Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2014 в 21:32, курсовая работа
Актуальность темы курсового исследования можно обосновать следующим образом: русская культура второй половины XIX века оказала колоссальное влияние на культуру России в целом.
Объектом исследования является формирование русской культуры во второй половине XIX века.
Введение................................................................................................................................….....3
1. Исторические условия развития культуры во второй половине XIX века...............................5
1.1. Исторические условия развития культуры во второй половине XIX века.......................................................................................................................................................5
2. Русская культура во второй половине XIX века..........................................................................7
2.1. Состояние просвещения во второй половине XIX века......................................................7
2.2. Развитие науки в России во второй половине XIX века....................................................10
2.3. Художественная литература во второй половине XIX века..............................................15
2.4. Музыкальное искусство России во второй половине XIX века........................................17
2.5. Изобразительное искусство во второй половине XIX века...............................................18
2.6. Архитектура России во второй половине XIX века...........................................................20
3. Вклад русской культуры второй половины XIX века в мировую культуру.............................21
Заключение........................................................................................................................................23
Библиографический список.............................................................................................................
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБЬРАЗОВАНИЯ
«ОРЛОВСКАЯ БАНКОВСКАЯ ШКОЛА (КОЛЛЕДЖ)
ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Кафедра гуманитарных и
социально-экономических дисциплин
Специальность Банковское дело - 080110
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «История»
на тему:
«Русская культура во второй половине XIX века»
студентка: Храмова Дарья Александровна
группа № 105
Руководитель работы: Демкина Валентина Григорьевна
Рецензент:
г. Орел 2014
Содержание
Введение......................
1. Исторические условия
развития культуры во второй половине
XIX века..........................
1.1. Исторические условия
развития культуры во второй половине
XIX века..........................
2. Русская культура
во второй половине XIX века..........................
2.1. Состояние
просвещения во второй половине
XIX века..........................
2.2. Развитие
науки в России во второй
половине XIX века..........................
2.3. Художественная
литература во второй половине
XIX века..........................
2.4. Музыкальное
искусство России во второй половине XIX
века..........................
2.5. Изобразительное
искусство во второй половине
XIX века..........................
2.6. Архитектура
России во второй половине XIX века..........................
3. Вклад русской
культуры второй половины XIX века
в мировую культуру............
Заключение....................
Библиографический список........................
Введение
Актуальность темы курсового исследования можно обосновать следующим образом: русская культура второй половины XIX века оказала колоссальное влияние на культуру России в целом.
Объектом исследования является формирование русской культуры во второй половине XIX века.
Предметом исследования является исторические условия развития культуры, состояние просвещения, развитие науки, художественная литература, музыкальное искусство, изобразительно искусство архитектура, а так же вклад русской культуры второй половины XIX в. в мировую культуру.
Целью курсовой работы является исследование развития русской культуры второй половины XIX века.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
-проследить социально-
- рассмотреть состояние
-изучить развитие таких
Методологической основой исследования курсовой работы являются общенаучные методы анализа, синтеза, систематизации, индукции, дедукции.
Теоретическая основа исследования. Теоретической основной курсовой работы послужили исследования отечественными ученными русской культуры второй половины XIX века.
В качестве одного из источников была использована книга Ильиной Т. В. «История искусств. Отечественной искусство», в которой рассматриваются процессы развития живописи и скульптуры, архитектуры и прикладного искусства с древности до конца XX века.
Также в качестве источника были использованы «Очерки русской культуры XIX века» - это многотомное научное издание, посвященное истории культуры России разных исторических эпох.
Кроме того было использовано учебное пособие Балакиной Т. И. «Мировая художественная культура. Россия IX — XX вв.», которое представляет собой краткий очерк истории развития русской культуры с древнейших времен до начала XX века.
В качестве одного из источников было взято учебное пособие Кириллова В. В. «История России», особенностью которого является сопровождение текста большим количеством схем и таблиц.
Практическая значимость исследования заключается в том, что материал работы можно использовать на лекционных и семинарских занятиях по дисциплине «История»; при подготовке к экзаменам, а так же для повышения уровня умения оценивать и объяснять исторические явления с современной точки зрения.
Структура и объем работы. Курсовое исследование состоит из введения, трех разделов, разделенных на параграфы, заключения, приложений.
Общий объем работы 25 листов.
1.Исторические условия развития культуры во второй половине XIX века.
1.1. Исторические условия развития культуры во второй половине XIX века.
В сфере культуры вторая половина XIX века стала для временем невиданного взлета и расцвета. По богатству литературы, изобразительного искусства, музыки вторую половину XIX века нельзя сравнить ни с каким другим периодом не только русской истории, но и мировой. В XIX веке Россия буквально ворвалась в мировую культуру, заняв там одно из самых почетных мест. Это произошло благодаря тому, что Россия подарила миру гениев в литературе, живописи, науке, музыке, архитектуре и тем самым внесла огромный вклад в сокровищницу мировой культуры.
Новые условия жизни предъявляли более высокие требования к культурному развитию людей — возникала необходимость не только в элементарной грамотности, но и в более серьезных общеобразовательных знаниях.
