Русь и внешний мир в Киевский период

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 13:05, контрольная работа

Описание работы

1. Европейская и восточно-европейская история в IX-XII вв.
2. Положение Руси в средневековом мире.
3. Русь и ее соседи в IX-XIII вв. Внешняя политика государства.

Файлы: 1 файл

РАБОТА.doc

— 310.50 Кб (Скачать файл)

В дальнейшем эта форма демократии на Руси не получила разви­тия в связи с воцарением ордынского ига. Главной фигурой город­ской жизни стал князь, назначаемый Ордой.

Культура и быт Древней Руси (IX – середина XIII в.). Культура Древней Руси формировалась на прочной самобытной основе при тесном взаимодействии с европейской, особенно византийской греческой культурой. На древнерусскую культуру особенно большое влияние оказали такие факторы, как принятие хри­стианства славянами; зарождение и распространение славянской пись­менности.

Ремесло. Древнерусские мастера достигли больших успехов в об­работке металла (мечи, сабли, кольчуги, топоры, лемеха, замки), в гончарном и стекольном производстве, в деревообработке и худо­жественном ремесле, в том числе в изготовлении золотых украшений с использованием цветной эмали, изделий из серебра с позо­лотой (чернь). В XI в. в городах насчитывалось до 100 ремесленных специальностей. Русские мастера изготовили прекрасную позолочен­ную гробницу первым русским святым Борису и Глебу.

Архитектура. Высокого уровня на Руси достигла техника дере­вянного строительства, а после принятия христианства — возведение каменных храмов по византийскому крестово-купольному образцу. Это прямоугольное здание с четырьмя деревянными столбами по углам. Столбы соединялись крестом перекладинами, на которых воз­вышался светлый купол. Первая каменная церковь на Руси была построена в 996 г. в Киеве - Во имя Успения пресвятой Бого­родицы. Князь Владимир Святой повелел давать на ее содержание десятину от княжеских доходов, поэтому церковь называлась «Деся­тинная». В 1037 г. при Ярославе Мудром в Киеве был построен ка­менный 13-главый Софийский собор, сохранившийся до наших дней.

С XII в. на Руси стали строить каменные церкви башенного типа, отличавшиеся красотой и значительной высотой относительно дру­гих строений. Внутри храмы украшались мозаикой, фресками (рос­пись стен водяными красками по сырой штукатурке), которые по ху­дожественному мастерству и великолепию считались лучшими в Европе.

Прекрасные храмы воздвигались и в других городах Руси. В Нов­городе были построены Софийский, Георгиевский и Никольский со­боры, во Владимире — Успенский и Дмитриевский; в Чернигове — Спасский собор; уникальная церковь на Нерли около Владимира и др. Первым светским каменным зданием был дворец княгини Ольги, по­строенный в Киеве в середине X в.

Фольклор и письменность. У восточных славян преобладал фольклор — устное народное творчество: сказки, обрядовые песни, былины, главными героями которых были русские богатыри — защитники родной земли и находчивые молодцы. Гусляры пели народу о Владимире Красное Солнышко и Владимире Мономахе, о военных походах русичей. Кроме гуслей были распространены лютни и свирели. В праздники молодежь развлекалась играми и плясками. Девушки води­ли хороводы, а парни присматривали среди них себе невест.

Письменность на Руси появилась в конце IX — начале X в. и при­шла из Болгарии через Моравию и Сербию. Основателями славян­ской письменности явились болгарские монахи братья Мефодий и Кирилл. Торговый договор Киевского князя Олега с Византией в 911 г. составлен был и на греческом, и на славянском языках. В Х в. в Киевской Руси при церквях были открыты школы для мальчиков, а в XI в. — и для девочек из знатных семей.

При Киево-Печерском монастыре велась подготовка священнос­лужителей для открывающихся церквей. Ранний славянский алфавит сначала назывался глаголицей, а затем кириллицей (ее разработали ученики Кирилла и Мефодия). Книги писались на пергаменте (тщатель­но обработанной телячьей коже) «уставным» письмом, т.e. отчетливо вырисованными «печатными» буквами, а не скорописью, как стали писать впоследствии.

