Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2014 в 21:32, курсовая работа
Актуальность темы курсового исследования можно обосновать следующим образом: русская культура второй половины XIX века оказала колоссальное влияние на культуру России в целом.
Объектом исследования является формирование русской культуры во второй половине XIX века.
Введение................................................................................................................................….....3
1. Исторические условия развития культуры во второй половине XIX века...............................5
1.1. Исторические условия развития культуры во второй половине XIX века.......................................................................................................................................................5
2. Русская культура во второй половине XIX века..........................................................................7
2.1. Состояние просвещения во второй половине XIX века......................................................7
2.2. Развитие науки в России во второй половине XIX века....................................................10
2.3. Художественная литература во второй половине XIX века..............................................15
2.4. Музыкальное искусство России во второй половине XIX века........................................17
2.5. Изобразительное искусство во второй половине XIX века...............................................18
2.6. Архитектура России во второй половине XIX века...........................................................20
3. Вклад русской культуры второй половины XIX века в мировую культуру.............................21
Заключение........................................................................................................................................23
Библиографический список.............................................................................................................
Жизненной убедительностью, яркой индивидуальностью, глубиной и меткостью характеристик отличаются портреты И.Н.Крамского. Он всегда умел охватить характерное, типическое в изображаемом герое, видел значение обстановки, вещей, деталей. Интересными являются портреты Л.Н.Толстого (Приложение 3.) и П.М.Третьякова (Приложение 4.), на которых он запечатлел сложность духовной жизни, глубину характеров.
Передвижники развернули просветительскую деятельность, устраивали выставки во многих городах России. Наиболее яркой фигурой среди них был И.Е. Репин, оставивший огромное художественное наследие. В школе передвижников большое развитие получил исторический жанр, опиравшийся на национальные сюжеты и народный эпос (В.И. Суриков, В.М. Васнецов) [3, 216-219].
К концу XIX в. влияние передвижников упало. В изобразительном искусстве появились новые направления. Портреты кисти В.А. Серова и пейзажи И.И.Левитана были созвучны с французской школой импрессионизма. Часть художников сочетала русские художественные традиции с новыми изобразительными формами (М.А. Врубель, Б.М. Кустодиев, И.Я. Билибин и др.).
2.6. Архитектура России во второй половине XIX века.
Градостроительство было связано с бурным экономическим развитием пореформенной России. Облик городов определяли теперь не дворцы знати, а здания общегражданского назначения банки, магазины, вокзалы, доходные дома. Расширился ассортимент строительных материалов бетон, цемент, металлические конструкции, стекло.
Для второй половины XIX в. была характерна архитектурная эклектика разнообразие направлений и смешение стилей. По проекту архитектора А.И.Резанова был построен дворец великого князя Владимира Александровича в Петербурге, в котором сочетались элементы барокко, мавританского и "русского" стиля. (Приложение 5.) Постепенно "русский" стиль стал преобладать. В его традициях были построены здания Исторического музея (арх. В.О. Шервуд) (Приложение 6.), Городской думы (арх. Д.Н. Чичагов) и Верхних торговых рядов (арх.А.Н.Померанцев) в Москве [1, 146-147].
К началу XX в. в отечественной архитектуре оформились три направления. В стиле модерн были возведены Ярославский вокзал и здание Художественного театра (арх. Ф.И. Шехтель), гостиница "Метрополь" (арх. В.Ф. Валькот) и др. В неорусском стиле использовались мотивы древнерусского зодчества в современной интерпретации (арх. А.В. Щусев Казанский вокзал (Приложение 7.)). Постройки в стиле неоклассицизма: Киевский вокзал, здание Музея изобразительных искусств, почтамта (арх.И.И.Рерберг) и здание Госбанка (арх. И.В. Жолтовский) возрождали основные принципы архитектурной классики: монументальность, парадность, строгая симметрия .
3.Вклад русской культуры второй половины XIX века в мировую культуру.
Культура России второй половины XIX в. достигла удивительных высот. Она способствовала не только росту самосознания народов России, но и оказала влияние на всю европейскую культуру.
60-70-е годы
принято называть "золотым веком"
русской химии. Выдающийся вклад
в мировую науку внесли А.М.
К середине XIX в. литература достигла в России высокого уровня развития и русские писатели становились все более известными на Западе. Французский писатель П. Мериме открыл Европе Пушкина. На европейские языки были переведены произведения М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева. Русская литература становится частью европейской литературы. В Париже был поставлен «Ревизор» Гоголя, с восторгом принятый зрителями.
А. Пушкин был основателем русского реализма, его роман в стихах «Евгений Онегин», который В. Белинский назвал энциклопедией русской жизни, явился наивысшим выражением реализма в творчестве великого поэта. Мировое значение Пушкина связано с осознанием универсального значения созданной им традиции. Он проложил дорогу литературе М. Лермонтова, Н. Гоголя, И. Тургенева, Л. Толстого, Ф. Достоевского и А. Чехова, которая по праву сделалась не только фактом русской культуры, но и важнейшим моментом духовного развития человечества. В направлении от предромантических и романтических форм к реализму развивалось и творчество Гоголя, которое оказалось решающим фактором последующего развития русской литературы. Вместе с тем Гоголь является основателем «натуральной школы» (школы критического реализма). В начале XX в. Гоголь получает всемирное признание и с этого момента становится действующей и все более возрастающей величиной мирового художественного процесса, постепенно осознается глубокий философский потенциал его творчества.
