Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 13:05, контрольная работа
1. Европейская и восточно-европейская история в IX-XII вв.
2. Положение Руси в средневековом мире.
3. Русь и ее соседи в IX-XIII вв. Внешняя политика государства.
Таким образом, создание государства есть длительный процесс внутреннего развития общества — экономического, социального и политического. Традиционно точкой отсчета истории Российского государства считается «призвание варягов» в 862 г., когда словене, кривичи, чудь и меря призвали трех братьев-варягов — Рюрика, Трувора и Синеуса, которые по «ряду» (договору) выполняли обязанности по организации обороны и речной навигации.
Рюрик княжил в Новгороде до 879 г. После смерти Рюрика власть перешла к его воеводе Олегу. В 882 г. он совершил поход на юг, чтобы установить контроль над всем путем «из варяг в греки», выманив из Киева и убив княживших там Аскольда и Дира, он занял Киев, сделав его столицей единого государства — Киевской Руси.
Новгород сохранил свое значение крупнейшего центра притяжения славянских племен. Новгород и Киев тех времен можно условно сравнить с двумя столичными городами – Москвой и Санкт-Петербургом. При первых правителях Древней Руси определились границы, сложился аппарат управления, появились налоги, деньги и другие атрибуты государственности.
Формирование Древнерусского государства сопровождалось следующими особенностями:
было достаточно сильным влияние Византии, одного из наиболее развитых государств того времени;
с момента формирования русского государства оно имело полиэтничный характер, но ведущую роль играл древнерусский этнос;
на развитие страны оказывали влияние различные религии.
Формирование Древнерусского государства сыграло важную роль в консолидации русского этноса, в формирование русской цивилизации.
Развитие Древнерусского государства. Княгиня Ольга – единственная женщина из всех правителей «империи Рюриковичей». Игоря она покорила умом и красотой. После его смерти Ольга стала фактической правительницей при малолетнем сыне Святославе. С ее именем связано создание становищ и погостов, своеобразных «крепостниц», защита которых обеспечивалась «воями». Погосты и становища превращались впоследствии и административные центры государства. Налоговая и административные реформы способствовали экономическому укреплению и повышению политического веса молодого государства. Вместо полюдья она вела фиксированную форму дани – повоз. Для этого были установлены: размер дани – «урок», место ее доставки – «погосты», или «становища», время доставки – после сбора урожая. Это была первая налоговая реформа на Руси.
В 957 г. Ольга посетила Константинополь и приняла там христианство, крещена под именем Елены. Крестил ее сам Патриарх, а крестным отцом Ольги стал император Константин Багрянородный. Но крещение Ольги не повлекло за собой введения христианства на Руси, его приняли только некоторые приближенные княгини. Сын Ольги – Святослав остался язычником. В 957 г. Ольга фактически передала княжескую власть 16-летнему Святославу.
Святослав Игоревич (957-972) всю жизнь провел в походах, прославился победами и воинской доблестью. Нестор Летописец в «Повести временных лет» отмечал, что Святослав переносил все тяготы и лишения походной жизни наравне с простыми воинами: у него не было шатра, и в любую погоду он спал под открытым небом на конском потнике, положив седло под голову. Византийский историк Лев Диакон описывал наружность Святослава: «Он был среднего роста, имел плоский нос, голубые глаза, густые брови, мало волос на бороде и длинные косматые усы… Шея у него была плотная, грудь широкая и все прочие члены очень стройные… Белая одежда его только чистотою отличалась от одежды прочих русских». Он был благороден, предупреждал врагов: «Хочу на вы идти». Святослав был убит напавшими печенегами хана Куры. Святославу был 31 год. Ему наследовали юные сыновья. С 972 по 980 г. в Киеве правил Ярополк, по среднему течению Днепра – Олег, а в Новгороде – Владимир Святославович. Во взаимной борьбе за киевский престол Олег и Ярополк погибли, а князем Киевским стал Владимир Святославович.
Расцвет Киевской Руси. Наибольшее могущество Древнерусского государства приходится на время правления Владимира I (980-1015) и его сына Ярослава Мудрого (1019-1054).
Владимир Великий (980—1015) объединил восточных славян в единое государство Киевская Русь, ликвидировал «автономию» племенных союзов, усмирил восстания вятичей и радимичей, отказался от дальних военных походов, но успешно отражал набеги поляков, волжских булгар и литовцев на русские земли. Он дал мощный отпор печенегам, укрепил южную границу Руси от кочевников: построил остроги, оборонительные рвы и засеки.
Владимир усилил великокняжескую власть, заменив удельных князей своими 12 сыновьями, а в волостях — боярами-дружинниками. В 988 г. он принял, а в 990 г. инициировал массовое обращение в христианство своих подданных. Через крещение Руси Владимир ввел Русь в круг цивилизованных христианских народов и предопределил все последующее развитие Руси — России, характер ее государственности, склад души народа, ее материальную и духовную культуру, руководствуясь государственными интересами, он осуществил выбор исторического пути России на тысячелетие.
