Русская православная церковь в синодальный период (1721-1917гг.)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Августа 2013 в 08:46, контрольная работа

Описание работы

В истории русской святости XVIII в. отмечен именами святителей Димитрия Ростовского, Митрофана Воронежского, Тихона Задонского, Иоасафа Белгородского, блаженной Ксении Петербургской и многих других канонизованных и неканонизованных подвижников благочестия. С конца XVIII в. начинается новое возрождение монашеской жизни. Именно Синодальный период дал образцы той высокой духовности, которая нас питает и которая не превзойдена до сих пор. В качестве примера можно привести преподобного Серафима Саровского—одного из самых почитаемых в современном мире святых. Преподобный Серафим через нашу русскую эмиграцию стал всемирно почитаемым святым. В мире можно встретить его изображения с чертами монголоидного или негроидного типа. К середине XIX в. особенно возрастает духовное значение Оптиной пустыни.

Содержание работы

введениЕ………………………………………………………………………..3
Глава 1. Положение Русской Церкви при преемниках Петра I……………………………………………………………………………4
Глава 2. Русская Церковь при екатерине II………………………11
ГЛАВА 3. Православная миссия в XVIII веке……………………..16
Глава 4. Русская Церковь в царствование Александра I…. 21
Глава 5. Русская Церковь в царствование Николая I.............21
Глава 6. Русская Церковь при александре II и
алексадре III…………………………………………………………………22
Заключение………………………………………………………………….24
Список использованной литературы……………………

Файлы: 1 файл

ИГУ Русская православная церковь в синодальный период (1721 – 1917 гг..doc

— 131.50 Кб (Скачать файл)

По прибытии в Иркутск  святитель продолжил миссионерские  традиции своих предшественников. Он посылал проповедников к язычникам, служил в храмах, где прихожанами были новокрещеные, заботился об устройстве их быта, старался приучить к оседлому образу жизни.  Своей пастве святитель подавал пример аскетической жизни. Келейник писал о нем: «Пищу употреблял самую простую и в  малом количестве, служил весьма часто, ночи проводил в молитве, спал на полу, овечий ли мех, оленья или медвежья кожа и малая простая подушка – вот и вся его постель для непродолжительного сна». Последние дни земной жизни святитель Софроний провел в непрестанной молитве. Скончался он 30 марта 1771 года.

В 1743 году Святейший Синод  отправил Духовную миссию во главе  с архимандритом Иоасафом (Хотунцевичем) на Камчатку. Миссия обнаружила на полуострове  три церкви с одним священником и около 6000 православных христиан, оставшихся после первых проповедников слова Божия на этой земле. Труды миссии были чрезвычайно успешны. В 1751 году архимандрит Иоасаф сообщал Синоду, что на Камчатке крещены все и крестить более некого. При нем было построено несколько церквей и часовен, открыто 4 школы, в которых в 1748 году обучалось до 200 учеников, что по тем временам было весьма много.

На главную сибирскую  кафедру, Тобольскую, в 1758 году был назначен преосвященный Павел (Конюскевич). Он родился в 1705 году в галицком городе Самборе, в православной семье. Образование получил в Киевской Академии, где обратил на себя внимание смирением и кротостью нрава, соединявшимися с непреклонной твердостью характера и блестящими успехами в науках. По окончании курса его оставили в Академии преподавателем пиитики. В 28-летнем возрасте молодой профессор принял монашеский постриг. Вскоре его вызвали в Москву и назначили проповедником в Славяно-греко-латинскую Академию. Потом в течение пятнадцати лет он был архимандритом Юрьевского монастыря в Новгороде.

Рукоположенный в сан  митрополита Тобольского, преосвященный  Павел немедленно выехал в Сибирь. Он строил и освящал церкви в городах  и селах своей огромной епархии, открыл несколько новых монастырей. С подчиненным ему духовенством архипастырь обходился строго и требовательно, к нерадивым клирикам относился круто, часто назначал провинившихся на черные работы. Вместе с тем, к нуждавшимся священникам и причетникам, к вдовам и сиротам духовного сословия он был сострадателен и милостив. Святитель посылал миссионеров и в языческие селения, и к мусульманам, и к старообрядцам. Весть о секуляризации церковных земель встревожила деятельного архипастыря. Он опасался, что предстоявшее ограбление Церкви приведет к закрытию монастырей, служивших очагами миссионерства в Сибири.

