Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 22:02, шпаргалка
Завершение процесса централизации в Англии было связано с норманнским завоеванием 2 пол. XI в. во главе с герцогом Вильгельмом (повод – якобы завещание умершего английского короля Эдуарда. Притязания Вильгельма поддержал папа). В решающей битве близ Гастингса в октябре 1066 г. англосаксы потерпели поражение. Вильгельм стал королем Англии – Вильгельмом I Завоевателем (1066-1087).
Большинство земель англо-саксонской знати было конфисковано и передано норманнским баронам. Вильгельм составил себе обширный домен. 1086 г. – перепись населения (Книга Страшного суда), которая дала сведения о размерах владений и доходах вассалов короля. Единицей учёта служила уже не деревня, а манор. Многие крестьяне записаны как вилланы (держатели, находившиеся в поземельной зависимости).
22). Культура Византии XI – XV вв.
В XI—XII вв. в византийской культуре происходят серьезные мировоззренческие сдвиги. Рост провинциальных городов, подъем ремесла и торговли, сближение с Западом при Комнинах не могли не отразиться и на культуре. Развитие культурного общения со странами Европы и арабским миром - все это приводит к обогащению византийской культуры и крупным переменам в мировоззрении византийского общества. В XI—XII вв. в Византии вновь возрождается жанр «историй».
Наряду с религиозными гимнами развиваются светская любовная лирика и обличительная сатирическая поэзия. Изменяются этические воззрения. Заметно меняется творческая позиция художников. На смену пассивному преклонению перед церковно-догматическим отображением мира постепенно приходит осознанное восприятие художником реальной действительности.
В XII в. в Византии возрождается старый литературный жанр позднеантичного романа. Почти одновременно появляется ряд романов, прозаических , поэтических, основанных на античном сюжете. От своего античного прообраза византийский роман отличается замедленным развитием событии, углублением символизма и обилием аллегорий, дублированием эпизодов, наличием натуралистических подробностей. Мотивы отрицания, критики общественного строя с его унификацией и канонизацией культурных ценностей. Расцвет переживает народная литература разных жанров
В XIV – 1 пол. XV в. византийская живопись переживает кратковременный, но яркий расцвет («Палеологовское Возрождение»). Он характеризуется стремлением художников выйти за рамки установленных канонов церковного искусства, обратиться к изображению не отвлеченного, а живого человека.
Упадок Византийского государства в XV в. отрицательно сказался на развитии византийской культуры.
23). Международные отношения в Европе в XI – XV вв.
На протяжении XI—XV вв.
в Европе складывается определенная
система международных
В XI—XIII вв. расширялись и укреплялись связи между странами Европы и Востока.
В XIV—XV вв. главное место в международной политике занимают теперь отношения и конфликты между наиболее централизованными к этому времени западноевропейскими государствами — Англией, Францией, Кастилией, Арагоном. Столетняя война (1337-1453).
Связи с многочисленными славянскими племенами и народами, занимавшими обширные территории в Южной, Восточной и отчасти Центральной Европе: Польша (1410, Грюнвальдская битва – конец немецкой экспансии на восток), Чехия (гуситское движение, 1419-1434), борьба Болгарии и Сербии против турецкой агрессии.
24). Падение Западной Римской империи и образование варварских королевств
В IV—V вв. Римское государство находилось в состоянии глубокого упадка, вызванного кризисом рабовладельческого строя. Период с IV до VII вв. – Великое переселение народов: усиление натиска на границы Римской империи. Причины: углубление имущественного и социального неравенства в среде варварских племен; стремление к умножению богатств, к захвату земель и военной добычи; рост населения. Исходный толчок к «Великому переселению народов» – передвижения гуннов (выходцы из Азии).
Вестготы, опасаясь гуннского нападения, перешли через Дунай на территорию Римской империи и в 376 г. были поселены римским правительством в Мезии в качестве федератов — союзников империи. Не обеспечивались продовольствием => восстание (+ другие германские племена). 378 г. – битва при Адрианополе. 395 г. – Аларих – провинция Иллирия. В 410 г. Рим был взят вестготами и разграблен.
