Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Августа 2013 в 08:46, контрольная работа
В истории русской святости XVIII в. отмечен именами святителей Димитрия Ростовского, Митрофана Воронежского, Тихона Задонского, Иоасафа Белгородского, блаженной Ксении Петербургской и многих других канонизованных и неканонизованных подвижников благочестия. С конца XVIII в. начинается новое возрождение монашеской жизни. Именно Синодальный период дал образцы той высокой духовности, которая нас питает и которая не превзойдена до сих пор. В качестве примера можно привести преподобного Серафима Саровского—одного из самых почитаемых в современном мире святых. Преподобный Серафим через нашу русскую эмиграцию стал всемирно почитаемым святым. В мире можно встретить его изображения с чертами монголоидного или негроидного типа. К середине XIX в. особенно возрастает духовное значение Оптиной пустыни.
введениЕ………………………………………………………………………..3
Глава 1. Положение Русской Церкви при преемниках Петра I……………………………………………………………………………4
Глава 2. Русская Церковь при екатерине II………………………11
ГЛАВА 3. Православная миссия в XVIII веке……………………..16
Глава 4. Русская Церковь в царствование Александра I…. 21
Глава 5. Русская Церковь в царствование Николая I.............21
Глава 6. Русская Церковь при александре II и
алексадре III…………………………………………………………………22
Заключение………………………………………………………………….24
Список использованной литературы……………………
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ФАКУЛЬТЕТ ЗАОЧНОГО И ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
КАФЕДРА МЕНЕДЖМЕНТА
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «История государственного управления в России»
на тему: Русская православная церковь в синодальный период
(1721-1917гг.)
Работу выполнил(-а):
Студент(-ка) гр. 11МС-202
Ф.И.О. Земена Н.В.
Работу проверила:
Ф.И.О. Яблонская Л.М.
к.и.н., доцент
оГЛАВЛЕНИЕ
введениЕ…………………………………………………………
Глава 1. Положение Русской Церкви при преемниках
Петра I……………………………………………………………
Глава 2. Русская Церковь при екатерине
II………………………11
ГЛАВА 3. Православная
миссия в XVIII веке……………………..16
Глава 4. Русская Церковь в царствование
Александра I…. 21
Глава 5. Русская Церковь в царствование Николая I.............21
Глава 6. Русская Церковь при александре II и
алексадре III…………………………………………………………………22
Заключение……………………………………………………
Список
использованной литературы…………………………….28
введение
В Синодальный период своей истории (1721-1917 гг.) Русская Церковь особое внимание уделяла развитию духовного просвещения и миссионерству на окраинах страны. Велось восстановление старых и строительство новых храмов. Начало ХIХ века ознаменовалось деятельностью замечательных богословов. Немало сделали русские богословы и для развития таких наук, как история, языкознание, востоковедение.
В истории русской святости XVIII в. отмечен именами святителей Димитрия Ростовского, Митрофана Воронежского, Тихона Задонского, Иоасафа Белгородского, блаженной Ксении Петербургской и многих других канонизованных и неканонизованных подвижников благочестия. С конца XVIII в. начинается новое возрождение монашеской жизни. Именно Синодальный период дал образцы той высокой духовности, которая нас питает и которая не превзойдена до сих пор. В качестве примера можно привести преподобного Серафима Саровского—одного из самых почитаемых в современном мире святых. Преподобный Серафим через нашу русскую эмиграцию стал всемирно почитаемым святым. В мире можно встретить его изображения с чертами монголоидного или негроидного типа. К середине XIX в. особенно возрастает духовное значение Оптиной пустыни. Духовного руководства старцев пустыни ищут Н.В. Гоголь, К.Н. Леонтьев, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, В.С. Соловьев и многие другие известные деятели русской культуры.
Глава 1. Положение Русской Церкви при преемниках Петра I
Еще
при жизни митрополита Стефана Яворского,
фактически отстраненного руководства
церковными делами, борьбу за первенство
в церковной иерархии вели два вице-президента Синода,
выдвиженцы Петра I архиепископ
Псковский Феофан (Прокопович) и архиепископ
Новгородский Феодосий (Яновский).
Новгородский владыка родился на Смоленщине, в семье польского шляхтича. Он был человеком энергичным, обладавшим практическим умом и способностью приспосабливаться к требованиям времени. Став в 1704 году архимандритом Новгородского Хутынского монастыря, Феодосий привлек внимание Петр I, часто бывавшего в обители, своими административными талантами и отсутствием твердых религиозных убеждений.
