Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 13:05, контрольная работа
1. Европейская и восточно-европейская история в IX-XII вв.
2. Положение Руси в средневековом мире.
3. Русь и ее соседи в IX-XIII вв. Внешняя политика государства.
Огромную роль в средневековой христианской церкви играло монашество, получившее широкое распространение и на Востоке, и на Западе. Монашество возникло в период раннего христианства как форма отшельничества или бегства из общества тех людей, которые потеряли веру в возможность избавиться от социального гнета. Однако уже к VI в. созданные монахами общежития (монастыри) превратились в богатейшие организации.
Социальная структура западноевропейского общества. Средневековое европейское общество было иерархичным. Главой феодальной иерархии являлся король. Его верховенство носило личный, частноправовой характер. Он был сеньором крупнейших феодалов, которые выступали его вассалами. Крупные феодалы получали земли под условие несения военной службы. Они могли иметь своих вассалов, отдавая им земли. Это были бароны или рыцари. Более мелкие феодалы также могли иметь своих вассалов. У них в непосредственном подчинении были крестьяне. Основой феодального строя выступали собственность феодалов или государств на землю и личная зависимость крестьян от феодала. За пользование землей феодал взимал ренту: натуральную (в виде барщины), продуктовую (продуктовый оброк) или денежную (денежные сборы).
Общество средневекового Запада состояло из трех сословий: духовенство, светские феодалы (рыцари, дворянство) и горожане и крестьяне. Первые два сословия были привилегированными. Принадлежность к сословию, как было сказано, являлась наследственной и определялась имущественным положением человека. Такая иерархическая структура общества затрудняла переход с одной ступени на другую, хотя в принципе он был возможен.
Крестьяне работали на своих хозяев, которыми могли быть светские сеньоры, церковь (отдельные монастыри, приходские церкви, епископы) и сам король. Всех этих крупных земельных собственников, живущих, в конечном счете, благодаря труду зависимых крестьян, историки объединяют одним понятием — феодалы. Условно говоря, все население средневековой Европы до тех пор, пока не окрепли города, можно разделить на две очень неравные части. Огромное большинство составляли крестьяне, а от 2 до 5% придется на всех феодалов.
У народов, принявших христианство, возникает многочисленное духовенство. Оно также занимает свое, особое место рядом с крестьянами и воинами. Так, к XI в. сложилась новая структура общества. Она очень отличалась от первобытных порядков у древних германцев, с одной стороны, а с другой — от общества Древнего Рима.
Эти социальные изменения породили теорию трех сословий. Согласно ей, каждому человеку Богом определено место в одной из трех больших групп — молящихся, воюющих и работающих. Первая группа — духовенство, вторая — светские сеньоры, третья — крестьяне. Общественное положение наследуется: сыну крестьянина также подобает стать крестьянином, как сыну рыцаря — рыцарем или же аббатом. По мнению средневековых мудрецов, у каждого из трех сословий свои важные обязанности. Каждое сословие необходимо остальным, ведь духовенство заботится о душах, сеньоры охраняют страну, крестьяне кормят всех остальных. Чтобы лучше понять эту мысль, сравнивали общество с человеческим телом. Ноги — «работающие», руки — «воюющие», а грудь — «молящиеся». Разве можно представить, чтобы ноги ссорились с руками или они вместе интриговали против груди?
Рыцарство. Значимым явлением средневековья явилось формирование рыцарства и рыцарской культуры. Европейские рыцари (феодалы-воины) XII—XIV вв. выработали своеобразные нормы поведения, которым должен был следовать любой настоящий рыцарь. Рыцарь обязан хранить верность сеньору, а тот — всячески защищать своего вассала и щедро одаривать. Рыцарь — защитник обиженных и слабых, борец за христианскую веру. Он не может позволить себе коварство, хитрость в бою с противником. Да и уклониться от честного поединка — позор. Даже поверженный противник, если он тоже рыцарь, заслуживает всяческого уважения. Без ущерба для своего достоинства рыцарь не мог встретиться в поединке с тем, кто намного ниже его по общественному положению.
Излюбленными развлечениями в средние века были рыцарские поединки. Рыцари делали из них красочные и роскошные зрелища. На соревнование рыцарей в силе и мастерстве — турнир — собирались толпы народа. Претенденты на победу съезжались порой из разных стран. Турнир мог почтить своим присутствием и даже участием король. Разумеется, знатные дамы были на самых почетных зрительских местах. Победа в турнире сулила счастливцу расположение его дамы. Главным событием турнира был поединок конных рыцарей в полном вооружении. Чаще всего нужно было выбить противника из седла ударом затупленного копья. Но бывало, что схватка становилась опасной для жизни.
