Российская империя в 1726–1801 гг.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 19:23, курсовая работа

Описание работы

К концу XVII века Россия оставалась одной из отсталых стран Европы. Динамическое развитие западной цивилизации, изоляция России от европейских рынков, засилье средневековых пережитков ставили страну перед необходимостью кардинальных реформ.
Решительные перемены во всех сферах русского общества связаны с именем выдающегося государственного деятеля и полководца Петра I.
Изучая исторические вопросы XVIII века, и просматривая литературу по данной теме, мое мнение этот век был интереснейшим, напряженным и результативным в истории государства Российского.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...4
1. Борьба за власть после смерти Петра I………………………………………..5-6
2. Причины и сущность дворцовых переворотов……………………………….7-8
3. Взлет и падение А.Д. Меньшикова. «Бороновщина»……………………….9-10
4. Дворянство как главная опора самодержавия…………………………………11
5. Административно-территориальное деление России (АТД)
5.1. Первая Петровская реформа……………………………………………….12
5.2. Вторая Петровская реформа……………………………………………….13
5.3. Реформа 1727 года………………………………………………………14-15
5.4. Екатеринская реформа (разукрупнение ячеек АТД)…………………16-18
5.5. Павловская реформа (укрупнительная)…………………………………..19
6. Промышленность и торговля. Создание новой денежной системы………20-22
7. «Просвещенный абсолютизм» Екатерины II. Уложенная комиссия……..23-26
8. Государственно-административные и социально-экономические реформы Екатерины II (таблица 1)………………………………………………………......27
9. Политические деятели «екатеринской» эпохи. «Золотой век» дворянства смысл и значение……………………………………………………………......28-29
10. Дискуссия о генезисе самодержавия………………………………………30-32
11. Пугачева восстание 1773 – 1775 гг…………………………………….......33-35
12. Участие России в Семилетней войне и ее итоги………………………….36-37
13. Русско-турецкие войны во второй половине XVIII века
13.1. Разделы речи Посполитой…………………………………………….38-42
13.2. Георгиевский трактат………………………………………………….43-45
13.3. Русско-турецкие войны и их причины ………………………………46-47
13.4. Итоги русско-турецкой войны………………………………………..48-49
14. Итальянский и Швейцарский походы А.В. Суворова……………………50-55
15. Внешняя политика Павла I и военные реформы………………………….56-60
16. Открытие и освоение Дальнего Востока (XVII - XIXвв.) ……………….61-65
17. «Русская Америка»………………………………………………………....66-68
18. Период гуманистической традиции русского Просвещения конца XVIII – начала XIX века…………………………………………………………………….69
19. Образование и становление Московского университета………………...70-72
20. Открытие Академии наук в Петербурге……………………………………....73
21. Русское Просвещение
21.1. Общая характеристика и идеи Просвещения…………………………...74
21.2. Деятели Русского Просвещения……………………………………...75-83
21.3. Искусство……………………………………………………………....84-86
22. Усадебный быт и «крепостная интеллигенция»………………………….87-89
23. Архитектура XVIII века: Барокко………………………………………….90-94
24. Классицизм XVIII века в России
24.1. Архитектура раннего классицизма (1760 – 1780гг.)………………...95-97
24.2. Архитектура строгого классицизма (1780 – 1800 гг.)……………...98-100
25. Сентиментализм в русском искусстве XVIII века……………………101-102
Заключение……………………………………………………………………….103
Список использованной литературы…………………………………………...104

Файлы: 1 файл

к.doc

— 721.00 Кб (Скачать файл)

     После ознакомления с представленным И.И. Шуваловым проектом нового учебного заведения Елизавета Петровна подписала 12 (25 по новому стилю) января 1755 года (в День св. Татьяны по православному церковному календарю) указ об основании Московского университета. Церемония торжественного открытия занятий в университете состоялась в день празднования годовщины коронации Елизаветы Петровны 26 апреля (7 мая) 1755 года. С тех пор эти дни традиционно отмечаются в университете студенческими празднованиями, к ним приурочены ежегодная научная конференция «Ломоносовские чтения» и дни научного творчества студентов.

