Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 19:23, курсовая работа
К концу XVII века Россия оставалась одной из отсталых стран Европы. Динамическое развитие западной цивилизации, изоляция России от европейских рынков, засилье средневековых пережитков ставили страну перед необходимостью кардинальных реформ.
Решительные перемены во всех сферах русского общества связаны с именем выдающегося государственного деятеля и полководца Петра I.
Изучая исторические вопросы XVIII века, и просматривая литературу по данной теме, мое мнение этот век был интереснейшим, напряженным и результативным в истории государства Российского.
Введение……………………………………………………………………………...4
1. Борьба за власть после смерти Петра I………………………………………..5-6
2. Причины и сущность дворцовых переворотов……………………………….7-8
3. Взлет и падение А.Д. Меньшикова. «Бороновщина»……………………….9-10
4. Дворянство как главная опора самодержавия…………………………………11
5. Административно-территориальное деление России (АТД)
5.1. Первая Петровская реформа……………………………………………….12
5.2. Вторая Петровская реформа……………………………………………….13
5.3. Реформа 1727 года………………………………………………………14-15
5.4. Екатеринская реформа (разукрупнение ячеек АТД)…………………16-18
5.5. Павловская реформа (укрупнительная)…………………………………..19
6. Промышленность и торговля. Создание новой денежной системы………20-22
7. «Просвещенный абсолютизм» Екатерины II. Уложенная комиссия……..23-26
8. Государственно-административные и социально-экономические реформы Екатерины II (таблица 1)………………………………………………………......27
9. Политические деятели «екатеринской» эпохи. «Золотой век» дворянства смысл и значение……………………………………………………………......28-29
10. Дискуссия о генезисе самодержавия………………………………………30-32
11. Пугачева восстание 1773 – 1775 гг…………………………………….......33-35
12. Участие России в Семилетней войне и ее итоги………………………….36-37
13. Русско-турецкие войны во второй половине XVIII века
13.1. Разделы речи Посполитой…………………………………………….38-42
13.2. Георгиевский трактат………………………………………………….43-45
13.3. Русско-турецкие войны и их причины ………………………………46-47
13.4. Итоги русско-турецкой войны………………………………………..48-49
14. Итальянский и Швейцарский походы А.В. Суворова……………………50-55
15. Внешняя политика Павла I и военные реформы………………………….56-60
16. Открытие и освоение Дальнего Востока (XVII - XIXвв.) ……………….61-65
17. «Русская Америка»………………………………………………………....66-68
18. Период гуманистической традиции русского Просвещения конца XVIII – начала XIX века…………………………………………………………………….69
19. Образование и становление Московского университета………………...70-72
20. Открытие Академии наук в Петербурге……………………………………....73
21. Русское Просвещение
21.1. Общая характеристика и идеи Просвещения…………………………...74
21.2. Деятели Русского Просвещения……………………………………...75-83
21.3. Искусство……………………………………………………………....84-86
22. Усадебный быт и «крепостная интеллигенция»………………………….87-89
23. Архитектура XVIII века: Барокко………………………………………….90-94
24. Классицизм XVIII века в России
24.1. Архитектура раннего классицизма (1760 – 1780гг.)………………...95-97
24.2. Архитектура строгого классицизма (1780 – 1800 гг.)……………...98-100
25. Сентиментализм в русском искусстве XVIII века……………………101-102
Заключение……………………………………………………………………….103
Список использованной литературы…………………………………………...104
Мощь монархической власти способна увлечь за
собой миллионы людей, и не в последнюю
очередь личными и династическими качествами
ее носителей. С одной стороны, нацию привлекает
в Монархии то, что Царская Семья, как и
все ее подданные, живет семейной жизнью
с по-человечески всем понятными личными
горестями и радостями: так же, как и у
всех, в царских семьях рождаются дети,
женятся молодые, умирают старики и т.п.;
с другой стороны, нация видит, что при
общей всем семьям (в том числе и царской)
обыкновенности воспроизведения «рода
людского» по заповеди «плодитесь» весь
круг личностных и семейных интересов
в семье Царской подчинен главному — царскому
служению на посту главы государства и
нации.