Царевич Алексей говорил новом любимце государя: «разве не за то его батюшка любит, что он вносит в народ лютерские обычаи и разрешает вся» (Е. Поселянин. «Очерки из истории русской церковной и духовной жизни в XVIII веке» с. 76)
В 1712 году Петр I утвердил Феодосия архимандритом недавно основанного Александро-Невского монастыря и правителем духовных дел в Петербургской области. В начале 1721 года он назначается первым вице-президентом Синода, архиепископом Новгородским и Великолуцким. Владыка Феодосий был энергичным церковным деятелем, заботился о материальном благосостоянии духовенства, строил храмы, ревностно боролся с раскольниками. Вместе с тем, по мере возвышения все более отчетливо проявлялись отрицательные черты его личности: корыстолюбие, высокомерие, забвение монашеских принципов, открытая приверженность к светской жизни с ее соблазнами.
Вторым вице президентом Святейшего Правительствующего Синода при Петре I был Феофан Прокопович (1681 – 1736). Он родился в Киеве в купеческой семье и был крещен с именем Елеазар. Пройдя полный курс обучения в Киево-Могилянской академии, отправился для продолжения образования в Рим. Здесь Елеазар Прокопович поступил в знаменитую в то время иезуитскую коллегию св. Афанасия, перейдя для этого в католицизм.
Приобретя глубокие знания в богословии и философии,
своими выдающимися дарованиями он обратил
на себя внимание папы. Однако иезуитское воспитание возбудило
в Елеазаре отвращение как к схоластике,
так и к католичеству в целом. В 1704 году,
вернувшись в Киев, он вернулся в православие,
принял постриг с именем Феофан и стал
преподавать в Киево-Могилянской академии
сначала пиитику, потом риторику, философию
и, наконец, богословие. По случаю победы
русских войск в Полтавской битве Феофан
Прокопович сочинил панегирик
Cо временем, убедившись в готовности Феофана служить делу реформ государства и Церкви, Петр вызвал его в Санкт-Петербург. Здесь Прокопович выступает в качестве публициста и проповедника, доказывая необходимость преобразований, обосновывая правильность действий царя, обличая и высмеивая его противников. Он убеждает своих слушателей и читателей в необходимости для России неограниченного самодержавия, осуждает «богословов», утверждавших, что власть духовная выше светской.
2 июня 1718г. был Феофан был положен во епископа Псковского и
Кроме «Духовного регламента», он написал предисловие к «Морскому уставу», «Слово похвальное о флоте российском», краткое руководство для проповедников, «Объявление» о монашестве, трактат о патриаршестве, «Первое учение отроком», рассуждения о браках с иноверцами, о крещении, о расколе, подробный комментарий к «Уставу о престолонаследии» и множество других произведений: предисловия и толкования к переводам иностранных книг, учебники, богословские и политические трактаты, поэтические произведения. Вполне естественно, что царь назначает владыку Феофана одним из руководителей Святейшего Синода – вторым вице-президентом.
Петр I умер, не указав на своего наследника. Началась борьба за трон, приводившая к стремительному возвышению и столь же стремительному падению людей, вошедших в русскую историю под общим именем «временщиков». При императрице Екатерине I (1725 – 1727) фактическая власть в стране перешла к Верховному Тайному Совету. В подчинении у него оказался и Синод, который был разделен на два департамента. Первый из них, состоявший из шести архиереев, равных в правах, управлял духовными делами Церкви. Во второй департамент назначались светские чиновники, заведовавшие церковными вотчинами.
Эта реформа серьезно понижала роль Синода, подчинявшегося отныне не государю, а коллегиальному органу, в состав которой входили люди разных вероисповеданий. Отменялось заведенное Петром представительство в нем духовных лиц разных чинов. Переименованный из Святейшего Правительствующего в Духовный, Синод, как и Сенат, стал всего лишь распорядительным органом Верховного тайного совета.
Проявивший недовольство реформой Феодосий Яновский был арестован и после следствия заточен под именем чернеца Федоса в тюрьму Корельского монастыря. Здесь, после пяти месяцев пребывания в тяжелейших условиях, он скончался. Феофан Прокопович, приложивший руку к падению первого вице-президента, занял его место в Синоде и на Новгородской кафедре.
После смерти Екатерины I императором становится совсем еще юный Петр II (1727-30), за влияние на которого ведут ожесточенную борьбу соратник Петра Александр Данилович Меншиков и представители старой аристократии князья Долгорукие и Голицыны. После падения первого была предпринята попытка реставрации допетровских порядков и восстановления патриаршества. В Синоде выходцы из Украины постепенно заменялись на великорусских архиереев, которые повели атаку на Феофана Прокоповича, оставшегося единственным защитником Петровских преобразований. Положение главного идеолога реформ, обвиняемого в ересях и всевозможных злоупотреблениях, стало шатким.
После внезапной смерти молодого императора Верховный тайный совет призвал на престол племянницу Петра I Курляндскую герцогиню Анну Иоанновну (1730-1740). Власть в стране перешла в руки немецкой группировки, возглавляемой фаворитом императрицы Эрнстом-Иоганном Бироном. В стране развернулся террор, символом которого стала Канцелярия тайных и розыскных дел. Принял участие в репрессиях и Феофан Прокопович, специализировавшийся на «архиерейских процессах», жертвой которых стали его церковные противники. Одним из первых был архиепископ Воронежский Лев (Юрлов), сосланный в Крестный монастырь на Белом море. Вслед за ним были отправлены в различные монастыри митрополиты Ростовский Георгий (Дашков), Коломенский Игнатий (Смола), архиепископ Киевский Варлаам (Вонатович). Митрополита Казанского Сильвестра заточили в Выборгской крепости, многие церковные деятели лишились должностей.