Распорядителями и судьями на турнирах были герольды. Одна из их обязанностей состояла в умении разбираться в гербах рыцарей. Каждый сеньор стремился выбрать себе особый знак, который украшал его боевой щит, знамя, ворота замка. Герб получали за заслуги от короля или по наследству. Постепенно сложилась целая наука составления и чтения гербов — геральдика. Прочитать по гербу можно много: узнать не только, кто хозяин, но и чем известны его предки, с какими знатными семействами он в родстве. Со временем гербы стали заводить себе духовные лица, города, отдельные горожане. Появились также гербы государств.
Города. В период средневековья возле замков, крепостей, монастырей, мостов, переправ через реки возникают и разрастаются города, в том числе крупные, такие как Париж, Милан, Флоренция, где проживало до 80 тыс. человек. Жизнь в средневековом городе была трудна и опасна — частые эпидемии уносили жизни более половины горожан, как это случилось, например, во время «черной смерти» — эпидемии чумы в XIII в. Частыми были и пожары. Однако в города все равно стремились люди, ведь, как свидетельствовала поговорка, «городской воздух делал зависимого человека свободным». В центре города находилась просторная рыночная площадь. На нее выходило величественное здание ратуши — магистрат, где «отцы города» решали важные дела. Неподалеку возвышалась и главная городская церковь. Горожане собирались туда не только на молитву, но и для того, чтобы отметить важное событие или праздник, выслушать распоряжение властей, выбрать должностных лиц.
От рыночной площади во все стороны расходились улицы, которые пересекались с узенькими и кривыми улочками и переулками. На улицах многих европейских городов было очень грязно. Система канализации, как правило, отсутствовала, и помои выливали прямо на улицу. Сильный дождь мог превратить ее в настоящее болото. Сохранились рассказы о том, как на одной из таких улиц едва не утонул всадник вместе с конем. Но со временем благоустройство улиц и площадей, водоснабжение города, поддержание в нем чистоты становится в Западной Европе хорошо налаженным делом.
Вначале большинство городов находилось в зависимости от своих сеньоров. Горожане вели борьбу за получение самостоятельности, т. е. за превращение в вольный город. Органы власти независимых городов были выборными и имели право собирать налоги, расплачиваться с казначейством, по своему усмотрению распоряжаться городскими финансами, иметь свой суд, чеканить монету и даже объявлять войну и заключать мир. Богатство городов основывалось на богатстве их граждан. В числе наиболее богатых были ростовщики и менялы, которые производили обмен денег и перевод их из одного города в другой, брали на сохранение свободные капиталы и предоставляли кредиты. Эта деятельность была сосредоточена преимущественно в руках евреев, поскольку христианство официально запрещало верующим занятие ростовщичеством.
Важным слоем городского населения были ремесленники. От работы на заказ ремесленники переходят к работе на рынок. Ремесло становится уважаемым занятием, приносящим хороший доход. Особенным почтением пользовались люди строительных специальностей — каменщики, плотники, штукатуры. Зодчеством тогда занимались самые одаренные люди, с высоким уровнем профессиональной подготовки. В этот период углубляется специализация ремесел, расширяется ассортимент изделий, совершенствуется ремесленная техника, оставаясь, как и раньше, ручной. Усложняются и становятся более эффективными технологии в металлургии, выделке суконных тканей, и в Европе начинают носить шерстяную одежду вместо меха и льна. В XII в. были изготовлены механические часы, XIII в. — большие башенные часы, XV в. — карманные часы. Ремесленники объединялись в цехи, которые защищали своих членов от конкуренции со стороны «диких» ремесленников.
Заметную роль в жизни средневекового общества играли купцы. Как правило, они были грамотными и даже могли говорить на языках тех стран, через которые проезжали. Центрами внешней торговли в Западной Европы были Северное, Балтийское и Средиземное моря. Из Западной Европы вывозили сукна, вина, металлические изделия, мед, строевой лес, мех, смолу. С Востока на Запад везли в основном предметы роскоши: цветные ткани, шелк, парчу, драгоценные камни, слоновую кость, вино, фрукты, пряности, ковры. Ввоз в Европу в целом превышал вывоз.
Развитие внутренней торговли тормозилось отсутствием единой денежной системы, многочисленными таможенными сборами, отсутствием хорошей транспортной сети, постоянным разбоем на дорогах. Грабежом промышляли как простые люди, так и благородного происхождения. Среди них — мелкие рыцари, не находившие себе места в созидательной хозяйственной жизни, так как наследовать имущество отца — «корону и владения» — мог только старший сын, а уделом остальных становились война, походы, разбой, рыцарские развлечения. Однако, несмотря на существование многочисленных опасностей на дорогах, средневековое общество было динамичным и подвижным: между областями и странами шел интенсивный обмен товарами, людьми, идеями, постепенно способствуя формированию единой Европы.
Особенности становления цивилизации в Восточной Европе. Славяне — крупнейшая в Европе группа родственных народов, объединенная близостью языков и общностью происхождения. С течением времени славяне разделились на три большие группы — западные, южные, восточные (предки русских, украинцев, белорусов). Первые сведения о восточных славянах содержатся в античных, византийских и арабских источниках.