Это сочетание обыкновенности Государей
в семейной жизни и уникальности в служении
государственном делает их одновременно
и личностно понимаемыми, и метафизически
почитаемыми.
Власть
Самодержца называется
Верховенство
в Самодержавном государстве
принадлежит Помазаннику, лицу
физическому, фактически
Власть Самодержавная никогда
не была чисто юридически созданной властью,
ее генезис глубоко связан с историческим
путем самой России, в котором она играла
волевую, направляющую роль. Именно Самодержавие
явилось насадителем Св. Православия на
некогда многобожно-языческой Руси, создало
из междоусобствующих княжеских земель
мощнейшую Русскую Империю, сплотило разрозненные
славянские племена в единую русскую нацию,
успешно охраняло на протяжении тысячи
лет наш православный мир от внешних и
внутренних посягательств на него, взрастило
все, что современное общество называет
наукой и культурой.
Власть Самодержавная, выступая как положительный фактор на протяжении всей русской истории, входит в состав базовых идей нашей цивилизации, в ее генетический код; Самодержавие не может уйти из русского мира без патологии его организма. На Самодержавии лежало множество важнейших государствообразующих и социальноохраняющих функций.
Именно Самодержавие регулировало, примиряло и соглашало между собою огромное количество всевозможных и зачастую разнонаправленных социальных сил в русском государстве. Все народы и народности, сословные и родовые интересы, аристократические и демократические принципы находили свое место, свой смысл, свою службу в многосложном политическом организме Русской монархии, и третейскими судьями между ними выступали Государи Императоры, в числе личных интересов которых благо подданных, как и благо всего государства, занимало первейшее место.
Задача эта, непосильная для человеческих
сил, становилась посильной для Помазанника
Божия (Помазанник на греческом языке
означает Христос) - Царя.
Самодержавие
— явление глубоко национальное, самобытное
и оригинальное. Как юридический термин
слово «самодержавие» появляется в древнерусской
письменности задолго до официального
принятия его как титула московских Государей.
Первым официально стал титуловаться
Самодержцем Великий князь Иоанн III Васильевич.
Этот титул обозначал, с одной стороны,
преемство с византийскими басилевсами,
а с другой — подчеркивал самостоятельность
русских Государей от татарских ханов.
Слово «сам» в древнерусской литературе,
как утверждают некоторые исследователи,
иногда понималось как держава, то есть
власть или управление.
Таким образом, Самодержавие
есть владение Верховной властью в силу
самостоятельного, независимого и неограниченного
могущества. Такое понимание Самодержавия
уяснилось для русских Государей с самого
начала. Верховная власть Государей Императоров
является самостоятельной, непроизводной,
имеющей единственное основание в самой
воле Божией, и потому в земной действительности
она являет собою господствующую силу
в государстве. Эта сила не только юридически
верховная, но и фактически сильнейшая,
без чего невозможно было бы и господство.
Самодержавие - нравственно ценный государственный
институт, «диктатура совести» (В. С. Соловьев),
содействующая как нравственному росту
общества, так и росту его материального
благосостояния. Служение Самодержавию
никак не противоречит христианскому
служению человека вообще, это не раздвоение
человека между Церковью и государством,
а единение в служении нравственному совершенствованию
страны в целом.
Идеал Самодержавия возрос
в России не в безвоздушном пространстве,
а в среде русского народа, посему принцип
этот на нашей почве впитал многое из самобытной
народной психологии. Преданность Самодержавию
была для многих синонимом преданности
высшим интересам нации. Сие положение
совершенно неизбежно в таком огромном
государстве, как Россия, поскольку для
его скрепы, кроме православной веры, наследственного
и неограниченного Самодержавия, необходимо
еще и господство, преобладание какого-нибудь
одного народа, наиболее потрудившегося
на поприще укрепления государства. Такой
народ должен почитаться государствообразующим,
и Монарх не имеет возможности игнорировать
фактическое положение вещей, почему неизбежно
вводит в жизнь государства направляющий
«дух нации» как некую общую силу, единящую
государственность.
11. Пугачева восстание 1773 – 1775 гг.
ПУГАЧЁВА ВОССТАНИЕ 1773-1775 гг. - восстание казаков, крестьян, крепостных рабочих Урала, нерусских народов под руководством Е.И. Пугачева, выдававшего себя за императора Петра III.