В Киевской Руси в X в. грамотность среди славянского населения была распространена повсеместно, а не только в городах, и не только среди духовенства. Об этом свидетельствуют берестяные грамоты, найденные во многих городах Руси (Пскове, Смоленске, Витебске и др.); 916 обнаружено только в Великом Новгороде. В XI в. на Руси появились библиотеки, и первой из них считается обширная библио­тека князя Ярослава Мудрого, в которой были книги на греческом и славянском языках. Образованность высоко ценилась древнерусским обществом, и князя Ярослава прозвали Мудрым не только за дальновидную политику, но и за любовь к книгам.

Литература. В Древней Руси широкое распространение получи­ло летописание. Первыми русскими летописями были «Начальная лето­пись» монаха Никона (1073) и «Повесть временных лет», написанная в 1113 г. монахом Киево-Печерского монастыря Нестором Летопис­цем. После его смерти Владимир Мономах приказал монаху Сильвестру исправить эту летопись в 1116 г. с целью возвышения киевских князей над другими князьями и утверждения их особого, норманн­ского происхождения.

Видное место занимала церковная литература: «Остромирово Евангелие» (XI в.), «Изборники» (нравоучительные статьи), «Киево-Печерский патерик» - жития святых. Монах Нестор написал «Сказание о Борисе и Глебе», а также «Житие Феодосия» — основа­теля Киево-Печерской лавры. Житель Зарайска Евстафий написал «Повесть о разорении Рязани Батыем» (XIII в.).

Первым русским «мемуаристом» стал князь Владимир Мономах, написавший «Поучение детям», где кроме полезных советов и пере­чня своих походов четко проводил идею борьбы с княжескими и бо­ярскими усобицами, нарисовал образ идеального князя, заботившего­ся о благополучии всей русской земли. В XI в. черниговский игумен Даниил составил «Хожение в Иерусалим», которое стало путеводите­лем для русских паломников в Святые места.

Излюбленной литературной формой Древней Руси было «слово»: «Слово о Законе и Благодати» (XI в.) первого митрополита из русских Илариона, в котором он раскрывал христианское учение о спасении души, ратовал за единство Руси и равноправие ее среди других госу­дарств и народов; «Слово Даниила Заточника» (XII в.) — публици­стическое произведение, в котором служилый человек из Переяславля-Залесского выступал за сильную княжескую власть, осуждал произвол бояр, требовал от князя проявлять больше заботы о простых людях; «Слово о полку Игореве» (1185), в котором анонимный автор страстно призывал к единению русских земель и преодолению княже­ских усобиц; «Слово о погибели Русской земли» (ХШ в.) — рассказ о поражении русского ополчения в битве с монголо-татарами в 1238 г. на р. Сить и причинах этой трагедии.

Живопись. Древнерусская живопись была представлена в основ­ном иконописью, выражавшей богословие в красках. Новгородские и псковские мастера живописи, продолжавшие традиции вольных го­родов, отличались простотой и реальностью изображения. Мастера Суздаля и Ярославля сохраняли византийскую утонченность и вы­чурность. Образцом прекрасной живописи было оформление церкви Спаса на Нередице в Новгороде, фрески которой были лучшими в Ев­ропе того времени (иконописцы Алимпий, Георгий, Описей Гречин). Среди христиан-русичей был распространен обычай рисовать кресты на больших камнях, на стенах храмов, на дереве, металле и делать надписи, в которых обращались к Богу за помощью в их земных делах, либо сообщали о каком-либо важном событии, принятом решении и т.п.

К сожалению, большинство уникальных памятников культуры Древней Руси погибло в период монголо-татарского разорения и дру­гих иноземных нашествий.

