Русь и внешний мир в Киевский период

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 13:05, контрольная работа

Описание работы

1. Европейская и восточно-европейская история в IX-XII вв.
2. Положение Руси в средневековом мире.
3. Русь и ее соседи в IX-XIII вв. Внешняя политика государства.

Файлы: 1 файл

РАБОТА.doc

— 310.50 Кб (Скачать файл)

Таким образом, создание государства есть длительный процесс внутреннего развития общества — экономического, социального и политического. Традиционно точкой отсчета истории Российско­го государства считается «призвание варягов» в 862 г., когда словене, кривичи, чудь и меря призвали трех братьев-варягов — Рюрика, Трувора и Синеуса, которые по «ряду» (договору) выполняли обя­занности по организации обороны и речной навигации.

Рюрик  княжил в Новгороде до 879 г. После смерти Рюрика власть перешла к его воеводе Олегу. В 882 г. он совершил поход на юг, что­бы установить контроль над всем путем «из варяг в греки», выманив из Киева и убив княживших там Аскольда и Дира, он занял Киев, сде­лав его столицей единого государства — Киевской Руси.

Новгород  сохранил свое значение крупнейшего центра притяжения славянских племен. Новгород и Киев тех времен можно условно сравнить с двумя столичными городами – Москвой и Санкт-Петербургом. При первых правителях Древней Руси определились границы, сложился аппарат управления, появились налоги, деньги и другие атрибуты государственности.

Формирование Древнерусского государства сопровождалось следующими особенностями:

 было достаточно сильным влияние Византии, одного из наиболее развитых государств того времени;

 с момента формирования русского государства оно имело полиэтничный характер, но ведущую роль играл древнерусский этнос;

 на развитие страны оказывали влияние различные религии.

Формирование Древнерусского государства сыграло важную роль в консолидации русского этноса, в формирование русской цивилизации.

Развитие Древнерусского государства. Княгиня Ольга – единственная женщина из всех правителей «империи Рюриковичей». Игоря она покорила умом и красотой. После его смерти Ольга стала фактической правительницей при малолетнем сыне Святославе. С ее именем связано создание становищ и погостов, своеобразных «крепостниц», защита которых обеспечивалась «воями». Погосты и становища превращались впоследствии и административные центры государства. Налоговая и административные реформы способствовали экономическому укреплению и повышению политического веса молодого государства. Вместо полюдья она вела фиксированную форму дани – повоз. Для этого были установлены: размер дани – «урок», место ее доставки – «погосты», или «становища», время доставки – после сбора урожая. Это была первая налоговая реформа на Руси.

В 957 г. Ольга посетила Константинополь и приняла там христианство, крещена под именем Елены. Крестил ее сам Патриарх, а крестным отцом Ольги стал император Константин Багрянородный. Но крещение Ольги не повлекло за собой введения христианства на Руси, его приняли только некоторые приближенные княгини. Сын Ольги – Святослав остался язычником. В 957 г. Ольга фактически передала княжескую власть 16-летнему Святославу.

Святослав Игоревич (957-972) всю жизнь провел в походах, прославился победами и воинской доблестью. Нестор Летописец в «Повести временных лет» отмечал, что Святослав переносил все тяготы и лишения походной жизни наравне с простыми воинами: у него не было шатра, и в любую погоду он спал под открытым небом на конском потнике, положив седло под голову. Византийский историк Лев Диакон описывал наружность Святослава: «Он был среднего роста, имел плоский нос, голубые глаза, густые брови, мало волос на бороде и длинные косматые усы… Шея у него была плотная, грудь широкая и все прочие члены очень стройные… Белая одежда его только чистотою отличалась от одежды прочих русских». Он был благороден, предупреждал врагов: «Хочу на вы идти». Святослав был убит напавшими печенегами хана Куры. Святославу был 31 год. Ему наследовали юные сыновья. С 972 по 980 г. в Киеве правил Ярополк, по среднему течению Днепра – Олег, а в Новгороде – Владимир Святославович. Во взаимной борьбе за киевский престол Олег и Ярополк погибли, а князем Киевским стал Владимир Святославович.

Расцвет Киевской Руси. Наибольшее могущество Древнерусского государства приходится на время правления Владимира I (980-1015) и его сына Ярослава Мудрого (1019-1054).

Владимир Великий (980—1015) объединил восточных славян в единое государство Киевская Русь, ликвидировал «автоно­мию» племенных союзов, усмирил восстания вятичей и радимичей, отказался от дальних военных походов, но успешно отражал набеги поляков, волжских булгар и литовцев на русские земли. Он дал мощ­ный отпор печенегам, укрепил южную границу Руси от кочевников: построил остроги, оборонительные рвы и засеки.

Владимир усилил великокняжескую власть, заменив удельных князей своими 12 сыновьями, а в волостях — боярами-дружинника­ми. В 988 г. он принял, а в 990 г. инициировал массовое обращение в христианство своих подданных. Через крещение Руси Владимир ввел Русь в круг цивилизованных христианских народов и предопре­делил все последующее развитие Руси — России, характер ее госу­дарственности, склад души народа, ее материальную и духовную куль­туру, руководствуясь государственными интересами, он осуществил выбор исторического пути России на тысячелетие.

