Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Августа 2013 в 08:46, контрольная работа
В истории русской святости XVIII в. отмечен именами святителей Димитрия Ростовского, Митрофана Воронежского, Тихона Задонского, Иоасафа Белгородского, блаженной Ксении Петербургской и многих других канонизованных и неканонизованных подвижников благочестия. С конца XVIII в. начинается новое возрождение монашеской жизни. Именно Синодальный период дал образцы той высокой духовности, которая нас питает и которая не превзойдена до сих пор. В качестве примера можно привести преподобного Серафима Саровского—одного из самых почитаемых в современном мире святых. Преподобный Серафим через нашу русскую эмиграцию стал всемирно почитаемым святым. В мире можно встретить его изображения с чертами монголоидного или негроидного типа. К середине XIX в. особенно возрастает духовное значение Оптиной пустыни.
введениЕ………………………………………………………………………..3
Глава 1. Положение Русской Церкви при преемниках Петра I……………………………………………………………………………4
Глава 2. Русская Церковь при екатерине II………………………11
ГЛАВА 3. Православная миссия в XVIII веке……………………..16
Глава 4. Русская Церковь в царствование Александра I…. 21
Глава 5. Русская Церковь в царствование Николая I.............21
Глава 6. Русская Церковь при александре II и
алексадре III…………………………………………………………………22
Заключение………………………………………………………………….24
Список использованной литературы……………………
По прибытии в Иркутск
святитель продолжил
В 1743 году Святейший Синод отправил Духовную миссию во главе с архимандритом Иоасафом (Хотунцевичем) на Камчатку. Миссия обнаружила на полуострове три церкви с одним священником и около 6000 православных христиан, оставшихся после первых проповедников слова Божия на этой земле. Труды миссии были чрезвычайно успешны. В 1751 году архимандрит Иоасаф сообщал Синоду, что на Камчатке крещены все и крестить более некого. При нем было построено несколько церквей и часовен, открыто 4 школы, в которых в 1748 году обучалось до 200 учеников, что по тем временам было весьма много.
На главную сибирскую кафедру, Тобольскую, в 1758 году был назначен преосвященный Павел (Конюскевич). Он родился в 1705 году в галицком городе Самборе, в православной семье. Образование получил в Киевской Академии, где обратил на себя внимание смирением и кротостью нрава, соединявшимися с непреклонной твердостью характера и блестящими успехами в науках. По окончании курса его оставили в Академии преподавателем пиитики. В 28-летнем возрасте молодой профессор принял монашеский постриг. Вскоре его вызвали в Москву и назначили проповедником в Славяно-греко-латинскую Академию. Потом в течение пятнадцати лет он был архимандритом Юрьевского монастыря в Новгороде.
Рукоположенный в сан митрополита Тобольского, преосвященный Павел немедленно выехал в Сибирь. Он строил и освящал церкви в городах и селах своей огромной епархии, открыл несколько новых монастырей. С подчиненным ему духовенством архипастырь обходился строго и требовательно, к нерадивым клирикам относился круто, часто назначал провинившихся на черные работы. Вместе с тем, к нуждавшимся священникам и причетникам, к вдовам и сиротам духовного сословия он был сострадателен и милостив. Святитель посылал миссионеров и в языческие селения, и к мусульманам, и к старообрядцам. Весть о секуляризации церковных земель встревожила деятельного архипастыря. Он опасался, что предстоявшее ограбление Церкви приведет к закрытию монастырей, служивших очагами миссионерства в Сибири.
Вслед за митрополитом Арсением (Мацеевичем) Тобольский святитель подал в Синод записку, в которой откровенно и резко изложил свое мнение. По повелению Екатерины II против него было открыто дело. В 1767 году митрополит Павел был вызван в Москву на заседание Святейшего Синода. Но он отказался оставить свою кафедру и выехал лишь после самых настоятельных требований из Петербурга. Приехав в Москву, митрополит Павел подал в Синод прошение об увольнении его на покой в Киево-Печерскую Лавру. Желая угодить императрице, Синод приговорил исповедника к лишению сана, но Екатерина II не утвердила приговор Синода и удовлетворила просьбу митрополита Павла. Выехав на покой в родную Лавру, святитель предался суровым аскетическим подвигам. 4 ноября 1770 года опальный архипастырь отошел ко Господу и был погребен в склепе под великой лаврской церковью Успения Пресвятой Богородицы.
Следует отметить, что при Екатерине II государственная политика в отношении к иноверцам резко изменилась. В 1773 году императрица издала указ Святейшему Синоду, в котором провозглашался принцип неограниченной веротерпимости: «Как Всевышний Бог терпит на земле все веры, то и ее величество из тех же правил, сходствуя Его святой воле, в сем поступать изволит, желал только, чтобы между ее подданными всегда любовь и согласие царили». Архиереи устранялись от всяких дел об инородцах. С 1789 года им запрещалось отправлять проповедников к инородцам без предварительного обсуждения с губернаторами.
