Российская империя в 1726–1801 гг.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 19:23, курсовая работа

Описание работы

К концу XVII века Россия оставалась одной из отсталых стран Европы. Динамическое развитие западной цивилизации, изоляция России от европейских рынков, засилье средневековых пережитков ставили страну перед необходимостью кардинальных реформ.
Решительные перемены во всех сферах русского общества связаны с именем выдающегося государственного деятеля и полководца Петра I.
Изучая исторические вопросы XVIII века, и просматривая литературу по данной теме, мое мнение этот век был интереснейшим, напряженным и результативным в истории государства Российского.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...4
1. Борьба за власть после смерти Петра I………………………………………..5-6
2. Причины и сущность дворцовых переворотов……………………………….7-8
3. Взлет и падение А.Д. Меньшикова. «Бороновщина»……………………….9-10
4. Дворянство как главная опора самодержавия…………………………………11
5. Административно-территориальное деление России (АТД)
5.1. Первая Петровская реформа……………………………………………….12
5.2. Вторая Петровская реформа……………………………………………….13
5.3. Реформа 1727 года………………………………………………………14-15
5.4. Екатеринская реформа (разукрупнение ячеек АТД)…………………16-18
5.5. Павловская реформа (укрупнительная)…………………………………..19
6. Промышленность и торговля. Создание новой денежной системы………20-22
7. «Просвещенный абсолютизм» Екатерины II. Уложенная комиссия……..23-26
8. Государственно-административные и социально-экономические реформы Екатерины II (таблица 1)………………………………………………………......27
9. Политические деятели «екатеринской» эпохи. «Золотой век» дворянства смысл и значение……………………………………………………………......28-29
10. Дискуссия о генезисе самодержавия………………………………………30-32
11. Пугачева восстание 1773 – 1775 гг…………………………………….......33-35
12. Участие России в Семилетней войне и ее итоги………………………….36-37
13. Русско-турецкие войны во второй половине XVIII века
13.1. Разделы речи Посполитой…………………………………………….38-42
13.2. Георгиевский трактат………………………………………………….43-45
13.3. Русско-турецкие войны и их причины ………………………………46-47
13.4. Итоги русско-турецкой войны………………………………………..48-49
14. Итальянский и Швейцарский походы А.В. Суворова……………………50-55
15. Внешняя политика Павла I и военные реформы………………………….56-60
16. Открытие и освоение Дальнего Востока (XVII - XIXвв.) ……………….61-65
17. «Русская Америка»………………………………………………………....66-68
18. Период гуманистической традиции русского Просвещения конца XVIII – начала XIX века…………………………………………………………………….69
19. Образование и становление Московского университета………………...70-72
20. Открытие Академии наук в Петербурге……………………………………....73
21. Русское Просвещение
21.1. Общая характеристика и идеи Просвещения…………………………...74
21.2. Деятели Русского Просвещения……………………………………...75-83
21.3. Искусство……………………………………………………………....84-86
22. Усадебный быт и «крепостная интеллигенция»………………………….87-89
23. Архитектура XVIII века: Барокко………………………………………….90-94
24. Классицизм XVIII века в России
24.1. Архитектура раннего классицизма (1760 – 1780гг.)………………...95-97
24.2. Архитектура строгого классицизма (1780 – 1800 гг.)……………...98-100
25. Сентиментализм в русском искусстве XVIII века……………………101-102
Заключение……………………………………………………………………….103
Список использованной литературы…………………………………………...104

Файлы: 1 файл

к.doc

— 721.00 Кб (Скачать файл)

     Уложенная комиссия начала свою работу 8 августа 1767 г. в Москве, а с 16 февраля продолжала действовать в Петербурге. В ней было представлено 564 депутата от всех сословий кроме крепостных крестьян. Поднимавшиеся в наказах и выступлениях депутатов вопросы, как правило, не выходили за рамки сословных нужд. Так, дворянство требовало ограничения вмешательства государства в дела собственников, отмены «Табели о рангах», утверждения своего исключительного права на владение землей и крестьянами. Купечество добивалось монополии на торгово-промышленную деятельность, разрешения на использование труда крепостных в промышленности и запрещения крестьянской торговли. Наказы, шедшие от горожан и сельских обществ, были гораздо прогрессивнее: депутаты требовали открытия городских и сельских школ, гимназий, учреждения университетов и академий, всесословного участия в местном самоуправлении. Раздавались голоса и о передаче помещичьих крестьян в управление особой коллегии, которая взимала бы с них подати и оброк в пользу помещиков (Я. Козельский), об установлении фиксированной законом ренты (А. Маслов), о предоставлении крепостным крестьянам права собственности на землю.

