Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 13:05, контрольная работа
1. Европейская и восточно-европейская история в IX-XII вв.
2. Положение Руси в средневековом мире.
3. Русь и ее соседи в IX-XIII вв. Внешняя политика государства.
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Читинский государственный университет»
(ЧитГУ)
Кафедра: Управление персоналом
по дисциплине: «Отечественная история»
студент группы УПз-08 шифр 282385 вариант 13
методические указания (год издания) ____________
Ф.И.О. студента
Работа получена университетом ________________
Оценка работы ______________________________
Рецензент _____________ дата проверки ________
Чита 2008
Тема 13: Русь и внешний мир в Киевский период
1. Европейская и восточно-европейская история в IX-XII вв.
2. Положение Руси в средневековом мире.
3. Русь и ее соседи в IX-XIII вв. Внешняя политика государства.
1. Европейская и восточно-европейская история в IX-XII вв.
С падением Западной Римской империи завершается история древнего мира и начинается история средних веков.
Главное содержание начального этапа средневековья — становление христианской цивилизации. Идеология в ее религиозной форме впервые стала доминирующим фактором в обществе. Пожалуй, за всю историю человечества не было времени, когда бы значение религии и церкви было столь значительным. Теологическому мировоззрению были подчинены мораль, философия, наука, искусство. Средневековье христианизировало Европу, что во многом определило характер европейской цивилизации.
Западная Европа. Вначале Западная Европа состояла из ряда разобщенных и неустойчивых варварских королевств, образовавшихся на территории бывшей Римской империи. На Британских островах — это англосаксонские королевства, в континентальной Европе — Вестготское, Бургундское, Вандальское, Лангобардское, Франкское и другие королевства. Первоначально численность германских племен, расселявшихся среди римлян, не превышала 5%. Они достаточно умело восприняли отдельные элементы экономической практики, социальных отношений, политического устройства, права позднеантичного общества. Становление нового общества осуществлялось через синтез римского и варварского миров.
Западноевропейское средневековье — период господства натурального хозяйства и слабого развития товарно-денежных отношений. Промышленность в этот период существовала в виде ремесла и мануфактуры. Эпоха средневековья характеризуется исключительной ролью церкви и высокой идеологизацией общества. Если в древнем мире каждый народ имел свою веру и религию, которая отражала его национальные особенности, историю, образ мыслей, то в средневековой Европе существует одна религия для всех — христианство.
Средневековье — это время образования национальных государств в виде абсолютных или сословно-представительных монархий. Особенностями политической власти были ее раздробленность, а также соединение с условной собственностью на землю. Если в античной Европе право владеть землей определялось для свободного человека его гражданством, то в средневековой Европе право на землю зависело от принадлежности человека к определенному сословию. Основных сословий было три: дворянство, духовенство и народ (под этим понятием объединялись крестьяне, ремесленники и торговцы). Сословия обладали разными правами и обязанностями, играли разную общественно-политическую и хозяйственную роль.
Важной чертой средневекового западноевропейского общества была его иерархическая структура — система вассалитета. Во главе иерархии стоял король — верховный сюзерен. На второй ступени феодальной лестницы находились непосредственные вассалы короля. Это были крупные феодалы — герцоги, графы; архиепископы, епископы, аббаты. По грамоте, полученной от короля, они обладали различными видами иммунитета. Феодалы такого уровня могли чеканить собственную монету, которая нередко имела хождение не только в пределах данного поместья, но и вне его. Подчинение таких феодалов королю часто было просто формальным. На третьей ступени феодальной лестницы стояли вассалы герцогов, графов, епископов — бароны. Они пользовались фактическим иммунитетом в своих поместьях. Еще ниже располагались вассалы баронов — рыцари. У некоторых из них также могли быть свои вассалы — еще более мелкие рыцари, у других были в подчинении только крестьяне.
Средневековой культуре были присущи резкие контрасты между богатством и бедностью, знатным происхождением и безродностью — все выставлялось напоказ. Особенностью общества было великое множество ограничений и условностей, но тот, кто мог их «прочитать», знал их код, получал важные дополнительные сведения об окружающей его реальности. Так, каждый цвет имел свое назначение: голубой трактовался как цвет верности, зеленый — новой любви, желтый — враждебности.
