти к памяти матери. Ссылку в Илимск Павел заменил Радищеву ссылкой в его родовое имение, находившееся в Калужской губернии, под строгий надзор властей. Но и здесь Радищев продолжал свою литературную деятельность.

Информация о работе Российская империя в 1726–1801 гг.