     Работа  Уложенной Комиссии быстро доказала  императрице, что депутаты не  в силах подняться над сословными притязаниями, дискуссия по крестьянскому вопросу, очевидно, была бесполезна, так как подавляющее большинство дворян резко выступали против отмены крепостного права. В декабре 1768 г. под предлогом начала войны с Османской империей Уложенная комиссия была распущена, хотя объективно военные действия потребовали привлечения не более 4% депутатов. Новый свод законов так и не был создан.

     Позитивным  итогом работы Уложенной комиссии  можно назвать «преподнесение»  Екатерине II титула «Матери Отечества», что укрепляло ее позиции на престоле. Необходимо отметить, что «Наказ» государыни сыграл роль в распространении идей просвещения в стране. Это сочинение, признанное во многих государствах Европы настолько либеральным, что запрещалось к публикации, в России не раз переиздавалось и активно изучалось.

     Надо сказать,  что в практической  деятельности  Екатерина II далеко отступала  от своих высоких идеалов. Она  знала, что обязана своей властью русскому дворянству и понимала, что лучший способ завоевать его любовь – это раздавать поместья, деньга и привилегии. В 1765 году (работая над «Наказом») она разрешила помещикам ссылать крестьян в Сибирь без суда «по предерзостному состоянию» (подтвердив указ Елизаветы 1760г). А в 1767 году, получив во время путешествия по Волге около 600 челобитных крестьян с  жалобами на помещиков, приказала вернуть их без рассмотрения, а позже выпустила специальный указ, запрещавший крестьянам подавать императрице жалобы на помещиков. В 1763 Г. она резко ограничила право свободного перехода крестьян вовсе.»

     Крестьяне  ожидали, что вслед за Манифестом  о вольности дворянства свободу  получат и они: «Наказ» Екатерины  еще более подогрел их надежды.  Способствовала этому и терпимая  политика правительства по отношению к раскольникам и перевод монастырских крестьян на положение государственных (последнее, впрочем, позволяло свободно жаловать их кому угодно). Но изменений в жизни крестьян так и не наступило. Напротив, к началу работы комиссии по выработке Уложения крепостные, вопреки всем законам, несогласно признавались рабами – хотя еще при Петре I крепостные могли брать казенные подряды.

     Страна  менялась на глазах – к середине 1780-х гг. уже выросло поколение  екатеринской эпохи, для которого  понятие «общество» или «благо  человечества» были вовсе не пустым звуком. В течение нескольких лет, с 1782 по 1786 гг. в России была создана сеть учебных заведений, среди которых выделялись 25 народных училищ, превращенных позже в гимназии. К их открытию в столице по повелению Екатерины II были подготовлены учителя и напечатаны учебники.

     Последние  годы правления Екатерину заботила  одна проблема – как уберечь  Россию от вредоносного, как она  полагала, влияния французской революции.

     В целом  последние годы правления Екатерины  мало походили на расцвет ее царствования. Напуганная французской революцией, Екатерина перешла к репрессивной политике. Воспоминания о недавней Пугачевщине только усугубляли ее опасения. Своим правлением Екатерина II хотела показать себя просвещенной государыней, заботящейся о своих подданных. В сущности, все правление Екатерины II стало правлением исключительно во благо дворянства, поскольку его считали опорой самодержавной монархии. Денни Дидро, все таки приехавший в Петербург и проживший там пять месяцев, понял, что слова о народном благе, столько раз написанные и произнесенные Екатериной II, остаются только словами. Это и есть главная особенность просвещенного абсолютизма в России. Обычное лицемерие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8. Государственно-административные  и социально-экономические реформы  Екатерины II (таблица 1)

 

 

Таблица 1

Год

Реформа

1763

Реформа Сената: упорядоченные структуры  и полномочия, изъятие законодательных  функций, сохранение их только за монархом.

