Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2015 в 17:44, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "История государства и права".
Полномочия монарха:
1. Назначение премьер-министра. По сути данная процедура – формальность. Лидер политический партии, выигравший выборы в палату общин назначается премьер-министром
2. Право созвать или распустить парламент
3. Право пожаловать титул пэра.
4. Право советовать правительству.
5. Право предостерегать правительство
6. Монарх осуществляет представительские функции.
7. Реальных
рычагов механизмов влияния на
государственную политику у
36.Вестминстерский статут 1931. Кризис
и распад Британской
Вестминстерский статут 1931-акт, определивший правовое положение доминионов (фактически независимое государство в составе Британской империи) и их взаимоотношения с Великобританией. Был принят парламентом Великобритании 11 дек. Придал юридич. силу решениям имперских конференций 1926 и 1930 о полной самостоятельности доминионов во внутр. и внеш. делах и об их равенстве с Великобританией; однако Великобритания сохраняла фактический контроль над внеш. политикой доминионов, постепенно уменьшавшийся по мере развития доминионов и ослабления англ. империализма. В. С. состоит из преамбулы и 12 статей. В.С. был подтвержден суверенитет доминионов. В нем указывалось, что законы, издаваемые парламентом Великобритании, не могут распространяться на доминионы без их согласия. Отменялось существовавшее ранее положение, в соответствии с к-рым закон, принятый парламентом доминиона, считался недействительным, если он противоречил законам (законодательству) Великобритании. Специально оговаривалось, что впредь к доминионам никогда не будет применяться термин "колония". В. с. свидетельствовал о возросшем влиянии доминионов в Британской империи, росте их экономич. и политич. значения.
Очевидный распад Британской империи наступил после второй мировой войны. В первые послевоенные годы предпринималось немало попыток сохранить Британскую империю как путем маневрирования, так и колониальными войнами но все они потерпели крах. В 1960 британский премьер-министр Г.Макмиллан в речи в Кейптауне в сущности признал неизбежность дальнейших антиколониальных свершений, назвав это «ветром перемен».
37. Возникновение США. Декларация независимости 1776 года. Статья конфедерации 1781 года.
Образование и становление государства США в Новое время стало результатом формирования американской этнической общности из колонистов, выходцев из Европы, бо́льшая часть которых переселилась в Америку в поисках свободы.
Определяющим фактором создания здесь государства и права были национально-освободительная борьба, а также наличие свободных территорий, на которых по мере их освоения устанавливались буржуазные отношения. По этому в ходе социально-экономических преобразований в США не наблюдалось той последовательности событий
(этапов развития), которая четко просматривалась в ходе английской и французской буржуазных революций.
В конце ХVIII в. в Америке начались открытые массовые антиправительственные выступления. В колонии были посланы английские войска. Во всех 13 колониях начались революционные выступления. Одна за другой колонии стали объявлять о своем отделении от Англии.
Американская революция характеризуется некоторыми особенностями, отличающими ее как от предшествовавшей английской буржуазной революции, так и от разразившейся вскоре после ее завершения Великой французской буржуазной революции.
Первая особенность американской революции состояла в том, что она произошла на территории, которая фактически не знала феодализма. Социальные противоречия в нем были менее остры, чем в Европе.
Вторая особенность американской революции заключалась в том, что она началась как национально-освободительное движение, переросшее затем в войну за независимость.
Она стала одновременно национально-освободительным и национально-объединительным движением.
В 1774 г. в Филадельфии собрался Первый Континентальный конгресс представителей всех колоний. Он призвал к бойкоту английских товаров и в то же время попытался добиться компромисса с метрополией, составив петицию к королю, в которой колонисты просили прекратить притеснения и не давать повода к разрыву с короной.
В ответ английское правительство начало военные действия.
