Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 22:02, шпаргалка
Завершение процесса централизации в Англии было связано с норманнским завоеванием 2 пол. XI в. во главе с герцогом Вильгельмом (повод – якобы завещание умершего английского короля Эдуарда. Притязания Вильгельма поддержал папа). В решающей битве близ Гастингса в октябре 1066 г. англосаксы потерпели поражение. Вильгельм стал королем Англии – Вильгельмом I Завоевателем (1066-1087).
Большинство земель англо-саксонской знати было конфисковано и передано норманнским баронам. Вильгельм составил себе обширный домен. 1086 г. – перепись населения (Книга Страшного суда), которая дала сведения о размерах владений и доходах вассалов короля. Единицей учёта служила уже не деревня, а манор. Многие крестьяне записаны как вилланы (держатели, находившиеся в поземельной зависимости).
16). Источники по истории средних веков V – XV вв.
История феодального общества Западной Европы отражена в многочисленных источниках, преимущественно письменных. Для изучения начальной стадии феодализма важны археологические памятники, а также памятники архитектуры, искусства, монеты и пр., дающие ценные сведения по истории средневекового сельского хозяйства, ремесла, строительства, денежного обращения и т. п.
Средневековые письменные источники распадаются на несколько видов: документальные материалы (публичные акты, частные акты, документы хозяйственного характера, административные, финансовые, военные и т. п. документы государственной власти), юридические памятники («правды», т.е. записи обычного права германских и других народов, кодексы гражданского, уголовного и церковного права, отдельные законы и указы, городские хартии, судебные протоколы, юридические трактаты), повествовательные источники (анналы, т.е. летописи, хроники, биографии, жития святых, переписка неофициального характера, публицистика), фольклор, литературные произведения и пр.
Из всех типов источников документальный материал обладает наибольшей достоверностью.
Источники по истории XI-XV вв. Новые виды источников. Поземельные описи и кадастры. Городские хартии и статуты корпораций. Записи феодального обычного права (кутюмы, зерцала, фуэрос). Развитие королевского законодательства: ордонансы. Папское законодательство. Византийские новеллы. Парламентское законодательство. Историко-мемуарные произведения.
17). Италия в VI – XII вв.
Италия не была единым государством, здесь исторически сложились три основные области — Северная, Средняя и Южная Италия, распадавшиеся, в свою очередь, на отдельные феодальные государства.
Пестрота политической карты Италии усложняла развитие феодальных отношений. В Северной и Средней Италии при лангобардах на протяжении VI—VIII вв. шел процесс становления феодальных отношений. В конце VII в. пахотные участки у лангобардов стали превращаться в аллод, фара - родовая община – начала разлагаться. В целом процесс феодализации в VII—VIII вв. развивался у лангобардов медленно в силу изолированности их поселений в Италии и длительного сохранения общинной организации и родовых отношений. Франкское завоевание (конец VIII в.) значительно ускорило процесс разорения свободных земледельцев и превращения их в зависимых держателей. Наряду с крепостными сохранялся слой лично свободных держателей, находившихся в поземельной зависимости от феодала и выполнявших в его пользу определенные повинности. Очень большую роль в Италии играло церковное землевладение.
В IX—XI вв. в Южной Италии еще не вполне сложилось феодальное поместье. Единый класс феодально зависимого и крепостного крестьянства еще не сложился.
Значительное повышение уровня развития производительных сил в сельском хозяйстве, появление в Северной и Средней Италии в сравнительно раннее время элементов товарно-денежных отношений, отделение ремесла от сельского хозяйства => новые города. Раннее развитие городов в Италии обусловило их раннее освобождение от власти феодальных сеньоров.
Беспрерывная междоусобная борьба итальянских феодалов, в которую вмешивались папы и германские короли, способствовала вторжениям в страну завоевателей. Однако в IX—XI вв. в Италии начался процесс формирования итальянской народности.
18). Италия в XIII – XV вв.