1764

Секуляризация церковных владений (передача в ведение коллегии экономии).

1764

Ликвидация гетманства и элементов  автономии на Украине.

1775

Губернская реформа: «Учреждения  для управления губерний Всероссийской  империи».

1785

Городская реформа: «Грамота на права и выгоды городам Российской империи».

1785

Жалованная грамота дворянству: «Грамота на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства» - расширение дворянских привилегий.

1782

Полицейская реформа: введение «Устава  благочиния, или полицейского», согласно которому за населением устанавливался полицейский и церковно-нравственный контроль.

1769

Финансовая реформа: введение бумажных денег – ассигнаций. Открытие Дворянского и Купеческого банков.

1786

Образовательная реформа: создание системы образовательных учреждений.

1775

Введение свободы предпринимательства 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9. Политические  деятели «екатеринской» эпохи.  «Золотой век» дворянства смысл  и значение

 

     Екатеринская  эпоха характеризовалась также  деятельностью выдающихся русских ученых, дипломатов, военных, государственных деятелей.

  1. Григорий Александрович Потемкин-Таврический;
  2. Никита Иванович Панин
  3. Княгиня Екатерина Романовна Воронцова-Дашкова – писатель, первый директор Петербургской Академии наук
  4. Александр Васильевич Суворов
  5. Петр Александрович Румянцев
  6. Александр Андреевич Безбородко

Если говорить о графе  Григории Александровиче Потемкине, то несомненно стоит перечислить следующие  его заслуги, которые нам наиболее интересны и ценны в социально-политическом отношении: присоединении Крыма, строительство Черноморского флота, обустройство земель Новороссии и Тавриды, создание городов Херсона, Севастополя, Екатеринослава (Днепропетровска), Николаева и других, включение России в средиземноморскую торговлю, проведение военных реформ, приспособивших регулярную армию к условиям обширной империи и исключивших на время (до Павловских контрреформ) палочную дисциплину.

     Все это  лишь мала часть предпринятого  Потемкиным за 17 лет, которые он  находился у власти. Наконец, именно  Григорию Александровичу удалось вывести Россию с победой из крупного общеевропейского противостояния, в которое она попала в ходе русско-турецкой и русско-шведской войн 1787-1791 годов.

     Панин Н.И.  сблизился с Екатериной, в особенности  по смерти Елизаветы. Петр III, хотя и пожаловал его чином действительного тайного советника и орденом Андрея Первозванного, не доверял ему и всегда держал при нем одного из своих флигель-адъютантов.

     Панин понимал  необходимость переворота, но, по  словам самой Екатерины, желал его в пользу Павла Петровича. Когда после переворота 1762 года, в котором сам Панин, вместе с Дашковой, очень с ним близкой, принимал живое участие, власть осталась за Екатериной, он сделал, по мнению историка       С.М. Соловьева, попытку ограничить произвол этой власти, представив Императрице проект учреждения Императорского Совета и реформы Сената.

     Отношения  с Императрицей никогда не  были искренни и хороши. Его  до самого последнего времени  обвиняли , между прочим, в том,  что он намеренно развращал Павла и из своих личных целей содействовал разладу между императрицей и ее сыном: но из записок Порошина видно, что он очень серьезно относился к своей задаче в качестве воспитателя.

     С именем  Панина связаны все вопросы  внешней политики русского правительства за время от 1762 до 1783 гг.

     Знакомство  с Екатериной II (1758 г.) и личное  к ней расположение сделало  Дашкову преданнейшей ее сторонницей.  Их связывали также и литературные  интересы.

     Окончательное  сближение с Екатериной в конце  1761 по вступлении на престол Петра III. Участвовала в перевороте против Петра III, несмотря на то что ее сестра Елизавета была его фавориткой и могла стать его новой женой. Задумав государственный переворот, и вместе с тем желая до времени оставаться в тени, Екатерина избрала главными союзниками своими Григория Григорьевича Орлова и княгиню Дашкову. Благодаря Дашковой были привлечены  на стороны императрицы граф Н.И. Панин, К.Г. Разумовский,  Г.Н. Теплов и другие.

     Когда переворот  совершился, другие лица, против ожиданий Екатерины, заняли первенствующее место при дворе и в делах государственных: вместе с тем охладели и отношения императрицы с Дашковой.

