Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2015 в 17:44, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "История государства и права".
3. Магистраты. Повседневная исполнительно-распорядительная власть находилась в руках магистратов. Распоряжения магистратов считались обязательными для всех граждан. Они могли наложить вето на решения коллег. Должности магистрата были выборными, срочными и безвозмездными. К магистратам относились цензоры, избиравшиеся на 5 лет. Они составляли списки граждан по имущественному цензу, на основании которых производилось налоговое обложение.Высшие должности занимались представителями узкого круга знатных фамилий. Им же принадлежали крупные земельные угодья.В период империи начальный период монархии назывался принципатом, последующий – доминатом. Характерными чертами являлось то, что множилась армия чиновников – военных, гражданских, придворных. Действовал разветвленный аппарат тайной полиции. Доносчики по политическим делам получали четвертую часть имущества осужденных. Роль народных собраний уменьшилась.. В руках императора сосредоточилась необъятная власть: издание законов, командование войском, высшая административная и судебная власть. Он считался главным блюстителем религии. Доминат – эпоха абсолютно неограниченной власти одного человека, выражавшего интересы крупнейших рабовладельцев. В период империи была реорганизована полиция. Если раньше она подчинялась консулам и эдилам, то принцепсы учредили должность префекта города, наделенного широкими полномочиями по охране общественного порядка. Ему подчинялись полицейские когорты, обязанные осуществлять надзор за рабами. Особый префект возглавлял городскую пожарную команду. Во главе провинциальной полиции стоял легат. Следует отметить, что Римская империя погибла из-за кризиса ее экономической основы, процесса децентрализации, сепаратизма, а также восстаний рабов и нападений германских племен.
10. Переход к
империи. Основные черты
Начальный период монархии назывался принципатом (до конца 2 в. н. э.), последующий – доминатом (3-5 вв н. э.)
Принципат сохраняет видимость республиканской формы правления и почти все основные учреждения республики. Собираются народные собрания и сенат. Император – принцепс – соединяет в своих руках полномочия диктатора, консула, цензора, трибуна, верховного жреца. Народные собрания приходят к упадку, они теряют судебные полномочия, лишаются своего права избирать магистраторов.
Сенат наполнился провинциальной знатью. Законопроекты исходили от принцепса и обеспечивались его поддержкой. Выборы принцепса были правом сената, но и это стало формальностью.
Ядром всех высших органов власти стал двор принцепса. Армия была наемной и постоянной. Солдаты служили 30 лет, получали жалованье, а по выходе в отставку – земельный участок. В эпоху принципата завершился процесс превращения государства из органа римской аристократии в орган всего класса рабовладельцев.
Верхушку рабовладельческого класса составили два сословия:
1) сословие нобилей, которое сформировалось из патрицианско—плебейской поместной знати. Это сословие занимало главенствующее положение как в обществе, так и в государстве на основе имеющихся у них земельных наделов, рабов и зависимых крестьян;
2) сословие
всадников, образовавшееся из торгово—
Одновременно наблюдается превращение свободного крестьянина в арендатора—издольщика – колона. Развитие колоната было результатом грабежа крестьянской земли и связанного с этим роста латифундий. Другой его причиной было уменьшение притока рабов из—за границы.
Обязательства колонов носили как денежный, так и натуральный характер.
Доминат характеризуется признаками неограниченной монархии. Старые республиканские органы государственной власти исчезают. Управление империей сосредоточивается в руках нескольких основных ведомств, которыми руководили сановники.
Среди этих ведомств следует отметить: 1) Государственный совет при императоре; 2) финансовое ведомство; 3) военное ведомство.
Чиновники получают особую организацию. Им присваивается форма одежды. Для них устанавливаются привилегии. Оно получают право на пенсию.
Римская империя была разделена на 4 части (префектуры), состоявшие из 12 диоцезов. Гражданская власть наместников была отделена от военной. Основами налогообложения стали натуральные поземельные налоги и повинности.
В период империи была реорганизована полиция. Принцепсы учредили должность префекта города, наделенного широкими полномочиями по охране общественного порядка. Ему подчинялись полицейские когорты, обязанные осуществлять надзор за рабами. Особый префект возглавлял пожарную команду. Во главе провинциальной полиции стоял легат.
11. Этапы развития римского права.