     В соответствии  с планом М.В. Ломоносова в Московском университете были образованы 3 факультета: философский, юридический и медицинский. Свое обучение все студенты начинали на философском факультете, где получали фундаментальную подготовку по естественным и гуманитарным наукам. Образование можно было продолжить, специализируясь на юридическом, медицинском или на том же философском факультете. В отличие от университетов Европы, в Московском университете не было богословского факультета, что объясняется наличием в России специальной системы образования для подготовки служителей православной церкви. Профессора читали лекции не только на общепризнанном тогда языке науки — латыни, но и на русском языке.

     Московский  университет выделялся демократическим  составом студентов и профессоров.  Это во многом определило широкое  распространение среди учащихся  и преподавателей передовых научных  и общественных идей. Уже в  преамбуле указа об учреждении университета в Москве отмечалось, что он создан «для генерального обучения разночинцев». В университет могли поступать выходцы из различных сословий, за исключением крепостных крестьян. М.В. Ломоносов указал на пример западноевропейских университетов, где было покончено с принципом сословности: «В университете тот студент почтеннее, кто больше научился; а чей он сын, в том нет нужды». За вторую половину XVIII века из 26 русских профессоров, которые вели преподавание, только трое были из дворян. Разночинцы составляли в XVIII веке и большинство учащихся. Наиболее способных студентов для продолжения образования посылали в зарубежные университеты, укрепляя контакты и связи с мировой наукой.

     Государственные  ассигнования лишь частично покрывали  потребности университета, тем более что первоначально со студентов не взималась плата за обучение, а в дальнейшем от нее стали освобождать неимущих студентов. Руководству университета приходилось изыскивать дополнительные источники дохода, не исключая даже занятия коммерческой деятельностью. Огромную материальную помощь оказывали меценаты (Демидовы, Строгановы, Е.Р. Дашкова и др.). Они приобретали и передавали университету научные приборы, коллекции, книги, учреждали стипендии для студентов. Не забывали о своей alma mater и выпускники. Не раз в трудное для университета время они собирали средства по подписке. По установившейся традиции профессора завещали университетской библиотеке свои личные собрания. Среди них — богатейшие коллекции И.М. Снегирева, П.Я. Петрова, Т.Н. Грановского, С.М. Соловьева, Ф.И. Буслаева, Н.К. Гудзия, И.Г. Петровского и др.

     Московский  университет играл выдающуюся  роль в распространении и популяризации  научных знаний. На лекциях профессоров  университета и диспутах студентов  могла присутствовать публика. В апреле 1756 года при Московском университете на Моховой улице были открыты типография и книжная лавка. Тем самым было положено начало отечественному книгоизданию. Тогда же университет начал издавать дважды в неделю первую в стране неправительственную газету «Московские ведомости», а с января 1760 года — первый в Москве литературный журнал «Полезное увеселение». Десять лет, с 1779 по 1789 год, типографию возглавлял питомец университетской гимназии, выдающийся русский просветитель Н.И. Новиков.

     Через год после создания университета первых читателей приняла университетская библиотека. Свыше 100 лет она выполняла функции единственной в Москве общедоступной библиотеки.

     Просветительская  деятельность Московского университета  способствовала созданию на его  базе или при участии его  профессуры таких крупных центров  отечественной культуры, как Казанская  гимназия (с 1804 года — Казанский университет), Академия художеств в Петербурге (до 1764 года — в ведении Московского университета), Малый театр и др.

     В XIX столетии при университете были образованы первые научные общества: Испытателей природы, Истории и древностей российских, Любителей российской словесности.

     В XVIII веке в стенах Московского университета учились и работали замечательные деятели русской науки и культуры: философы Н.Н. Поповский, Д.С. Аничков; математики и механики В.К. Аршеневский, М.И. Панкевич; медик С.Г. Зыбелин; ботаник П.Д. Вениаминов; физик П.И. Страхов; почвоведы М.И. Афонин, Н.Е. Черепанов; историк и географ Х.А. Чеботарев; историк Н.Н. Бантыш-Каменский; филологи и переводчики А.А. Барсов, С. Хальфин, Е.И. Костров; правоведы С.Е. Десницкий, И.А. Третьяков; издатели и писатели Д.И. Фонвизин, М.М. Херасков, Н.И. Новиков; архитекторы В.И. Баженов и И.Е. Старов.