Были отменены почти все поощрительные меры к крещению иноверцев, за исключением 3-х летней отсрочки от податей и рекрутской повинности. Муллам и ламам назначали содержание из государственной казны. Мусульмане получили полную свободу строить мечети и религиозные школы. Правительство помогало им в обеспечении духовными книгами, отпечатанными в специально созданной для этой цели типографии.
Глава 4. Русская Церковь в царствование Александра I
В начале правления Александра I интересы Православной Церкви продолжали ущемляться. В 1817-1824 гг. существовало Министерство духовных дел и народного просвещения, подчинившее себе Синод. Глава министерства А.Н. Голицын, поклонник мистицизма и некоего "универсального единого христианства", поддерживал распространение иных религий и запрещал защиту православия. Только после настоятельных протестов православных иерархов министерство было закрыто, а Голицын уволен от должности.
Глава 5. Русская Церковь в царствование Николая I
При императоре Николае I традиционно значительная роль Русской Церкви в политической и общественной жизни России постепенно возвращалась. В нач. 1830-х гг. было официально провозглашено, что основы русского государственного строя покоятся на трех началах: Самодержавии, Православии, Народности (позднее это учение стали называть "теорией официальной народности"). Традиционную православную веру защищал Свод законов Российской империи (1833 г.). В правление Николая I государственная власть приняла меры, улучшившие материальное положение монастырей и сельских приходов. Важной особенностью политики Православной Церкви этого времени была борьба против различных сект.
Глава 6. Русская Церковь при александре II и алексадре III
В годы царствования Александра II и Александра III значение Русской Церкви продолжало
увеличиваться. Особую роль в этом сыграл
К.П. Победоносцев, обер-прокурор Синода
в 1880-1905 гг. Выросло число храмов и монастырей,
значительно оживилось духовное образование,
увеличилось число изданий духовно-нравственной
литературы. Тем не менее, церковь по-прежнему
подчинялась светской государственной
власти.
В 18-19 вв. Русская Православная Церковь
делилась на епархии, число которых постоянно
возрастало. К кон. 19 в. существовало 65
епархий. Во главе епархий стояли митрополиты,
архиепископы или епископы. В 1744 г. для
управления епархиальными делами были
созданы консистории (духовные управления).
С кон. 18 в. епархии делились на три категории
— I, II и III класса. В 1867 г. классы епархий
были отменены.
В 1800 г. военное духовенство перестало
подчиняться епархиальному начальству,
а для управления им учредили должность
постоянного обер-священника армии и флота.
В 1858 г. обер-священники были переименованы
в главных священников. В 1890 г. введена
должность протопресвитера военного и
морского духовенства, который возглавил
управление духовной жизнью русской армии
и флота.
В 18 в. складывается система
духовного образования в
Несмотря на сложные отношения со светской
властью, на широкое распространение светского
и атеистического мировоззрения, Русская
Православная Церковь в Синодальный период
своей истории продолжала уделять большое
внимание духовному просвещению народа.
В 18-19 вв. особенно прославились такие
духовные пастыри, как митрополиты Тихон
Задонский, Платон (Левшин), Филарет (Дроздов),
Игнатий Брянчанинов, Феофан Затворник.
В монашеской жизни возрождается старчество,
связанное с именами Паисия Величковского,
Амвросия Оптинского и других оптинских
старцев, а также Серафима Саровского
и др.
Особое значение уделялось
миссионерской деятельности на окраинах
страны — от Польши и Прибалтики
на западе до Аляски и Калифорнии на
востоке, от Мурманска и Чукотки
на севере до Причерноморья, Кавказа, Средней
Азии и Китая на юге. Имена Николая, архиепископа Японского, Германа
Аляскинского, архимандрита Макария Глухарева,
апостола Алтайского края, Иннокентия
(Попова-Вениаминова) и многих других входят
в число величайших просветителей христианского
мира. Во 2-й пол. 19 в. было создано Православное
миссионерское общество.
18-19 вв. ознаменованы деятельностью замечательных
богословов, немало сделавших для развития
таких наук, как история, языкознание,
востоковедение (Федор Голубинский, Филарет
Гумилевский и др.)- Выдающимся трудом
стала многотомная "История Русской
Церкви" митрополита Макария (Булгакова).
Самой важной из всех богословских работ
стала подготовка издания нового перевода
Библии. В 1751 г. Библия вышла в свет, однако
издание было не совсем удачным. В 19 в.