Быт населения. Сельские селения славян (селища) в степных районах Юга были сравнительно крупные, а в северных и восточных регионах сплошные леса и многочисленные болота вынуждали кресть­ян искать сухие пригорки и строить разрозненные маленькие поселки (починки). Основным их занятием стало земледелие, но многим при­ходилось обращаться к промыслам — охоте, рыболовству, бортниче­ству, солеварению, смолокурению и т.п.

Князья и бояре жили в роскошных по тем временам хоромах, час­то устраивали пиры, на которые приглашали певцов, сказителей, тан­цоров. Женщины принимали участие в пиршествах наравне с мужчи­нами. Они любили золотые и серебряные украшения — браслеты, перстни, серьги и ожерелья из бисера. Богатые люди забавлялись со­колиной, ястребиной и псовой охотой. Мальчиков уже в три года са­жали на коня, а с 12 лет вместе с опытными наставниками отправляли на управление волостями и городами.

Простой народ городов и деревень жил в деревянных «курных» избах или в убогих землянках. Зимой женщины при свете лучин пря­ли пряжу. Традиционной русской женской одеждой были сарафаны, платки (убрусы). В праздничные дни для мужчин устраивались лоша­диные скачки, турниры, игрища с кулачными боями. Самым популяр­ным напитком у славян были квас и ячменное пиво — медовуха, изго­товленная из ячменя, меда и хмеля, а излюбленной едой — блины из гречневой муки.

Восточным славянам были хорошо известны как струнные, так и духовые инструменты (волынки, рожки). Бродячие музыканты и певцы в Древней Руси назывались лирниками.

К началу XII в. древний обычай многоженства (полигамия) сменился моногамией.

Феодальная раздробленность и ее последствия на Руси. С XI в. Киевская Русь вступила в период феодальной раз­дробленности. Это был закономерный этап общественно-экономического развития, вызванный объективными предпосылками.

Главные из них:

- рост крупного удельного княжеского и боярского землевладения (вотчин). Наличие у князей и бояр собственных военных дружин и ополчений создавало условия для политической самостоятельно­сти, вызывало тягу к суверенитету и созданию независимых от Кие­ва княжеств;

- господство натурального хозяйства, слабые экономические связи из-за перемещения основных торговых путей и замкнутость внут­реннего рынка позволяли изолированным княжеским и боярским хозяйствам вести самостоятельную экономическую жизнь и не за­висеть от центральной власти киевского князя;

- в результате бурного развития ремесел, превращения крупных горо­дов в новые политические и культурные центры некоторые из них (Новгород, Псков и др.) стали самостоятельными административ­ными центрами, вокруг которых складывались местные рынки и утверждалась власть наместников-бояр и местных князей;

- мелкие феодалы были заинтересованы в твердой княжеской власти на местах для совместного подавления бунтов крестьян, отражения внешней опасности. Поэтому мелкие и средние феодалы, не наде­ясь на помощь великого князя киевского, энергично поддерживали местного князя с его дружиной;

- ослабление центральной власти великого князя киевского во многом было обусловлено обычаем наследования княжеского пре­стола— не старшему сыну, а старшему в роду, что порождало ссоры, военные столкновения и создание новых независимых княжеств.

Следствиями феодальной раздробленности Руси, т.е. обособле­ния отдельных княжеств (уделов) и боярских вотчин, стали: ослабле­ние и без того неразвитых торговых связей внутри Руси и замедление развития производительных сил; разорение хозяйства, гибель людей; снижение обороноспособности русской земли, особенно накануне монголо-татарского нашествия.

Имея пятерых сыновей, великий князь киевский Ярослав Мудрый перед смертью в 1056 г. распорядился, чтобы старший сын Изяслав княжил в Киеве, Святослав в Чернигове, Всеволод в Переяславле, Игорь во Владимире-Волынском, Вячеслав в Смоленске. В Полоцке стал княжить внучатый племянник Ярослава Мудрого Всеслав Брячиславич. По завещанию все братья должны были чтить старшего брата Изяслава, блюсти единство русской земли, пресекать междо­усобные распри и семейные ссоры.

