Русская культура во второй половине XIX века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2014 в 21:32, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы курсового исследования можно обосновать следующим образом: русская культура второй половины XIX века оказала колоссальное влияние на культуру России в целом.
Объектом исследования является формирование русской культуры во второй половине XIX века.

Содержание работы

Введение................................................................................................................................….....3
1. Исторические условия развития культуры во второй половине XIX века...............................5
1.1. Исторические условия развития культуры во второй половине XIX века.......................................................................................................................................................5
2. Русская культура во второй половине XIX века..........................................................................7
2.1. Состояние просвещения во второй половине XIX века......................................................7
2.2. Развитие науки в России во второй половине XIX века....................................................10
2.3. Художественная литература во второй половине XIX века..............................................15
2.4. Музыкальное искусство России во второй половине XIX века........................................17
2.5. Изобразительное искусство во второй половине XIX века...............................................18
2.6. Архитектура России во второй половине XIX века...........................................................20
3. Вклад русской культуры второй половины XIX века в мировую культуру.............................21
Заключение........................................................................................................................................23
Библиографический список.............................................................................................................

Файлы: 1 файл

Культура России во второй половине 19 века.doc

— 801.00 Кб (Скачать файл)

Во второй половине XIX в. в России ученые-гуманитарии плодотворно работали в области истории, лингвистики, литературоведения, экономики, создав важные научные исследования.

В области филологии и лингвистики много сделал И. И. Срезневский (1812-1880) - основатель петербургской школы славистов. Им написаны ценные работы по истории русского старославянского языка, истории древнерусской литературы. Крупным лингвистом, основателем московской лингвистической школы был Ф. Ф. Фортунатов (1848-1914). В пореформенный период было положено начало исследованию творчества А. С. Пушкина. Первое научное издание сочинений великого поэта подготовил П. В. Анненков (1813-1887). Он написал также ряд исследований, посвященных его жизни и творчеству.

Интенсивная работа велась в области русской фольклористики, ширилось собирательство и исследование устного народного творчества. Изданные труды были чрезвычайно ценны содержавшимся в них богатым фактическим материалом. Огромную работу по собиранию и изучению народного творчества проделал В. И. Даль (1801-1872), издавший в 60-е годы "Толковый словарь живого великорусского языка", который не утратил своего научного значения и по сей день. В советское время словарь В. И. Даля неоднократно переиздавался.

Особое внимание русские ученые уделяли изучению отечественной истории. В 50-70-х гг. над 29-томным изданием "История России с древнейших времен"работал талантливый русский историк С.М. Соловьев (1820-1879). На основе огромного фактического материала он показал переход от родовых отношений к государственности, роль самодержавия в истории России.

Большое значение для русской историографии имело возникновение марксистского направления, связанного с именем Г. В. Плеханова (1856-1918), теоретика и пропагандиста идей марксизма в России. К 1883 г. относится его первая марксистская работа "Социализм и политическая борьба".

В.О. Ключевский (1841-1911) читал Курс русской истории, органически соединивший идеи государственной школы с экономико-географическим подходом, исследовал историю крестьянства, крепостного права и роль государства в развитии русского общества. В работах Н.И. Костомарова (1817-1885) уделено большое внимание истории освободительной войны России и Украины с польскими захватчиками, истории средневекового Новгорода и Пскова. Он автор "Русской истории и жизнеописаний ее главнейших деятелей". Таким образом, в области науки XIX век представляет потрясающие успехи русской науки, выводящие ее на ведущие позиции в мире. Наблюдается две линии в развитии русской философской мысли: славянофилы и западники, которые при кардинальном расхождении философских взглядов на прошлое и будущее России, сходятся в отношении к существующему режиму царизма и его политике.

Одной из центральных тем русской общественной и философской мысли в 19 веке была тема выбора пути развития, тема будущего России. Столкновение исторических взглядов западников (В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Т.Т.Грановский, И.С. Тургенев) и славянофилов (А.С. Хомяков, братья Киреевские, Аксаковы, Ю.Ф. Самарин) со временем переросло в непримиримый идейный конфликт.

Западники верили в единство человеческой цивилизации и утверждали что Западная Европа идет во главе этой цивилизации, наиболее полно проводя в жизнь принципы парламентаризма, гуманности, свободы и прогресса, и указывает путь всему остальному человечеству.

Славянофилы утверждали, что единой общечеловеческой цивилизации, и, следовательно, единого пути развития для всех народов не существует. Каждый народ живет своей самостоятельной самобытной жизнью, в основе которой лежит глубоко идейное начало, "народный дух", пронизывающий все стороны коллективной жизни. Для России этим духом является православная вера и связанные с нею принципы внутренней правды и духовной свободы.

При всех идейных разногласиях славянофилы и западники неожиданно сходились в практических вопросах русской жизни: оба течения отрицательно относились к крепостному праву и к современному им полицейско-бюрократическому режиму, оба требовали свободы печати, слова и потому в глазах царского правительства являлись неблагонадежными.