Римское право занимает уникальное место в правовой истории человечества. Оно представляет собой наивысшую ступень в развитии права в античном обществе и древнем мире в целом.Оно отличается прежде всего необыкновенно широким охватом самых разнообразных жизненных отношений и ситуаций.
Первый период (VIII в. — III в. до н.э.) характеризуется как период начального формирования римского права. В этот период отмечается становление главных видов источников римского права, переход от обычного права к государственному законодательству и основанной на нем постоянной судебной практике. В V в. до н. э. была осуществлена первая кодификация римского права в виде записи-издания знаменитых Законов XII Таблиц, которые на долгие века стали отправными для всех областей римского права. Римское право в этот период представляет явно выраженное привилегированное право — квиритское право, которое не только отделяет членов римской общины от не римлян, но и носит сословный характер даже внутри Рима. Квиритское право консервировало патриархальное строение семьи с безусловным господством домовладыки, в его рамках не было развитого права собственности и всего того, что закономерно обуславливает обращение такой собственности; отношения гражданства заканчивались на пороге римского дома и определяли только военно-общественную и религиозную деятельность узкого круга глав родов и семей в традициях, восходящих еще к временам военной демократии и власти вождей — царей.
Второй период (III в. — II в. до н. э.) — переходный, предклассический.. В этот период происходит закрепление в традиции начал деятельности всех институтов римской государственности и судебной системы, наряду с общенародным государственным законодательством определяющую для движения права роль стало играть судейское и магистратское правотворчество, практически разорвавшее связи с понтификальной юриспруденцией и религиозным толкованием. На место строго формальной юридической практики приходит концепция утверждения справедливости, что позволяет делать судебное правоприменение более современным, учитывающим усложнение гражданской жизни и новых коллизий. Формируется система и практика гарантирующих исков, которые включают в себя конкретные требования с подразумением пока собственно материального права.. К этому же периоду относится и начало будущей знаменитой традиции римской юриспруденции и связанной с нею частной практики, судебного красноречия.
Третий период (I в. до н. э. — III в. н. э.) — классический для всей эпохи античного римского права. Складывается уголовное право в современном смысле с вполне самостоятельными объектами правовой охраны и принципами применения. В условиях расширения Римской империи и конструирования под нее социальных опор формируется общий правовой статус свободного гражданина. К этому времени относится расцвет римской юридической науки и судебной юриспруденции (деятельность М.Т. Цицерона), причем в науке формируется уже существенно различающиеся течения мысли, и варианты правопонимания оказывают воздействие на общий ход юридической практики. Наконец, в идейно-философском смысле наука и юридическая практика испытывают мощное воздействие философии стоицизма, и это отражается даже в обновляемом понимании принципов и институтов частного права.
Четвертый период (IV — V вв. н. э.) —Развитие императорского законодательства и его преимущественное значение меняет круг источников права и их сопоставительную значимость; преобладающей формой права и источником норм стал закон, что в свою очередь приводило к несомненному огосударствлению права. Судебный процесс также становится неразделим с государственным администрированием. Римское право, в главнейших своих источниках, неоднократно кодифицируется, на основе чего формируется новое отношение к норме права как безусловно обязательному правовому требованию не только по смыслу, но и по букве; в известных оговорках возрождается на новом уровне юридический формализм. Приспосабливая старые дефиниции к новым правовым условиям, юридическая наука и практика деформирует многие каноны и институты классического права; но одновременно с этим же достигается перспективное для движения мировой культуры права абстрагирование догматического содержания институтов и правоположений. Наконец, в это время начинается новое идейно-философское влияние на римское право и его каноны — влияние христианства, заставившее переосмыслить многие общие начала и постулаты прежнего права, но зато обеспечившее посредством этого его приспособление к новой исторической жизни.
12. Источники римского права.
Источники римского права – это формы правообразования, в которых объективируются и получают обязательную силу нормы права.
На протяжении римской истории имели значение следующие виды ис-точников права: 1) обычное право; 2) закон; 3) эдикты магистратов; 4) деятель-ность римских юристов; 5) кодексы римского права.