     Правление  Екатерины II называют «золотым веком», т.к. русской монархии немецкая принцесса вернула былой блеск. Во внешней политике после завоеваний Екатерины II все европейские государства искали союза и поддержки России. Руководитель российской внешней политики при Екатерине II канцлер А.А.Безбородко говорил в конце своей карьеры молодым дипломатам: «Не знаю, как будет при вас, а при нас ни одна пушка в Европе без позволения нашего выпалить не смогла».

     При Екатерине  первенство дворянства и его  свободы были закреплены в  ряде положений и манифестов. Дворяне стали реально свободными  от рекрутской повинности, телесных наказаний, получили право через дворянские собрания ходатайствовать о сословных нуждах. Земля и недра были связаны воедино, и все права по собственности на недра были переданы землевладельцам. Можно сказать, это дворянство не только стало опорой  государства, но и получило полную свободу в своих действиях. Это был «золотой век» дворянства, но он более измерялся не в денежном, а в морально-правовом смысле. Дворянская жизнь теперь была наполнена не только служением отчизне, но и личной свободе в выборе служить или не служить. Служба отчизне в то время была настолько престижной, что эти вольности, им представленные, были приняты большей частью дворян с пониманием и еще большим желанием приносить пользу русскому государству в деле строительства империи.

     С первых  дней своего царствования Екатерина  II не отделяла себя от государства  и подчеркивала свою миссию  в единой связи с государственными  задачами. Такая императрица и  такая элита общества в лице  дворянства, объединенные общими  глобальными интересами, дали возможность России в целом достичь неоспоримых успехов.

 

 

 

 

 

10. Дискуссии  о генезисе самодержавия

 

     Индивидуальные  особенности каждого самобытного  государства порождают политическую  независимость и жизненную силу  этих государств, тогда как общества, построенные по чужым трафаретам, как и посредственные личности, носят на себе печать безжизненности, искусственности, а значит, цивилизационной слабости и неустойчивости. 

     Русская  государственность испокон веков  строилась не на писаных конституциях и бумажных законах, а на реальной силе русской нации, духовной и физической, имевшей олицетворение в державных вождях — в Православных Государях. Все попытки подменить реальную силу силой бумажной, то есть поставить во главу угла русской государственности безликий закон, потерпят неминуемый крах.

     Особенности  формирования русской системы  власти основываются на основополагающем  влиянии византийской идеи власти  Императора – идеи религиозного  автократизма, глубоко воспринятой  русскими книжниками и летописцами, и в частноправовом характере власти Великих князей из рода Рюриковичей, для которых владения есть неотчуждаемая вотчина, переходящая по наследству в их роде.

     Счастливое  разрастание рода Рюрика не  дало возможности боярской знати  стать реальной силой, могущей противодействовать собиранию единой власти. Борьба на Руси за власть всегда была противоборством между родственниками. На Руси не было крупных землевладений, находящихся не в собственности дома Рюрика, и разросшаяся династия Рюриковичей «окняжила» землю; на Западе же произошло «обаристокративание», земля попала в руки знатных родов. Феодализм на Западе породил борьбу королей с аристократией, а затем, после поражения последней, порабощение остатков аристократии и народа. Таким образом, зарождение и развитие власти на Руси и на Западе глубоко отличалось по характеру поземельных отношений — феодальных на Западе и частноправовых у нас. Московский князь, а затем и Царь смотрели на наследованную и приобретенную землю как на свою личную собственность, которую они передают по наследству своим сыновьям, они видели в Руси свою «отчину», — землю, переданную им во владение их отцами.

     Нация настолько  сроднилась с самодержавной властью,  исторически настолько привыкла  к ней, что национальное самосознание, по сути, не признает никакой другой власти, построенной на других принципах.

     В Монархии, в отличие от любой другой  власти, есть что-то глубоко личностное, человеческое, персонифицированное,  понятное и родное для русского  человека, но одновременно — в области исполнения своих державных обязанностей — и что-то неимоверно возвышающееся над жизнью простого человека, несоизмеримое со значением жизни этого простого человека, — несоизмеримое, как жизнь полководца и рядового солдата.

Информация о работе Российская империя в 1726–1801 гг.