В 476 г. император Западной Римской империи Ромул Августул был свергнут предводителем варварских наемников — Одоакром – падение Западной Римской империи. Императорская власть на Западе прекратила свое существование, и основанные на ее территории варварские королевства не только по существу, но и формально приобрели самостоятельность.
К к. V в. сложилось несколько варварских государств: Вандальское, Вестготское, Свевское, Бургундское, Франкское и государство Одоакра в Италии. Другие племена не имели собственной государственности. Наиболее жизнеспособным оказалось Франкское государство.
После образования варварских государств в обществ строе варваров еще много первобытного, сохраняются пережитки родов связей. Еще сильны догосударственные институты власти и правосудия. Но в целом государство все больше отдаляется от народа. Армия по-прежнему представляет собой народное ополчение с дружиной коннунга во главе.
25). Проблема происхождения
феодального общества в
Феодализм как научный термин входит в употребление в раннее Новое время. С самого начала не было единства в его употреблении. Проблема происхождения феодализма возникла одновременно с самим этим понятием. Во Франции в XVIII в. сложились 2 теории: «германистическая» теория (феодализм сложился в результате германских завоеваний) и романистическая теория (продолжалось непрерывное развитие римских традиций, носителями которых являлось трудолюбивое галло-римское население).
В начале XIX в. германистическая теория пользовалась преобладающим влиянием. «Романистическая» теория в первой половине XIX в. не пользовалась влиянием. Зато возникла и быстро приобрела популярность теория генезиса феодализма в процессе германо-романского синтеза (Савиньи). Историки О. Тьерри и Ф. Гизо, признавая факт германского завоевания и его плодотворность, они указывали также на воздействие в процессе феодализации романских традиций – римского права, муниципального строя, христианской церкви, монархического принципа. С германским завоеванием они связывали и возникновение двух основных «классов» будущего феодального общества – дворян (потомков завоевателей-германцев) и «третьего сословия» – крестьян и горожан (потомков галло-римлян).
Во 2 пол. XIX в. – общинная (марковая) теория Г.Л. Маурера (решающая роль – переход от аграрного строя свободной общины к господству крупной феодальной вотчины). Эти взгляды в основном разделяли и сторонники классической вотчинной теории (основной акцент на возникновении вотчины).
Дальше других в формулировке четких, однозначных определений феодализма пошла марксистская историческая мысль, одновременно наполнив старый термин новым содержанием. Под знаком марксизма шло развитие отечественной науки на протяжении почти всего 20 в. Немало последователей марксистской методологии нашлось и в других странах. Марксизм включил феодальный способ производства в свою стадиально-типологическую схему социальной эволюции человечества (первобытно-общинный строй – рабовладение – феодализм – капитализм – коммунизм). Основой феодальной общественно-экономической формации была признана собственность феодалов на средства производства, в первую очередь на землю, и неполная собственность на работника производства, крестьянина. Вместе с тем констатировалось наличие, наряду с феодальной собственностью, частной собственности феодально-зависимого крестьянина на свои орудия труда и личное хозяйство, – равно как и сосуществование в рамках феодальной формации нескольких социально-экономических укладов.
В середине 1870-х годов Ф. де Куланж возродил «романистическую» концепцию генезиса феодализма во Франции: единственный источник феодального аграрного и социального строя – позднеримские институты и прежде всего римскую рабовладельческую виллу, из которой появились вотчины.
«Критического» направление сняло вопрос об экономических и социальных сдвигах, лежавших в основе процесса феодализации. Определяющую роль в нем они отводили политике государства. В противовес теориям «скачка» («цезуры») при переходе от античности к средневековью А. Допш пытался обосновать теорию непрерывного развития («континуитета») римских и германских традиций (почти одинаковых в его представлении) в этот период.
С конца 40-х годов XX в. два направления: продолжает развивать идеи «критического» направления; второе уточняет и кое в чем видоизменяет концепцию А. Блока (община – первичное социальное явление, присущее всем народам, вотчина – вторична).
26). Раннее Возрождение и гуманизм в Италии XIV – XV вв.
