Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2015 в 17:44, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "История государства и права".
Наполеон по сути дела включил в систему государственного аппарата и католическую церковь, которая после многих революционных потрясений и запретов была восстановлена в своих правах. Отчетливо представляя силу воздействия церкви на массы, особенно на крестьянство, он еще в 1801 г. подписал с римским папой конкордат, объявивший католицизм религией “подавляющего большинства французского народа”. Государство взяло священников на свое содержание, а папа признал за Наполеоном право назначать на высшие церковные должности. Священники присягали на верность первому консулу, затем — императору.
В период консульства и империи дальнейшее развитие получила также военная организация. Эволюция революционных войн в захватнические окончательно изменила характер французской армии, превратившейся из национальной в корпоративную и цезаристскую. Значительная часть бюджетных средств шла на военные нужды. В 1800 году в связи с действием рекрутского набора для состоятельных кругов была введена система найма заместителя, которая позволяла сыновьям из богатых семей избегать “налога кровью”.
Особое внимание Наполеон уделял развитию и укреплению полицейской системы, на содержание которой выделялись большие ассигнования. При министерстве полиции, которое возглавил опытный профессионал, коварный интриган Ж. Фуше, была создана разветвленная система политического сыска и шпионажа. Фуше добился строжайшей централизации полицейской системы. Генеральные комиссары и комиссары полиции в округах и городах формально подчинялись префектам, но фактически назначались министром полиции и действовали под его руководством. В Париже была создана особая префектура полиции.
В осуществлении карательной политики империи важную роль играли военизированные полицейские соединения — корпус жандармов, находившийся в подчинении военного министра. При проведении крупных полицейских операций (разгон митингов, массовые аресты и т. д.) отряды жандармов передавались в ведение министра внутренних дел или министра полиции. Жандармерия оказывала помощь полиции в поимке преступников, контрабандистов и т. д. Получила развитие и тюремная система Франции, организация которой осуществлялась при личном участии Наполеона.
Таким образом, сравнительно непродолжительный период правления Наполеона (1799—1814 гг.) сопровождался существенными изменениями во всех сферах государственной жизни Франции. Авторитарный режим империи лишь внешне представлялся постоянным и сильным. На деле таковым он не являлся, поскольку не имел прочных конституционных оснований и опоры в традиционном политическом сознании французского общества. Он держался на властной воле и успехе одной, хотя бы и одаренной, личности. Очевидно, что такой режим не мог существовать бесконечно. Разлад между обществом, могущественным государством и самим императором становился исторически неизбежным.
46. Революция и Конституция
Весной 1848 г.
состоялись выборы в Учредительное собрание,
к-рое должно было принять конституцию
республики. Большинство в собрании принадлежало
крупным буржуа, земельным собственникам,
генералам и представителям высшего духовенства.
Конституция 1848 г. установила следующие
принципы гос-го строя: республиканская
форма правления; разделение властей;
представительное правление. Высшим органом
законодат-ой власти являлось Национальное
собрание. Ему вручалось исключительное
право принятия законов, включая бюджет,
решение ?ов войны и мира, утверждение
торговых договоров и нек-рые другие ?сы.
Депутаты собрания избирались сроком
на 3 года. Главой исполнит-ой власти объявлялся
президент. Под его началом были армия,
полиция, административный аппарат. Президент
не зависел от парламента и избирался
на 4 г непосредственно населением. Президент
наделялся широкими полномочиями: правом
внесения законопроектов, правом отлагательного
вето, правом помилования и т. д. Президент
назначал и смещал министров, командующих
армией и флотом, префектов, губернаторов
колоний и других высших должностных лиц.
Президент не мог быть переизбран на 2й
срок, не имел права роспуска Национального
собрания. Констит- предусматривала учреждение
Гос-о совета, назначаемого на 6 лет Национальным
собранием. В компетенцию Гос-о совета
входило предварительное рассмотрение
законопроектов, исходящих от правительства
и Национального собрания. К его ведению
были отнесены также контроль и наблюдение
за администрацией и разрешение возникающих
в ходе ее деятельности административных
споров. Органы центрального и местного
управления не претерпели существенных
изменений. Сохранилось административно-
47.Создание IV Республики во Франции. Конституция 1946 г.
