Шпаргалка по "Истории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 22:02, шпаргалка

Описание работы

Завершение процесса централизации в Англии было связано с норманнским завоеванием 2 пол. XI в. во главе с герцогом Вильгельмом (повод – якобы завещание умершего английского короля Эдуарда. Притязания Вильгельма поддержал папа). В решающей битве близ Гастингса в октябре 1066 г. англосаксы потерпели поражение. Вильгельм стал королем Англии – Вильгельмом I Завоевателем (1066-1087).
Большинство земель англо-саксонской знати было конфисковано и передано норманнским баронам. Вильгельм составил себе обширный домен. 1086 г. – перепись населения (Книга Страшного суда), которая дала сведения о размерах владений и доходах вассалов короля. Единицей учёта служила уже не деревня, а манор. Многие крестьяне записаны как вилланы (держатели, находившиеся в поземельной зависимости).

Файлы: 1 файл

Шпора по средним векам.doc

— 353.00 Кб (Скачать файл)

Относительно слабость городов.

1397 – Кальмарская уния – Дания, Швеция и Норвегия.

Проводимая королевской  властью политика централизация  не имели прочных успехов. Реальная власть в Скандинавии в XIV в. – крупные феодалы. Ухудшение положения крестьян. Ущемление самостоятельности Швеции и Норвегии датскими правителями. Сильная оппозиция в Швеции – восстание Энгельбректа Энгельбректссона (1434-1436). Возникает шведское сословное представительство – риксдаг.

 

29). Социально-политические  процессы в Римской империи  в III – V вв.

Постепенный экономический  упадок, особенно заметный в западных провинциях империи, был обусловлен кризисом рабовладельческого способа  производства, начавшимся в Римской империи еще в конце II в. н.э. Незаинтересованность рабов в результатах своего труда препятствовала техническому прогрессу. Рост крупного землевладения вел к падению производительности. Рабов сажают на землю, дают некоторое имущество – пекулий. Положение рабов непрочное.

Большое значение в экономике – колонат. Колоны (мелкие держатели земель крупных и средних землевладельцев) выплачивали оброки и несли иногда некоторые другие натуральные повинности в пользу собственников земли, но оставались полноправными свободными людьми. Мелкие прекаристы – свободные держатели земельных участков, получавшие их в пользование на различных условиях от крупных землевладельцев на сроки, ими устанавливаемые.

Вместо латифундий появляются виллы, разбитые на мелкие участки — парцеллы, которыми наделялись рабы, колоны и проч. Распространяется эмфитевзис – вечная аренда на частных землях (небольшая фиксированная плата, налоги).

Кризис рабовладельческого строя сказался на политических и  юридических учреждениях и идеологии римского общества. Власть императора неограниченная. Значение сената окончательно упало. Выросший военно-бюрократический аппарат обладал всей полнотой власти в центре и на местах (главная задача – налоги). Прежняя автономия городов исчезла. Значительно увеличилась численность армии, ядром которой стали варвары-наемники. Миланский эдикт 313 г. – христианство как религия признано равноправным с языческими культами. Вскоре христианство стало господствующей религией в империи.

395 г. – разделение империи на две части — Западную и Восточную. Фактически самостоятельные государства.

 

30). Социально-политический  и хозяйственный уклад германских  племён в IV – VI вв.

Основной хозяйственной  ячейкой у германцев была община. Обычно различают три последовательно  сменявшие друг друга формы общины: 1) кровнородственную, 2) земледельческую и 3) соседскую (или марку). Главная отрасль – скотоводство. В I—II вв. н. э. распространился плуг с железным лемехом. С развитием производства возникает обмен между отдельными племенами. Германцы вели торговлю, хотя и незначительную по объему и с соседними народами.

Зарождалась социальная дифференциация: рабы (из пленных) – «патриархальное рабство». Из общей массы свободных общинников выделилась родовая знать. Особенно быстро развивалось имущественное неравенство среди германских племен, населявших пограничные с римскими провинциями территории. Высшая власть оставалась за народным собранием, которое решало вопросы войны, мира и другие важнейшие дела, избирало старейшин и военных вождей племени, творило суд в соответствии с обычаями племени. Большое значение приобрел совет старейшин, которые решал менее значительные дела самостоятельно. Военный вождь командовал ополчением во время войны. Он избирался по принципу пригодности, но практически в большинстве случаев — из круга знатных семей.

У некоторых германских племен складывался новый орган  власти, — королевская власть. Король, стоявший во главе племени, выполнял те же функции и имел те же права, что и старейшина племени. Но часто он выполнял одновременно и функции военного вождя. Власть короля была ограничена народным собранием и советом старейшин.

Жрецы и прорицательницы особого слоя не составляли. Военные дружины – постоянные военные отряды вождей и знатных людей.

Важным средством социально-политического  возвышения знати было восприятие германцами христианства.

