Русь и внешний мир в Киевский период

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 13:05, контрольная работа

Описание работы

1. Европейская и восточно-европейская история в IX-XII вв.
2. Положение Руси в средневековом мире.
3. Русь и ее соседи в IX-XIII вв. Внешняя политика государства.

Файлы: 1 файл

РАБОТА.doc

— 310.50 Кб (Скачать файл)

Огромную роль в средневековой христианской церкви играло монашество, получившее широкое распространение и на Востоке, и на Западе. Монашество возникло в период раннего христианства как форма отшельничества или бег­ства из общества тех людей, которые потеряли веру в воз­можность избавиться от социального гнета. Однако уже к VI в. созданные монахами общежития (монастыри) превра­тились в богатейшие организации.

Социальная структура западноевропейского общества. Средневековое европейское общество было иерархичным. Главой феодальной иерархии являлся король. Его вер­ховенство носило личный, частноправовой характер. Он был сеньором крупнейших феодалов, которые выступали его вассалами. Крупные феодалы получали земли под усло­вие несения военной службы. Они могли иметь своих вас­салов, отдавая им земли. Это были бароны или рыцари. Бо­лее мелкие феодалы также могли иметь своих вассалов. У них в непосредственном подчинении были крестьяне. Ос­новой феодального строя выступали собственность феода­лов или государств на землю и личная зависимость кресть­ян от феодала. За пользование землей феодал взимал ренту: натуральную (в виде барщины), продуктовую (продуктовый оброк) или денежную (денежные сборы).

Общество средневекового Запада состояло из трех сосло­вий: духовенство, светские феодалы (рыцари, дворянство) и горожане и крестьяне. Первые два сословия были привиле­гированными. Принадлежность к сословию, как было ска­зано, являлась наследственной и определялась имуществен­ным положением человека. Такая иерархическая структура общества затрудняла переход с одной ступени на другую, хотя в принципе он был возможен.

Крестьяне работали на своих хозяев, которыми могли быть светские сеньоры, церковь (отдельные монастыри, приходские церкви, епископы) и сам король. Всех этих крупных земельных собственников, живущих, в конечном счете, благодаря труду зависимых крестьян, историки объ­единяют одним понятием — феодалы. Условно говоря, все население средневековой Европы до тех пор, пока не окреп­ли города, можно разделить на две очень неравные части. Огромное большинство составляли крестьяне, а от 2 до 5% придется на всех феодалов.

У народов, принявших христианство, возникает много­численное духовенство. Оно также занимает свое, особое место рядом с крестьянами и воинами. Так, к XI в. сложи­лась новая структура общества. Она очень отличалась от первобытных порядков у древних германцев, с одной сторо­ны, а с другой — от общества Древнего Рима.

Эти социальные изменения породили теорию трех со­словий. Согласно ей, каждому человеку Богом определено место в одной из трех больших групп — молящихся, воюю­щих и работающих. Первая группа — духовенство, вторая — светские сеньоры, третья — крестьяне. Общественное поло­жение наследуется: сыну крестьянина также подобает стать крестьянином, как сыну рыцаря — рыцарем или же аббатом. По мнению средневековых мудрецов, у каж­дого из трех сословий свои важные обязанности. Каждое сословие необходимо остальным, ведь духовенство заботит­ся о душах, сеньоры охраняют страну, крестьяне кормят всех остальных. Чтобы лучше понять эту мысль, сравнивали об­щество с человеческим телом. Ноги — «работающие», руки — «воюющие», а грудь — «молящиеся». Разве можно представить, чтобы ноги ссорились с руками или они вмес­те интриговали против груди?

Рыцарство. Значимым явлением средневековья явилось форми­рование рыцарства и рыцарской культуры. Европейские рыцари (феодалы-воины) XII—XIV вв. выработали своеоб­разные нормы поведения, которым должен был следовать любой настоящий рыцарь. Рыцарь обязан хранить верность сеньору, а тот — всячески защищать своего вассала и щедро одаривать. Рыцарь — защитник обиженных и слабых, борец за христианскую веру. Он не может позволить себе ковар­ство, хитрость в бою с противником. Да и уклониться от че­стного поединка — позор. Даже поверженный противник, если он тоже рыцарь, заслуживает всяческого уважения. Без ущерба для своего достоинства рыцарь не мог встретиться в поединке с тем, кто намного ниже его по общественному положению.

Излюбленными развлечениями в средние века были ры­царские поединки. Рыцари делали из них красочные и рос­кошные зрелища. На соревнование рыцарей в силе и мас­терстве — турнир — собирались толпы народа. Претенденты на победу съезжались порой из разных стран. Турнир мог почтить своим присутствием и даже участием король. Разу­меется, знатные дамы были на самых почетных зрительских местах. Победа в турнире сулила счастливцу расположение его дамы. Главным событием турнира был поединок конных рыцарей в полном вооружении. Чаще всего нужно было вы­бить противника из седла ударом затупленного копья. Но бывало, что схватка становилась опасной для жизни.