Вслед за митрополитом Арсением (Мацеевичем) Тобольский святитель  подал в Синод записку, в которой  откровенно и резко изложил свое мнение. По повелению Екатерины II против него было открыто дело. В 1767 году митрополит Павел был вызван в Москву на заседание Святейшего Синода. Но он отказался оставить свою кафедру и выехал лишь после самых настоятельных требований из Петербурга. Приехав в Москву, митрополит Павел подал в Синод прошение об увольнении его на покой в Киево-Печерскую Лавру. Желая угодить императрице, Синод приговорил исповедника к лишению сана, но Екатерина II не утвердила приговор Синода и удовлетворила просьбу митрополита Павла.  Выехав на покой в родную Лавру, святитель предался суровым аскетическим подвигам. 4 ноября 1770 года опальный архипастырь отошел ко Господу и был погребен в склепе под великой лаврской церковью Успения Пресвятой Богородицы.

Следует отметить, что  при Екатерине II государственная  политика в отношении к иноверцам резко изменилась.  В 1773 году императрица издала указ Святейшему Синоду, в котором провозглашался принцип неограниченной веротерпимости: «Как Всевышний Бог терпит на земле все веры, то и ее величество из тех же правил, сходствуя Его святой воле, в сем поступать изволит, желал только, чтобы между ее подданными всегда любовь и согласие царили». Архиереи устранялись от всяких дел об инородцах. С 1789 года им запрещалось отправлять проповедников к инородцам без предварительного обсуждения  с губернаторами.

Были отменены почти  все поощрительные меры к крещению иноверцев, за исключением  3-х летней отсрочки от податей и рекрутской повинности. Муллам и ламам назначали содержание из государственной казны. Мусульмане получили полную свободу строить мечети и религиозные школы. Правительство помогало им в обеспечении духовными книгами, отпечатанными в специально созданной для этой цели  типографии.

 

 

 

 

Глава 4. Русская  Церковь в царствование Александра I

 

 

 В начале правления Александра I интересы Православной Церкви продолжали ущемляться. В 1817-1824 гг. существовало Министерство духовных дел и народного просвещения, подчинившее себе Синод. Глава министерства А.Н. Голицын, поклонник мистицизма и некоего "универсального единого христианства", поддерживал распространение иных религий и запрещал защиту православия. Только после настоятельных протестов православных иерархов министерство было закрыто, а Голицын уволен от должности.   

 

 

 

Глава 5. Русская Церковь в царствование Николая I

 

При императоре Николае I традиционно значительная роль Русской Церкви в политической и общественной жизни России постепенно возвращалась. В нач. 1830-х гг. было официально провозглашено, что основы русского государственного строя покоятся на трех началах: Самодержавии, Православии, Народности (позднее это учение стали называть "теорией официальной народности"). Традиционную православную веру защищал Свод законов Российской империи (1833 г.). В правление Николая I государственная власть приняла меры, улучшившие материальное положение монастырей и сельских приходов. Важной особенностью политики Православной Церкви этого времени была борьба против различных сект.

 

 

 

 

Глава 6. Русская Церковь при александре II и алексадре III

 
      В годы царствования Александра II и Александра III значение Русской Церкви продолжало увеличиваться. Особую роль в этом сыграл К.П. Победоносцев, обер-прокурор Синода в 1880-1905 гг. Выросло число храмов и монастырей, значительно оживилось духовное образование, увеличилось число изданий духовно-нравственной литературы. Тем не менее, церковь по-прежнему подчинялась светской государственной власти.  
      В 18-19 вв. Русская Православная Церковь делилась на епархии, число которых постоянно возрастало. К кон. 19 в. существовало 65 епархий. Во главе епархий стояли митрополиты, архиепископы или епископы. В 1744 г. для управления епархиальными делами были созданы консистории (духовные управления). С кон. 18 в. епархии делились на три категории — I, II и III класса. В 1867 г. классы епархий были отменены.  
      В 1800 г. военное духовенство перестало подчиняться епархиальному начальству, а для управления им учредили должность постоянного обер-священника армии и флота. В 1858 г. обер-священники были переименованы в главных священников. В 1890 г. введена должность протопресвитера военного и морского духовенства, который возглавил управление духовной жизнью русской армии и флота.

