Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2014 в 21:32, курсовая работа
Актуальность темы курсового исследования можно обосновать следующим образом: русская культура второй половины XIX века оказала колоссальное влияние на культуру России в целом.
Объектом исследования является формирование русской культуры во второй половине XIX века.
Введение................................................................................................................................….....3
1. Исторические условия развития культуры во второй половине XIX века...............................5
1.1. Исторические условия развития культуры во второй половине XIX века.......................................................................................................................................................5
2. Русская культура во второй половине XIX века..........................................................................7
2.1. Состояние просвещения во второй половине XIX века......................................................7
2.2. Развитие науки в России во второй половине XIX века....................................................10
2.3. Художественная литература во второй половине XIX века..............................................15
2.4. Музыкальное искусство России во второй половине XIX века........................................17
2.5. Изобразительное искусство во второй половине XIX века...............................................18
2.6. Архитектура России во второй половине XIX века...........................................................20
3. Вклад русской культуры второй половины XIX века в мировую культуру.............................21
Заключение........................................................................................................................................23
Библиографический список.............................................................................................................
Для развития культурно-просветительской деятельности были открыты народные дома. Они предоставляли возможность пользоваться книгами и журналами, устраивали публичные лекции и театрально-концертные представления.
Большую роль в популяризации научных знаний и приобщении народа к чтению художественной литературы играло книгопечатание. Дешевое издание произведений русских писателей, букварей, детских книг и учебников сделало их доступными для всего народа. Особо следует отметить деятельность И.Д. Сытина, выпустившего серию книг "Библиотека для самообразования", и Ф.Ф. Павленкова, издававшего "Научно-популярную библиотеку по естествознанию". В пореформенный период оживилась издательская деятельность, стал заметно расти, выпуск книг по проблемам воспитания и обучения, начали, в частности, издаваться книги по проблемам детского развития, а также по естественным наукам (биологии, физиологии, антропологии), связанным с разносторонним изучением человека. Именно в эти годы появились первые педагогические журналы («Журнал для воспитания», «Учитель», «Русский педагогический вестник», «Семья и школа», «Педагогический листок», «Воспитание и обучение» и др.), в которых стали широко обсуждаться теоретические проблемы воспитания и обучения, в том числе и вопрос о психологическом обосновании педагогических воздействий. В ходе обсуждения основных проблем умственного, нравственного и физического воспитания стала настойчиво проводиться мысль о необходимости тщательного изучения внутреннего мира ребенка. В 1866 г. возник первый русский журнал, посвященный вопросам воспитания детей дошкольного возраста, «Детский сад». На его страницах нашла отражение деятельность русских педагогов, сыгравших важнейшую роль в развитии научной педагогики и становлении педагогической психологии, К.Д.Ушинского, Н.Х.Весселя, П.Ф. Каптерева. 70-е годы - начало работы издательства Е.Н.Водовозовой, выпускавшее педагогические, научно-популярные и детские книги.
Важную роль в распространении просвещения, сыграли комитеты и общества грамотности - общественные просветительные организации. Они занимались изданием лучших произведений русских и зарубежных писателей, составлением каталогов лучших книг для народа, организацией народных чтений, летних педагогических курсов, созданием народных школ и библиотек, сбором статистических данных в области народного образования и т.п. В состав комитетов входили лучшие представители русской интеллигенции. Так, в состав Санкт-Петербургского общества грамотности, основанного в 1861 г., входили Л.Н.Толстой, И.С.Тургенев [7, 325-328].
Во второй половине XIX в. значительно увеличилось число общедоступных библиотек. Они организовывались при земствах, учебных заведениях и музеях (Румянцевском, Политехническом, Историческом). Были созданы первые народные читальни - общедоступные бесплатные библиотеки для трудящихся; стали проводиться народные чтения, являвшиеся одной из наиболее распространенных форм популяризации общеобразовательных, профессиональных и прикладных знаний.
Развитию культуры и приобщению к ней широких слоев населения способствовала деятельность научных (Исторический), технических (Политехнический), литературных (Пушкинский дом), мемориальных военных (Севастопольский, Бородинский), краеведческих музеев в столицах и провинциях. Особое значение для русской культуры имели Императорский Русский музей в Петербурге, собрание русской живописи П.М. и С.М. Третьяковых (ставшее основой Третьяковской галереи) и Музей изящных искусств в Москве.