Распорядителями и судьями на турнирах были герольды. Одна из их обязанностей состояла в умении разбираться в гербах рыцарей. Каждый сеньор стремился выбрать себе особый знак, который украшал его боевой щит, знамя, во­рота замка. Герб получали за заслуги от короля или по на­следству. Постепенно сложилась целая наука составления и чтения гербов — геральдика. Прочитать по гербу можно много: узнать не только, кто хозяин, но и чем известны его предки, с какими знатными семействами он в родстве. Со временем гербы стали заводить себе духовные лица, города, отдельные горожане. Появились также гербы государств.

Города. В период средневековья возле замков, крепостей, мо­настырей, мостов, переправ через реки возникают и разрас­таются города, в том числе крупные, такие как Париж, Ми­лан, Флоренция, где проживало до 80 тыс. человек. Жизнь в средневековом городе была трудна и опасна — частые эпи­демии уносили жизни более половины горожан, как это случилось, например, во время «черной смерти» — эпиде­мии чумы в XIII в. Частыми были и пожары. Однако в горо­да все равно стремились люди, ведь, как свидетельствовала поговорка, «городской воздух делал зависимого человека свободным». В центре города находилась просторная ры­ночная площадь. На нее выходило величественное здание ра­туши — магистрат, где «отцы города» решали важные дела. Не­подалеку возвышалась и главная городская церковь. Горожане собирались туда не только на молитву, но и для того, чтобы от­метить важное событие или праздник, выслушать распоряже­ние властей, выбрать должностных лиц.

От рыночной площади во все стороны расходились ули­цы, которые пересекались с узенькими и кривыми улочка­ми и переулками. На улицах многих европейских городов было очень грязно. Система канализации, как правило, от­сутствовала, и помои выливали прямо на улицу. Сильный дождь мог превратить ее в настоящее болото. Сохранились рассказы о том, как на одной из таких улиц едва не утонул всадник вместе с конем. Но со временем благоустройство улиц и площадей, водоснабжение города, поддержание в нем чистоты становится в Западной Европе хорошо нала­женным делом.

Вначале большинство городов находилось в зависимости от своих сеньоров. Горожане вели борьбу за получение само­стоятельности, т. е. за превращение в вольный город. Орга­ны власти независимых городов были выборными и имели право собирать налоги, расплачиваться с казначейством, по своему усмотрению распоряжаться городскими финансами, иметь свой суд, чеканить монету и даже объявлять войну и заключать мир. Богатство городов основывалось на богат­стве их граждан. В числе наиболее богатых были ростовщи­ки и менялы, которые производили обмен денег и перевод их из одного города в другой, брали на сохранение свобод­ные капиталы и предоставляли кредиты. Эта деятельность была сосредоточена преимущественно в руках евреев, по­скольку христианство официально запрещало верующим занятие ростовщичеством.

Важным слоем городского населения были ремесленни­ки. От работы на заказ ремесленники переходят к работе на рынок. Ремесло становится уважаемым занятием, принося­щим хороший доход. Особенным почтением пользовались люди строительных специальностей — каменщики, плотни­ки, штукатуры. Зодчеством тогда занимались самые одарен­ные люди, с высоким уровнем профессиональной подготов­ки. В этот период углубляется специализация ремесел, расширяется ассортимент изделий, совершенствуется ре­месленная техника, оставаясь, как и раньше, ручной. Ус­ложняются и становятся более эффективными технологии в металлургии, выделке суконных тканей, и в Европе начина­ют носить шерстяную одежду вместо меха и льна. В XII в. были изготовлены механические часы, XIII в. — большие башенные часы, XV в. — карманные часы. Ремесленники объединялись в цехи, которые защищали своих членов от конкуренции со стороны «диких» ремесленников.

Заметную роль в жизни средневекового общества играли купцы. Как правило, они были грамотными и даже могли говорить на языках тех стран, через которые проезжали. Центрами внешней торговли в Западной Европы были Се­верное, Балтийское и Средиземное моря. Из Западной Ев­ропы вывозили сукна, вина, металлические изделия, мед, строевой лес, мех, смолу. С Востока на Запад везли в основ­ном предметы роскоши: цветные ткани, шелк, парчу, драго­ценные камни, слоновую кость, вино, фрукты, пряности, ковры. Ввоз в Европу в целом превышал вывоз.

Развитие внутренней торговли тормозилось отсутствием единой денежной системы, многочисленными таможенны­ми сборами, отсутствием хорошей транспортной сети, по­стоянным разбоем на дорогах. Грабежом промышляли как простые люди, так и благородного происхождения. Среди них — мелкие рыцари, не находившие себе места в созида­тельной хозяйственной жизни, так как наследовать имуще­ство отца — «корону и владения» — мог только старший сын, а уделом остальных становились война, походы, раз­бой, рыцарские развлечения. Однако, несмотря на суще­ствование многочисленных опасностей на дорогах, средне­вековое общество было динамичным и подвижным: между областями и странами шел интенсивный обмен товарами, людьми, идеями, постепенно способствуя формированию единой Европы.

Особенности становления цивилизации в Восточной Европе. Славяне — крупнейшая в Европе группа родственных народов, объединенная близостью языков и общностью происхождения. С течением времени славяне разделились на три большие группы — западные, южные, восточные (предки русских, украинцев, белорусов). Первые сведения о восточных славянах содержатся в античных, византийских и арабских источниках.