Отличительной чертой научной жизни пореформенного времени были широкая общественно-просветительская деятельность ученых, популяризация научных знаний через публичные лекции, издание научно-популярной литературы. В это время выросло число научных и специальных периодических изданий (примерно, с 60 в 1855 г. до 500 к концу столетия), причем в первую очередь этот рост коснулся провинции (вместо 7 стало издаваться около 180 научных журналов) [11, 200-203]. 
Развитие науки, достижения в области естествознания оказали огромное воздействие на общественно-культурную жизнь. Это нашло отражение в литературе, наложило отпечаток на состояние школы, повлияло в той или иной степени на склад мышления, уровень общественного сознания. "Просвещение и наука,-писал в 1884 г. известный народоволец Г. А. Лопатин,-имеют свою обязательную логику, которая неотразимо приводит их адептов к выводам, не имеющим ничего общего с поддержкой самодержавия". 

2.3. Художественная литература во второй половине XIX века.

Русская литература второй половины XIX века продолжает традиции Пушкина, Лермонтова, Гоголя. Ощущается сильное влияние критики на литературный процесс, особенно магистерской диссертации Н.Г. Чернышевского "Эстетические отношения искусства к действительности". Его тезис о том, что прекрасное есть жизнь, лежит в основе многих литературных произведений второй половины XIX века. Отсюда происходит желание вскрыть причины социального зла. Главной темой произведений литературы становится в это время тема народа, ее острый социально - политический смысл. В литературных произведениях появляются образы мужиков - праведников, бунтарей и альтруистов-философов. Произведения И.С. Тургенева, Н.А. Некрасова, Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского отличаются многообразием жанров и форм, стилистическим богатством. Отмечается особая роль романа в литературном процессе как явления в истории мировой культуры, в художественном развитии всего человечества.

Ушли из жизни в начале 80-х годов Тургенев и Достоевский, отошел от художественного творчества Гончаров. На литературном горизонте появилась новая плеяда молодых мастеров слова - Гаршин, Короленко, Чехов. В литературном процессе отразилось напряженное развитие общественной мысли. Вопросы общественного и государственного устройства, быта и нравов, национальной истории - по сути, вся русская жизнь была подвергнута аналитическому освещению. При этом был обследован огромный материал, поставлены великие, определяющие дальнейший прогресс страны проблемы. Но вместе с тем русская литература наряду с так называемыми «проклятыми вопросами» отечественной действительности приходит к постановке и общечеловеческих нравственных и философских проблем.

Художественная литература сохраняла традиции критического реализма: гуманизм, народность и гражданственность. Яркими представителями этого стиля были: И.С. Тургенев, Н.А. Некрасов, Ф.Н. Достоевский, И.А. Гончаров и т.д.

Однако художественные приемы критического реализма перестали удовлетворять многих литераторов XIXв. Более глубокий интерес к личности, ее внутреннему миру, поиск новых изобразительных средств и форм все это вызвало появление модернизма в литературе и искусстве. В нем существовали многие течения. Отличия определялись разницей философских, этических и эстетических позиций, которыми обусловливался выбор стилистики и языковых средств. Общим было новаторство, воспевание свободы личности, культ красоты и экзотики, звучность и сочность выражений, неожиданность рифм и образов [8, 210-214].

Во второй половине XIX в. появились три новых литературных течения: символизм, акмеизм и футуризм. 

В своих произведениях символисты старались отобразить жизнь каждой души— полную переживаний, неясных, смутных настроений, тонких чувств, мимолётных впечатлений. Эстетические принципы символистов были сформулированы Д.С.Мережковским, А.А. Блоком, К.Д. Бальмонтом и В.Я. Брюсовым, ставшим их признанным главой.

Акмеисты провозглашали материальность, предметность тематики и образов, точность слова. В основе акмеизма лежит предпочтение к описанию реальной, земной жизни, однако её воспринимали внесоциально и внеисторически. Описывались мелочи жизни, предметный мир. Представителями этого литературного течения были: Н.С. Гумилев, А.А. Ахматова, О.Э.Мандельштам и др.

Футуристов интересовало не столько содержание, сколько форма стихосложения. Они придумывали новые слова, использовали вульгарную лексику, профессиональный жаргон, язык документа, плаката и афиш. В этом стиле писали свои произведения Д.Д. Бурлюк, В.В. Маяковский, Саша Черный и т.д.

При всем разнообразии творческих подходов и методов писателей второй половины XIX века их объединяла единая ориентация на нравственное воздействие произведений, на то, что литература может способствовать общественному прогрессу. Отсюда та страстность и проповедничество русской беллетристики, которые удивляли европейских писателей. Но разве можно, «будучи людьми не только живущими в России, но русскими», довольствоваться бесстрастным художеством, когда «гигантские жернова эпохи захватили и перемалывают всю жизнь?»,- писал А.А. Блок.