     Соединение в деятельности Московского университета задач просвещения, науки и культуры превратило его, по выражению А.И. Герцена, в «средоточие русского образования», один из центров мировой культуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

20. Открытие  Академии наук в Петербурге

 

     Эпоха Петра  1 принесла много преобразований  в научную и культурную жизнь  России. Важнейшим мероприятием для развития науки была организация Академии наук. Для этого проводились переговоры с крупнейшими представителями западноевропейской науки и философии. 13 января 1724 г. Петр 1 подписал в Сенате "Определение об Академии", а 20 января он получил от лейб-медика Блюментроста составленный последним,

по-видимому, по петровским указаниям, проект организации Академии, который и явился ее первым уставом. На полях этого документа царем  были сделаны собственноручные добавления и поправки, после чего 22 января он был зачитан в Сенате и утвержден Петром.

     "Понеженыне  в России здание к возращению  художеств и наук учинено быть  имеет, - говорилось в "Определении  об Академии",- того ради невозможно, что здесь следовать в прочих  государствах принятому образу; но надлежит смотреть на состояние здешнего государства, как в отношении обучающих, так и обучающихся, и такое здание, учинить, через которое не токмо слава сего государства для размножения наук нынешним временем распространилась, но и чрез обучение и расположение оных польза в народе впредь была". Таким образом, перед Академией ставились не только теоретические, но и практические цели - разработка и распространение полезных практических знаний. В то же время петербургская Академия наук в отличие от западноевропейских должна была стать не только научно-исследовательским, но и учебным заведением. Соединение в одном учреждении научной и учебной функции "Определение" мотивировало настоятельными нуждами страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

21. Русское  Просвещение

 

21.1. Общая характеристика  и идеи Просвещения

 

     Особенностью  Русского Просвещения второй  половины XVIII века, вызванного к жизни  широкими идейно-культурными процессами, последовавшими после петровских  реформ, было то, что выразителем  его идеологии стала не буржуазия, которая еще только зарождалась, а дворянство.  Формирование русского капитализма шло параллельно с усилением крепостнической системы. «Жалованная грамота дворянству» (1785) подвела итог дворянской эмансипации таким образом, что свобода верхнего общественного слоя опиралась на закрепощение низшей, основной массы населения. Поэтому дворянство стояло на защите самодержавия как главного гаранта своих привилегий и как оплота крепостнического режима, а идеи просвещения носили охранительный характер и подчинялись обоснованию разумности и законности царской власти. Эти черты определили его характер.

     Начало  Просвещения в России совпало со становлением абсолютизма, идея которого состоит в том, что все жизненные блага (в  том числе и культурные) подданные получают «из рук» государя или благодаря его «отеческой» заботе. Поэтому представители нарождающейся новой культуры, как правило, концентрировались вокруг царского двора, были общественными государственными деятелями и поэтому уже по долгу службы одновременно являлись проводниками идей просвещения. Складывался особый тип «служилой интеллигенции».

     Именно  в это время во всю широту  ставятся задачи просвещения  отечества. Идеология русских  просветителей – Кантемира, Тредиаковского, Ломоносова и других опирались на опыт просвещенного монарха Петра I и его «ученой дружины». В это время пропагандируется гуманистические идеалы торжества разума, общественной ценности человека, важности его гражданского долга. Русский классицизм как основное литературное направление эпохи провозглашал идеи патриотизма и служения Родине. Именно в это время входят в употребление слова патриот и патриотизм.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

21.2. Деятели  Русского Просвещения

 

     Борьба  сентиментализма с классицизмом  не исчерпывает всего содержания русской культуры второй половины XVIII века. Наряду с сентиментализмом (а чаще в сочетании с ним) все больше выявляются реалистические тенденции русской культуры, условно называемые “просветительским реализмом”. Они с наибольшей активностью и последовательностью выражали протест против феодальной идеологии.

     Острая  критика существующего строя,  беспощадная ирония и насмешка  над правящими классами, обличение  невежества, паразитизма и жестокости  дворянства, несправедливости и  продажности суда и чиновников — вот что несли с собой художественные произведения подобного рода.