Главным объектом интриг Феофана Прокоповича в это время становится его давний обличитель архиепископ Тверской Феофилакт (Лопатинский), назначенный при Екатерине I вторым вице-президентом Синода. Уроженец Волыни, он хорошо знал Феофана еще по Киеву и обоснованно обвинял его в неправославии, в том числе и в своих обращениях к Петру I и его преемникам.
В 1731 году архиепископ Феофилакт решился на переиздание труда своего учителя митрополита Стефана (Яворского) «Камень веры», обличавшего протестантизм. В стране, где правили Бирон и его выдвиженцы, бывшие убежденными последователями Лютера, подобный шаг был чрезвычайно смелым. Феофан Прокопович не преминул воспользоваться ситуацией и сделал донос в тайную канцелярию, указывая на то, что поступок архиепископа Феофилакта «вреден» государству.
Началась травля святителя. Его исключили из Синода и сослали в Белозерский монастырь, а затем в Тверь. Но на этом гонители не остановились. «Камень веры» был запрещен, а Феофан Прокоповича анонимно издал написанный им «Молоток на Камень веры», в котором глумился над своим противником. Более того, Новгородский архиепископ смог убедить Бирона в том, что в стране существует некая «злодейская фракция», которую следует выявить и истребить. Были арестованы духовные лица, хорошо знавшие святителя Феофилакта. Их подвергли жесточайшим пыткам, добиваясь показаний против опального архиепископа.
Настал черед и самого владыки Феофилакта. После первого же допроса его разбил паралич. Но это не остановило палачей. Во время следствия, длившегося три года, мученика поднимали на дыбы и били батогами. Затем его объявили лишенным сана и монашества и заключили в Петропавловскую крепость. Освобожден Феофилакт был уже после смерти императрицы Анны Иоанновны и падения Бирона. Возле его постели собрались члены Синода и объявили о возвращении сана. Через несколько месяцев, 6 мая 1741 святитель Феофилакт скончался.
К этому времени ушел из жизни его гонитель – Феофан Прокопович. В последние годы земного пребывания его положение укрепилось настолько, что оно фактически сравнялось с патриаршим. Все архиереи по необходимости преклонялись пред Феофаном. Ученая репутация его стояла высоко не только в России, но и на Западе. Вся русская церковная литература сосредоточивалась около него и зависела от его одобрения. Его знакомства искали и русские, и иностранные ученые и писатели. Он был покровителем молодых талантов, в том числе и Ломоносова. Но и вину ему современники и историки ставят многое. Здесь и стяжание несметных богатств, и склонность к кальвинизму, а также жестокость и неразборчивость в средствах в борьбе со своими противниками. Историк и философ протоиерей Георгий Флоровский в работе «Пути русского богословия» пишет:
«Феофан Прокопович был человек жуткий. Даже в наружности его было что-то зловещее. Это был типический наемник и авантюрист, — таких ученых наемников тогда много бывало на Западе. Феофан кажется неискренним даже тогда, когда он поверяет свои заветные грезы, когда высказывает свои действительные взгляды. Он пишет всегда точно проданным пером. Во всем его душевном складе чувствуется нечестность. Вернее назвать его дельцом, не деятелем. Один из современных историков остроумно назвал его «агентом Петровской реформы». Однако, Петру лично Феофан был верен и предан почти без лести, и в Реформу вложился весь с увлечением. И он принадлежал к тем немногим в рядах ближайших сотрудников Петра, кто действительно дорожил преобразованиями».
Другой церковный историк, Иларион Алексеевич Чистович в книге «Феофан Прокопович и его время» (1868 г.) утверждает: «Богослов, проповедник, канонист, юрист, историк, поэт совмещались в нем с разною степенью дарования, но, во всяком случае, в необыкновенном сочетании. Таких разносторонних и плодовитых талантов мало можно встретить среди наших деятелей XVIII века. Взятая в целом личность Феофана Прокоповича всегда останется одной из центральных фигур русской истории XVIII столетия».
В правление дочери Петра I Елизаветы (1741-1761) прекратились репрессии против архиереев и духовенства, носившие ранее массовый характер. Сама императрица, воспитанная в русском духе, любила церковную обрядность, часто и охотно посещала богослужение, читала духовные книги, ездила по богомольям, в Троицкую лавру ходила раз пешком, соблюдала все посты, делала пожертвования по монастырям к церквам.
Информация о работе Русская православная церковь в синодальный период (1721-1917гг.)