Христианская религия:
ввела Киевскую Русь в «Византийское содружество» и расширила ее международные связи;
способствовала объединению русских земель (на основе единой религии);
укрепила государственную власть, санкционировав ее божественное происхождение;
дала мощный импульс развитию культуры: письменности (при церквях и монастырях открывались школы для мальчиков, а затем и для девочек), живописи (иконопись), каменной архитектуры (церкви);
христианство способствовало утверждению духовности и высокой нравственности среди населения (10 заповедей, Нагорная проповедь Христа).
Церковь опекала нищих, больных, убогих, выступала против рабства женщин в семье и таких языческих обычаев, как похищение девушек, многоженство, брачные союзы между родственниками.
Христианизация Руси длилась долгие годы, так как языческое население сопротивлялось новой религии, а в отдаленных от городов поселениях язычество сохранялось длительное время. В результате на Руси возникло так называемое двоеверие: христиане и молились в церквях, и одновременно справляли старые языческие праздники, следовали традициям и поверьям.
Православная церковь разрешала вести церковную службу на языке коренного населения (в отличие от Римской церкви, допускавшей богослужения лишь на латинском языке). Поэтому православие было ближе народу и являлось составной частью его духовной жизни и культуры.
Необходимость принятия христианства на Руси вызывалась тремя факторами: 1) устаревшие языческие представления и обычаи древних славян надо было привести в соответствие с изменившимися потребностями складывавшегося Киевского государства и его положением; 2) единому государству должна соответствовать единая религия и единые обряды; 3) Византия и христианские страны Европы с недоверием относились к языческой Руси, воздерживались от заключения династических браков и даже не хотели торговать с язычниками.
Русская церковь находилась под юрисдикцией (управлением) константинопольской патриархии. По указу князя Владимира Святого церковь получала десятую часть всех княжеских доходов (десятину). Впоследствии источником доходов церкви стали земельные владения с живущими на них крестьянами и пожертвования богатых верующих. Христианство стало господствующей, официально признанной, государственной религией, уравняло Киевскую Русь с другими государствами цивилизованного мира и способствовало широкому проникновению византийской культуры и искусства в жизнь и быт русских людей.
Владимир Святой скончался 15 июля 1015 г. На киевском престоле утвердился его приемный сын Святополк (1015—1019), сын Ярополка и Рогнеды, ставшей женой Владимира после гибели Ярополка. В борьбе за киевский престол Святополк приказал убить своих младших братьев Бориса, Глеба и Святослава, за что вошел в историю как Святополк Окаянный, а Борис и Глеб первыми были причислены к лику святых Русской православной церковью. Но против Святополка выступил новгородский князь Ярослав, изгнал его из Киева, стал Великим князем Киевским (1019-1054). Он многое сделал для укрепления Руси и за это получил прозвище Мудрый. В 1036 г. Ярослав Мудрый нанес решающее поражение печенегам у стен Киева, после которого они никогда более не нарушали пределы Руси, и через год на этом месте заложил Софийский собор и Золотые ворота, как в Иерусалиме, город Ярославль на Волге и город Юрьев в земле эстов.
В 1051 г. Ярослав своим решением назначил митрополитом Руси Илариона — первого русского митрополита, до этого митрополитами Руси назначались константинопольским патриархом только греки. В середине 1050-х гг. при активном участии монахов Антония и Феодосия был основан Киево-Печерский монастырь, где началось русское летописание — «Начальная летопись» и «Повесть временных лет».
Княжение Ярослава Мудрого – это время расцвета Киевской Руси. В 1054 г. Ярослав Мудрый издал первый на Руси Судебник (законодательный сборник) «Русская Правда», в котором:
- закреплялось право собственности феодалов и определялась ответственность за посягательство на нее, в том числе за нарушение межи, потраву посевов, поджег, конокрадство, укрывательство чужой челяди и т.п. Строгое наказание предусматривалось за разбой. У разбойника конфисковывали имущество, а самого продавали в рабство со всем семейством;
- кровная месть ограничивалась кругом ближайших родственников; позднее Ярославичи заменили е штрафом в пользу князя и вознаграждением в пользу родственников убитого;
- исключен был судебный поединок – «поле» (хотя фактически он существовал еще долго);
- вводился институт свидетелей и свидетельских показаний;
- законы носили сословный характер. Так, за убийство холопа убийца платил его владельцу 5 гривен, за убийство простого свободного человека – 40 гривен, а за убийство феодала 80 гривен.
«Русская правда» выражала интересы не только элиты Киевской Руси, но и нормы византийского права, которые укрепляли частную собственность, вводили цивилизованные правоотношения в среду язычников.
Ярослава называли самовластцем, а в конце жизни стали называть царем, как византийского императора. Ярослав Мудрый погребен в Софийском соборе в Киеве, на стенах которого он был при жизни изображен вместе с семьей.