В мае 1775 г. открылся Второй Континентальный конгресс. Под влиянием революционных настроений большинство его участников склонилось к разрыву с Англией. Конгресс признал своей армию из партизанских отрядов и назначил главнокомандующим Джорджа Вашингтона, решительного сторонника независимости, способного военачальника. В дальнейшем Вашингтон показал себя выдающимся политическим деятелем своего времени.
4 июля 1776 г. вновь созванным Третьим Континентальным конгрессом была принята Декларация независимости — заявление об отделении от Англии и полной самостоятельности бывших колоний. В ней утверждалось, что все люди сотворены равными, и все они одарены своим создателем неотчуждаемыми правами, к числу которых принадлежат: жизнь, свобода и стремление к счастью, что для обеспечения этих прав среди людей учреждены правительства, имеющие свою справедливую власть из согласия управляемых. Если же данная форма правительства не обеспечивает основных прав, то народ имеет право изменить или уничтожить ее и учредить новое правительство. По существу, Декларация провозгласила принцип национального суверенитета и признала за народом право на революцию. Сам акт объявления бывших британских колоний независимыми суверенными государствами был событием исключительной важности не только для самих американцев, но и для всего остального мира.
Конституции штатов начинались с Декларации прав или с Билля о правах, в которых содержались традиционные для английских подданных права и свободы — освобождение из-под стражи под залог, запрет жестоких наказаний, свобода печати и выбора, право большинства на замену и изменение правительства, свобода слова, собраний, петиций, ношения оружия, неприкосновенность жилища, принуждение давать показания против самого себя и т.д.
В 1781 г. конгресс из представителей штатов принял первый конституционный документ, получивший название ≪Статьи конфедерации≫. Согласно ему, штаты объединялись в конфедерацию (Соединенные Штаты Америки).
Каждый штат сохранял свою независимость и все права, кроме тех, которые передавались конфедерации. Представители штатов учредили конгресс, предназначенный для ведения общих дел. Каждый штат при решении вопросов в конгрессе имел один голос. Таким образом был создан союз государств — конфедерация, а не единое государство.
38. Конституция США 1787 года. Билль о правах.
Основные положения Конституции действуют и в настоящее время. Чем объяснить такое долгожительство американской Конституции? Во многом оно связано с четко разработанной системой сдержек и противовесов в разделении ветвей власти, основанной на следующих принципах.
1. Ветви власти
должны были изначально по-
Иначе формировались исполнительная и судебная ветви власти.
2. Закреплялись
различные сроки полномочий
3. Авторы американской
Конституции старались
По Конституции устанавливалось федеративное устройство и провозглашалось верховенство федерального права по отношению к праву отдельных штатов. Были созданы департаменты (министерства): военный, финансовый, иностранных дел. В каждом штате имелись свое законодательное собрание и губернатор.
Конституция 1787 г. признала Соединенные Штаты государством, развивающимся в территориально-государственном отношении, предусмотрев возможность вступления в него новых штатов.
В Конституции не говорилось о правах человека. Это исправил Билль о правах. В Конституцию были внесены первые 10 поправок. Признавалась недопустимость действий, нарушающих свободы граждан и прессы, вероисповедания, мирных собраний, права обращения к правительству, недопустимость привлечения к уголовной ответственности и назначения уголовного наказания без решения суда. Был введен суд присяжных, подсудимому предоставлялись широкие процессуальные права на защиту от обвинения.
Принятие Билля о правах явилось несомненной победой американской демократии. В то же время следует иметь в виду, что этот документ, как и сама Конституция, ничего не говорил о социально-экономических правах и свободах.
Содержавшиеся в Билле о правах краткие предписания получили подробнейшее истолкование в многочисленных решениях Верховного суда и были детализированы в сотнях актов конгресса.