работа над новым переводом Библии продолжилась,
и в 1877 г. в свет вышло полное печатное
издание Библии (так называемое синодальное
издание), которое до сих пор используется
в Русской Православной Церкви.
зАКЛЮЧЕНИЕ
В оценке Синодального периода в истории Русской Православной Церкви естественно исходить из реальных результатов жизни и деятельности Церкви, из того, сколь успешно она осуществляла свою духовную миссию, решала стоящие перед ней задачи. При рассмотрении этого вопроса следует иметь в виду существование в церковной исторической науке различных на этот счет, даже взаимоисключающих, точек зрения. От восторженной, принадлежащей Евгению Евстигнеевичу Голубинскому, до распространенной, отвергающей какие-либо достоинства этого периода.
Обращаясь к духовной стороне жизни Русской Православной Церкви в Синодальный период, можно со всей ответственностью утверждать, что составляющие его два столетия были ознаменованы поистине благословенными результатами. Произошло сильное возрастание внутренних творческих сил Русской Церкви, умножение форм их проявления в жизни. Это прежде всего относилось к подъему пастырско-просветительной деятельности Церкви и связанному с ним расцвету богословской науки и религиозной философии, в которой, наряду с епископатом и клиром, заняли значительное место и представители мирян. Синодальный период был отмечен усилением роли монашества в жизни Церкви, его развитием, духовным возрождением в форме старчества. Синодальный период успешно продолжил внутреннее миссионерство, сопровождавшееся значительным ростом количества приходов и епархий. Он ознаменован успешным устроением внешней миссии Русской Православной Церкви в Китае, на Алеутских островахи на Аляске, в Японии и других регионах, давшей ей множество самоотверженных просветителей и; нашей стране — выдающихся ученых. в различных областях науки.
В Синодальный период, в большой степени усилиями Русской Православной Церкви, произошло сближение Поместных Православных Церквей, укрепилось их сотрудничество в разрешении общеправославных вопросов, братская взаимопомощь в преодолении ими сложных этапов своего бытия, обусловленных тяжкими историческими судьбами их народов.
В этот период Русская Православная Церковь во всеоружии своей богословской науки, своих духовных сил вошла в творческий диалог со многими инославными Церквами и исповеданиями и тем успешно прокладывала дорогу экуменическому движению, получившему уже в наши дни общехристианское воплощение в деятельности Всемирного Совета Церквей.
Таковы основные черты духовной жизни нашей Церкви в Синодальный, период.
Вместе с тем следует признать, что многое, считавшееся успехом в духовной деятельности Церкви в Синодальный период, по существу не было положительной, органической стороной ее жизни. Большая часть православной паствы лишь формально принадлежала к Церкви в силу существовавшего тогда законодательства, государственными средствами ограждавшего "интересы" господствующей религии. Очень многих отвращало от Церкви активное использование ее царской властью в целях, чуждых народу.
С укреплением в России начал веротерпимости (апрель 1905 г.) (о чем будет сказано) начался официальный отход от Русской Православной Церкви тех, кто по принуждению был вынужден считаться ее членом. Этот процесс расширился с падением монархии и принял интенсивный характер с отделением Церкви от государства, провозглашенным декретом Совета Народных Комиссаров 23 января 1918 года. В ограде Русской Православной Церкви остались только действительно верующие ее чада.
Возвращаюсь к рассмотрению Синодального периода и задаю вопрос: если мы вправе дать столь высокую оценку духовно-пастырской и межцерковной сторонам деятельности Русской Православной Церкви в Синодальный период, то, быть может, не так уж существенна каноническая неправомерность церковной реформы Петра I, ее несоответствие правовым нормам Православной Церкви? Еще вопросы: быть может, были напрасны те большие жертвы, какие принесены церковным обществом в период введения реформы, да и позднее, особенно на протяжении XVIII века? Быть может, не было серьезной необходимости для борьбы с этой реформой, борьбы, начавшейся сразу же по ее обнародовании и не прекращавшейся до конца Синодального периода?
На все три вопроса, чтобы не поступиться истиной, может быть дан только отрицательный ответ.
Так в чем же отрицательное для Русской Православной Церкви значение церковной реформы Петра I?
Будучи частью государственного
механизма в самодержавной
Безусловно, участие во всем этом представителей Церкви наносило вред нашему Отечеству и, конечно, препятствовало нормальному исполнению Церковью своих непосредственных духовных функций. Отсюда закономерно и то драматическое развитие отношений между Церковью и Советским государством, какое получило место в годы революции, гражданской войны и первых последующих десятилетий.
Информация о работе Русская православная церковь в синодальный период (1721-1917гг.)