Большое значение для развития народного просвещения имела организация педагогических музеев. Одним из первых не только в России, но и во всем мире был Педагогический музей военно-учебных заведений в Соляном городке в Петербурге, созданный в 1864 г. Первоначально музей ставил задачу систематизации учебных пособий, издаваемых в то время лишь за границей, содействия разработке отечественных пособий и пропаганду передовых методов преподавания. С 1865 г. музей стал организовывать педагогические выставки, где собирались широкие круги русского учительства. Позднее музей стал издавать каталог наглядных пособий и учебных руководств, для начальных и средних школ, проводить курсы для учителей и воспитателей, организовывать публичные лекции, которые читали наиболее видные ученые и педагоги того времени: И.М.Сеченов, П.Ф. Лесгафт, М.Н.Пржевальский, С.М.Соловьев, Н.Х. Вессель и др. Педагогический отдел музея, в работе которого принимали участие ведущие педагоги (П.Ф. Каптерев, Л.Н. Моздалевский, Н.А.Корф и др.) много сделал для организации изучения наследия выдающихся педагогов. Со временем музей развернул большую научно-исследовательскую работу и стал общественным научным центром, разрабатывающим многие актуальные вопросы педагогической науки. Здесь же была организована первая в России экспериментальная лаборатория по педагогической психологии.
2.2.Развитие науки в России во второй половине XIX века.
Несмотря на факторы, сдерживающие научный прогресс и технику вторая половина XIX в. - это период выдающихся достижений в науке и технике, позволивших русскую научно-исследовательскую деятельность ввести в мировую науку. Российская наука развивалась в тесной связи с европейской и американской наукой. Русские ученые принимали участие в экспериментальных и лабораторных исследованиях в научных центрах Европы и Северной Америки, выступали с научными докладами, публиковали статьи в научных изданиях.
Капитализм с его возросшим техническим потенциалом и сферой промышленного производства, которые требовали увеличения сырьевой базы, привел к глубоким сдвигам в области отечественной науки и техники. Общая идейная атмосфера первых пореформенных десятилетий, демократический подъем, всколыхнувший всю страну, идеи революционных демократов об огромной социальной роли науки также способствовали "необычайным успеха умственного движения" (К. А. Тимирязев).
Академия наук, университеты, научные общества сохраняли значение основных научных центров. В пореформенное время вырос авторитет университетской науки. Здесь возникли крупные научные школы, труды некоторых профессоров университетов получили мировое признание. В середине 60-х годов "Современник" отмечал, что "во многих отраслях науки представители нашей университетской учености не только не уступают, но даже превосходят своими достоинствами представителей учености академической".
В стране возникли новые научные центры:
«Общество любителей естествознания, антропологии и этнографии» (1863),
«Общество русских врачей», «Русское техническое
общество» (1866). Серьезный
вклад в развитие естественных и общественных
наук внесли научные общества, существовавшие,
как правило, при университетах. В 1872 г.
в России насчитывалось более 20 таких
обществ, преобладающая часть которых
возникла во второй половине XIX в. (Русское
математическое общество; Русское химическое
общество, преобразованное позднее в физико-химическое;
Русское техническое общество; Русское
историческое общество и др.) [4, 215-216].
С деятельностью научных обществ связан
созыв всероссийских съездов ученых-естествоиспытателей,
врачей, археологов, юристов. Это была
новая форма научной жизни, обусловленная
развитием науки, все более настоятельной
необходимостью коллективного обсуждения
научных проблем. Съезды способствовали
обмену опытом, популяризации науки, распространению
практики. В России проводились и международные
съезды ученых, русские ученые избирались
почетными членами европейских академий
и научных обществ.
Крупным центром математических исследований стал Петербург, где сложилась математическая школа, связанная с именем выдающегося математика П.Л.Чебышева (1831-1894). Его открытия, до сих пор оказывающие влияние на развитие науки, относятся к теории приближения функций, теории чисел и теории вероятностей.
Во второй половине XIX в. отечественная наука, опиравшаяся на материалистические и научные традиции, достигла небывалых успехов. Достижения русской науки, связанные с развитием мировой науки, сильно подняли ее международный авторитет. "Возьмите любую книгу иностранного научного журнала,- писал К. А. Тимирязев в середине 90-х годов,- и вы почти наверняка встретите русское имя. Русская наука заявила свою равноправность, а порою и превосходство".
А.М. Ляпунов (1857-1918) создал теорию устойчивости равновесия и движения механических систем с конечным числом параметров, что оказало влияние на дальнейшее развитие мировой науки.
Также стоит упомянуть первую женщину-профессора математики С. В. Ковалевскую (1850-1891), открывшую классический случай разрешимости задачи о вращении твердого тела вокруг неподвижной точки.
Гениальным ученым-химиком, создавшим периодическую систему химических элементов, был Д.И. Менделеев (1834-1907). Он доказал внутреннюю силу между несколькими видами химических веществ. Периодическая система явилась фундаментом в изучении неорганической химии и продвинула далеко вперед науку. Работа Д.И. Менделеева "Основы химии" была переведена на многие европейские языки, а в России только прижизненно была издана семь раз. (Приложение 2.)
Ученые Н.Н. Зинин (1812-1888) и А.М. Бутлеров (1828-1886) - основоположники органической химии. Бутлеров разработал теорию химического строения и был создателем крупнейшей казанской Школы русских химиков-органиков.