Однако вскоре между братьями и племянниками началась острая борьба за великокняжеский киевский престол. Первым против Ярославичей выступил Всеслав Полоцкий. Но во время переговоров в Ки­еве Ярославичи захватили Всеслава и посадили его в темницу («поруб»). Ситуация обострилась в 1068 г., когда дружину Изяслава под Киевом разбили внезапно появившиеся половцы-кипчаки. В Киеве началось восстание горожан, требовавших от Изяслава оружия и ко­ней для борьбы с половцами, но князь отказал им, боясь усиления бес­порядков в городе. Тогда восставшие освободили Всеслава Полоцко­го из темницы и провозгласили его великим князем киевским, а Изяслав бежал в Польшу к своему тестю — польскому королю. Че­рез семь месяцев с помощью польских войск Изяславу удалось вер­нуть себе киевский престол, но ненадолго. В 1073 г. его брат Святослав Черниговский изгнал Изяслава из Киева и провозгласил себя киев­ским князем. Изяслав, живший в эти годы в Польше, вернулся в Киев лишь после смерти Святослава в 1076 г.

К этому времени в борьбу за киевский престол вступили сыновья Ярославичей — племянники Изяслава. В 1078 г. в битве под Черниго­вом Изяслав разгромил войска мятежников, но сам погиб. Великим князем киевским стал брат Изяслава Всеволод (1078—1093), и на время усобицы прекратились. По после смерти Всеволода княжеские усобицы возобновились, в них были вовлечены не только братья Ярославичи, но и их сыновья. Киевский престол занял Святополк Изяславич (1093—1113).

Воспользовавшись распрями русских князей, половцы разорили всю Южную Русь. В 1097 г. переяславскому князю - внуку Ярослава Мудрого  Владимиру Мономаху удалось собрать, съезд князей в Любече, где было принято решение: «Кождо да держит отчину свою», т.е. наследственное владение (удел), передаваемое от отца к сыну. В результате киевский князь утратил свое прежнее право распределять уделы-наместничества по всей Руси, что стало предпосылкой политической раздробленности Киевской Руси в последующие десятилетия.

Вскоре после Любечского съезда отношения между князьями осложнились: великий князь киевский Святополк приказал захватить прибывшего в Киев князя Юго-Западной Руси Василька Ростиславича и ослепить его. В усобицы русских князей вмешались половцы и венгры. Но в 1100 г. в Уветичах, а в 1103 г. у Долобского озера на своих съездах русские князья заключили договор о совместном похо­де против половцев. Князья нанесли ряд поражений половцам: в 1107 г. в низовьях Днепра, а в 1111 г. на Донце, после чего кочевни­ки надолго покинули южнорусские степи.

В 1113 г. умер неумеренно алчный и жестокий киевский князь Святополк Изяславич, и в Киеве вспыхнул бунт — особому разграб­лению подверглись дома ростовщиков, которым покровительствовал великий князь. Испуганное боярство пригласило на киевский стол 60-летнего князя Владимира Мономаха (1113—1125), который проя­вил себя мудрым государственным деятелем и законодателем. Он до­полнил «Русскую Правду» Ярослава Мудрого и Ярославичей новыми статьями — «Уставом», по которому снижались проценты («резы») при выплате долгов крестьянами, ограничивались злоупотребления ростовщиков (не более 20% годовых), боярам запрещалось самоволь­но обращать свободных крестьян в холопов за долги, а за легкое уве­чье холопа феодал обязан был отпустить его на волю. Ряд статей ох­раняли интересы купечества и других собственников от народных погромов. За преступления против религии и семейной морали Вла­димир Мономах вводил жесткие телесные наказания и даже «урезание носа». В результате принятых мер снизилось социальное напря­жение и сохранялось единство Руси.

Информация о работе Русь и внешний мир в Киевский период