Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2015 в 17:44, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "История государства и права".
41. Антикоммунистическое законодательство в США. Законы Смита, Маккарена-Вуда и Хэмфри-Батлера.
Антирабочее законодательство получило значительное развитие после 2-й мировой войны в империалистических странах в обстановке «холодной войны» и политики антикоммунизма. Так, в США в 1950, 1952 и 1954 были приняты законы Маккарена—Вуда, Маккарена—Уолтера и Браунелла—Батлера, направленные против Коммунистической партии США, передовых профсоюзов и демократических элементов; в 1947 и 1959 — законы Тафта—Хартли и Лэндрама—Гриффина, установившие государственный контроль за профсоюзами и ограничившие право на забастовку.
В условиях усиления реакции после окончания 2-й мировой войны 1939-45 правящие круги США развернули преследование коммунистов. Был принят ряд законов и административных распоряжений, направленных против компартии. В 1954 они были объединены в законе Хэмфри - Батлера о «контроле над коммунистической деятельностью», квалифицировавшем компартию как «заговорщическую организацию» и лишавшем ее всех прав политической организации. В 1947-56 свыше 150 руководящих деятелей компартии были брошены в тюрьмы. В этих условиях партия была вынуждена проводить свою деятельность нелегально.
В 1961-65 партии пришлось выдержать новую волну преследований на основе закона Маккарена, предусматривавшего тюремное заключение лидеров партии и денежный штраф за так называемую «подрывную деятельность». Партия при поддержке демократических сил добилась отмены в 1964-65 некоторых положений антикоммунистического законодательства (о регистрации членов партии и запрещении коммунистам занимать выборные посты в профсоюзах и др.). В 1967 решением Верховного суда с партии и её руководителей были сняты все обвинения, статьи закона Маккарена, на основании которых партия подвергалась преследованиям, признаны неконституционными. 18-й съезд КП США (1966), утвердивший новый устав партии, знаменовал начало выхода партии из изоляции. 19-й съезд партии (1969) отверг антимарксистские взгляды немногочисленной оппозиционной группы, оспаривавшей интернационалистические позиции партии по ряду международных проблем и ставившей под сомнение классовый подход партии к анализу внутренней обстановки в стране. На съезде была принята программа партии. В программе поставлена задача создания антимонополистического союза американских трудящихся, направленного против политического и экономического господства монополий. Партия заявила о своей всемерной поддержке борьбы рабочего класса и негритянского народа против расизма и шовинизма. Съезд подтвердил решимость американских коммунистов вести борьбу против агрессивной политики американского империализма и, прежде всего за немедленное прекращение войны в Индокитае, за проведение политики мирного сосуществования между государствами с различным социальным строем.
42. Революция 1789-1794 гг. во Франции. Этапы и особенности.Декларация прав человеки и гражданина 1789 г.
Решающий удар по феодально-абсолютистскому строю нанесла Франц-кая рев-ция 1789 - 1794 гг. Она сыграла важную роль в процессе утверждения конституц-го порядка и новых демократ-их принципов организации гос-ной власти. Франц-ая рев-ция XVIII в. дала мощный импульс социальному прогрессу во всем мире, расчистила почву для дальнейшего развития капитализма как передового для своего времени общественно-полит-го строя, ставшего новой ступенью в истории мировой цивилизации. Рев-ция 1789 - 1794 гг. - результат кризиса изжившей себя и ставшей помехой развития Франции абсолютной монархии. Неизбежность революции была предопределена тем, что абсолютизм: перестал выражать общенациональные интересы; защищал средневековые сословные привилегии; защищал исключительные права дворянства на землю; поддерживал цеховой строй; установил торговые монополии и др. В конце 70-х гг. XVIII в. торгово-промышленный кризис, вызванный неурожаями голод, привели к росту безработицы, к обнищанию городских низов и крестьянства. Начались кресть-ие волнения, перекинувшиеся вскоре в города. Монархия вынуждена была пойти на уступки - 5 мая 1789 года были открыты заседания Генеральных штатов, не собиравшихся с 1614 г. 17 июня 1789 года собрание депутатов 3его сословия провозгласило себя Нацио-ным собранием, а 9 июля - Учредительным собранием. Попытка корол-го двора разогнать Учредительное собрание привела к восстанию в Париже 13-14 июля. Ход Франц-ой рев-ции 1789 - 1794 гг.