 

 

31). Социальные движения  развитого средневековья

Изменения в экономической  и политической сфере средневекового общества повлекли за собой рост социальных движений в странах Западной Европы.

Франция. Альбигойские войны – крестовые походы 1209-1229 (с перерывами) на юг Франции против альбигойцев по инициативе папства против ереси. Ересь приобрела антифеодальную и антицерковную направленность. Горожане и крестьяне + рыцари и знать. Удар по экономическому могуществу южных городов. Усиление в н. XIV в. королевской власти сопровождалось процессом оформления сословий и ростом их политической активности: образование Генеральных штатов. В период Столетней войны – Парижское восстание 1356-1358 гг., глава – Этьен Марсель: «великий ордонанс» (ограничение королевской власти и создание нового представительного совета из 36 членов, по 12 от каждого сословия). В мае 1358 г. – Жакерия - крестьянское восстание. Причина: увеличение поборов. Разгром Жакерии ускорил конец Парижского восстания. В 70-80-е гг. XIV в. – волна народных антиналоговых восстаний (города). Результат: до н. XV в. не повышались налоги. 1413 г., Париж – внутригородские противоречия – кабошьены. Требования: прекращение междоусобицы, снижение налогов, упорядочение их взимания. На втором этапе – борьба низов с городской верхушкой.

Англия. Военные неудачи Иоанна Безземельного вызвали недовольство баронов, которое переросло в мятеж. 1215 г. – Великая Хартия вольностей: в основном интересы крупных феодалов, охрана прав рыцарей и горожан, даже имущество крестьян. В 1258 г. – политический конфликт (ущерб интересам рыцарей и горожан). 1259 г. – «Вестминстерские провизии»: защита рыцарства, верхушки города, свободного крестьянства от произвола чиновников и короля. Гражданская война. Результат: возникновение сословного представительства – парламента (1263-1267). Оформление сословной монархии. Втор. пол. XIV в. – недовольство «рабочим законодательством». Усложнение социальной борьбы. Новые социальные противоречия: «старшие» и «младшие» цехи, между мастерами и подмастерьями. Восстание Уота Тайлера (1381) – крупнейшее антифеодальное восстание крестьян. Причины: ухудшение положения осн. массы крестьянства в связи с усилением крепостнического гнёта + рабочее законодательство. Главы: У. Тайлер и Д. Болл. Майл-Эндская программа (умеренная): отмена крепостного права, барщины, установление единообразной и умеренной денежной ренты, свободы торговли и амнистии участникам восстания. Смитфилдская программа (радикальная): возврат крестьянам отнятых у них общинных угодий, отмена статутов о рабочих, ликвидации дворянских привилегий и уравнения всех сословий, секуляризации церковных и монастырских земель и раздела их между крестьянами. Подавлено. Результат: смягчено «рабочее законодательство», ускорено освобождение крестьян от крепостной зависимости, барщина была заменена денежной рентой (оброком). 1450 г. – восстание Джека Кэда (крестьяне, рыцари и горожане). Требования: облегчение налогов, прекращение вымогательств, прекращение давления баронов на выборах, отмена «рабочего законодательства». Подавлено.

Германия. В XII-XIII вв. крестьянские восстания носят локальный характер. В XIV-XV вв. – многообразие крестьянских выступлений: 1336-1339 – Ю-З Германия – движение армледеров (против городских ростовщиков, но не вылилось в антифеодальное). Нач. XV в. – вооруженная борьба с надеждой создания крестьянского государственного объединения. Оппозиционное движение в XIV-XV вв. – особая острота в городах. Против засилья патрициата.

Флоренция. 1378 г. – восстание чомпи. Требования: повышение зарплаты на 50%, участие в управлении государством; организация нового цеха наёмных рабочих; ликвидации должности «чужеземного чиновника». Создали правительство «8 святых божьего народа». Разгром.

 

 

 

32). Средневековая культура Западной Европы V-XI вв.

Характерно господство религиозных взглядов. Решающее влияние на ее формирование оказали, с одной стороны, унаследованное от старого мира христианство, с другой — культурное наследие варварских народов. Идейное руководство церкви. Объективно она выражала интересы господствующего класса и усиленно насаждала такие черты мировоззрения, которые могли помочь сгладить социальные противоречия. Теоцентризм. Символизм. Конец Римской империи и начало средневековья ознаменовались общим падением культуры.

Популярные духовные гимны, литургические пьесы, рассказы о жизни и чудесных делах святых и мучеников. Распространение письменности, для обслуживания церкви. Многие теологи раннего средневековья при разработке догматов веры широко использовали позднеримскую философию — неоплатонизм. Стремление согласовать христианскую идеологию с традициями античной культуры проявилось в деятельности Боэция. Античное наследие было воспринято лишь в обедненном виде. Выше всех наук ставился авторитет Священного писания и «отцов церкви».