Ранние капиталистические отношения прежде всего зародились и стали развиваться в Италии => начала формироваться и раннебуржуазная культура, получившая название «Возрождение».
Идейное содержание культуры Возрождения, выразившееся в научных, литературных, художественных, философских, педагогических взглядах, обычно обозначается термином «гуманизм»: человек в центре мировоззрения гуманистов – антропоцентрический принцип. Светский характер, индивидуализм. Идеал личности раннего гуманизма включал в себя и гражданские добродетели, предполагал, что эта личность должна служить пользе общества и государства.
Развитие науки и техники, начало производства книг (1445 – Гуттенбург, Германия). Изучение античной культуры.
Литература. Данте Алигьери – «Божественная комедия» - энциклопедия знаний средневековья. Первыми гуманистами в подлинном смысле этого слова были итальянские писатели Петрарка (сонеты Лауре и др.) и Боккаччо (новеллы «Декамерон» - высмеивал духовенство).
Искусство. Светский дух. Джотто, Мазаччо (живопись). Открытие в XV в. законов перспективы. Донателло (скульптура). Бруннелески (архитектура).
Со времени Петрарки и Боккаччо гуманистическое просвещение стало быстро распространяться по всей Италии. Во Флоренции, Риме, Неаполе, Венеции, Милане появились кружки гуманистов. Особенно выделялась в этом отношении Флоренция (Медичи).
Эта культура с начала XV в. оказывает влияние на культурную жизнь других стран Западной Европы, где развитие городов, накопление в руках городской верхушки (главным образом купечества) больших состояний подготовляют почву для возникновения в недалеком будущем раннебуржуазной культуры и гуманистического мировоззрения.
27). Северная Европа в IX – XI вв.
IX – сер. XI вв. – «эпоха викингов». Широкая экспансия. В Скандинавии усиление распада родоплеменных отношений и зарождение предпосылок для возникновения первых государств. Сдвиги в материальной и духовной культуре. Развертывается внутренняя колонизация. Новые типы быстроходных и маневренных кораблей.
Экспансия на протяжении IX в. в Северную Германию, Францию, Англию. К 930 г. норвежцы заселили Исландию, вече – альтинг, первые законы. Признаки государства еще отсутствуют. В 80-е гг. Х в. исландцами и норвежцами открыта Гренландия, острова у побережья Северной Америки. В к. Х – нач. XI в. – подчинение Англии – держава Кнута Великого (1016-1035).
В Дании, Швеции и Норвегии
долго сохранялись пережитки
родовых отношений и
Основная масса населения – свободные – бонды. Складывание классового общества шло медленно. Большую роль играли органы местного самоуправления – тинги. Походы викингов ускорили процесс классообразования и складывание государства. Власть недостаточно прочная.
Королевская власть опирается на христианскую церковь – в к. Х – нач. XI в. – христианизация, однако язычество не было окончательно сломлено и в XII в.
28). Скандинавские страны в XII – XV вв.
Прекращение походов викингов – ослабло влияние племенной знати. Земля концентрируется в руках служилой знати + духовенство + «сильные люди» и «могучие бонды» из свободных. В теч. XII и XIII вв. крестьяне превращаются в держателей наделов. Короли – крупнейшие землевладельцы. Право сбора налога – пожалование.
Норвегия. Гражданские войны (посл. ¼ XII – нач. XIII в.). Борьба претендентов на престол – восстание биркебейнеров (1177, Сверрир): крестьяне и служилая знать. Укрепление королевской власти в XIII в. – король Магнус Законодатель: 1274 – первый общенорвежский свод права. Повинности в пользу государства. Феодализм развит слабее остальных Скандинавских стран.
Швеция. Много независимых крестьян. Складывается служилое сословие. В процессе борьбы укрепляется положения ярла – правительства королевства и начальниками ополчения. Укрепление королевской власти сопровождается введением постоянных налогов и ухудшением положения бондов.
Дания. В теч. XII в. – междоусобная война, но король Вальдемар I (1157-1182) усилил власть союзом с церковью. Со 2 пол. XII в. – рыцарское войско из средних и мелких феодальных землевладельцев – опора королевской власти. Покорение балтийских славян, захваты в Северной Германии.