Христианская религия:

 ввела Киевскую Русь в «Византийское содружество» и расширила ее международные связи;

 способствовала объединению русских земель (на основе единой ре­лигии);

 укрепила государственную власть, санкционировав ее божествен­ное происхождение;

 дала мощный импульс развитию культуры: письменности (при церквях и монастырях открывались школы для мальчиков, а затем и для девочек), живописи (иконопись), каменной архитектуры (церкви);

 христианство способствовало утверждению духовности и высокой нравственности среди населения (10 заповедей, Нагорная пропо­ведь Христа).

Церковь опекала нищих, больных, убогих, выступала против раб­ства женщин в семье и таких языческих обычаев, как похищение де­вушек, многоженство, брачные союзы между родственниками.

Христианизация Руси длилась долгие годы, так как языческое на­селение сопротивлялось новой религии, а в отдаленных от городов поселениях язычество сохранялось длительное время. В результате на Руси возникло так называемое двоеверие: христиане и молились в церквях, и одновременно справляли старые языческие праздники, следовали традициям и поверьям.

Православная церковь разрешала вести церковную службу на языке коренного населения (в отличие от Римской церкви, допускав­шей богослужения лишь на латинском языке). Поэтому православие было ближе народу и являлось составной частью его духовной жизни и культуры.

Необходимость принятия христианства на Руси вызывалась тре­мя факторами: 1) устаревшие языческие представления и обычаи древних славян надо было привести в соответствие с изменившими­ся потребностями складывавшегося Киевского государства и его по­ложением; 2) единому государству должна соответствовать единая религия и единые обряды; 3) Византия и христианские страны Евро­пы с недоверием относились к языческой Руси, воздерживались от заключения династических браков и даже не хотели торговать с язычниками.

Русская церковь находилась под юрисдикцией (управлением) константинопольской патриархии. По указу князя Владимира Свято­го церковь получала десятую часть всех княжеских доходов (десяти­ну). Впоследствии источником доходов церкви стали земельные вла­дения с живущими на них крестьянами и пожертвования богатых верующих. Христианство стало господствующей, официально при­знанной, государственной религией, уравняло Киевскую Русь с дру­гими государствами цивилизованного мира и способствовало широ­кому проникновению византийской культуры и искусства в жизнь и быт русских людей.

Владимир Святой скончался 15 июля 1015 г. На киевском престоле утвердился его приемный сын Святополк (1015—1019), сын Ярополка и Рогнеды,  ставшей женой Владимира после гибели Ярополка. В борьбе за киевский престол Святополк приказал убить своих младших братьев Бориса, Глеба и Святослава, за что вошел в историю как Святополк Окаянный, а Борис и Глеб пер­выми были причислены к лику святых Русской православной церко­вью. Но против Святополка выступил  новгородский князь Ярослав, изгнал его из Киева, стал Великим князем Киевским (1019-1054). Он многое сделал для укрепления Руси и за это получил прозвище Мудрый. В 1036 г. Ярослав Мудрый нанес решающее поражение печенегам у стен Киева, после которого они никогда более не нарушали пределы Руси, и через год на этом месте заложил Софийский собор и Золотые ворота, как в Иерусалиме, город Ярославль на Волге и город Юрьев в земле эстов.

В 1051 г. Ярослав своим решением назначил митрополитом Руси Илариона — первого русского митрополита, до этого митрополитами Руси назначались константинопольским патриархом только греки. В середине 1050-х гг. при активном участии монахов Антония и Феодосия был основан Киево-Печерский монастырь, где началось русское летописание — «Начальная летопись» и «Повесть временных лет».

Княжение Ярослава Мудрого – это время расцвета Киевской Руси. В 1054 г. Ярослав Мудрый издал первый на Руси Судебник (законодательный сборник) «Русская Правда», в котором:

- закреплялось право собственности феодалов и определялась ответственность за посягательство на нее, в том числе за нарушение межи, потраву посевов, поджег, конокрадство, укрывательство чужой челяди и т.п. Строгое наказание предусматривалось за разбой. У разбойника конфисковывали имущество, а самого продавали в рабство со всем семейством;

- кровная месть ограничивалась кругом ближайших родственников; позднее Ярославичи заменили е штрафом в пользу князя и вознаграждением в пользу родственников убитого;

- исключен был судебный поединок – «поле» (хотя фактически он существовал еще долго);

- вводился институт свидетелей и свидетельских показаний;

- законы носили сословный характер. Так, за убийство холопа убийца платил его владельцу 5 гривен, за убийство простого свободного человека – 40 гривен, а за убийство феодала 80 гривен.

«Русская правда» выражала интересы не только элиты Киевской Руси, но и нормы византийского права, которые укрепляли частную собственность, вводили цивилизованные правоотношения в среду язычников.

Ярослава называли самовластцем, а в конце жизни стали называть царем, как византийского императора. Ярослав Мудрый погребен  в Софийском соборе в Киеве, на стенах которого он был при жизни изображен вместе с семьей.