Особенно отрицательно сказалось господство церковно-религиозного мировоззрения на изучении природы  и человека. Непосредственное реалистическое восприятие мира в искусстве и литературе этого периода часто облекалось в форму символов и аллегорий.

Господствующей феодально-церковной культуре противостояла народная культура. Большое место занимали героические песни и сказания о военных походах, битвах и сражениях, прославлявшие доблесть вождей и героев. Наиболее типичны в этом отношении ирландские саги, повествующие о герое Кухулине — защитнике слабых и угнетенных. Устное народное творчество легло в основу англосаксонской эпической поэмы о легендарном герое Беовульфе (н. Х в.).

К. VIII — н. IX в. – «Каролингское возрождение» - некоторый подъем феодально-церковной культуры.

 

33). Средневековая культура  Западной Европы XI – XV вв.

С возникновением в X—XI вв. городов как центров ремесла  и торговли начался новый этап в истории средневековой культуры. Усилилось стремление к светскому образованию. «Городская культура», которая корнями уходила в народную культуру. Возрождение интереса к античному наследию. Со 2 пол. XIII в. по мере развития в городах социальных противоречий городская культура утратила свою однородность.

Важным элементом подъема культуры и образованности в XI— XII вв. явились городские школы. Развивается своеобразная специализация школьных центров. В XII—XIII вв. начинает складываться высшая школа — университет. Католическая реакция.

В ходе философских споров зародились главные направления средневековой схоластики. В развитии схоластики различаются три периода: ранний (XI—XII вв.), период ее расцвета (XIII в.) и упадка (XIV— XV вв.). Основным вопросом, по которому велись споры в схоластике, был вопрос об отношении знания к вере (Абеляр, Фома Аквинский).

Развитие опытного знания (XIII в., Роджер Бэкон).

XII—XIII вв. расцветает  латиноязычная литература с ярко  выраженными светскими тенденциями, особое место – творчество вагантов. В XI—XII вв. окончательно оформился и был записан на народных языках героический эпос, существовавший до этого только в устной традиции («Песнь о Роланде»). XI-XII вв. – рыцарская литература (поэзия трубадуров), которая способствовала обмирщению средневековой культуры, возникновению интереса к личности человека и его чувствам. В середине XII в. в городе возникает жанр реалистической стихотворной новеллы, сатирический эпос («Роман о Лисе»).

В архитектуре вырабатывается новый стиль – романский. Он опирался на традиции римского и византийского зодчества и применялся в строительстве церковных и крепостных сооружений. Со 2 пол. XII в. на Западе, прежде всего в Северной Франции, появляется архитектура иного стиля – готического. Характерная черта – устремление всего здания ввысь.

В XIII в. заметно постепенное  нарастание реалистических тенденций в скульптуре.

В XIV—XV вв. церковь постепенно утрачивает господство в духовной жизни  общества, чему способствовали распространение  ересей, упадок схоластики, потеря ею ведущих позиций в области образования. Университеты частично освобождаются от папского влияния. Важной особенностью культуры этого времени является преобладание литературы на национальных языках. Изобразительное искусство этой поры характеризуется дальнейшим усилением в живописи и скульптуре реалистических форм.

Крестьянская литература, возникновение которой относится  к XIII—XIV вв.. была представлена прежде всего народными песнями (любовными, эпическими, застольными, бытовыми).

В XIV—XV вв. в архитектуре  большинства стран Европы продолжал  господствовать готический стиль в виде изощренной так называемой «пламенеющей» готики.

В изобразительном искусстве  большого расцвета достигает миниатюра.

 

 

 

 

 

34). Средние века: проблемы  восприятия и содержания

История средних веков  охватывает длительный период, насыщенный многообразными событиями. Он ознаменовался возникновением и развитием новых форм экономической и общественно-политической жизни.

Термин «средние века»  возник в Италии в XV-XVI вв. в кругах гуманистов. На разных этапах развития исторической науки в это понятие вкладывали различное содержание. Историки XVII-XVIII вв. считали средние века периодом глубокого культурного упадка в противовес высокому взлету культуры в античном мире. В современности «средние века» можно рассматривать как традиционное деление исторического материала.

Марксистские авторы, рассматривая исторический процесс  как закономерную смену общественно-экономических формаций, понимают средние века как время возникновения, господства и упадка феодальной общественно-экономической формации, сменившей рабовладельческий строй, а затем в новое время уступившей место капитализму. Рассматривая формацию в диалектике всех этапов ее развития, можно говорить, что по своей сущности средневековая эпоха была феодальной.

Российская и мировая  медиевистика считают началом Средневековья крушение Западной Римской империи в конце V века. Относительно конца Средневековья у историков нет единого мнения. В последние годы отечественная медиевистика относит окончание периода Средневековья к концу XV — началу XVI веков. Однако любая периодизация Средневековья носит условный характер.

Информация о работе Шпаргалка по "Истории"