В период раннего средневековья (V-X вв.) значительно расширяется территория, на которой идет образование западноевропейской цивилизации. Наиболее важным процессом в социально-экономической сфере было становление феодальных отношений, стержнем которых явилось формирование феодальной собственности на землю. Формируются два основных класса феодального общества: феодалы, духовные и светские — собственники земли и крестьяне — держатели земли.
Византия. Основателем Византийской державы, ставшей составной частью христианской цивилизации, считается римский император Константин Великий (306—337). Он сочувствовал христианам и помогал распространению новой религии в Римской державе. Он и сам принял христианство, став первым христианским правителем Римской империи. Позже церковь причислила императора Константина к лику святых.
В 395 г., когда после смерти римского императора Феодосия единая Римская империя разделилась на Восточную и Западную части, начинается история Византии как самостоятельного государства. Восточно-Римскую империю только в XVII в., уже после ее гибели, историки стали называть Византией. Сами подданные империи продолжали считать себя римлянами, а свое государство — Римской империей.
Во главе Византийской империи стоял василевс (царь). Василевсы полагали, что только они унаследовали от римлян право господствовать над всеми странами Европы, Средней Азии и Северной Африки. Государи других христианских стран долго признавали себя подданными византийского императора. Василевсу подчинялся громоздкий государственный аппарат, состоявший из многочисленных судебных, военных и налоговых ведомств, а также сенат, превратившийся в совещательный орган при императоре. Сочетание в жизни Византии христианской религии, эллинской культуры и римской государственности сделали ее непохожей ни на одну другую европейскую или азиатскую державу. Византия впитала в себя много ценного из достижений античной цивилизации и долго оставалась самой культурной и могущественной страной в Европе и на Ближнем Востоке.
Наибольшего могущества империя достигла при Юстиниане I (527-565). Он происходил из бедной крестьянской семьи. Его дядя Юстин выслужился из простых солдат до звания полководца и, силой овладев престолом, стал императором. Юстин приблизил своего племянника ко двору, дал ему хорошее образование. После смерти дяди Юстиниан I унаследовал престол. Император Юстиниан I обладал немалой политической мудростью и смелостью. Он значительно обновил жизнь империи реформами, оживил международную торговлю, ставшую не только средством пополнения государственной казны, но и источником благоденствия всего народа. Важным достижением Юстиниана было создание свода римского права. Юстиниан приказал свести и упорядочить разнообразные учения и мнения знаменитых римских юристов, живших ранее. Римское право до сих пор лежит в основе гражданского права большинства стран.
Своеобразие византийской цивилизации заключалось в сочетании античных институтов и идей с восточно-христианской картиной мира. Византия сумела сохранить все основные элементы наследства предшествующей Римской цивилизации — крупные города с преобладанием ремесла и торговли, рабовладение в сочетании с общинным земледелием, развитую культуру, в которой преобладали греческие элементы, сильное государство с развитым римским правом. Переход Византии к феодальным отношениям был менее болезненным, чем на Западе. Здесь сохранялись ранее созданные культурные ценности и города — центры цивилизационного развития. В основном это был долгий процесс изживания рабовладения внутри самого византийского общества и столь же сложный процесс рождения новых социально-экономических отношений.
В XV в. Византия, к тому времени утратившая свое былое величие, была завоевана турками. Осажденный 200-тысячным войском султана Мехмета II в мае 1453 г. пал Константинополь. Последний византийский император Константин XI Палеолог погиб в бою. Пройдет немного времени и герб Палеологов — двуглавый орел — станет российским гербом.
Политическое развитие. Политическая история Европы началась с Франкского королевства. Первым известным нам правителем франков был Хлодвиг, потомок легендарного короля Меровея, по имени которого эту династию называли Меровингами. Своего расцвета это государство достигло при Карле Великом (768—814). В 800 г. папа Лев III короновал Карла и провозгласил его римским императором. Но его империя была крайне непрочной и в 843 г. ее поделили на три большие части потомки Карла Великого, положив начало истории трех государств — Франции, Германии и Италии.