Экономические и социальные процессы. С развитием феодальных отношений на Руси происходят экономические и социальные изменения.  На рубеже XI—XII вв. основу феодального хозяйства уже составляли крупные княжеские и боярские вотчины, включавшие двор феодала и зависимых от него крестьянских общин. Свободные крестьяне-об­щинники платили дань непосредственно князю и могли переселяться с одного участка земли на другой, как ремесленники и купцы, а владель­ческие крестьяне полностью зависели от бояр-вотчинников, жили на их земле и платили им дань или отрабатывали за долги в хозяйстве боярина. Владельческие крестьяне делились на добровольных и кабальных холопов. К добровольным холопам относились рядовичи (нанявшиеся на работу по договору-ряду) и закупы (должники). Кабальными холопа­ми были изгои (изгнанные из общины), пущенники (рабы) и слуги в до­ме феодала (челядь). На церковных землях бесплатно трудились «прощеники», которым были «прощены» их долги или преступления. Особое положение занимали жители городов, где наряду с ремес­ленниками формировалось сословие купцов (гостей). С развитием ремесла и торговли росло и количество городов. К концу XI в. на Руси
было около 90 крупных и малых городов. Среди них особенно выделя­лись центры княжеств: Новгород, Киев, Полоцк, Смоленск, Старая Ла­дога, Муром, Ростов и др. «Город» означает «укрепленное, огороженное место». В то время города были не просто поселениями ремесленников и торговцев, центром обмена товарами на определенной территории, как
правило, занимавшей выгодные экономические и военно-стратегиче­ские позиции. Они были надежным укрытием для окрестных жителей в случае внешней опасности или феодальных междоусобиц. В каждом городе были церкви; начали строить деревянные мосты через малые
речки,              при Ярославе Мудром был построен первый на Руси большой деревянный мост через Днепр. В крупных городах жили князья или их наместники (посадники), им подчинялась обширная сельская округа, с населения которой люди князя собирали дань. В городах обыч­но жили также бояре, купцы и духовенство, находился постоянный во­енный гарнизон, располагавшийся в детинце (крепости).

Таким образом, большинство городов были не только торгово-ремесленными, но и военно-стратегическими, административными, ре­лигиозными и культурными центрами. Города Руси поддерживали тесные торговые связи с другими странами. Из Средней Азии и Пер­сии доставлялись оружие, кожа, сафьян, краски, пряности (перец, ко­рица, гвоздика) и сладости (изюм, миндаль). Через Крым и Черное море велась активная торговля с Византией, Болгарией и со средизем­номорскими странами. Оттуда поступали металлы, драгоценные из­делия, ткани, кресты, иконы, пергамент, вина, фрукты. Через Псков и Новгород шла торговля с Западной Европой. Ганзейские купцы привозили на Русь сукно, стекло, серебро, медь, свинец.

Русские купцы вывозили в другие страны ценные сорта пушнины (соболь, выдра, куница, бобр), лен, мед, воск. Многие иноземные куп­цы подолгу жили в русских городах, ведя торговлю. На торгах Руси имели хождение монеты как иностранные, так и русской чеканки, хотя в качестве сырья использовались переплавленные иноземные монеты, серебряная утварь и посуда. Роль мелких разменных денег выполняли первые русские монеты «серебреники», появившиеся в конце X в. при князе Владимире Святославиче. На этих монетах было изображение Великого князя и Господа Бога с Евангелием в руках. Впоследствии на русских монетах появилось изображение трезубца в качестве родового знака Рюриковичей.

С XII в. в крупных торговых сделках использовались в основном серебряные слитки — гривны (киевские, новгородские и чернигов­ские), формы их были различны, а вес колебался от 130 до 200 г. В глу­хих, отдаленных местностях в качестве денег русичи применяли стеклянные бусы и браслеты, меха, скот и т.п.

С укреплением феодальных отношений власть великого князя по сути становилась раннефео­дальной монархией с классическими атрибутами государственности. При князе формировался аппарат управления. Всем хозяйством князя ведал управитель (огнищанин), ему помогали администраторы-ключ­ники (тиуны), сборщики дани (данники), сборщики торговых пошлин (мытники), конюхи, сельские старосты.

Князь опирался на военную дружину, подразделявшуюся на стар­шую и младшую. В старшую дружину обычно входили бояре. С ними князь советовался («думал»), назначал их наместниками и посадника­ми в городах или волостелями в сельской местности. Такие служилые люди жалованья не получали, а «кормились» за счет сборов с населе­ния — деньгами, продуктами, одеждой, фуражом для скота и т.п. Младшую дружину составляли гриди и отроки (слуги подворские), впоследствии названные дворянами (с XIV в.).

Власть местного князя ограничивалась наличием свободных кре­стьянских общин в селах и вечевым строем в городах. Князья, всту­павшие во владение городом, заключали с вечем горожан договоры (ряды) об условиях и порядке владения данной территорией, обязыва­лись твердо соблюдать законы и обычаи «людей» (горожан), «целова­ли крест», т.е. приносили присягу.

Информация о работе Русь и внешний мир в Киевский период