Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2015 в 17:44, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "История государства и права".
Сохранение крупного землевладения английских лендлордов, решение аграрного вопроса без наделения землей крестьянства - основной показатель незавершенности английской революции в экономической сфере. В политической области буржуазии пришлось разделить власть с новой земельной аристократией при определяющей роли последней. Влияние аристократии сказалось на образовании в Англии такой разновидности буржуазной, конституционной монархии, которая наряду с представительным органом сохранила феодальные учреждения, в том числе сильную королевскую власть, палату лордов, Тайный совет. Последовавшие
в XVIII и XIX вв. аграрная и промышленная революции, в конечном счете, обеспечили положение капиталистическим производственным отношениям и лидерство промышленной буржуазии в осуществлении политической власти. На протяжении этого времени полуфеодальная, аристократическая политическая система Британии медленно и постепенно превращалась в буржуазно-демократическую.
32. Реставрация монархии (Стюартов) в Англии. Хабеас корпус акт 1679 г.
Реставрация Стюартов. Смерть Кромвеля в 1658 г. изменила ход событий в истории Англии. На некоторое время власть перешла в руки его сына — Ричарда Кромвеля, не пользовавшегося ни авторитетом, ни влиянием в обществе. В 1659 г. остаток Долгого парламента объявил себя учредительной властью и возвел в 1660 г. на престол Карла II (1630-1685) - сына казненного короля. В Бредской декларации новый король пообещал сохранить за дворянами и буржуазией их революционные завоевания и не преследовать тех, кто в годы революции боролся против короля. Но данные обещания были нарушены. Восстановление монархии сопровождалось возрождением старых порядков. В эти годы в Англии возникают две политические партии. Одна из них — тори — объединяла приверженцев короля, сторонников усиления его власти. Вторая партия — виги — представляла интересы буржуазии и среднего дворянства, оппозиционно настроенных по отношению к короне. Длительное время в парламенте Англии господствовали представители тори. Виги, находясь в оппозиции и подвергаясь преследованиям, пытались провести через парламент закон о гарантиях неприкосновенности граждан. Это удалось им сделать лишь в 1679 г., когда виги имели большинство в парламенте
Май 1679 г. представлен тем, что на парламентских выборах в Англии победили виги, которые желали ограничить власть Карла II. Верные данному делу, они приняли «Хабеас корпус акт». Основная мысль данного документа сводилась к тому, что лицо, считавшее, что оно неправомерно лишено свободы, могло обратиться в Суд королевской скамьи с просьбой выдать ему приказ «Хабеас корпус», носивший характер повеления должностному или частному лицу представить арестованного в суд, а также дать свои объяснения о мотивах задержания.
После этого магистрат в упрощенном порядке рассматривал обстоятельства дела и принимал одно из следующих решений:
1) освободить задержанного;
2) продолжать его дальнейший арест;
3) освободить под залог.
Необходимо отметить, что изданный в 1679 г. «Хабеас корпус акт» (его официальное наименование звучало как Акт о лучшем обеспечении свободы подданного и о предупреждении заточений за морями) устранил серьезные недочеты к судебной практике.
Обращаясь же к судебному процессу, нужно сказать, что судье, к которому доставляли задержанного, следовало в течение двух дней:
1) освободить его;
2) подвергнуть аресту;
3) отпустить под залог.
Освобожденный на основании «Хабеас корпус» не мог быть вторично арестован по тому же обвинению. Виновные в этом подвергались штрафу в 500 фунтов стерлингов. Для предупреждения «заточения за морями» запрещалось отсылать жителей Англии и Уэльса в качестве заключенных в заморские владения. Следует отметить, что в выдаче приказа «Хабеас корпус» часто отказывали на том основании, что распоряжение об аресте было сделано по указанию короля или Тайного совета, или что прошение подано в каникулярный период.
Не существовали обязательные для должностных лиц процессуальные сроки, а также санкции за неисполнение требований суда. Если же арестованного отправляли в заморские владения Англии, он терял всякую возможность прибегнуть к получению вышеупомянутого приказа. Однако, несмотря на отдельные явные пробелы в применении и исполнении, изданный в 1679 г. «Хабеас корпус акт» устранил большинство недочетов в судебной практике.