В Конституции отсутствовали некоторые важные политико-правовые принципы, содержавшиеся в Декларации независимости, конституциях штатов и Статьях конфедерации. В ней не было упоминаний о суверенитете штатов, о праве народа на восстание, об общественном договоре. В этом отношении она сделала шаг назад по сравнению с практикой и идеологией предшествующего революционного периода. Тем не менее для своего времени она была, безусловно, революционным документом и оказала огромное влияние на развитие конституционализма во многих других странах мира.
39. «Новый курс» Рузвельта. Законы 1933 года.
В 1932 г. очевидное банкротство внутренней политики привело к победе на очередных президентских выборах Франклина Делано Рузвельта - кандидата от Демократической партии. Ф.Д. Рузвельт выступил с развернутой программой по выходу из кризиса, получившей название "Новый курс". В 1933 - 1938. гг. в рамках этой программы был принят пакет законов, охватывавший практически все важнейшие области эконом-ких и соц-ных отношений: Закон о банковской деятельности; Закон об обращении ценных бумаг; Закон о восстановлении промышленности; Закон о регулировании сель.хоз-ва; Закон о труд.отношениях (Закон Вагнера); Закон о социальном страх-нии и помощи безработным; Закон о справедливом найме рабочей силы. Принятие Закона о банк.деятель-ти и Закона об обращении цен.бумаг преследовало цель сохранения и укрепления финансово-экономической системы корпоративного капитала США, в сотрудничестве с к-рым Ф.Рузвельт видел единственный путь укрепления основ капиталистического строя. Для восстановления банковско-финансовой системы были приняты следующие меры: запрещен вывоз золота за границу; проведена девальвация доллара; укрупнена банковская система; крупнейшие банки получили из казны значительные кредиты и субсидии. В 1933 г. был принят Закон о банк.деятельности. На его основании в 1934 г. были созданы Федеральная корпорация страхования вкладов, а затем Федеральная корпорация страхования ссуд и сбережений. Это привело к восстановлению доверия к банкам, к притоку в них вкладов частных лиц. Деятельность фондовых бирж регулировалась Законом об обращении ценных бумаг, принятым в 1934 г. и предусматривавшим предоставление всем участникам торгового рынка равных условий, гарантирующих свободный доступ к важнейшей информации о деятельности компаний. На основании этого закона была создана Федеральная комиссия по цен.бумагам и биржам (ФКЦББ), наделенная правом регистрации всех цен.бумаг, выпускаемых в обращение. Она также строго следила за предоставлением инвесторам всех интересующих их сведений о деятельности компаний и пр. Закон о восстановлении промышленности 1933 г. разделил всю промышленность страны на 17 групп, деятельность каждой из к-рых регулировалась нормативными актами - кодексами честной конкуренции, определявшими квоты выпускаемой продукции, распределявшими рынки сбыта, фиксировавшими цены, условия кредита, продолжительность рабочего времени, уровень зарплаты и т. д. Оздоровление промышленности возлагалось на специально создаваемое учреждение - Национальную администрацию восстановления промышленности. Закон о регулировании сельского хозяйства, также принятый в 1933 г., предусматривал создание специального административного органа по регулированию сель.хоз-ва, к-рый был призван сбалансировать спрос и предложение на продукты сель.хоз-ва, поднять на них цены. С этой целью вводился одинаковый процент сокращения посевных площадей и поголовья скота для всех фермеров. Был принят также Закон о рефинансировании фермерских долгов, сокративший проценты по задолженности фермеров и продливший сроки погашения их долгов. В целях уменьшения безработицы, снижения ее негативных последствий безработных направляли в трудовые лагеря специально созданные организации, занимавшиеся строительством и ремонтом дорог, мостов, аэродромов и т. д. Руководство осуществлением этих мер возлагалось на Федеральную администрацию чрезвычайной помощи, замененную вскоре Администрацией развития общественных работ. В 1935 г. был принят Закон о труд.отношениях (Закон Вагнера), впервые в истории США легализовавший деятельность профсоюзов. Этим законом запрещалось уголовное преследование трудящихся за создание профсоюзов и участие в легальных забастовках; предприниматели обязывались заключать с профсоюзами коллективные договоры; признавалось право на забастовки, если нарушались предписания закона и др. Для контроля за выполнением закона создавалось Национальное управление по трудовым отношениям. В 1935 г. были приняты первый в истории США Закон о социальном страховании и др.законы помощи бедным. Закон о социальном страховании предусматривал социальную помощь престарелым, безработным и нек-рым категориям нетрудоспособного населения. Пенсионный фонд создавался за счет налогов на предпринимателей и самих рабочих. Пенсии по старости назначались с 65 лет, пособия по безработице выплачивались около 10 недель в году. В 1938 г. был принят Закон о справедливом найме рабочей силы, устанавливавший максимум продолжительности рабочего времени для нек-рых категорий трудящихся и минимум зарплаты.