Основоположник русской физической школы А.Г. Столетов (1839-1896) сделал ряд важнейших открытий в области магнетизма и фотоэлектрических явлений, в теории газового разряда, получившей признание во всем мире.
Из изобретений и открытий П.Н. Яблочкова (1847-1894) наиболее известна так называемая "свеча Яблочкова" - практически первая пригодная для применения электрическая лампа без регулятора. За семь лет до изобретения американского инженера Эдисона А.Н. Лодыгин (1847-1923) создал лампу накаливания с применением вольфрама для накала.
Мировую известность приобрели открытия А.С. Попова (1859-1905), 25 апреля 1895 г. на заседании Русского физико-химического общества он сообщил об изобретении им прибора для приема и регистрации электромагнитных сигналов, а затем продемонстрировал работу "грозоотметчика" - радиоприемника, нашедшего очень скоро практическое применение.
Крупные научные и технические открытия были сделаны физиком П.Н.Лебедевым (1866-1912), который доказал и измерил давление света.
Основоположником современной аэродинамики был Н. Е. Жуковский (1847-1921). Ему принадлежат многочисленные труды по теории авиации. К этому же времени относятся первые исследования в области аэро- и ракетодинамики К. Э. Циолковского (1857-1935), преподавателя гимназии в г. Калуге, основоположника современной космонавтики.
Выдающееся значение имели работы К.Э. Циолковского (1857-1935), одного из пионеров космонавтики. Преподаватель гимназии в Калуге, Циолковский был ученым широкого масштаба, он первым указал пути развития ракетостроения и космонавтики, нашел решения конструкции ракет и ракетных дизелей.
А.Ф. Можайский (1825-1890) исследовал возможности создания летательных аппаратов. В 1876 г. с успехом прошла демонстрация полетов его моделей. В 80-х гг. он работал над созданием самолета.
Огромными были успехи биологических наук. Русские ученые открыли целый ряд законов развития организмов. Крупнейшие открытия были сделаны русскими учеными в физиологии.
В 1863 г. в журнале "Медицинский вестник" была напечатана работа И. М Сеченова (1829-1905) "Рефлексы головного мозга", заложившая основы материалистической физиологии и психологии, имевшая огромное значение для развития учения о высшей нервной деятельности. Крупнейший исследователь, пропагандист и популяризатор научных знаний, Сеченов создал физиологическою школу, из которой вышел И. П. Павлов (1849-1936). В 70-е годы началась его деятельность как ученого-физиолога.
И.П. Павлов (1894-1936)— учёный, физиолог, создатель науки о высшей нервной деятельности и представлений о процессах регуляции пищеварения; основатель крупнейшей российской физиологической школы внес огромный вклад в развитие мировой науки.
Русские ученые-естествоиспытатели были
убежденными пропагандистами и продолжателями
учения Ч. Дарвина. Русский перевод его основного труда "Происхождение видов
путем естественного отбора" появился
в России через шесть лет после опубликования
в Англии, в 1865 г. По словам К. А. Тимирязева,
отношение к Дарвину в 60-е годы "было
мерилом современности или отсталости
научных взглядов".
К числу первых русских дарвинистов принадлежал
основоположник эволюционной морфологии
растений А Н Бекетов (1825-1902). Развитие
эволюционного учения в России связано
с именем И. И. Мечникова (1845-1916) и А. О. Ковалевского
(1840-1901), созвавших сравнительную эмбриологию.
Мечников работал также в области сравнительной
патологии, заложил основы учения об иммунитете,
открыв в 1883 г. явление фагоцитоза, способности
защитных свойств организма Работы Мечникова
имели мировую известность Он был избран
почетным доктором Кембриджского университета,
работал в институте Луи Пастера во Франции.
В развитии дарвинизма и естественнонаучного материализма в России особенно велики заслуги К. А. Тимирязева (1843-1920), одного из основателей русской научной школы физиологии растений. Он был блестящим популяризатором науки и много сделал для пропаганды дарвинизма. Эволюционное учение Дарвина Тимирязев рассматривал как крупнейшее достижение науки XIX в., утверждающее материалистическое мировоззрение в биологии. Он был автором известных научно-популярных книг "Краткий очерк теории Дарвина", "Чарльз Дарвин и его учение".
В.В. Докучаев (1846-1903) - создатель современного генетического почвоведения, изучил почвенный покров России. Его труд "Русский чернозем",признанный в мировой науке, содержит научную классификацию почв и систему их естественных типов.
Всемирную известность получили организованные Русским географическим обществом экспедиции по исследованию Средней и Центральной Азии и Сибири П. П. Семенова-Тян-Шанского (1827-1914), Н. М. Пржевальского (1839-1888), Ч. Ч. Валиханова (1835-1865). С именем Н. Н. Миклухо-Маклая (1846-1888) связаны открытия мирового значения в области географии и этнографии, которые он сделал во время путешествий в Юго-Восточной Азии, Австралии, Океании.
Информация о работе Русская культура во второй половине XIX века