Французский Национальный комитет в Лондоне (1941 г.) стал официальным французским правительством, признанным союзными державами (в том числе Советским Союзом). Во главе Комитета встал генерал Шарль де Голль. На территории оккупированной Франции ядром сопротивления была коммунистическая партия. Под ее эгидой создается Национальный фронт, объединивший патриотические силы. Ее лидеры создают первые военные отряды, выросшие в партизанскую армию.
Вскоре после открытия второго фронта Временное правительство смогло переехать в освобожденный Париж. На референдуме, состоявшемся в октябре 1945 г., 18 млн человек (из 19 млн, участвовавших в голосовании) высказались за созыв Учредительного собрания и новую Конституцию. Выборы в Учредительное собрание принесли успех французской коммунистической партии. На втором месте оказалась ≪новая≫ партии, принявшая название Народно-республиканского движения.
Крайне правым элементам не удалось создать массовой партии. Они должны были довольствоваться сравнительно небольшой фракцией. Столь же плачевным было положение радикалов. Составленный в духе предложений компартии проект Конституции был отклонен на референдуме.
В октябре 1946 г. проект Конституции сделался законом, Франция — IV республикой. Законодательная власть сосредоточивалась в руках Национального собрания, избираемого на 5 лет. Вторая палата, названная Советом республики, имела право рекомендовать поправки к тексту законопроекта, одобренному Национальным собранием.
Правительство республики было ответственно только перед Национальным собранием. Конституция учреждала Высший совет магистратуры, состоящий из президента республики, министра юстиции, шести членов, избираемых Национальным собранием, четырех представителей судебного ведомства и некоторых других. Суды Франции подчинялись ему. Конституция сохраняла традиционную систему местного управления, при которой полнота власти в департаментах оставалась в руках правительственных чиновников - префектов. Первым и самым важным требованием буржуазии было удаление коммунистов из правительства. В мае 1947 г. эта цель была достигнута, что способствовало сплочению центристского фронта буржуазных партий, которые хотели пересмотра Конституции.
Был принят Закон 1947 г. ≪О защите республики и свободы труда≫, позволявший при известных условиях, не столь трудно констатируемых, заключать в тюрьму профсоюзных активистов, членов стачечных комитетов и пикетчиков.
48. . Кодекс Наполеона 1804 г.
ГК Франции 1804 г., именуемый с 1807 г. также Кодексом Наполеона, в качестве субъектов гражд-го права признает только физ.лиц. При определении объема прав кодекс исходит из принципа юр-го равенства. На содержание статей, посвященных праву собственности, наибольшее влияние оказали революц-ое законод-во и Рим.право. ГК не дает определения права собственности, а перечисляет основные правомочия собственника - пользование и распоряжение вещами. Провозглашается абсолютный хар-р собственности. Кодекс в зависимости от субъекта права подразделял собственность на: индивидуальную (частную); гос-ную (общественное обладание); общинно-коммунальную. В кодексе детально регламентированы права собственника земельного участка, сервитут, порядок раздела недвиж-го имущества между наследниками, залог земли и т. п. К.Наполеона знает: право на чужие вещи (узуфрукт, проживание в чужом доме, сервитут, право залога), владение, держание. К.Наполеона уничтожил различие между родовым и благоприобретенным имуществом, запретил субституции, разрешил мену недвижимых имуществ. В соответствии с К.Наполеона "договор есть соглашение, посредством к-рого 1о или несколько лиц обязываются перед др.лицом или перед несколькими др.