40. Рабочее законодательство США Закон Вагнера 1935 года. Закон Тафта – Хартли 1947 г.
В США во второй половине Х1Х-начале XX вв. под давлением общественного мнения были приняты ограниченные по сравнению с Западной Европой законы о детском и женском труде. Такие законы были приняты легислатурами отдельных штатов, но попытки их осуществления натолкнулись на сопротивление федеральных судов. Суды заявляли, что законодательное ограничение продолжительности рабочего дня лишает работника конституционного права на более продолжительный рабочий день.
Качественные изменения в трудовом праве США стали происходить лишь с 30-х гг. XX в. в результате активизации федеральной политики в сфере трудовых отношений, построенной на принципе социального мира и создания справедливых условий труда. К числу важнейших федеральных законов о труде, принятых за этот период, относятся закон Вагнера 1935 г., закон Тафта-Хартли 1947 г.
Рузвельт сумел выйти из кризиса, проведя через Конгресс так называемый закон Вагнера 1935 г., возвращающим рабочему классу его завоевания по новому курсу и даже расширяющий их. Закон создал определенный дисбаланс политических сил, ограничивая свободу действий, "нечестную трудовую практику" только предпринимателей, что не могло не вызвать бурного протеста с их стороны. Борьба вокруг Закона 1935 г. началась сразу же после его принятия. В нее включились возникшая в это время антирузвельтовская организация "Американская лига свободы", такие крупные организации американского бизнеса, как "Национальная ассоциация промышленников", "Торговая палата" и др. До 1937 г. борьба велась за признание закона неконституционным, затем за пересмотр его конгрессом. По закону Хоббса 1946 г. требования профсоюза об увеличении зарплаты могли быть квалифицированы как уголовное преступление. В 1947 г. такой пересмотр состоялся, был принят Закон Тафта-Хартли, который действует до сих пор.
Закон Тафта-Хартли 1947 г. постановил, что всякая забастовка, выходящая за рамки чисто экономических требований (рабочий день, заработная плата и т. п.), составляет уголовное преступление. Допустимые формы забастовок оговаривались рядом условий: введением двухмесячного "охладительного периода", обязательным извещением предпринимателя о намерении провести забастовку, голосованием рабочих перед объявлением забастовки и пр. В частности закон подробно регулировал порядок заключения коллективных договоров, рассматривал, каким условиям должен отвечать профсоюз, добивающийся права участия в коллективно-договорных отношениях, требовал от руководителей профсоюзов подписки о непричастности к деятельности Коммунистической партии, подачи ежегодных отчетов Министерству труда о своих финансовых делах и пр. Профсоюзам было отказано в праве делать взносы в избирательные фонды лиц, добивающихся избрания на федеральные должности. Введенное при Рузвельте (закон Вагнера 1935 г.) право ≪закрытого цеха≫ (согласно которому члены профсоюза имели преимущество при поступлении на работу) было отменено, закон тем самым существенно ограничил право профсоюзов диктовать предпринимателям условия найма рабочей силы.
Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "История государства и права"