Экономические и социальные процессы. С развитием феодальных отношений на Руси происходят экономические и социальные изменения. На рубеже XI—XII вв. основу феодального хозяйства уже составляли крупные княжеские и боярские вотчины, включавшие двор феодала и зависимых от него крестьянских общин. Свободные крестьяне-общинники платили дань непосредственно князю и могли переселяться с одного участка земли на другой, как ремесленники и купцы, а владельческие крестьяне полностью зависели от бояр-вотчинников, жили на их земле и платили им дань или отрабатывали за долги в хозяйстве боярина. Владельческие крестьяне делились на добровольных и кабальных холопов. К добровольным холопам относились рядовичи (нанявшиеся на работу по договору-ряду) и закупы (должники). Кабальными холопами были изгои (изгнанные из общины), пущенники (рабы) и слуги в доме феодала (челядь). На церковных землях бесплатно трудились «прощеники», которым были «прощены» их долги или преступления. Особое положение занимали жители городов, где наряду с ремесленниками формировалось сословие купцов (гостей). С развитием ремесла и торговли росло и количество городов. К концу XI в. на Руси
было около 90 крупных и малых городов. Среди них особенно выделялись центры княжеств: Новгород, Киев, Полоцк, Смоленск, Старая Ладога, Муром, Ростов и др. «Город» означает «укрепленное, огороженное место». В то время города были не просто поселениями ремесленников и торговцев, центром обмена товарами на определенной территории, как
правило, занимавшей выгодные экономические и военно-стратегические позиции. Они были надежным укрытием для окрестных жителей в случае внешней опасности или феодальных междоусобиц. В каждом городе были церкви; начали строить деревянные мосты через малые
речки, при Ярославе Мудром был построен первый на Руси большой деревянный мост через Днепр. В крупных городах жили князья или их наместники (посадники), им подчинялась обширная сельская округа, с населения которой люди князя собирали дань. В городах обычно жили также бояре, купцы и духовенство, находился постоянный военный гарнизон, располагавшийся в детинце (крепости).
Таким образом, большинство городов были не только торгово-ремесленными, но и военно-стратегическими, административными, религиозными и культурными центрами. Города Руси поддерживали тесные торговые связи с другими странами. Из Средней Азии и Персии доставлялись оружие, кожа, сафьян, краски, пряности (перец, корица, гвоздика) и сладости (изюм, миндаль). Через Крым и Черное море велась активная торговля с Византией, Болгарией и со средиземноморскими странами. Оттуда поступали металлы, драгоценные изделия, ткани, кресты, иконы, пергамент, вина, фрукты. Через Псков и Новгород шла торговля с Западной Европой. Ганзейские купцы привозили на Русь сукно, стекло, серебро, медь, свинец.
Русские купцы вывозили в другие страны ценные сорта пушнины (соболь, выдра, куница, бобр), лен, мед, воск. Многие иноземные купцы подолгу жили в русских городах, ведя торговлю. На торгах Руси имели хождение монеты как иностранные, так и русской чеканки, хотя в качестве сырья использовались переплавленные иноземные монеты, серебряная утварь и посуда. Роль мелких разменных денег выполняли первые русские монеты «серебреники», появившиеся в конце X в. при князе Владимире Святославиче. На этих монетах было изображение Великого князя и Господа Бога с Евангелием в руках. Впоследствии на русских монетах появилось изображение трезубца в качестве родового знака Рюриковичей.
С XII в. в крупных торговых сделках использовались в основном серебряные слитки — гривны (киевские, новгородские и черниговские), формы их были различны, а вес колебался от 130 до 200 г. В глухих, отдаленных местностях в качестве денег русичи применяли стеклянные бусы и браслеты, меха, скот и т.п.
С укреплением феодальных отношений власть великого князя по сути становилась раннефеодальной монархией с классическими атрибутами государственности. При князе формировался аппарат управления. Всем хозяйством князя ведал управитель (огнищанин), ему помогали администраторы-ключники (тиуны), сборщики дани (данники), сборщики торговых пошлин (мытники), конюхи, сельские старосты.
Князь опирался на военную дружину, подразделявшуюся на старшую и младшую. В старшую дружину обычно входили бояре. С ними князь советовался («думал»), назначал их наместниками и посадниками в городах или волостелями в сельской местности. Такие служилые люди жалованья не получали, а «кормились» за счет сборов с населения — деньгами, продуктами, одеждой, фуражом для скота и т.п. Младшую дружину составляли гриди и отроки (слуги подворские), впоследствии названные дворянами (с XIV в.).
Власть местного князя ограничивалась наличием свободных крестьянских общин в селах и вечевым строем в городах. Князья, вступавшие во владение городом, заключали с вечем горожан договоры (ряды) об условиях и порядке владения данной территорией, обязывались твердо соблюдать законы и обычаи «людей» (горожан), «целовали крест», т.е. приносили присягу.