Крестьянское
восстание было вызвано резким ухудшением положения широких
слоев населения. Выросли размеры барщины
и оброка, а также государственные повинности.
Крестьян продавали целыми деревнями,
разделяли для продажи семьи. Обычными
явлениями были жестокие истязания по
прихоти помещика и ссылки крепостных
в Сибирь. В ответ участились убийства
помещиков и их управляющих, бунты вспыхивали
по всей России.
Грандиозное восстание под предводительством
Е.И. Пугачева началось в сентябре 1773 г.
на хуторе Толкачевых. Отряд пугачевцев
из 80 человек быстро вырос за счет казаков
и солдат гарнизонов Яицкой линии. Против
Пугачева выслали отряд из 200 казаков,
но они перешли на сторону восставших.
В "манифестах" от имени Петра III Пугачев
жаловал яицких казаков "реками и морями,
денежным жалованьем и всякой вольностью",
свободой исповедовать старую веру, обещал
сделать их "первыми людьми в государстве".
Были посланы манифесты к татарам, казахам,
башкирам. "Мухаметанцев" жаловали
"верой и молитвой", вечной волей,
землями и угодьями. У дворян Пугачев собирался
отобрать деревни, а взамен платить жалованье.
5 октября Пугачев с войском в 2,5 тыс. человек при 20 пушках осадил Оренбург, где находилось 3,7 тыс. солдат при 70 пушках. Посланный на выручку Оренбурга отряд генерал-майора В. Кара был разбит 9 ноября под Юзевкой. Кар, бросив войска, уехал в Москву. Его рассказы вызвали там панику. Однако в Оренбург удалось прорваться бригадиру А. Корфу с 2,5 тыс. солдат и 22 пушками.
Пугачевское войско под Оренбургом выросло в 15-тысячную "Главную армию" при 86 пушках, организованную по образцу регулярных частей. Боевое ядро войска составляли казачьи полки. В войске поддерживалась дисциплина, велось воинское обучение, выплачивалось жалованье. Отличившиеся награждались "медалями" - рублями Петра III. Части имели свои знамена, обычно с восьмиконечным староверским крестом. Штабом восставших стала "Государственная военная коллегия".
Пока Пугачев
руководил восстанием из
Усмирение бунта поручили генерал-аншефу
А.И. Бибикову. Он подтянул регулярные
войска и в начале 1774 г. перешел в наступление.
От Самары на Оренбург двигался отряд
генерала П. Голицына. Решающее сражение
произошло 22 марта у Татищевой крепости,
близ Оренбурга, где Пугачев сосредоточил
9-тысячное войско против 6,5 тыс. у Голицына.
Восставшие потерпели тяжелое поражение,
потеряв 2 тыс. убитыми и 4 тыс. пленными,
была захвачена вся артиллерия. На следующий
день Пугачев покинул свою ставку в станице
Берда под Оренбургом. 24 марта у Чесноковки
под Уфой подполковник И. Михельсон разбил
Чику-Зарубина и Салавата Юлаева. 1 апреля
"Главная армия" была окончательно
разгромлена у Сакмарского городка.
Пугачев с отрядом 500 человек укрылся в
горах Южного Урала. Начался второй этап
восстания. Пугачевское войско выросло
за счет "заводских мужиков" и башкир
до 8 тыс. Восстание вновь заполыхало в
Башкирии, на Урале, в Прикамье. 21 мая восставшие
были разбиты у Троицкой крепости генералом
И. Деколонгом. В бою погибли 4 тыс. восставших.
9 июня отряд И.И. Михельсона у деревни
Лягушкиной нанес новое поражение Пугачеву,
но тому удалось оторваться от преследования.
