Русь и внешний мир в Киевский период

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 13:05, контрольная работа

Описание работы

1. Европейская и восточно-европейская история в IX-XII вв.
2. Положение Руси в средневековом мире.
3. Русь и ее соседи в IX-XIII вв. Внешняя политика государства.

Файлы: 1 файл

РАБОТА.doc

— 310.50 Кб (Скачать файл)


 

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Читинский государственный университет»

(ЧитГУ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кафедра: Управление персоналом

 

 

 

 

 

 

                   

 

                               по дисциплине:   «Отечественная история»

                               студент группы УПз-08   шифр 282385   вариант 13

                               методические указания (год издания) ____________

                               Ф.И.О. студента

                               Работа получена университетом ________________

                               Оценка работы  ______________________________

                              Рецензент _____________  дата проверки ________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Чита 2008


Тема 13: Русь и внешний мир в Киевский период

 

1. Европейская и восточно-европейская история в IX-XII вв.

2. Положение Руси в средневековом мире.

3. Русь и ее соседи в IX-XIII вв. Внешняя политика государства.

 

 

1. Европейская и восточно-европейская история в IX-XII вв.

 

 

С падением Западной Римской империи завершается история древнего мира и начинается история средних веков.

Главное содержание начального этапа средневековья — становление христианской цивилизации. Идеология в ее религиозной форме впервые стала доминирующим факто­ром в обществе. Пожалуй, за всю историю человечества не было времени, когда бы значение религии и церкви было столь значительным. Теологическому мировоззрению были подчинены мораль, философия, наука, искусство. Средне­вековье христианизировало Европу, что во многом опреде­лило характер европейской цивилизации.

Западная Европа. Вначале Западная Европа состояла из ряда разобщенных и неустойчивых варварских королевств, образовавшихся на территории бывшей Римской империи. На Британских островах — это англосаксонские королев­ства, в континентальной Европе — Вестготское, Бургунд­ское, Вандальское, Лангобардское, Франкское и другие ко­ролевства. Первоначально численность германских племен, расселявшихся среди римлян, не превышала 5%. Они доста­точно умело восприняли отдельные элементы экономичес­кой практики, социальных отношений, политического уст­ройства, права позднеантичного общества. Становление нового общества осуществлялось через синтез римского и варварского миров.

Западноевропейское средневековье — период господства натурального хозяйства и слабого развития товарно-денеж­ных отношений. Промышленность в этот период существо­вала в виде ремесла и мануфактуры. Эпоха средневековья характеризуется исключительной ролью церкви и высокой идеологизацией общества. Если в древнем мире каждый на­род имел свою веру и религию, которая отражала его наци­ональные особенности, историю, образ мыслей, то в сред­невековой Европе существует одна религия для всех — христианство.

Средневековье — это время образования национальных государств в виде абсолютных или сословно-представительных монархий. Особенностями политической власти были ее раздробленность, а также соединение с условной собственно­стью на землю. Если в античной Европе право владеть зем­лей определялось для свободного человека его гражданством, то в средневековой Европе право на землю зависело от при­надлежности человека к определенному сословию. Основ­ных сословий было три: дворянство, духовенство и народ (под этим понятием объединялись крестьяне, ремесленни­ки и торговцы). Сословия обладали разными правами и обя­занностями, играли разную общественно-политическую и хозяйственную роль.

Важной чертой средневекового западноевропейского об­щества была его иерархическая структура — система васса­литета. Во главе иерархии стоял король — верховный сю­зерен. На второй ступени феодальной лестницы находились непосредственные вассалы короля. Это были крупные фео­далы — герцоги, графы; архиепископы, епископы, аббаты. По грамоте, полученной от короля, они обладали различны­ми видами иммунитета. Феодалы такого уровня могли чека­нить собственную монету, которая нередко имела хождение не только в пределах данного поместья, но и вне его. Под­чинение таких феодалов королю часто было просто фор­мальным. На третьей ступени феодальной лестницы стояли вассалы герцогов, графов, епископов — бароны. Они пользо­вались фактическим иммунитетом в своих поместьях. Еще ниже располагались вассалы баронов — рыцари. У некоторых из них также могли быть свои вассалы — еще более мелкие рыцари, у других были в подчинении только крестьяне.