В данном случае шерифу или тюремному смотрителю надлежало в определенный срок со дня получения приказа «Хабеас корпус» (в зависимости от расстояния) доставить арестованного в выдавший это предписание суд и дать подробный отчет о причинах ареста. В случае, если должностное лицо отказывалось подчиниться, оно:
1) в первый раз уплачивало потерпевшему штраф в 100 фунтов стерлингов,
2) во второй – 200 фунтов стерлингов и подлежало увольнению с должности.
Позднее было установлено предписание для судей, согласно которому они были обязаны выдавать приказ «Хабеас корпус» не только в сессионный период, но и во время каникул. Нарушение этого правила влекло уплату потерпевшему пени в сумме 500 фунтов стерлингов. Должностному лицу предписывалось в течение шести часов выдать арестованному копию распоряжения об аресте.
33. «Славная революция» 1688 года в Англии. Биль о правах 1689 года.
8 мая 1660 г. Конвент в Англии издает прокламацию, в к-рой говорилось, что корона Англии после смерти Карла I по праву принадлежит Карлу II — законному королю Англии, Шотландии, Ирландии и т. д. С этого момента Англия вновь стала монархией. Основой для реставрации монархии в Англии послужила «Бредская декларация», изданная будущим Карлом II 14 апр 1660 г. в городе Бреда в Голландии по совету генерала Монка, к-рый вел с Карлом II переговоры о возвращении на англ-ий престол от имени социальных сил победивших в революции. Редактором декларации был Гайд. «Бредская декларация» была представлена собравшемуся Конвенту 1 мая 1660 г. и содержала условия реставрации монархии в Англии. Желая окончательно убедить Конвент в своих намерениях выполнить обещания, данные в «Бредской декларации», и заручиться поддержкой палаты Общин, Карл II направляет 1 мая 1660 г. специальное послание палате Общин. Король в нем признает существование парламента необходимым, обязуется защищать привилегии парламента, обещает прощение всем принимавшим участие в революции, а также заявляет о своем намерении соблюдать законы страны, обеспечить справедливый суд для всех и обещает, что «ни плохое, ни хорошее, что было сделано по отношению к нему лицами протестантского вероисповедания, не может возбудить его ненависть против этой партии» Карл II подтвердил «Петицию о Праве» 1628 г., Великую Хартию Вольностей 1215 г., право парламента вотировать налоги и отмену монополий, ордонанс от 26 февраля 1646 г. и ордонанс Кромвеля 1656 г., к-рыми владение землей на праве рыцарского держания было отменено и заменено держанием на основе общего права Конвент, в котором в основном были представлены социальные силы победившие во время революции, и восстановил монархию в Англии. Восстановлена была не абсолютная, а конституционная монархия в ее первоначальной форме — дуалистической монархии, к-рая была оформлена в Англии в первые два года английской буржуазной революции XVII в. "Славная революция" - название гос-го переворота 1688-89 в Англии, явившегося результатом классового компромисса между победившими в Английской буржуазной революции 17 в буржуазией и новым дворянством, с одной стороны, и частью крупных землевладельцев - с другой. В результате переворота Яков II Стюарт был смещен с престола, а корол-ая власть передана его зятю голландскому штатгальтеру Вильгельму III Оранскому. Реальное значение переворота состояло в том, что он окончательно устранил абсолютизм как форму гос-го правления и установил в Англии конституц-ую монархию, высшей властью в к-рой стал парламент, осуществлявший волю значительной части земельной аристократии и крупной буржуазии. Одним из итогов Славной революции стало принятие парламентом в 1689 Билля о правах Велик-нии. Билль 1689 г. - один из гос-ных законов Англии, часть "неписаной" английской Конституции, в к-рую входят и такие акты, как Великая хартия вольностей 1215 г., Петиция о правах 1628 г., Акт о престолонаследии 1701 г. Билль направлен против абсолютизма, юрид-ки закрепил результаты гос-го переворота 1688 г.: упрочение констит-ной монархии, окончательный переход власти в руки парламента; отменил право короля приостанавливать действие з-ов, устанавливать изъятия из них, назначать и собирать налоги, набирать и содержать войско в мирное время. В компетенцию парламента вошли функции не только законодательной, но и исполнительной власти. Провозглашались свобода парламентских выборов, регулярный созыв парламентов и свобода слова для парламентариев. Запрещались чрезмерные налоги, штрафы и жестокие наказания, конфискация имущества арестованных до окончательного решения их дела судом присяжных, злоупотребления в подборе правительством присяжных заседателей. Дела о гос-ной измене должны были разбираться с участием присяжных. Чтобы предотвратить использование королем армии в собственных интересах, она была превращена в наемную; расходы на содержание армии стали устанавливаться ежегодно с согласия палаты общин, а численность - определяться парламентом. Английский Билль послужил прообразом Билля о правах шт. Виргиния 1776 г., первых 10 поправок к Конституции США.