Также на развитие культуры России во второй половине XIX века повлияли буржуазно-либеральные реформы 60-70-х годов, благодаря которым в стране были проведены реформы в области экономики, управления, военного дела, образования и культуры. Например, такие реформы в области просвещения как:
- «Положение о начальных народных училищах (июнь 1864 г.), согласно которому народные училища могли открывать общественные учреждения и частные лица;
- с июня 1864 был утвержден новый устав для университетов, в котором говорилось о восстановлении автономии в этих заведениях;
- с ноября 1864 г. основным типом учебного заведения стали гимназии, которые разделялись на классические и реальные.
Но главной реформой из тех, которые готовились правительством, являлась крестьянская, т. е. отмена крепостного права. 19 февраля 1861 года крепостное право было отменено. Теперь крепостные объявлялись свободными сельскими гражданами и получили гражданские права. Они могли выбирать род занятий, поступать в учебные заведения, что несомненно сыграло свою роль на культурном уровне России. Так же после этой реформы выросла сеть городских начальных школ, усилилось стремление городского пролетариата к образованию и культуре.
Падение крепостного права означала начало нового капиталистического периода в истории России. Капитализм внес существенные перемены в жизнь общества: преобразовал хозяйственно-экономический строй; изменил социальный и духовный облик населения; изменил быт и условия жизни населения; способствовал росту культурных потребностей [10, 207-208].
60-70-е годы
были отмечены серьезными
Уже в 70-е годы наряду с революционной пропагандой народники проводили с рабочими общеобразовательные занятия. Это явление можно назвать «хождение в народ».
Бурный процесс капитализации российской экономики в 80-е годы также оказал влияние на формирование русской культуры второй половины XIX века. Капитализм был связан с ростом новых социальных сил города, роль которого не только в хозяйственной , но и в культурной жизни заметно возросла. Города представляли собой центры промышленности и торговли, революционные движения. Большие города одновременно являлись очагами культурной жизни. В них сосредотачивались высшие учебные заведения, научные учреждения, музеи, библиотеки, созывались съезды ученых, действовали научные общества. В преобразовании русских городов проявлялись изменения в социальном составе населения: растущая торговая и промышленная буржуазия наряду с дворянством становилась заметной силой в жизни города. В городах появляются крупные капиталистические издательства, в основной массе чисто коммерческие, но в то же время вносившие большой вклад в развитие культурной жизни страны. Так же, с увеличением количества читателей (например, крестьян, овладевших грамотой) и, как следствие, ростом доход газетное дело капитализируется.
2.Русская культура во второй половине XIX века.
2.1. Состояние просвещения во второй половине XIX века.
В отличие от стран Западной Европы в России не было закона о всеобщем обязательном начальном образовании. Однако потребности производства требовали профессионально образованных работников. Поэтому правительство пошло на расширение сети школ. Это позволило повысить уровень грамотности населения в 60-е годы XIX в. до 30%. (Приложение 1.)
Начальное образование давали государственные, земские и церковно-приходские школы. В них в течение 2-3 лет обучали письму, чтению, счету и закону Божьему. Повышению грамотности особенно способствовали земские школы. И, несмотря на усилия правительства и Синода поддержать церковно-приходские школы, их значение постепенно снижалось.
Система среднего образования включала в себя гимназии и реальные училища. В гимназиях (мужских и женских) большое внимание уделялось естественным и гуманитарным наукам, изучению иностранных языков. В реальных училищах упор делался на прикладные естественно-технические знания.
В пореформенный период больше внимания стало уделяться и педагогическому образованию. Получили распространение 4-6-недельные педагогические курсы повышения квалификации учителей начальной школы. К.Д.Ушинский разработал план подготовки учителей начальной школы. По этому плану строили работу все земские учительские семинарии и школы. Он же высказал идею создания в университетах педагогических факультетов. Все это стимулировало внимание к улучшению педагогического образования. В 1867 г. в Петербурге и в 1875 г. в Нежине были открыты историко-филологические институты для подготовки учителей средней школы. За четыре года обучения они давали основательную педагогическую и методическую подготовку.
В 1887 г. так называемым "циркуляром о кухаркиных детях" запрещалось принимать в гимназии детей "кучеров, лакеев, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей". Без свидетельства об окончании гимназии нельзя было поступить в университет. Это было способом сохранения сословной системы образования и торможения его демократизации.
Значительные сдвиги произошли в системе высшего образования. Во второй половине XIX в. были созданы университеты в Одессе и Томске. Быстро росло количество специальных высших учебных заведений. Кроме государственных, появились частные высшие учебные заведения. Поскольку поступление женщин в университеты затруднялось, то на общественные средства были открыты Высшие женские курсы в Петербурге (Бестужевские), Москве (В.И. Герье) и других городах. Накануне первой мировой войны в России было 120 высших учебных заведений, в которых обучалось 130 тыс. студентов.
В пореформенной России особенно усилилось стремление народа к грамотности, приобщению к научным знаниям, литературе и искусству. В реализации этой потребности большую роль сыграла передовая российская интеллигенция, создававшая различные просветительские организации при земствах и научных обществах, а также новые внешкольные формы образования. С 60-х годов XIX в. большое распространение получили бесплатные воскресные школы для взрослых, в которых давались основы грамотности и элементарные профессионально-технические знания. В конце 90-х годов начали возникать рабочие курсы. Программа обучения на них предусматривала начальное, среднее и высшее образование [6, 748-751].
Информация о работе Русская культура во второй половине XIX века