Древнейшей общеславянской прародиной большинство историков считают верховья Дуная, Вислы, Одера и Эльбы (Лабы). Отсюда славяне постепенно продвигаются на Днепр, а также к берегам Волхова и Ладоги. В VII—VIII вв. славяне составляли значительную часть населения Восточной Европы, смешиваясь с балтскими и угро-финскими племенами. Таким образом, предками русских, украинцев и белорусов были не только славяне, но и эти народы.
Летопись «Повесть временных лет» повествует о восточнославянских племенных союзах: поляне, поселившиеся на среднем и верхнем Днепре «в полях» и потому так прозвавшиеся; древляне, жившие к северо-западу от них в лесах; северяне, обитавшие к востоку и северо-востоку от полян; дреговичи — между Припятью и Западной Двиной; полочане — в бассейне реки Полоты; кривичи — в верховьях Волги и Днепра; радимичи и вятичи на р. Соже (приток Днепра) и Оке; ильменские словене — на севере в бассейне озера Ильмень и р. Волхов; белые хорваты — в Прикарпатье; уличи и тиверцы — между Днестром и Дунаем.
Соседями славян были кочевые народы (степняки) — булгары, половцы, хазары, аланы, печенеги. На севере славяне соседствовали с варягами (скандинавами). На юге возвышалась могущественная Восточная Римская империя (Византия), с которой славяне и воевали, и торговали. Важнейшим торгово-хозяйственным путем была река Днепр. Античный историк Геродот называл Днепр «самой производительной рекой не только в Скифии, но и во всем мире, за исключением Нила». Основой хозяйственного уклада являлось земледелие. Осваивая лесные и лесостепные пространства Восточной Европы, славяне несли с собой земледельческую культуру. Помимо подсечного и залежного земледелия с VIII в. получает распространение пашенное земледелие, основанное на использовании плуга с железным лемехом и тяглового скота. Основными зерновыми культурами были пшеница, просо, ячмень, гречиха. Большую роль играло скотоводство. Занимались славяне и промыслами: охотой, рыболовством, бортничеством (сбор меда диких пчел). Развивались ремесла. Большое значение имела внешняя торговля, развивающаяся как на Балтийско-Волжском пути, по которому в Европу поступало арабское серебро, так и на пути «из варяг в греки», связывающем византийский мир через Днепр с Балтийским регионом.
В VIII—IX вв. восточные славяне переживали период распада родоплеменного строя. Основным социальным институтом была община — вначале родовая, затем соседская. Большие патриархальные семьи, объединявшие несколько поколений родственников, столетиями сохранялись в славянском мире. В соседской общине участки земли перешли в пользование отдельных семей; появилась частная собственность на скот, орудия и результаты труда.
Политической основой союзов племен были институты «военной демократии». Во главе союзов стояли князья, которые осуществляли управленческие и военные функции. Сведения о первых князьях содержатся в «Повести временных лет». Каждый племенной союз управлялся системой из трех властей: вождем-военачальником (князем), советом племенных старейшин, народным собранием — вече. Многие историки считают, что княжеская власть, с которой традиционно связывают развитие отечественной государственности средневекового периода, зародилась в форме власти военного предводителя в недрах племенной эпохи.
Таким образом, славяне в VI—IX вв., сохраняя основы общинного строя (общинную собственность на землю и скот, вооружение всех свободных людей, регулирование социальных отношений с помощью традиций, т. е. обычного права, вечевую демократию), претерпевали как внутренние изменения, так и давление внешних сил, что в своей совокупности создавало условия для образования государства.
2. Положение Руси в средневековом мире.
Образование Древнерусского государства. Древнерусское государство возникло в период появления на исторической арене других европейских государств: распад империи Карла Великого (843) на Западное (будущая Франция), Среднее (позже Италия) и Восточное (Германия) королевства; Моравское государство (830); Венгерское государство (896); Польское государство (960).
Предпосылками образования Древнерусского государства послужили:
развитие производительных сил восточнославянских племен;
формирование соседской общины, внутриобщинного самоуправления, племенных правителей;
развитие торговли, в том числе международной и межплеменной;
рост социального и имущественного неравенства, выделение племенной знати;
существование внешней опасности.
Колыбелью русской государственности стал Северо-Запад современной России, первой столицей – Старая Ладога (основана в 753 г., в 2008 г. ей было уже 1255 лет!), первой городской улицей – Варяжская, существующая до сих пор.
На рубеже VIII—IX вв. у восточных славян уже были княжества: Куявия с центром в Киеве, Славия с центром в Новгороде и Артания, занимавшая территорию от Тмутаракани до Чернигова. Эти княжества располагались на оживленных торговых путях и контролировали важные стратегические пункты.