Наиболее распространенной формой правления в эпоху средневековья в Западной Европе была монархия. Мощным противовесом ей являлась церковь. Набирали силу феодалы, что вело к феодальной раздробленности и ослаблению королевской власти. Кроме того, в цивилизационном развитии Европы в X—XI вв. произошел важный качественный скачок. По всей Европе появляются города как центры ремесла и торговли. Уже в раннем средневековье города выполняли политические и административные функции, являясь резиденциями государей, феодалов и епископов. Но впоследствии они стали средоточием прежде всего ремесла и торговли. Ремесленники объединялись в цехи, купцы — в гильдии. К концу средневековья в городах зарождается новый класс — буржуазия (в буквальном переводе — «горожанин»). Города борются за сокращение поборов со стороны феодалов, получение торговых привилегий, самоуправление.
Политическая консолидация феодалов (дворянства и духовенства) и горожан (бюргерства) в виде особых сословий привела к образованию сословно-представительных учреждений. Возникает феодальная монархия с сословным представительством, или сословная монархия.
Впервые орган сословного представительства — парламент — возник в Англии. В 1265 г. было созвано собрание крупнейших баронов и священнослужителей, а также по два рыцаря от каждого графства и по два горожанина от самых крупных городов. Вскоре произошло разделение этого парламента на палату лордов, где заседали представители светской и духовной аристократии, и палату общин, где заседали представители рыцарства и горожан. Главной функцией парламента стало утверждение налогов и предоставление субсидий королю. В XIV в. парламент получил право участвовать в издании государственных законодательных актов. Таким образом, в Англии уже в XIII в. установилась монархия, ограниченная парламентом, форма правления, сохранившаяся до наших дней.
В 1302 г. во Франции королем Филиппом IV Красивым были впервые созваны Генеральные штаты — представительный орган трех сословий: духовенства, дворянства и третьего сословия наиболее влиятельных и богатых представителей городов. К XV в. в Священной Римской империи складывается такой орган сословного представительства, как рейхстаг. Поначалу рейхстаг был представительным органом аристократической верхушки князей, в XIV в. его состав расширяется за счет участия в его работе графов и других представителей феодальных кругов. В 1255 г. для участия в работе рейхстага впервые были приглашены представители городов, с 1489 г. они присутствовали на всех собраниях рейхстага. С XV в. рейхстаг состоял из трех коллегий: имперских князей, рыцарей и городов.
Церковь и власть. 313 г. христианство было признано государственной религией. После этого начинается превращение церкви в политическую силу. Христианство стояло у колыбели феодального общества как сложившаяся религиозная идеология и социальная практика. Пользуясь слабостью раннефеодальных «варварских» государств и их взаимной борьбой, папы присвоили себе административные и политические функции и стали выступать с претензиями на высший авторитет в делах христианской церкви в целом. Реальной основой политической власти пап являлись богатейшие земельные владения, сосредоточенные в их собственных руках и подчиненных им монастырях.
В 1054 г. окончательно оформились две самостоятельные христианские церкви — западная и восточная. Одним из основных отличий западной церкви от восточной являлось (кроме различия в некоторых обрядах, «таинствах» и богослужении) признание римского папы главой церкви. Как восточная, так и западная христианская церковь претендовали на значение единой вселенской церкви — «католической» по западному произношению, «кафолической» — по восточному. Западную церковь стали называть римско-католической, а восточную — греко-кафолической; восточная церковь, кроме того, присвоила себе наименование «православной», т. е. правоверной.
Для церкви одним из самых важных был вопрос об отношении к мирской власти. В 413 г. один из отцов церкви Аврелий Августин написал сочинение «О Граде Божьем», в котором сформулировал основные принципы взаимоотношений церкви и государства. История человечества — это борьба праведников (Град Божий) и грешников (Град Земной). В земной жизни оба града существуют вместе, но церковь близка к Граду Божьему, земная же власть стоит ниже церкви. Следовательно, светская власть должна подчиняться церкви. Реально же на всем протяжении средневековья взаимоотношения церкви и государства представляли собой чаще всего противоборство.