 

2.4. Музыкальное искусство России во второй половине XIX века.

В русской музыке второй половины XIX века прослеживаются связи с демократическим движением эпохи. В России возникают два музыкальных центра. Один из них находится в Петербурге, другой - в Москве.

Во второй половине XIX в. окончательно оформилась национальная музыкальная русская школа. В Петербурге возникло движение композиторов, которое получило название "Могучая кучка". В нее входило пять композиторов, из которых только один являлся профессиональным музыкантом - М.А.Балакирев. Н.А. Римский-Корсаков был профессиональным военным (морским офицером), А.П. Бородин - профессором химии, сделавший более 30 открытий в этой области, М.П. Мусоргский - медицинским прапорщиком, а Ц.А. Кюи генералом-фортификатором. Душой и вдохновителем этого музыкального кружка был критик В. Стасов. В своем творчестве эти композиторы шли по линии развития интонации русского знаменного напева, утверждая народно - национальный характер музыки, обращались к крестьянской песне, к музыкальной культуре других народов.

Другой, московский, центр музыкального искусства второй половины XIX века представлен произведениями П.И.Чайковского, который в своем творчестве развивал интонации городского романса, продолжая традиции М.И.Глинки и В.А.Моцарта. Наследие П.И.Чайковского отличается богатством музыкальных жанров: Балеты "Лебединое озеро", "Щелкунчик", "Спящая красавица", оперы "Иоланта", "Евгений Онегин", шесть симфоний, вальсы и романсы, фортепьянные произведения. Двумя вершинами творчества Чайковского являются опера "Пиковая дама" и "Шестая симфония". В музыкальной трагедии "Пиковая дама" прослеживается связь с общественным движением России второй половины XIX века, тема преступления и наказания. Композитор вносит изменение в сюжет и психологические характеристики героев. У Пушкина "Герман" - фамилия, у Чайковского - имя. Музыкальная драматургия оперы, отличающаяся стройностью и динамичностью, построена на принципе конфликтного развития. Тема трех карт - тема денег - входит в конфликт с лейтмотивом судьбы Германа и темой любви. Эти темы находятся в контрастном развитии, борьбе и взаимопроникновении, которые раскрывают эволюцию внутреннего мира героя.

Представители "Могучей кучки" и другие русские композиторы (П.И.Чайковский, А.К. Глазунов, С.В. Рахманинов) создали множество оперных, балетных, камерно-вокальных и симфонических произведений.

Основными центрами музыкальной культуры стали консерватории в Москве, Петербурге, Одессе, Киеве и других городах, а также императорские Мариинский и Большой театры. Московская частная опера С.И. Мамонтова (затем — С.И. Зимина). Популяризации национальной музыки способствовала деятельность «Русского музыкального общества», основанного в 1859 г. по инициативе А.Г. Рубинштейна "для развития музыкального образования, вкуса к музыке и поощрения отечественных талантов". Пропагандой произведений русских и зарубежных композиторов занимались преподаватели бесплатной музыкальной школы, открытой в Петербурге в 60-х годах М.А. Балакиревым и учителем пения Г.Л. Ломакиным [2, 228-230].

Русская вокальная школа была представлена замечательными оперными певцами (Ф.И. Шаляпиным, Л.В. Собиновым, А.В. Неждановой). Имена выдающихся балетных танцоров (А.П. Павловой, Т.П. Карсавиной, В.Ф.Нижинского) навсегда вошли в сокровищницу мировой культуры. Хореографические постановки М.И. Петипа стали классикой мирового балета.

 

2.5. Изобразительное искусство во  второй половине XIX века.

Острое чувство гражданственности стало свойственно не только произведениям литературы, но и было характерной чертой изобразительного искусства пореформенной России.

В середине XIX в. в изобразительном искусстве на длительный период утвердился реализм. Он складывался в борьбе с академизмом первой половины XIX в., выражал принципы демократической и гражданственной эстетики.

В 1863 г. выпускники Академии художеств образовали в Петербурге свою "Артель". В 1870 г. ими было создано "Товарищество передвижных художественных выставок". И.Н. Крамской, Г.Г. Мясоедов, В.Г. Перов и другие стремились развить национальные традиции и приблизить искусство к народу.

Их произведения отличались широтой тематики и многообразием жанров: от сатирических, построенных по принципу социального контраста, до философских, поэтических, полных раздумий о судьбах Родины, утверждающих достоинство и красоту человека. Передвижники продолжили традиции русских художников середины XIX века П.А.Федотова и А.А.Иванова. В творчестве передвижников большую роль играл бытовой жанр как наиболее доступный широкому зрителю, как связанный непосредственно с повседневной жизнью. Важную роль в творчестве передвижников играет портрет, который открывает зрителю нового героя - разночинца, демократа, духовно богатого, творческого, активного общественного деятеля. [5, 130-131].

Информация о работе Русская культура во второй половине XIX века