делится на этапы: создание конституц-ной монархии (14 июля 1789 года -10 августа 1792 года); установление Жирондистской республики (10 августа 1792года - 2 июня 1793 года); утверждение Якобинской республики (2 июня 1793 года -27июля 1794 года). Началом 1го этапа революции считается день 14 июля 1789 года, когда народ штурмом взял тюрьму Бастилию, символ абсолютизма. На сторону восставших перешла большая часть войск, и почти весь Париж оказался в их руках. В последующие недели рев-ция распространилась по всей стране. Народ смещал корол-ую администрацию и заменял ее новыми выборными органами - муниципалитетами, в к-рые вошли наиболее авторитетные представители 3его сословия. В Париже и провинциальных городах буржуазия создавала свои вооруж-е силы - Национальную гвардию, территориальное ополчение. Каждый национальный гвардеец должен был за свой счет приобрести вооружение и снаряжение - условие, к-рое закрывало доступ в национальную гвардию неимущим гражданам. 1ый этап рев-ции стал периодом господства крупной буржуазии. Их идеалом являлась конституц-ная монархия, в основе полит.деятельности лежали попытки прийти к соглашению с дворянством на базе взаимных уступок. 26 авг 1789 г Учредит-ным собранием была принятаДекларация прав человека и гражданина. Декларация провозглашала принципы демократического гос-но-правового строя - народный суверенитет, естественные и неотъемлемые права человека и разделение властей, провозглашались: свобода (личности, совести, вероисповедания, слова и печати); собственность; безопасность; сопротивление угнетению. Ст. 15 провозглашала право граждан требовать отчета от каждого должностного лица по вверенной ему части управления. 1временно с составлением Декларации Учредительное собрание приступило к выработке конституции. Окончательный текст конст-ции был составлен на основе многочисленных декретов и решений, имевших констит-ный хар-р и принятых в 1789 - 1791 гг.: декреты об отмене деления на сословия, о церковной реформе, об уничтожении старого административного деления страны, об упразднении цехов и т. д. Конст-ией утверждались принципы, определяющие статус высшего органа законод-ной власти, короля, прав-ва, суда, избирательной системы. Конст-ция устанавливала гос-ный строй, основанный на принципах разделения властей, ограничения монархии, утверждения национального суверенитета и представительного правления. Она была утверждена 3 сентября 1791 года, а через несколько дней король присягнул на верность Конст-ции.
43.Первая конституция Франции 1791 г.
Последовавшими
за принятием Декларации законодательными
актами Учредительное собрание национализировало
церковное имущество и земли духовенства (Декрет от
24 декабря 1789 г.), которые были пущены
в распродажу и попали в руки крупной городской
и сельской буржуазии. Учредительное собрание
упразднило старые феодальные границы
и ввело во Франции единообразное административно-
Депутаты предлагали следующую модель государственного устройства: законодательная власть передавалась Национальному собранию, состоящему из одной палаты. Собрание избиралось на два года, и оно не могло быть распущено королем. Конституция содержала перечень полномочий и обязанностей Законодательного собрания. Введение имущественного ценза для избирателей и избираемых противоречило Декларации прав, и это стало предметом острой критики. Законодательная и судебная власти очень скоро оказались в руках представителей буржуазии.
Исполнительная власть по Конституции принадлежала королю. Он назначал министров и всех высших должностных лиц, командовал армией, ведал внешними сношениями, подписывал законы. Таким образом, были подготовлены основы для нормального функционирования конституционной монархии. Вместе с тем Конституция объявляла особу короля ≪неприкосновенной и священной≫, гарантировала некоторые привилегии.
Местные органы власти создавались на основе выборов. Но и здесь действовала цензовая избирательная система. Взамен старых провинций - крупных феодов (герцогств и графств) - согласно принятой Конституции было создано 84 департамента. Все судебные органы по вертикали были выборными. Судопроизводство стало осуществляться с участием присяжных заседателей.
Разделение властей было на самом деле разграничением сфер влияния и политических функций по управлению между буржуазией и дворянством при явном преобладании буржуазии. Не доверяя королевской армии, находившейся под контролем земельной аристократии, Национальное собрание создает собственные вооруженные силы.
44.Якобинская диктатура во Франции. Революционный порядок управления. Террор и его юридическое оформление.
Народное восстание 31 мая-2 июня 1793 г., во главе которого стоял повстанческий комитет Парижской коммуны, привело к изгнанию жирондистов из Конвента и положило начало периоду правления якобинцев. Французская революция вступила в свой завершающий третий этап (2 июня 1793-27 июля 1794 г.). Государственная власть, уже сосредоточенная к этому времени в Конвенте, перешла в руки вождей якобинцев - небольшой политической группировки, настроенной на дальнейшее воплощение модели демократической республики.