Обычное право – это древнейшая форма образования римского права. Обычное право – неписаное право, восходящее к обычаям первобытного обще-ства. С развитием цивилизации возникает писаное право в такой его форме как закон, например, «Законы XII таблиц» (Vв. до н.э.). Законами были некоторые постановления народного собрания («Закон Петелия» и т.д.). К числу законов следует относить и постановления принцепцов (императоров). Эти постановле-ния носили название «конституции» и были четырех видов: а) эдикты – общие распоряжения, обращенные к населению; б) рескрипты – распоряжения по от-дельным делам; в) мандаты – инструкции императоров своим чиновникам; г) декреты – решения по поступающим на рассмотрение императора спорным де-лам.
Одним из видов источников права являлись эдикты магистратов. Эдик-ты (программные объявления) преторов, курульных эдилов и других должност-ных лиц (магистратов) содержали правила деятельности этих должностных лиц.
Источником права была и разнообразная деятельность римских юри-стов. Юристы составляли формулы различных частноправовых актов, давали советы относительно предъявления иска и порядка ведения возбужденного де-ла. Благодаря своему авторитету и глубокому пониманию римского права, про-фессиональные юристы (Лабеон, Прокул, Сабин и др.) оказывали серьезное влияние на развитие римского права.
Важнейшим источником права являлись кодексы римского права, осо-бенно кодекс византийского императора Юстиниана «Corpus inris civilis» (30-е годы Viв. н.э.). До нас дошло второе издание кодекса в 12 книгах, кроме того, до нас дошли так называемые «Новеллы» – постановления, принятые при жиз-ни Юстиниана. Кодификация Юстиниана представляла собой систематизацию правового материала, с устранением из него устаревших положений в духе тре-бований эпохи.
13. Римское право древнейшего периода
В истории
римского государства
– древнейший царский – от основания Рима его первым царем Ромулом до
изгнания последнего царя Тарквиния по прозвищу Гордый в 509 г. до н.э.;
второй период – республиканский – охватывает примерно пятивековую историю
(509-27 гг. до н.э.). И третий – имперский – распадается на два
подпериода: период принципата, когда принцепс (первый в списке сенаторов)
становится самой первой величиной в государстве и совмещает властные
функции многих высших должностей республики – главного жреца (понтифик),
главнокомандующего армией, трибуна и др., и период домината ( от dominus –
господин), который знаменует дальнейшую эволюцию властной и территориальной
структуры империи. Принципат датируется 27 г. до н.э. и 284 г. н.э.,
доминат охватывает период с 284 по 476 г.
Римское право по классовому содержанию было рабовладельческим. Оно
всемерно охраняло политические, имущественные и личные интересы
рабовладельцев, их неограниченное господство над рабами. Особенностью этого
права является тщательная регламентация института частной собственности.
Еще со времен Сервия Туллия утверждается как аксиома положение, что
квиритское право существует только для граждан Рима. В отношениях между
римлянами и чужестранцами действовало право народов (ius gentium).
Древнейшие нормы римского права отражали религиозные представления.
Эта связь с религией усматривается и в том, что в ту эпоху блюстители
культов понтифики являлись одновременно толкователями законов, были первыми
юристами. Большое значение придавалось формальным моментам, точному
соблюдению терминологии.
Древнейшим
источником права был
источник права вошел в обиход лишь после вступления в силу первой
кодификации правовых обычаев – законов XII таблиц. Полагают, что при их
составлении было изучено также афинское право. Законы XII таблиц,
составленные в Y веке до н.э., по существу представляли собой запись
обычного права. Писаные законы являлись крупной победой, вырванной плебеями
у патрициев.
Законы XII таблиц (451-450 гг. до н.э.) представляют собой краткие
изречения по различным вопросам правового общения и нормы, относящиеся к
отправлению правосудия, семейным отношениям, собственности, договорным
обязательствам и преступлениям. Законы были созданы и обнародованы по
настойчивому требованию плебеев, грозивших покинуть город и уже
предпринявших такую попытку, удалившись в знак недовольства и угрозы из
города.
14. . РИМСКОЕ КЛАССИЧЕСКОЕ ПРАВА. ПУБЛИЧНОЕ И ЧАСТНОЕ ПРАВО.
Римское право – право античного Рима, Римского государства рабовладельческой формации.
Право в объективном смысле – совокупность правовых норм, в субъективном смысле – право, принадлежащее субъекту права. Римские юристы не проводили такого различия. Они делили право на 2 части, различие которых проводилось путем противопоставления интересов государства и общества интересам отдельных личностей.
Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "История государства и права"