В 18 в. складывается система  духовного образования в России. К нач. 19 в. существовало 4 духовных академии, 36 семинарий и 115 низших училищ. В 1808 г. была проведена реформа духовного  образования. Начальное образование можно было получить в приходских и уездных училищах, среднее — в семинариях (по одной на епархию), высшее — в академиях. В 1867-1869 и 1884 гг. проводились новые реформы духовных школ.  
      Несмотря на сложные отношения со светской властью, на широкое распространение светского и атеистического мировоззрения, Русская Православная Церковь в Синодальный период своей истории продолжала уделять большое внимание духовному просвещению народа. В 18-19 вв. особенно прославились такие духовные пастыри, как митрополиты Тихон Задонский, Платон (Левшин), Филарет (Дроздов), Игнатий Брянчанинов, Феофан Затворник. В монашеской жизни возрождается старчество, связанное с именами Паисия Величковского, Амвросия Оптинского и других оптинских старцев, а также Серафима Саровского и др.

Особое значение уделялось  миссионерской деятельности на окраинах страны — от Польши и Прибалтики на западе до Аляски и Калифорнии на востоке, от Мурманска и Чукотки  на севере до Причерноморья, Кавказа, Средней  Азии и Китая на юге. Имена Николая, архиепископа Японского, Германа Аляскинского, архимандрита Макария Глухарева, апостола Алтайского края, Иннокентия (Попова-Вениаминова) и многих других входят в число величайших просветителей христианского мира. Во 2-й пол. 19 в. было создано Православное миссионерское общество.  
      18-19 вв. ознаменованы деятельностью замечательных богословов, немало сделавших для развития таких наук, как история, языкознание, востоковедение (Федор Голубинский, Филарет Гумилевский и др.)- Выдающимся трудом стала многотомная "История Русской Церкви" митрополита Макария (Булгакова). Самой важной из всех богословских работ стала подготовка издания нового перевода Библии. В 1751 г. Библия вышла в свет, однако издание было не совсем удачным. В 19 в. работа над новым переводом Библии продолжилась, и в 1877 г. в свет вышло полное печатное издание Библии (так называемое синодальное издание), которое до сих пор используется в Русской Православной Церкви.

 

зАКЛЮЧЕНИЕ

В оценке Синодального периода  в истории Русской Православной Церкви естественно исходить из реальных результатов жизни и деятельности Церкви, из того, сколь успешно она осуществляла свою духовную миссию, решала стоящие перед ней задачи. При рассмотрении этого вопроса следует иметь в виду существование в церковной исторической науке различных на этот счет, даже взаимоисключающих, точек зрения. От восторженной, принадлежащей Евгению Евстигнеевичу Голубинскому, до распространенной, отвергающей какие-либо достоинства этого периода.

Обращаясь к духовной стороне жизни Русской Православной Церкви в Синодальный период, можно со всей ответственностью утверждать, что составляющие его два столетия были ознаменованы поистине благословенными результатами. Произошло сильное возрастание внутренних творческих сил Русской Церкви, умножение форм их проявления в жизни. Это прежде всего относилось к подъему пастырско-просветительной деятельности Церкви и связанному с ним расцвету богословской науки и религиозной философии, в которой, наряду с епископатом и клиром, заняли значительное место и представители мирян. Синодальный период был отмечен усилением роли монашества в жизни Церкви, его развитием, духовным возрождением в форме старчества. Синодальный период успешно продолжил внутреннее миссионерство, сопровождавшееся значительным ростом количества приходов и епархий. Он ознаменован успешным устроением внешней миссии Русской Православной Церкви в Китае, на Алеутских островахи на Аляске, в Японии и других регионах, давшей ей множество самоотверженных просветителей и; нашей стране — выдающихся ученых. в различных областях науки.