Якобинцы, встав у власти, должны были решить задачи, от которых зависело спасение Франции. Программу якобинцев поддерживал широкий блок революционно-демократических сил (мелкая буржуазия, крестьянство, деревенская и особенно городская беднота). Ведущую роль в этом блоке играли так называемые монтаньяры (Робеспьер, Сен-Жюст, Кутон и др.). Якобинцами было объявлено о создании правительства Народного спасения. Составной частью этого правительства стал Национальный конвент. Этот революционный орган сконцентрировал в своих руках всю полноту государственной власти: как законодательной, так и исполнительной.
Центром революционного правительства сделался Комитет общественного спасения. Министерства бывшего правительства не были ликвидированы, как и все прочие учреждения республики, однако они были поставлены ≪под наблюдение≫ Комитета и зависели от него. В его руки перешло в конце концов все высшее военное командование. Третьим важным элементом революционного правительства сделался Комитет общественной безопасности (организованный еще в октябре 1792 г.).
Его задачей было преследование контрреволюционеров, арест и предание суду революционного трибунала. По его распоряжению проводились массовые показательные казни арестованных аристократов. Закон 1793 г. объявлял подозрительным каждого, кто был известен приверженностью старому порядку, кто находился в родстве с дворянами-эмигрантами или состоял у них на службе, и всех тех, кто не мог доказать, на какие средства он существует. Декрет предписывал арест подозрительных. В системе органов якобинской диктатуры чрезвычайно активную роль играл Революционный трибунал. Он был создан по требованию якобинцев еще жирондистским Конвентом. За все преступления, подлежащие ведению Революционного трибунала, применялась смертная казнь.
Поскольку теория и практика революционного правительства фактически отрицали Конституцию, то ее введение было отложено на неопределенный срок. Основным методом преобразования общественного строя якобинцы избрали террор. Тем временем в стане якобинцев разгорались идеологические противоречия. Радикалы-эбертисты выступали за жесткую и непримиримую диктатуру и абсолютный террор как форму осуществления государственной власти. Это противоречило интересам мелкой буржуазии, которая поддерживала умеренных якобинцев и финансировала их политическую деятельность.
Расправа над эбертистами и Коммуной способствовала охлаждению плебейских элементов Парижа к режиму якобинской диктатуры. Разгром кантонистов увлек в сторону контрреволюции умеренные буржуазные и мелкобуржуазные круги. В этой обстановке созревал заговор, направленный на свержение якобинского правительства.
45. Диктатура Наполеона и
.Конституция 1799 г., предоставив первому консулу всю полноту власти, позволила ему в короткий срок разгромить остатки якобинского движения и обезвредить деятельность роялистов, стремившихся к монархической реставрации во Франции.
Продемонстрировав респектабельным кругам общества, прежде всего крупной буржуазии и крестьянам-собственникам, преимущества сильного правительства, создав своими успешными военными походами благоприятные условия для промышленного развития Франции. Бонапарт подготовил тем самым необходимый политический климат .для окончательного уничтожения республиканского строя. В 1802 г. в результате нового плебисцита, проведенного в тех же антидемократических формах, как и в 1799 г., Бонапарт, ставший к тому времени кумиром для большинства французов, был объявлен пожизненным консулом. Согласно Органическому сенатус-консульту 1804 г. ему был присвоен титул императора (Наполеон 1). Вновь был использован испытанный прием плебисцита, и третья наполеоновская Конституция была практически единодушно одобрена “французским народом”.
Конституция отразила эволюцию честолюбивых политических установок Наполеона. В ней основное внимание уделялось уже не организации государственной власти (к чему император в значительной степени утратил интерес), а с большой тщательностью разрабатывались такие вопросы, как престолонаследие, статус императорской семьи, присяга императору, регентство, и т. д. Политический расчет и тщеславие Наполеона привели к восстановлению дореволюционной процедуры венчания на трон, которая и была впоследствии осуществлена при участии римского папы.
Установление монархического по своей сути строя сопровождалось созданием императорского двора. Родственники Наполеона и его ближайшие соратники специальными актами Сената или императора получали титулы принцев, князей, графов и т. д. Создавались особые придворные должности великого канцлера, верховного избирателя и т. и.
С переходом Франции к империи сформировавшееся на базе быстро развивающегося капитализма гражданское общество приобрело желанные стабильность и порядок, но утратило все основные демократические завоевания революции. Правительство преследовало любые проявления свободомыслия: запрещались публичные собрания и манифестации, устанавливалась жесткая цензура над прессой и т. д.
Основным органом управления при Наполеоне стали министерства, созданные на принципе единоначалия и жесткой исполнительной вертикали. К концу правления Наполеона 1 во Франции было 12 министерств, причем большая часть из них была связана с проведением торгово-промышленной, фискальной, военной и карательной политики.
Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "История государства и права"