Древнейшей общеславянской прародиной большинство историков считают верховья Дуная, Вислы, Одера и Эльбы (Лабы). Отсюда славяне постепенно продвигаются на Днепр, а также к берегам Волхова и Ладоги. В VII—VIII вв. славяне составляли значительную часть населения Восточной Евро­пы, смешиваясь с балтскими и угро-финскими племенами. Таким образом, предками русских, украинцев и белорусов были не только славяне, но и эти народы.

Летопись «Повесть временных лет» повествует о восточ­нославянских племенных союзах: поляне, поселившиеся на среднем и верхнем Днепре «в полях» и потому так прозвав­шиеся; древляне, жившие к северо-западу от них в лесах; северяне, обитавшие к востоку и северо-востоку от полян; дреговичи — между Припятью и Западной Двиной; полочане — в бассейне реки Полоты; кривичи — в верховьях Вол­ги и Днепра; радимичи и вятичи на р. Соже (приток Днеп­ра) и Оке; ильменские словене — на севере в бассейне озера Ильмень и р. Волхов; белые хорваты — в Прикарпатье; ули­чи и тиверцы — между Днестром и Дунаем.

Соседями славян были кочевые народы (степняки) — бул­гары, половцы, хазары, аланы, печенеги. На севере славяне соседствовали с варягами (скандинавами). На юге возвыша­лась могущественная Восточная Римская империя (Визан­тия), с которой славяне и воевали, и торговали. Важнейшим торгово-хозяйственным путем была река Днепр. Античный историк Геродот называл Днепр «самой производительной рекой не только в Скифии, но и во всем мире, за исключени­ем Нила». Основой хозяйственного уклада являлось земледе­лие. Осваивая лесные и лесостепные пространства Восточной Европы, славяне несли с собой земледельческую культуру. Помимо подсечного и залежного земледелия с VIII в. полу­чает распространение пашенное земледелие, основанное на использовании плуга с железным лемехом и тяглового ско­та. Основными зерновыми культурами были пшеница, про­со, ячмень, гречиха. Большую роль играло скотоводство. Занимались славяне и промыслами: охотой, рыболовством, бортничеством (сбор меда диких пчел). Развивались ремес­ла. Большое значение имела внешняя торговля, развиваю­щаяся как на Балтийско-Волжском пути, по которому в Ев­ропу поступало арабское серебро, так и на пути «из варяг в греки», связывающем византийский мир через Днепр с Бал­тийским регионом.

В VIII—IX вв. восточные славяне переживали период рас­пада родоплеменного строя. Основным социальным инсти­тутом была община — вначале родовая, затем соседская. Большие патриархальные семьи, объединявшие несколько поколений родственников, столетиями сохранялись в сла­вянском мире. В соседской общине участки земли перешли в пользование отдельных семей; появилась частная соб­ственность на скот, орудия и результаты труда.

Политической основой союзов племен были институты «военной демократии». Во главе союзов стояли князья, ко­торые осуществляли управленческие и военные функции. Сведения о первых князьях содержатся в «Повести времен­ных лет». Каждый племенной союз управлялся системой из трех властей: вождем-военачальником (князем), советом племенных старейшин, народным собранием — вече. Мно­гие историки считают, что княжеская власть, с которой тра­диционно связывают развитие отечественной государствен­ности средневекового периода, зародилась в форме власти военного предводителя в недрах племенной эпохи.

Таким образом, славяне в VI—IX вв., сохраняя основы общинного строя (общинную собственность на землю и скот, вооружение всех свободных людей, регулирование со­циальных отношений с помощью традиций, т. е. обычного права, вечевую демократию), претерпевали как внутренние изменения, так и давление внешних сил, что в своей совокупности создавало условия для образования государства.

 

2. Положение Руси в средневековом мире.

 

 

Образование Древнерусского государства. Древнерусское государство возникло в период появления на исторической арене других европейских государств: распад империи Карла Великого (843) на Западное (будущая Франция), Среднее (позже Италия) и Восточное (Германия) королевства; Моравское государство (830); Венгерское государство (896); Польское государство (960).

Предпосылками образования Древнерусского государства послужили:

 развитие производительных сил восточнославянских племен;

 формирование соседской общины, внутриобщинного самоуправления, племенных правителей;

 развитие торговли, в том числе международной и межплеменной;

 рост социального и имущественного неравенства, выделение племенной знати;

 существование внешней опасности.

Колыбелью русской государственности стал Северо-Запад современной России, первой столицей – Старая Ладога (основана в 753 г., в 2008 г. ей было уже 1255 лет!), первой городской улицей – Варяжская, существующая до сих пор.

На рубеже VIII—IX вв. у восточных славян уже были княжества: Куявия с центром в Киеве, Славия с центром в Новгороде и Артания, занимавшая территорию от Тмутаракани до Чернигова. Эти княжест­ва располагались на оживленных торговых путях и контролировали важные стратегические пункты.

Информация о работе Русь и внешний мир в Киевский период