Средневековой культуре были присущи резкие контрас­ты между богатством и бедностью, знатным происхождени­ем и безродностью — все выставлялось напоказ. Особенно­стью общества было великое множество ограничений и условностей, но тот, кто мог их «прочитать», знал их код, получал важные дополнительные сведения об окружающей его реальности. Так, каждый цвет имел свое назначение: го­лубой трактовался как цвет верности, зеленый — новой любви, желтый — враждебности.

В период раннего средневековья (V-X вв.) значительно расширяется территория, на которой идет образование за­падноевропейской цивилизации. Наиболее важным процес­сом в социально-экономической сфере было становление феодальных отношений, стержнем которых явилось форми­рование феодальной собственности на землю. Формируют­ся два основных класса феодального общества: феодалы, ду­ховные и светские — собственники земли и крестьяне — держатели земли.

Византия. Основателем Византийской державы, ставшей составной частью христианской цивилизации, считается римский император Константин Великий (306—337). Он со­чувствовал христианам и помогал распространению новой религии в Римской державе. Он и сам принял христианство, став первым христианским правителем Римской империи. Позже церковь причислила императора Константина к лику святых.

В 395 г., когда после смерти римского императора Фео­досия единая Римская империя разделилась на Восточную и Западную части, начинается история Византии как самосто­ятельного государства. Восточно-Рим­скую империю только в XVII в., уже после ее гибели, истори­ки стали называть Византией. Сами подданные империи продолжали считать себя римлянами, а свое государство — Римской империей.

Во главе Византийской империи стоял василевс (царь). Василевсы полагали, что только они унаследовали от рим­лян право господствовать над всеми странами Европы, Средней Азии и Северной Африки. Государи других христи­анских стран долго признавали себя подданными византий­ского императора. Василевсу подчинялся громоздкий госу­дарственный аппарат, состоявший из многочисленных судебных, военных и налоговых ведомств, а также сенат, превратившийся в совещательный орган при императоре. Сочетание в жизни Византии христианской религии, эллин­ской культуры и римской государственности сделали ее не­похожей ни на одну другую европейскую или азиатскую державу. Византия впитала в себя много ценного из дости­жений античной цивилизации и долго оставалась самой культурной и могущественной страной в Европе и на Ближ­нем Востоке.

Наибольшего могущества империя достигла при Юсти­ниане I (527-565). Он происходил из бедной крестьянской семьи. Его дядя Юстин выслужился из простых солдат до зва­ния полководца и, силой овладев престолом, стал императо­ром. Юстин приблизил своего племянника ко двору, дал ему хорошее образование. После смерти дяди Юстиниан I унас­ледовал престол. Император Юстиниан I обладал немалой политической мудростью и смелостью. Он значительно обно­вил жизнь империи реформами, оживил международную торговлю, ставшую не только средством пополнения госу­дарственной казны, но и источником благоденствия всего народа. Важным достижением Юстиниана было создание свода римского права. Юстиниан приказал свести и упорядочить разнообразные учения и мнения знаменитых рим­ских юристов, живших ранее. Римское право до сих пор ле­жит в основе гражданского права большинства стран.

Своеобразие византийской цивилизации заключалось в сочетании античных институтов и идей с восточно-христианской картиной мира. Византия сумела сохранить все основные элементы наследства предшествующей Рим­ской цивилизации — крупные города с преобладанием ре­месла и торговли, рабовладение в сочетании с общинным земледелием, развитую культуру, в которой преобладали греческие элементы, сильное государство с развитым рим­ским правом. Переход Византии к феодальным отношени­ям был менее болезненным, чем на Западе. Здесь сохраня­лись ранее созданные культурные ценности и города — центры цивилизационного развития. В основном это был долгий процесс изживания рабовладения внутри самого ви­зантийского общества и столь же сложный процесс рожде­ния новых социально-экономических отношений.

В XV в. Византия, к тому времени утратившая свое былое величие, была завоевана турками. Осажденный 200-тысяч­ным войском султана Мехмета II в мае 1453 г. пал Констан­тинополь. Последний византийский император Константин XI Палеолог погиб в бою. Пройдет немного времени и герб Палеологов — двуглавый орел — станет российским гербом.

Политическое развитие. Политическая история Европы началась с Франкского королевства. Первым известным нам правителем франков был Хлодвиг, потомок легендарного короля Меровея, по имени которого эту династию называли Меровингами. Свое­го расцвета это государство достигло при Карле Великом (768—814). В 800 г. папа Лев III короновал Карла и провоз­гласил его римским императором. Но его империя была крайне непрочной и в 843 г. ее поделили на три большие час­ти потомки Карла Великого, положив начало истории трех государств — Франции, Германии и Италии.