34. Государственный строй Англии в XVIII веке. Акт об устроении 1701 г. Кабинет. Институт ответственного правительства.
Восемнадцатое столетие было временем формирования английской конституционной монархии. Процесс этот подталкивается многими важными переменами. Происходила промышленная революция, выдвинувшая Англию в число наиболее развитых стран мира. Быстро развивалось капиталистическое производство, чтобы затем уступить место крупной промышленности, паровой машине и гигантским фабрикам. Исчезают целые классы населения, вместо них появляются новые классы.
В течение того же XVIII в. получает свое развитие принцип ≪ответственного правительства≫. Английский кабинет министров выделился из Тайного совета, состав которого подбирался королем. Время от времени тому или иному члену совета поручалось руководство определенным ведомством. Совокупность такого рода министров составляла кабинет, реально влияющий на обстановку в стране. С помощью парламента кабинету министров удалось довольно быстро оттеснить короля от принятия решений. Но почти тотчас обнаружились противоречия между кабинетом и парламентом. Выяснилось, что ни одно правительство не может стоять у власти (ни провести закон, ни утвердить бюджет, ни набрать солдат, ни объявить войну, ни заключить мир), если оно не имеет за собой поддержки большинства депутатов палаты общин.
Парламент контролировал не только процесс законотворчества. Он взял на себя контроль за исполнительной властью, вторгаясь в прерогативы короны. Таким образом возникло ≪ответственное правительство≫- правительство, ответственное перед парламентом (в данном случае - перед его нижней палатой). Правительство составлялось из наиболее популярных руководителей данной партии. Но основную массу депутатов нижней палаты (467 из658) ≪выбирали≫ мелкие города и деревеньки. Одни из них числились ≪гнилыми≫ - это были старые, давно оставленные деревни; в других едва насчитывалось несколько десятков жителей, от силы - несколько сотен. Множество относилось к разряду ≪карманных≫: собственниками их были крупные землевладельцы. Пользуясь тем, что голосование было открытым, они заранее указывали избирателям, за кого те должны голосовать, и наказывали выселением за непослушание.
Акт об устроении 1701, положивший начало установлению новых принципов буржуазного гос. права. Прежде всего это: 1. принцип контрасигнатуры, согласно кот недейст-м считался акт, изданный королём, если он не был скреплён подписью соответст-го министра (член Тайного совета). 2. принцип несменяемости судей. Устанав-сь, что судьи могли исполнять свои обязанности до тех пор пока они будут вести себя хорошо. Билль и Акт положили начало формиров ряда важных институтов бурж-го констит права: 3. принцип верховенства парл в законод сфере. 4. принц ответственности правительства.
35.Изменения в государственном строе Англии в 20 веке.Акт о парламенте 1911 года.Изменения в избирательном праве.