В Синодальный период, в большой степени усилиями Русской  Православной Церкви, произошло сближение  Поместных Православных Церквей, укрепилось их сотрудничество в разрешении общеправославных вопросов, братская взаимопомощь в преодолении ими сложных этапов своего бытия, обусловленных тяжкими историческими судьбами их народов.

В этот период Русская  Православная Церковь во всеоружии  своей богословской науки, своих  духовных сил вошла в творческий диалог со многими инославными Церквами и исповеданиями и тем успешно прокладывала дорогу экуменическому движению, получившему уже в наши дни общехристианское воплощение в деятельности Всемирного Совета Церквей.

Таковы основные черты  духовной жизни нашей Церкви в  Синодальный, период.

Вместе с тем следует  признать, что многое, считавшееся  успехом в духовной деятельности Церкви в Синодальный период, по существу не было положительной, органической стороной ее жизни. Большая часть  православной паствы лишь формально  принадлежала к Церкви в силу существовавшего тогда законодательства, государственными средствами ограждавшего "интересы" господствующей религии. Очень многих отвращало от Церкви активное использование ее царской властью в целях, чуждых народу.

С укреплением в России начал веротерпимости (апрель 1905 г.) (о чем будет сказано) начался официальный отход от Русской Православной Церкви тех, кто по принуждению был вынужден считаться ее членом. Этот процесс расширился с падением монархии и принял интенсивный характер с отделением Церкви от государства, провозглашенным декретом Совета Народных Комиссаров 23 января 1918 года. В ограде Русской Православной Церкви остались только действительно верующие ее чада.

Возвращаюсь к рассмотрению Синодального периода и задаю  вопрос: если мы вправе дать столь высокую оценку духовно-пастырской и межцерковной сторонам деятельности Русской Православной Церкви в Синодальный период, то, быть может, не так уж существенна каноническая неправомерность церковной реформы Петра I, ее несоответствие правовым нормам Православной Церкви? Еще вопросы: быть может, были напрасны те большие жертвы, какие принесены церковным обществом в период введения реформы, да и позднее, особенно на протяжении XVIII века? Быть может, не было серьезной необходимости для борьбы с этой реформой, борьбы, начавшейся сразу же по ее обнародовании и не прекращавшейся до конца Синодального периода?

На все три вопроса, чтобы не поступиться истиной, может  быть дан только отрицательный ответ.

Так в чем же отрицательное  для Русской Православной Церкви значение церковной реформы Петра I?

Будучи частью государственного механизма в самодержавной империи, какой была Россия до Великой Октябрьской  социалистической революции, Русская  Православная Церковь максимально  использовалась царской властью  в интересах господствовавших в стране классов. (Разумеется, в данном случае я рассматриваю Русскую Православную Церковь как своего рода общественную организацию, состоящую из православноверующих подданных Российской империи.) Этой нецер-.ковной задаче служили: упомянутая выше присяга членов Синода при вступлении их в должность, возложенные на духовенство указом Петра I от 28 апреля 1722 года охранительные функции, долгое время тяжким бременем лежавшие на Церкви, обязанность епископата и клира воспитывать паству в монархическом духе, оправдывавшем многие неблаговидные деяния императорской власти, многоразличное и беззастенчивое использование Церкви в борьбе с революционным движением в России на всех его этапах, особенно в период первой русской революции 1905—1907 годов.

Безусловно, участие во всем этом представителей Церкви наносило вред нашему Отечеству и, конечно, препятствовало нормальному исполнению Церковью своих  непосредственных духовных функций. Отсюда закономерно и то драматическое  развитие отношений между Церковью и Советским государством, какое получило место в годы революции, гражданской войны и первых последующих десятилетий.

Информация о работе Русская православная церковь в синодальный период (1721-1917гг.)