Особого внимания заслуживает творчество гениального Л. Толстого, которое знаменовало новый этап в развитии русского и мирового реализма, перебросило мост между традициями классического романа XIX в. и литературой XX в. Новизна и мощь толстовского реализма непосредственно связаны с демократическими корнями его искусства и его нравственных поисков, реализму Толстого свойственны особая правдивость, откровенность тона, прямота и, вследствие этого, сокрушительная сила и резкость в обнажении социальных противоречий. Особое явление в русской и мировой литературе — роман «Война и мир»; в этом уникальном феномене искусства Толстой сочетал форму психологического романа с размахом и много -фигурностью эпической фрески. Прошло более ста лет со дня появления в печати первой части романа, много поколений читателей сменилось за это время. И неизменно «Войну и мир» читают люди всех возрастов — от юношей до стариков. Вечным спутником человечества назвал этот роман современный писатель Ю. Нагибин, ибо «Война и мир», посвященная одной из губительнейших войн XIX в„ утверждает нравственную идею торжества жизни над смертью, мира над войной, что приобрело колоссальную значимость в конце XX в. [9, 254-255].
Впечатления, производимые «золотым веком» русской литературы, прекрасно выразил Т. Манн. говоря о ее «необыкновенном внутреннем единстве и целостности», «тесной сплоченности ее рядов, непрерывности ее традиций». XIX в. по праву называют "золотым веком" российской словесности, эпохой, когда российская литература не только приобретает самобытность, но, в свою очередь, оказывает серьезное влияние и на мировую культуру.
Русские композиторы начали выезжать за границу. Там они общались с видными мастерами музыкального искусства, а главное - получали европейское музыкальное образование. Россия вызвала в Европе ответный интерес, и на протяжении столетия немало выдающихся музыкантов гастролировали в Москве и Петербурге. Приобщение к европейской культуре не только повысило интеллектуальный и профессиональный уровень русских композиторов и исполнителей, но и помогло им глубже понять традиции национальной музыки, лучше узнать самих себя.
Мировую известность получили симфонии, оперы, балеты, музыкальные пьесы крупнейшего русского композитора П.И.Чайковского.
Период расцвета переживали в эти годы русская национальная опера, балет, симфоническая музыка. Центрами музыкальной жизни страны становятся С.-Петербургская и Московская консерватории, директорами которых были А.Г. и Н.Г.Рубинштейны.
Заключение.
Цели и задачи, поставленные в начале работы, выполнены. Развитие русской культуры второй половины XIX века рассмотрено, развитие литературы, музыки, живописи, архитектуры и науки в рассматриваемом мною периоде исследовано.
1.Русская культура второй половины XIX в. отражала сложные противоречивые процессы, происходившие в обществе. Общественное движение, достигшее в это время невиданных ранее масштабов, стимулировало развитие демократических тенденций в просвещении, литературе, искусстве. Народное хозяйство страны настоятельно требовало широкого притока квалифицированных специалистов, развития научных исследований и технических разработок. Все эти новые явления вызывали глубокую озабоченность правительства, жестко контролировавшего все сферы культурной жизни и пытавшегося задержать распространение демократических идей, которые реально угрожали прочности самодержавия. Борьба прогрессивной и консервативной тенденций пронизывала в эти годы весь процесс формирования и развития русской культуры.
2.1. Во второй половине XIX века уровень грамотности населения повышается, открываются всевозможные учебные заведения воскресные школы для взрослых, вольные крестьянские школы, земская школа, классические гимназии, высшие женские курсы. Увеличивает выпуск продукции полиграфическая промышленность.
2.2. Развитие отечественной науки во второй половине XIX века, ее блестящие достижения оказали значительное воздействие на культурную жизнь страны, способствовали повышению удельного веса рационального знания в общественном сознании, уровня обучения в высшей и средней школе.
2.3. Нравственная сила великих русских писателей второй половины XIXв. Заключалась в убеждении, что необходимо показывать неоспоримую человеческую ценность, искать пути к всечеловеческому единению. Русская классическая литература заслужила всемирное призвание тем, что в условиях ломки человеческих судеб в ходе процесса модернизации вступилась за «маленького человека», а не за «железную логику истории». Эти и другие прозрения русской литературы, воплощенные с огромным талантом и мастерством, сделали ее шагом вперед в художественном и нравственном развитии человечества.
2.4. Даже в тяжелых условиях
русская музыка продолжала
2.5. Передовое демократическое
3.В целом достижения русской
культуры получили мировое
Библиографический список.
Информация о работе Русская культура во второй половине XIX века