     По своей  обличительной направленности, по  широте изображения общественных  недостатков первое место в  литературе 60—70-х годов занимает  творчество Д. И. Фонвизина. Начиная от ранней политической басни-сатиры “Лисица-казнодей”, раскрывавшей подлинную суть самодержавия и добродетелей императрицы Елизаветы, и кончая “Бригадиром” и “Недорослем”, Фонвизин — один из идеологов русского Просвещения— во всех своих произведениях метко и зло осмеивал бар, восставал против жестокостей крепостничества, призывал ограничить власть помещиков над крестьянами. Реалистические основы творчества Фонвизина преодолевали условные правила классицизма.

     Смелым  новатором в области художественной  формы, ломающей привычные каноны классицизма, выступил и Г. Р. Державин, произведения которого свидетельствуют о неуклонном нарастании реалистических элементов в русской поэзии.

     Творчество  одного из крупнейших русских  ваятелей — Ф. И. Шубина также  носило сугубо реалистический характер. Сын черносошного крестьянина, талантливый самородок, он оставил нам блестящую галерею скульптурных портретов. Здесь элегантные холодные аристократки (бюст М. Р. Пани ной) заслуженные полководцы (бюст 3. Г. Чернышева), представители рождавшейся в то время интеллигенции. Многогранность творчества Шубина особенно наглядна при сопоставлении бюста М В. Ломоносова (он изображен без парика, рот тронут откровенно печальной усмешкой, грусть и горечь пронизывают весь его облик) и страшного в своем беспощадном реализме скульптурного портрета императора Павла I — с пышными императорскими регалиями и болезненно-уродливым, жестоким лицом дегенерата.

 

М.В. Ломоносов.

     Наиболее  ярким показателем уровня, достигнутого  русской наукой и культурой в XVIII в., является многогранное творчество гениального ученого и мыслителя Михаила Васильевича Ломоносова (4711—1765). Он был выходцем из народных масс, сыном рыбака-помора.

     Непреодолимая  тяга к знанию привела девятнадцатилетнего  Ломоносова в Москву, где он поступил в Славяно-греко-латинскую академию. Вспоминая о пятилетнем пребывании в академии. Ломоносов писал: «Имея один алтын (3 коп.) в день жалованья, нельзя было иметь на пропитание в день больше как на денежку хлеба и на денежку квасу, прочее на бумагу, на обувь и другие нужды». В 1735 г. Ломоносов был направлен в Петербург в университет при Академии наук. Через год он был уже в научной командировке в Германии, откуда вернулся в Петербург в 1741 г. Ломоносов был первым русским ученым, получившим звание профессора и академика Петербургской Академии наук (1745 г.).

     Круг интересов  Ломоносова и его научных изысканий  чрезвычайно широк, в этом отношении  он стоит наравне с такими  корифеями науки, как Леонардо  да Винчи, Лейбниц, Франклин, Ньютон. Химия и математика, физика и геология, астрономия и механика, география и ботаника, философия, языкознание и история входили в круг его интересов. Выражением признания заслуг Ломоносова явилось избрание его членом Стокгольмской и Болонской академий.

     Ломоносов рассматривал явления природы в их раз витии. Он писал: «Твердо помнить должно, что видимые телесные на земли вещи и весь мир не в таком состоянии был с начала от создания, как ныне находим, но великие происходили в нем перемены, что показывает история и древняя география». В 1748 г. Ломоносов открыл закон сохранения вещества и энергии. Научные открытия Ломоносов стремился внедрять в металлургию, горное дело, производство стекла, фарфора, красок. Органическое единство теории и практики составляло основную черту творчества Ломоносова. Он изобрел «ночезрительную трубу», с по мощью которой можно было ночью «яснее и явственнее различать скалы и корабли», создал отражательный зеркальный телескоп и т. п. Не задолго перед смертью Ломоносов  выпустил  «Краткое описание разных путешествий по северным морям и показание возможного проходу Сибирским океаном в Восточную Индию» (1763 г.).

     В области  гуманитарных наук деятельность  Ломоносова была не менее разно  образной. Он был автором первой  научной грамматики русского языка. «Древняя Российская история» Ломоносова была направлена против антинаучной нормандской теории происхождения русского государства.

Информация о работе Российская империя в 1726–1801 гг.