лицами дать что-либо, сделать что-либо или не делать чего-либо". Понятие предмета договора совпадает с понятием предмета обязательства. Принципы дог-ных отношений: принцип согласия обязываемой стороны. Под согласием сторон понимается согласие воль (внутреннего психического акта); принцип незыблемости договора: Соглашения, законно заключенные, занимают место закона для тех, кто их заключил. Они могут быть отменены лишь по взаимному согласию сторон или по причинам, в силу к-рых закон разрешает отмену. В кодексе рассматриваются различные виды дог-ов: дарения, мены, купли-продажи, найма. Наибольшее внимание уделяется договору купли-продажи. Договор считается заключенным, когда достигается соглашение по поводу вещи и цены. Одновременно происходит переход права собственности на покупателя. Цена вещи определяется по усмотрению сторон. Помимо договора к основаниям возникновения обязательств кодекс относит причинение вреда. Кодекс рассматривает брак как договор, для заключения к-рого необходимо было выполнить ряд условий: взаимное согласие супругов; достижение брачного возраста (м- 18 лет, ж- 15лет); не состоять в др.браке; согласие родителей для детей, не достигших определенного возраста (сын - 25 лет, дочь - 21 год). Запрещался брак между лицами, находящимися между собой в определенной степени родства или свойства. Кодекс допускал развод. Его причинами могли быть: прелюбодеяние; злоупотребление, грубое обращение или тяжелые обиды 1го из супругов в отношении другого; присуждение 1го из супругов к тяжкому и позорящему наказанию; взаимное и упорное желание супругов развестись. Взаимоотношения между мужем и женой строились на основе власти и подчинения: "Муж обязан оказывать покровительство своей жене, жена - послушание мужу". Следствием власти мужа яв-ся ограниченная правоспособность и практически полная недееспособность замужней женщины. Недееспособность женщины означала, что она не могла самостоятельно осуществлять никакие юр.действия, как судебные, так и внесудебные. Имущ-ые отношения супругов определялись брачным договором, заключенным до совершения брака. Несовершеннолетние дети находились под властью родителей до достижения совершеннолетия или до эпансипации - освобождения из-под власти. Относительно внебрачных детей закон допускал возможность их узаконения. В 1816 г. был отменен развод, но в 1884 г. восстановленКодекс разрешал наследование по закону и по завещанию. При 1ом ребенке можно было распоряжаться по завещанию 1/2 имущества, при 2х детях – 1/4 имущества. Свободное от завещательного распоряжения имущество наследовалось по закону. Право наследования имели родственники до двенадцатой степени
49.Уголовный кодекс Франции 1804 года.
Уголовный кодекс Франции 1810г. состоит из Общей и Особенной частей. Общ.часть кодекса образуют первые 2 книги, посвященные общим ?ам наказаний, их видам, уг.ответ-сти. Особенную часть составляют 3ья и 4тая книги - в них содержится перечень преступных деяний. 1ая книга кодекса посвящена наказаниям уг-ным (мучительным и позорящим - смерть, каторжные работы, депортация, смирительный дом, выставление у позорного столба в ошейнике, изгнание, лишение избират-х прав и запрещение занимать гос-ные должности) и исправительным. (тюремное заключение в исправительном заведении, временное лишение политических, гражд-х и семейных прав, штраф). 2ая книга кодекса устанавливает основания ответственности и основания освобождения от ответственности. К последним относятся безумие и принуждение к совершению преступлений силой. Подробно описываются различные формы соучастия: подстрекательство, пособничество. Кодекс не устанавливал мин-го возраста уг.ответственности. Но к лицам, не достигшим 16 лет, применялись более мягкие наказания. Многие ?ы уг-го права еще не были разработаны: не определялись формы вины, не говорилось о совокупности преступлений, о давности. 3ья книга кодекса посвящена преступлениям и проступкам, разделяемым на 2 вида: публичные правонар-я, к к-рым отнесены действия, направленные против безопасности гос-ва, против имперской конст-ции, против общественного спокойствия; частные правонар-я. Более половины статей посвящено охране собственности. 4ая книга кодекса посвящена полицейским нарушениям и наказаниям, налагаемым за незначительные правонарушения не судебным, а судебно-полицейским порядком.
