Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Августа 2013 в 08:46, контрольная работа
В истории русской святости XVIII в. отмечен именами святителей Димитрия Ростовского, Митрофана Воронежского, Тихона Задонского, Иоасафа Белгородского, блаженной Ксении Петербургской и многих других канонизованных и неканонизованных подвижников благочестия. С конца XVIII в. начинается новое возрождение монашеской жизни. Именно Синодальный период дал образцы той высокой духовности, которая нас питает и которая не превзойдена до сих пор. В качестве примера можно привести преподобного Серафима Саровского—одного из самых почитаемых в современном мире святых. Преподобный Серафим через нашу русскую эмиграцию стал всемирно почитаемым святым. В мире можно встретить его изображения с чертами монголоидного или негроидного типа. К середине XIX в. особенно возрастает духовное значение Оптиной пустыни.
введениЕ………………………………………………………………………..3
Глава 1. Положение Русской Церкви при преемниках Петра I……………………………………………………………………………4
Глава 2. Русская Церковь при екатерине II………………………11
ГЛАВА 3. Православная миссия в XVIII веке……………………..16
Глава 4. Русская Церковь в царствование Александра I…. 21
Глава 5. Русская Церковь в царствование Николая I.............21
Глава 6. Русская Церковь при александре II и
алексадре III…………………………………………………………………22
Заключение………………………………………………………………….24
Список использованной литературы……………………
Елизавета издала указ, которым первоначальный суд по всем вопросам, включая политические, был предоставлен Синоду, которому был возвращен титул Святейший. Ободренные этим, архиепископ Новгородский Амвросий (Юшкевич) и митрополит Ростовский Арсений (Мациевич) обратились к ней с прошением, в котором писали, что если императрице не угодно будет восстановить патриаршество, то пусть бы она, по крайней мере, самый Синод устроила из одних архиереев, удалив из него светских лиц и упразднив должность обер-прокурора. Однако эти предложения были отклонены.
Глава 2. Русская Церковь при екатерине II
После кратковременного
правления Петра III (1761-1762), воспитанного
в протестантском духе, на престол
вступила Екатерина II (1762-1796), урожденная
Софья Фредерика Августа
Вслед за французскими просветителями Екатерина II смотрела на религию как на «полезное орудие для управления народами», отвергала теорию «двух властей» и стремилась превратить Церковь в учреждение исключительно государственное. Отношение императрицы к религии характеризуют сделанные ей назначения на должность обер-прокурора Синода людей, часто далеких не только от Православия, но и от религии вообще. Один из них, Иван Иванович Мелиссино, выходец из знатного греческого рода, ранее бывший директором Московского университета, в 1767 году подал в Синод проект реформирования церковной жизни, в котором предлагал:
1. Предоставить совершенную свободу вероисповедания иностранцам.
2. Дать свободу старообрядческим общинам.
3. Ослабить и сократить посты.
4. Исправить ошибки и
5. Составить комиссию «из разных неослепленных предрассудками» лиц, чтобы избавить Церковь от суеверий и притворных чудес, особенно в отношении икон и мощей.
6. Отменить ношение икон по домам.
7. Отменить многие праздники, сократить богослужения во имя отмены языческого многословия и вместо длинных всенощных служить краткие молебны с поучениями для верующих.
8. Постепенно отменить
9. Жить им со своими женами по предписанию апостола.
10. Разрешить духовенству носить «более приличное платье».
11. Отменить поминовение усопших как средство вымогательства.
12. Упростить разводы, разрешая
и другие причины помимо
13. Воспретить причащение
Синод уклонился от рассмотрения этих предложений, но сам факт их подачи красноречиво свидетельствует о взглядах обер-прокурора. Один из его преемников, бригадир Петр Петрович Чебышев, был не только неверующим человеком, но и решался открыто заявлять о своем неверии в бытие Божие. Он оскорблял архиереев - членов Синода, несогласных с ним, «гнилыми словами», пользуясь своею властью, задерживал издательство сочинений, направленных против распространяемого тогда модными писателями атеизма.
Одним из первых шагов Екатерины II в области церковной политики стала секуляризация («изъятие») церковного землевладения. 26 февраля 1764 года вышел соответствующий указ. Все имения Синода, архиерейских кафедр и монастырей (всего свыше 900 тысяч крестьянских душ мужского пола и 8,5 млн десятин земельных угодий) поступали в казну и передавались в управление Коллегии экономии. Монастырям были оставлены только небольшие сады, огороды и пастбища. Бывшие монастырские крестьяне получили название экономических. Им вменялось в обязанность платить в казну оброк, из которого затем выплачивалась определенная сумма на содержание монастырей и архиерейских домов.