Наиболее распространенной формой правления в эпоху средневековья в Западной Европе была монархия. Мощным противовесом ей являлась церковь. Набирали силу феода­лы, что вело к феодальной раздробленности и ослаблению королевской власти. Кроме того, в цивилизационном разви­тии Европы в X—XI вв. произошел важный качественный скачок. По всей Европе появляются города как центры ре­месла и торговли. Уже в раннем средневековье города вы­полняли политические и административные функции, явля­ясь резиденциями государей, феодалов и епископов. Но впоследствии они стали средоточием прежде всего ремесла и торговли. Ремесленники объединялись в цехи, купцы — в гильдии. К концу средневековья в городах зарождается но­вый класс — буржуазия (в буквальном переводе — «горожа­нин»). Города борются за сокращение поборов со стороны феодалов, получение торговых привилегий, самоуправле­ние.

Политическая консолидация феодалов (дворянства и ду­ховенства) и горожан (бюргерства) в виде особых сословий привела к образованию сословно-представительных учреж­дений. Возникает феодальная монархия с сословным пред­ставительством, или сословная монархия.

Впервые орган сословного представительства — парла­мент — возник в Англии. В 1265 г. было созвано собрание крупнейших баронов и священнослужителей, а также по два рыцаря от каждого графства и по два горожанина от самых крупных городов. Вскоре произошло разделение этого парламента на палату лордов, где заседали представители свет­ской и духовной аристократии, и палату общин, где заседа­ли представители рыцарства и горожан. Главной функцией парламента стало утверждение налогов и предоставление субсидий королю. В XIV в. парламент получил право уча­ствовать в издании государственных законодательных актов. Таким образом, в Англии уже в XIII в. установилась монар­хия, ограниченная парламентом, форма правления, сохра­нившаяся до наших дней.

В 1302 г. во Франции королем Филиппом IV Красивым были впервые созваны Генеральные штаты — представи­тельный орган трех сословий: духовенства, дворянства и третьего сословия наиболее влиятельных и богатых предста­вителей городов. К XV в. в Священной Римской империи складывается такой орган сословного представительства, как рейхстаг. Поначалу рейхстаг был представительным органом аристократической верхушки князей, в XIV в. его состав расширяется за счет участия в его работе графов и других представителей феодальных кругов. В 1255 г. для участия в работе рейхстага впервые были при­глашены представители городов, с 1489 г. они присутствова­ли на всех собраниях рейхстага. С XV в. рейхстаг состоял из трех коллегий: имперских князей, рыцарей и городов.     

Церковь и власть. 313 г. христианство было признано государственной религией. После этого начинается превращение церкви в политическую силу. Христианство стояло у колыбели фео­дального общества как сложившаяся религиозная идеология и социальная практика. Пользуясь слабостью раннефео­дальных «варварских» государств и их взаимной борьбой, папы присвоили себе административные и политические функции и стали выступать с претензиями на высший авто­ритет в делах христианской церкви в целом. Реальной осно­вой политической власти пап являлись богатейшие земель­ные владения, сосредоточенные в их собственных руках и подчиненных им монастырях.

В 1054 г. окончательно оформились две самостоятельные христианские церкви — западная и восточная. Одним из основных отличий западной церкви от восточной являлось (кроме различия в некоторых обрядах, «таинствах» и бого­служении) признание римского папы главой церкви. Как восточная, так и западная христианская церковь претендо­вали на значение единой вселенской церкви — «католичес­кой» по западному произношению, «кафолической» — по восточному. Западную церковь стали называть римско-като­лической, а восточную — греко-кафолической; восточная цер­ковь, кроме того, присвоила себе наименование «православ­ной», т. е. правоверной.

Для церкви одним из самых важных был вопрос об от­ношении к мирской власти. В 413 г. один из отцов церкви Ав­релий Августин написал сочинение «О Граде Божьем», в кото­ром сформулировал основные принципы взаимоотношений церкви и государства. История человечества — это борьба праведников (Град Божий) и грешников (Град Земной). В земной жизни оба града существуют вместе, но церковь близка к Граду Божьему, земная же власть стоит ниже церк­ви. Следовательно, светская власть должна подчиняться цер­кви. Реально же на всем протяжении средневековья взаимо­отношения церкви и государства представляли собой чаще всего противоборство.

Информация о работе Русь и внешний мир в Киевский период