В XIII в. здесь завершается процесс личного освобождения крестьянства. Этому во многом содействовала политика городских коммун, которые специальными декретами объявляли отмену крепостного права на подчиненной им территории. При освобождении крестьяне теряли свое традиционное право пользования землей, что резко ухудшало условия их существования.
К концу XIII в. большинство крестьян Северной и Средней Италии были уже лично свободны. Часть их уходила в города, другая, более значительная часть, лишенная земли, превращалась в арендаторов, державших землю на разных условиях (медзадрия – испольщина).
Распространению движений протеста, часто принимавших форму религиозных ересей. Ереси охватывали разные слои населения, но более всего они были распространены в крестьянстве и среди городских низов (восстание Дольчино – 1304: отказ от имущества, ликвидация католической церкви).
В XIV в. в наиболее крупных и развитых городах-республиках Северной и Средней Италии начали зарождаться капиталистические отношения. Раннее по сравнению с другими странами появление капиталистических отношений является одной из важных особенностей средневековой Италии. Предпосылки: разложение цехового строя; личное освобождение крестьян и обезземеливание. Труд в основном был ручной, поэтому раннекапиталистическое производство называлось мануфактурой. Расцвет мануфактурного производства в итальянских городах вел к обогащению городской верхушки.
В связи с успехами ремесла и торговли, а позднее — зарождением раннекапиталистических отношений в городах Северной и Средней Италии заметно усиливается политическое влияние торгово-ремесленного населения — пополанов — и падает роль феодальных элементов — грандов.
Восстания наемных рабочих (1378 – Флоренция – чомпи).
После крушения завоевательских планов Фридриха I авторитет папства еще более возрос. Вступивший в этот период на папский престол Иннокентий III (1198—1216) развивал идеи папской теократии. Для осуществления своих теократических планов Иннокентий III и его преемники стремились, с одной стороны, подчинить своему влиянию ряд феодальных государств Европы, а с другой — усилить политические позиции в Италии, укрепив свое государство — Папскую область. С конца XIII в., с понтификата Бонифация VIII, международный престиж папства резко падает. Перенесение в 1309 г. папской резиденции в Авиньон означало фактическое подчинение папской курии французской политике и потерю папой контроля над феодалами и городами церковной области. Только к концу XV — началу XVI в. папам удалось восстановить власть над обширной территорией своего государства.
К к. XV в. укрепляются тиранические режимы в различных центрах Италии. Возникновение и укрепление тиранических режимов во Флоренции, Милане и других городах-государствах Северной и Средней Италии хотя и способствовало некоторой их внутренней централизации, но не нарушало царившей там политической раздробленности.
19). Категория «феод»
Феод – населённое крестьянами земельное владение, пожалованное господином – сеньором своему вассалу – подчинённому человеку, обязующемуся за владение феодом нести военную службу. Вассал приносил сеньору клятву верности.
Синонимом феода является термин «лен». Первоначально термин «лен» часто употреблялся в том же значении, что и бенефиций (то есть обозначал условное пожалование на срок). С XII века лен становится главным образом наследственным пожалованием, в первую очередь внутри класса феодалов, то есть принимает черты феода. В ходе ленных пожалований окончательно сложилась иерархическая система феодального землевладения в Германии, Англии, Франции и других государствах Западной Европы.
С развитием товарно-денежных отношений и падением значения феодального ополчения рыцарей обязательства вассала по отношению к своему сеньору трансформировались: вместо оказания личной военной службы держатель феода стал уплачивать определённую денежную ренту. Кроме того, возникли так называемые денежные феоды, когда рыцарям предоставлялась не земля, а денежное содержание. Это привело к отмиранию панцирных ленов, то есть земельных держаний, предоставленных под условием оказания личной военной службы сеньору.
Помимо земельного владения, в редких случаях феод мог представлять собой какое-либо право. Например, на сбор дорожной, мостовой, паромной пошлины или право собственности на имущество, попавшее на землю феодала.