Указ императрицы Екатерины II о секуляризации монастырского землевладения. 26 февраля 1764г.
В силу этой реформы было закрыто 754 из 954 раньше существовавших монастырей. При этом государство так и не выполнило взятого на себя обязательства материально обеспечить духовенство, которое уже при Петре I окончательно сформировалось в особое замкнутое сословие. Содержание белого духовенства оставалось на попечении приходов, которые у концу века были полностью отстранены от выборов пастырей.
Для упорядочения доходов священников в 1765 году была установлена обязательная такса за требы (3 коп. за крещение, 10 коп. за брак, столько же за погребение и т. д.). В целом, положение основной массы духовенства, которое, значительно ухудшилось. Не случайно, многие представители духовенства поддержали выступление под руководством Емельяна Пугачева. Когда Синод издал указ о запрещении в служении иереев, участвовавших в бунтах, во многих местах не оказалось священников, чтобы совершать богослужения.
Следует отметить, что казна не получила от этой реформы ожидаемых средств, так как большая часть церковных земель была подарена императрицей ее многочисленным фаворитам. В глазах народа, который на пожертвования в пользу храмов и монастырей всегда смотрел как на посвященное Богу, эта реформа была великим грехом.
Единственным членом Синода, который осмелился выступить против указа о секуляризации, стал митрополит Ростовский Арсений (Мациевич), преемник на кафедре святителя Димитрия. Выходец из польской шляхты, сын православного священника, он всю свою жизнь ревностно боролся за права Церкви. Еще при императрице Елизавете Петровне, назначенный членом Святейшего синода, он не явился для принесения установленной присяги, находя несогласными со своею совестью слова: «Исповедаю же с клятвою крайнего судию духовные сея коллегии быти самую Всероссийскую Монархиню, Государыню нашу». Митрополит Арсений был убежден, что единственный крайний Судия и Глава Церкви есть Христос, о чем подал объяснение самой государыне вместе с прошением об удалении на покой по болезни, которое императрица не подписала.
Как только митрополит Арсений узнал о конфискации церковных земель, он стал подавать один протест за другим по поводу «этого печального события». В Неделю торжества Православия он к обычным анафематствованиям присоединил анафему «обидчикам церквей и монастырей». Когда Екатерине II доложили о протестах митрополита, она назначила расследование по этому делу в Синоде. Святитель Арсений был вызван во дворец, где его допрашивали в присутствии самой императрицы. При этом опальный митрополит говорил столь резко, что Екатерина зажала себе уши, а ему самому «заклепали рот».
Синод, встав на сторону власти, присудил митрополита Арсения к лишению архиерейского сана и преданию, по расстрижению из монашества, светскому суду, который должен был за оскорбление Величества осудить его на смерть. Но императрица приказала освободить Арсения от светского суда, оставить ему монашество и отправить в ссылку.
Прямо с заседания Синода бывший митрополит был отвезен в Ферапонтов монастырь, место ссылки патриарха Никона, затем в Николо-Корельскую обитель в Архангельской губернии. В монастырях инок Арсений всецело отдавался чтению Священного Писания и молитве. Он молился также и за своих врагов, вынимая частицы на проскомидии за «гонящих и обидящих Церковь Божию».
Через несколько лет инока Арсения перевели в тесный каземат в башне Ревельской крепости. Предварительно с него сняли монашеский сан и, облачив в одежду каторжника, дали новое имя «Андрей Враль». На стене своей камеры Арсений начертал углем слова из псалма: «Благо, яко смирил мя еси». Перед смертью он пожелал причаститься Святых тайн. Сохранилось предание о том, что направленный к нему священник в страхе выбежал из камеры со словами: «Вы мне говорили, что надо исповедовать и приобщить преступника, а передо мною стоит на коленях архипастырь в полном облачении».
Когда тюремный пристав вместе с этим священником вновь вошел в каземат, то увидели лежащего на койке арестанта. Обратившись к священнику он сказал: «Сын мой, перед тобою не митрополит, а недостойный раб Арсений, идущий отдать отчет Господу Богу в своей жизни. Виденное тобою чудо есть знамение Господне неизреченной милости Божией: это значит, что душа моя скоро отлетит от скорбного тела». Напутствовав страдальца, священник попросил у него благословение себе. Умирающий дал ему на память свой молитвенник, на котором была надпись: «Смиренный митрополит Ростовский Арсений».
Поместный Собор Русской Православной Церкви 1918 года признал недействительным постановления Синода, лишившего сана митрополита Арсения (Мациевича) по обвинению в политических преступлениях. В 2000 году Юбилейный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви причислил святителя к лику святых в чине священномучеников.