1. Партийная система
В новейшее время произошли серьезные изменения в партийной системе Великобритании. Основой политической системы стала двухпартийная система. Однако изменились субъекты противостояний, и соответственно содержание межпартийного противостояния. До 1923 г. на выборах конкурировали две основные партии - консерваторы и либералы. А с 1923 года - консерваторы и лейбористы. В 20-ом (XX) веке консервативная партия сохранила свои позиции. Консерваторы - адепты рыночной экономики, сторонники укрепления частного предпринимательства и сторонники сокращения социальной помощи государства. В 20 веке во главе консерваторов стояли видные личности - Уинстон Черчилль, Тетчер. Именно с их именами и консервативной партии связаны достижения Великобритании во внешней политике и т.д. В настоящее время тратила свои позиции и в настоящее время является малозначительной политической силой.
В 20-ых (двадцатых) годах массовой популярной партией становится лейбористская. Партия сформировалась в начале 20го (XX) столетия и она является по сути социалистических людей (широкая натурализация экономики, увеличение налогообложения для богатых а так же широкие социальные программы). Широкая война в 20-ом (XX) веке развернулась между консерваторами и лейбористами. На рубеже 20-21веков у власти в Великобритании находились лейбористы во главе с Энтони Блером. Важной особенностью двухпартийной системы Великобритании является то, что политические силы принимают основы существующего общественного строя. Сменяя друг- друга у власти они не ставят цели координатных социально экономических, политических и социальных изменений.
2. Эволюция парламента
Парламент в Великобритании в 20в сохранил свою структуру. Двухпалатный орган власти - т.е. сохранил принцип бикамерализма(двухпалатности)
Нижняя палата (Палата Общин). Число депутатов на протяжении двадцатого столетия менялось и к концу 20-го (XX) века составляло 651.
С 1911 года депутаты стали работать на профессиональной основе (стали получать заработную плату). Палата общин. Формируется посредством демократических выборов
Палата Лордов (верхняя палата). К концу 20 (XX) века количество членов составляло более тысячи человек, однако реальное участие в работе принимают 200-300 лордов. Палата лордов формируется посредством назначения по представлению правительства монарх назначает пожизненных пэров в верхнюю палату парламента.
Основными тенденциями эволюции парламента в 20-м (XX) веке стало возрастание значения палаты общин, в сравнении с палатой лордов:
1) в 1911 г. установился
законодательный приоритет
2) в 1945 г. установилось
следующее правило: палата лордов
обязана утверждать любой
Однако Палата Лордов все еще сильна, обладает большим влиянием, а так же остается высшей апелляционной инстанцией. В 1967 г. в Англии появляется институт омбудсмана - парламентский уполномоченный по правам человека. Омбудсмен назначается правительством с согласованием с парламентом. Омбудсмен занимается проверкой деятельности органов администрации в отношении соблюдения прав и свобод человека.
3. Эволюция правительства
Основной тенденцией развития государственного строя Великобритании в 20 (XX) веке стало усиление исполнительной власти, правительства. Фактором, который способствовал, была Первая и Вторая мировые войны. Так в 1914 году принимается акт о защите государства, который на время войны передал всю полноту власти в руку правительства. После войны акт был отменен, однако ряд правил правительства продолжал применяться.
В 1939 году был принят акт о чрезвычайных полномочиях правительства. Усиление позиций правительства выразилось в следующем:
1. Передача
правительству законодательной
власти (получает распространение,
так называемое делегированное
законодательство). Акты, издаваемые
правительством формально по
поручению парламента. Так называемый
делегирующий акт наделял
2. В контроле правительством палаты общин при помощи партийной системы
3. Должность
главы правительства (премьер-министра)
приобретает самостоятельный
4. Должность
премьер-министра в
Полномочия премьер-министра:
1. Определяет
персональный состав
2. По представлению
премьер-министра производится
3. Награждение
большинством британских
4. Премьер-министр
осуществляет текущее
4. Изменение правового статуса короны
Корона занимает своеобразное место в политической системе Великобритании. В 20-м столетии Великобритания сохранила форма правления – конституционная монархия. В новейшее время полномочия монарха существенно сократились.
Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "История государства и права"