50.Воссоединение Германии. Конституция 1871 г.
Объединение Германии было необходимым условием ее экономического и политического развития. Революционный путь объединения должен был привести к возникновению великогерманской республики. Но он не удался. Развитие пошло по другому пути. Сделавшись самым сильным из германских государств, Пруссия взялась за объединение. Еще в сентябре 1862 г. на пост канцлера был назначен Отто фон Бисмарк, опытный политический деятель.
В результате войны с Австрией в 1866 г. Пруссия аннексировала Ганновер, Нассау, Франкфурт и другие земли Германии. Тогда же был упразднен Германский союз и образован Северо-Германский союз, в который вошли все северные и ряд западных и южнонемецких государств, всего 28 - с числом населения в 30 млн человек. С этого времени надежды германской буржуазии на воссоединение страны в единое государство были связаны с Пруссией. В 1867 г. была принята Конституция Северогерманского союза, согласно которой президенту Союза - прусскому королю – передавалась вся полнота исполнительной власти и ряд других важных полномочий.
В 1871 г. победоносная война с Францией привела к отторжению от нее Эльзаса и Лотарингии и к выплате огромной контрибуции в 5 млрд франков в пользу Германии. В дни войны завершилось объединение Германии. В-1871 г. Германская империя получила конституцию. Пруссии из 25 союзных государств (22 монархии й 3 вольных города), самой крупной по территории, населению, военной мощи, экономическому потенциалу, было отведено в бундесрате 17 из 58 мест, что определяло ее господствующее положение в федерации, так как без ее согласия не могло быть изменено ни одно из положений Конституции.
Президентство в Союзе закреплялось за прусским королем, получившим название германского императора. Он обладал обширнейшими полномочиями. Верхней палатой Империи являлся Союзный совет - бундесрат. Нормы представительства земель в бундесрате были установлены конституцией. Она предоставляла бундесрату законодательную власть наряду с рейхстагом и значительную долю исполнительной власти. Председателем Союзного совета был по положению канцлер Империи - прусский министр, назначаемый прусским королем.
Рейхстаг - нижняя палата парламента. Он обладал меньшими полномочиями, чем бундесрат. Избирался рейхстаг сначала на три, а затем (с 1887 г.) на пять лет. Долгосрочный роспуск рейхстага мог быть произведен простым постановлением Союзного совета. Сложные социально-экономические процессы на пути исторического развития объединенной Германии XIX в. непосредственно влияли на частые изменения ее политического режима. Особую роль в этих процессах играл ее канцлер 0. Бисмарк. Императорское правительство было представлено в единственном лице - канцлера Бисмарка. Кабинета министров не существовало. Объединение Германии способствовало быстрому промышленному росту страны. По настоянию Бисмарка рейхстаг проводит так называемый исключительный закон против социалистов 1878 г. Германия рвалась к переделу мира. Внешняя политика Бисмарка навлекла на Германию ненависть всего человечества. Все империалистические державы в большей или меньшей степени стремились к войне и ответственны за нее. Но инициатива войны лежит на Германии.
51. Ноябрьская революция в
На 1917 г. в Германии имелись все материальные предпосылки для перехода после свержения монархии и ликвидации феодальных пережитков к решению задач социалистической революции.
Классовые противоречия обострялись по мере затягивания 1-й мировой войны 1914-18, которая несла огромные прибыли юнкерам и буржуазии и тяжёлые лишения народным массам.
Большое влияние на подъём революционного
движения в Германии оказала Великая Октябрьская социалистическая революция вРоссии. Политический
характер приобрела Январская всеобщая
забастовка 1918 г., охватившая свыше 1 млн. рабочих. Рабочие
боролись против империалистической войны
и разбойничьих планов германского империализма
в отношении Советской России, за немедленный демократический мир
и свержение кайзеровско-
Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "История государства и права"