20). Крестоносное движение
Крестовые походы представляли собой захватнические войны западноевропейских феодалов в странах Восточного Средиземноморья, продолжавшиеся почти два столетия — с 1096 по 1270 г. Их организатором являлась католическая церковь, которая придала им характер религиозных войн — борьбы христианства (символизируемого знаком креста) против мусульманства. Причины: 1. рост агрессивности феодалов со стремлением увеличения доходов; 2. католическая церковь – расширение сферы влияния.
Общий характер, непосредственные военно-стратегические задачи и состав участников крестовых походов на разных этапах были различны. Первые крестовые походы являлись широким военно-колонизационным движением европейцев на Ближний Восток (феодалы + крестьянство). Цели феодалов и крестьян в крестовых походах были различны. В крестовых походах активно участвовало купечество североитальянских городских республик (расширение позиций в левантийской (восточносредиземноморской) торговле).
С середины XII в. крестовые походы превращаются преимущественно в феодальные предприятия. С конца XII в. на первый план в них выдвинулось стремление к территориальной и торговой экспансии феодальных государств Западной Европы, их борьба с мусульманскими государствами Передней Азии и с Византией за преобладание в Восточном Средиземноморье. Религиозные мотивы постепенно утратили реальное значение, хотя формально и продолжали оставаться знаменем крестовых походов.
Вдохновителем, организатором и активным участником крестовых походов неизменно являлась католическая церковь во главе с папами.
К концу XIII в. крестоносное движение угасло. Главной причиной этого послужили социально-экономические и политические перемены в Западной Европе.
21). Культура Византии IV – XI вв.
На различных этапах культурного развития Византии в этом синтезе получали преобладание то восточные, то западные элементы. Не меньшее воздействие на культуру Византии оказало и своеобразие государственного строя империи. Сохранение в Византии централизованной империи и сильной императорской власти оказало большое влияние на идеологию и культуру Византии. Византийская империя сохранила государственные политические доктрины Рима и культ императора, что нашло отражение в различных сферах культурной жизни общества. В Византии при все возрастающем влиянии христианства все же никогда не затухало и светское художественное творчество. Культ империи и императора давал импульс как развитию придворной столичной культуры, так и сближению светской и церковной идеологии.
Становление культуры Византии
происходило в обстановке глубоко
противоречивой идейной жизни ранней
Византии. Это было время складывания
идеологии византийского
В ранневизантийский период христианская ученая литература достигает высокой степени утонченности, соединяя изящество формы с глубоким содержанием. В христианской философии этой эпохи возвышается фигура выдающегося мыслителя, теолога и философа Псевдо-Дионисия Ареопагита. Его религиозно-философская система соединяет неоплатонизм с христианством. VI век был богат выдающимися историческими сочинениями (Прокопий Кесарийский, «Тайная история»).
В VI – VII в. византийские художники сумели создать свой собственный стиль в искусстве. С этого времени Константинополь превращается в православный художественный центр средневекового мира. Бурное строительство в городах ранней Византии стало мощным стимулом развития архитектуры (храм св. Софии в Константинополе, 532-537). Мировое признание в средние века получили произведения художественного ремесла и прикладного искусства Византии.
В середине VII в. завершается первый этап развития византийской культуры и идеологии. К этому времени окончательно складывается христианская догматика. С 1 ¼ VIII в. богословские и идейные споры вспыхивают с новой силой, приняв на этот раз форму иконоборчества (тезис о неописуемости и непознаваемости божества).
В VIII - 1 пол. IX в. усиливается влияние религиозной идеологии на византийскую литературу, особую популярность приобретают такие литературные жанры, как жития святых и литургическая поэзия.
С Х в. наступает новый этап истории культуры Византии. С этого времени начинается известная стабилизация общественного сознания, завершается систематизация христианского богословия. Происходит обобщение и классификация всего достигнутого в науке, богословии, философии, литературе. В византийской культуре Х в. был связан с созданием обобщающих произведений энциклопедического характера.
Важное место в художественном творчестве Византии занимала народная литература. Становление и развитие ее приходятся на IX—XII вв. В IX-Х вв. большое распространение в империи получают так называемые «акритские песни» и воинские повести, прославляющие подвиги органичных воинов-акритов.