Несмотря на отсутствие личного глубокого религиозного чувства, Екатерина II ясно понимала значение Православия в жизни России. Стремясь быть образцовой императрицей, она добросовестно исповедовала уставное благочестие, исходя из того что таков долг монарха пред верой народа. Она целовала руки духовенству, ходила из Москвы пешком на богомолье в Троице-Сергиев монастырь, ездила в Киев поклониться мощам печерских угодников, говела и причащалась вместе со всем придворным штатом. Императрица лично подбирала кандидатов на архиерейские места, отдавая предпочтение великорусским монахам.
После Петра I продолжалось расширение пределов Российского государства. В его состав вошли новые территории на Западе, Востоке и Юге с преобладанием неправославного населения.
До Екатерины II правительство стремилось обратить иноверцев в Православие, рассматривая этот путь как самый надежный для закрепления их верности России. При Елизавете церковная миссия получала самое широкое содействие от властей. Помимо старых, петровских льгот, для новокрещенных вводились новые. Им стали выдавать денежные и вещевые подарки, лежавшие на них подати и повинности, в том числе рекрутская, перекладывались на их некрещеных соплеменников. Государство прощало обращенным в Православие их преступления, совершенные до крещения.
В 1731 году в городе Свияжске была учреждена Комиссия новокрещенских дел для Казанской и Нижегородской епархий. Через семь лет на Казанскую кафедру был назначен архиепископ Лука (Конашевич), который проявил особую ревность в миссионерском служении. Архипастырь не останавливался и перед мерами, которые раздражали мусульман. Он насильно забирал детей инородцев в христианские школы, устраивал крестные ходы в татарских слободах Казани, в селе Болгары распорядился разрушить руины древних мечетей, которые почитались мусульманами как святыни.
В 1740 году Комиссия новокрещенских дел была преобразована в Новокрещенскую контору. Округ ее был расширен включением в него Астраханской и Воронежской епархий. Начальником конторы назначили архимандрита Димитрия (Сеченова), впоследствии видного иерарха Русской церкви. Правительство оказывало миссионерской деятельности конторы широкую помощь как денежными средствами, так и введением льгот для новокрещенных.
Миссионеры крестили иноверцев десятками тысяч. Причем, в отличие от методов архиепископа Луки, они избегали принудительных, насильственных мер, но щедро одаривали принимавших Православие. Они обучали их основам веры, изъясняли церковные таинства и обряды, открывали школы для подростков из новообращенных. Всего при Елизавете Петровне в Поволжье крещено было до 430000 человек - чувашей, черемисов (марийцев), вотяков (удмуртов). Мордва крещена была вся. Около восьми тысяч татар перешли из ислама в христианство.
Продолжалась активная просветительская деятельность в Сибири. В 1727 году на Иркутскую кафедру был назначен святитель Иннокентий (Кульчицкий). Родился он около 1680 года в дворянской семье на Черниговщине. Закончив Киево-Могилянскую академию, принял постриг. В последующем исполнял обязанности профессора и префекта Московской Академии, обер-иеромонаха (старшего священника-монаха) флота и наместника Александро-Невской Лавры в Петербурге.
В 1721 году святитель Иннокентий был хиротонисан во епископа Переяславского и назначен главой Пекинской Духовной миссии. Китайское правительство, придравшись к неудачному выражению в верительной грамоте, составленной в Сенате, отказалось выдать разрешение на въезд в Китай. Несколько лет святитель провел в Селенгинском монастыре у китайской границы, после чего был назначен на кафедру в Иркутск.
По недосмотру Сената он до самой кончины не получал жалования. Тем не менее, в этом далеком крае архипастырю удалось открыть две школы: русскую и монгольскую. Он строил церкви, проповедовал, отправлял миссионеров к бурятам и якутам. Преставился святитель Иннокентий 27 ноября 1731 года. Новым епископом Иркутским стал Иннокентий (Нерунович) при котором, кроме бурят, крещено было также много тунгусов (эвенков) и якутов. После его кончины в 1741 году кафедра двенадцать лет оставалась незамещенной.
В 1753 году в Иркутск был назначен святитель Софроний (в миру Стефан Кристалевский). Он родился в 1707 году на Черниговщине и получил образование в Киево-Могилянской академии. Приняв монашеский постриг и удостоившись сана иеромонаха, Софроний проходил послушание в разных монастырях Киевской епархии, а затем в Александро-Невской Лавре, наместником которой был с 1746 по 1753 годы.
Информация о работе Русская православная церковь в синодальный период (1721-1917гг.)