Пока правительственные войска оставались в Башкирии и на Урале, восставшие неожиданно вышли к Казани. Город обороняли 1,5 тыс. солдат и 6 тыс. вооруженных жителей. 12 июля 20-тысячная армия Пугачева ворвалась в Казань. Город сдался, и лишь военный гарнизон оборонялся в казанском кремле. Через 6 ч. подошли войска Михельсона, и Пугачев оставил охваченный огнем город. В сражениях 12 и 15 июля на Арском поле у Казани войска мятежников были разгромлены, Пугачев и 300 его сторонников переправились на правый берег Волги. Появление Пугачева в районах, где жили около 3 млн. крепостных крестьян, вновь разожгло огонь восстания. Оно перекинулось на Казанскую, Нижегородскую, Пензенскую, Тамбовскую, Воронежскую губернии. Простые люди с нетерпением ожидали прохода Пугачева. Для дворян и властей это был самый опасный этап войны. В новых манифестах Пугачев обещал сделать крестьян "вечными казаками", освободить от податей и рекрутских наборов. "Злодеев-дворян" теперь предписывалось "ловить, казнить и вешать". Всего пугачевцы казнили около 3 тыс. человек. Правительство опасалось, что Пугачев двинется на Нижний Новгород, а оттуда на Москву и Петербург. В Москве ввели военное положение, но Пугачев двинулся на юг, рассчитывая на помощь донских казаков, он не надеялся на успех с необученным и плохо вооруженным крестьянским войском. Его преследовали войска полковника Михельсона. За июль - август 1774 г. Пугачев овладел Саранском, Пензой, Камышином, Саратовом, Царицыном и другими волжскими городами. Восстание поддержали волжские казаки, но донские остались верны правительству. После неудачного штурма Царицына 10-тысячное войско Пугачева настиг 3-тысячный отряд Михельсона. В бою 24 августа у Сальниковой ватаги (к югу от Царицына) восставшие потеряли 2 тыс. убитыми и 6 тыс. пленными, а Михельсон - всего 16 человек убитыми. Пугачев с 200 яицкими казаками переправился на левый берег Волги. Яицкие казаки, примкнувшие ранее к восстанию, решили, что дальнейшая борьба бесполезна, и 8 сентября 1774 г. схватили
Пугачева, а 14 сентября выдали его властям в Бударинском форпосте, в окрестностях которого год назад началось восстание.
В начале сентября во главе войск, действовавших против пугачевцев, встал А.В. Суворов. Отдельные отряды восставших еще сопротивлялись. В ноябре 1774 г. был разбит и пленен Салават Юлаев, до мая 1775 г. воевал в мордовских лесах пугачевский "полковник" Петр Рощин. Жестокие репрессии и страшный голод, охвативший юго-восток страны усмирили восстание. Но надежда на новую "пугачевщину" продолжала жить в сознании крестьян. Казаки, которые были ядром восставших войск, получили льготы и превратились в верную опору властей.
Восстание
побудило правительство
Восстание
показало иллюзорность
Память
о “пугачевщине” и стремление
ее избежать стало одним из
факторов политики
Выступление крестьян повлияло на развитие русской общественной мысли и духовную жизнь страны.
12. Участие России в Семилетней войне и ее итоги
Одним из значительных моментов российской и европейской истории XVIII века была так называемая Семилетняя война. С одной стороны в войну поочередно вступили Пруссия, Англия и Португалия, Ганновер, с другой - Австрия, Франция, Россия, Испания, Саксония и Швеция.
Война была вызвана двумя основными причинами. В первой половине 1750-х обострилось колониальное соперничество Франции и Великобритании в Северной Америке и Индии; захват французами долины р.Огайо привел в 1755 к началу вооруженного противостояния двух государств; формальное объявление войны последовало после французской оккупации в мае 1756 о.Менорка. Этот конфликт наложился на внутриевропейский конфликт Пруссии с ее соседями: усиление военно-политического могущества Пруссии в Центральной Европе и экспансионистская политика ее короля Фридриха II (1740 - 1786) угрожали интересам других европейских держав.
Международное
положение в 30-60-х годах
Русская дипломатия в противовес этому
заключила в 1726 г. оборонительный союз
с Австрией. Готовясь к войне с Турцией,
царское правительство старалось нейтрализовать
Персию. По договорам 1732 и 1735 гг. были возвращены
Персии захваченные при Петре I земли южного
и западного побережья Каспийского моря.
Однако это не дало желаемых результатов.
Персидский шах Надир подписал сепаратный
договор с Турцией о разделе сфер влияния
в Закавказье. Таким образом, во время
русско-турецкой войны 1735-1739 гг. Россия
была в недружелюбных отношениях с Персией.